Конструкт урока литературного чтения по производственной практике
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования (пробные уроки)»
Студентки группы 36
Протяновой Евгении Александровны
Дата: 05.02.2020г
ОУ: МАОУ СОШ №38
Класс: 4 «Б»
УМК: «Школа России»
ФИО учителя класса: Людмила Алексеевна
ФИО методиста: Кадочникова Ольга Владимировна Подпись____________
Тип урока: Открытие нового знания и способов действий
Тема урока: М.М.Зощенко «Ёлка»
Планируемый результат:
● Личностный: обучающиеся демонстрируют навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных ситуациях, уважительное отношение к учителю и сверстникам, нравственно-этическое оценивание, определяют главную мысль произведения.
● Метапредметный: обучающиеся демонстрируют Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, целеполагание, планирование; контроль, коррекция, оценка; осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению); Познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство; анализ, установление причинно-следственных связей, смысловое чтение); Коммуникативные УУД (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками; сотрудничают с учителем и одноклассниками, в устной форме строят речевые высказывания, высказывают свое мнение, проявляют умение слушать и понимать других); Личностные УУД (положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, самоопределение, самооценка, осуществляют самоопределение к теме урока; нравственно-этическое оценивание)
● Предметный: обучающиеся демонстрируют умения работать с текстом (определяют главную мысль, последовательность, выразительно осознанно и бегло читают текст, анализируют текст), умение находить синонимы и антонимы к незнакомым словам; знания о творчестве М.М.Зощенко.
Цель урока: Развитие умения искать и выделять нужную информацию посредством знакомства с произведением Михаила Михайловича Зощенко “Ёлка”
Задачи:
● Воспитательная: способствовать формированию навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных ситуациях, уважительного отношения к учителю и сверстникам, нравственно-этическое оценивания, определять главную мысль произведения.
● Развивающая: способствовать развитию Регулятивных УУД (волевая саморегуляция, целеполагание, планирование; контроль, коррекция, оценка; осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению); Познавательных УУД (формулирование познавательной цели, анализ, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство; анализ, установление причинно-следственных связей, смысловое чтение); Коммуникативных УУД (умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками; сотрудничают с учителем и одноклассниками, в устной форме строят речевые высказывания, высказывают свое мнение, проявляют умение слушать и понимать других); Личностных УУД (положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, самоопределение, самооценка, осуществляют самоопределение к теме урока; нравственно-этическое оценивание)
● Образовательная: развивать умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность, осознанно и бегло читать текст), умение находить синонимы и антонимы к незнакомым словам; расширяют знания о М.М.Зощенко.
Принципы обучения и воспитания:
· Принципы обучения:
ü Принцип сознательности и активности;
ü Принцип наглядности;
ü Принцип систематичности и последовательности;
ü Принцип научности.
● Принципы воспитания:
ü Создание положительного эмоционального подъёма;
ü Воспитание через взаимодействие.
Методы обучения и воспитания:
● Методы обучения:
ü Беседа
ü Объяснение
ü Художественное слово
ü Рассказ
ü Упражнение
ü Создание ситуации успеха
● Методы воспитания:
ü Педагогическое требование
ü Поощрение
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерством образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 31 декабря 2015г.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015)
3. Рабочая программа по литературе 1-4 класс (ФГОС НОО) (утв. Директором школы Миколенко С.В. от 30 августа 2019 г.
4. Литературное чтение 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением в электронном носителе. В 2 частях/ 2 часть Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г и др. – 3-е издание – М. «Просвящение» 2015г (Школа России) - ISBN: 978-5-09-032088-7.
5. Литературное чтение. 4 класс. Поурочные планы к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого - М.: 2016 - 430 с.
Оборудование:
● Демонстрационное: доска, мультимедийная презентация, аудиозапись, плакат, выставка книг
● Индивидуальное: карточка с таблицей, карточка с заданием, учебник, шарики для рефлексии, конвертики со словами.
Структура урока:
● · Мотивационный этап
● · Актуализация знаний
● · Выявление проблемы
● · Решение проблемы
● · Первичное закрепление
● · Инструктаж о дз
● · Рефлексия
Макет доски:
|
5 февраля Классная работа
|
Ход урока
Этап урока, задача |
Методы, приемы |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемый результат |
||||||||||||||||||||||||
Организационно-мотивационный этап Задача: собрать внимание детей, настроить детей на учебную деятельность |
Педагогическое требование, поощрение, беседа, худ.слово, формирование готовности к восприятию, демонстрация |
- Добрый день, ребята. Меня зовут Евгения Александровна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. - Давайте проверим готовность к уроку. На ваших партах должно лежать: учебник, пенал Я рада видеть каждого из вас И пусть в окно зима прохладой дышит, Нам будет здесь уютно и тепло Ведь весь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. -Ребята, для того чтобы проверить какие вы внимательные и сообразительные, я предлагаю вам выполнить одно интересное задание. Для его выполнения вам понадобится простой карандаш. -Приготовьте его, пожалуйста! Кто приготовил руку на локоток. -Перед вами записан набор букв, ваша задача среди всех этих букв найти и подчеркнуть карандашом, одной линией слова, которые подскажут нам, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. кёлкайтснегывц (елка, снег) щэморозйфяпургаж (мороз, пурга) -Кто выполнил глазки на меня. -Давайте проверим, как вы выполнили задание. -Посмотрите на слайд, на нем будет появляться слово, если вы сумели его найти - поднимите правую руку, если нет - левую руку. -А сейчас прочитайте эти слова про себя и подумайте, что их объединяет? (все связано с зимой, явление природы, погода) -А теперь подумайте, какое слово из них лишнее? Почему? (лишнее слово Ёлка, так как она живая природа, а все остальные слова означают неживую природу; елка- это дерево, а все остальные слова обозначают явление природы) -Совершенно, верно! - Какие ассоциации у вас возникают когда вы слышите слово ёлка? (праздник, подарки, снег, хвоя, Дед Мороз…) -Спасибо за ваши ответы! -Совсем недавно был всеми любимый праздник – Новый год. Я очень сильно люблю этот праздник, предновогоднюю суету, украшать комнату, а главное - наряжать елку. Хоть Новый год уже прошел, я уверена, что многие из вас тоже любят украшать елку, думаю, именно поэтому итогом нашего урока будет ярко украшенная елка, но при одном условии, что все задания мы будем выполнять дружно, активно и качественно. -А для того, чтобы выполнить следующее задание нам необходимо вспомнить предыдущие уроки. |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД: волевая саморегуляция Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные УУД: положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность |
||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний, постановка проблемы Задача: актуализировать знания о произведениях, поставить задачи и цель урока; Расширять знания о биографии и творчестве М.М.Зощенко |
Создание ситуации успеха, беседа, стимулирования занимательным материалом, упражнение, поощрение, рассказ, демонстрация |
-Как называется раздел, с которым вы работали на протяжении нескольких уроков? (Страна детства) -Отвечаем по поднятой руке! -О чем этот раздел? (о детских поступках/приключениях) -С какими произведениями, и каких, авторов мы уже познакомились? (Борис Степанович Житков «Как я ловил человечков», Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками») -Как вы думаете, почему эти произведения объединены в один раздел? (Все произведения раздела "Страна детства" объединяет то, что героями этих произведений оказываются дети. Мальчики и девочки, которые живут своей жизнью, радуются своим детским радостям и шалят, постоянно попадая в смешные и поучительные истории) -Предположите, о чем будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (о детях, которые попали в какую-то ситуации; о поступках/приключениях детей;) -Молодцы! - А для того, чтобы узнать имя автора, с чьим произведением мы познакомимся, я предлагаю вам выполнить следующее задание. -Посмотрите внимательно на экран, найдите среди буквенного текста слова и определите имя и фамилию автора нового произведения. КЁЛМИХАИЛТЫВЦ ЩЭЗПУЗОЩЕНКОТОЬЖ -Те, кто нашел, глазки на меня! -......, назови мне имя автора, которое ты нашел. -Поднимите руки у кого, так же. -......., назови мне фамилию автора. -Поднимите руки, кто согласен. -Молодцы! -Мы с вами выполнили два аналогичных задания, для того чтобы узнать тему нашего урока. -Поднимите руки, те, кто может сказать тему нашего урока? -Тема: Михаил Михайлович Зощенко «Ёлка». -Предположите, какова цель нашего урока? (познакомиться с автором М.М. Зощенко и его рассказом « Ёлка») -Как нам решить эту проблему, что для этого надо сделать? (составить план) -На доске представлены части плана, наша задача восстановить каждый пункт, дополнив необходимой фразой *(демонстрирую)* План: 1. Вспомнить биографию и творчество Михаила Михайловича Зощенко. 2. Познакомиться с рассказом М.М.Зощенко “Ёлка”. 3. Выяснить значение непонятных слов. 4. Проанализировать произведение и понять его основную мысль. –Итак, приступим. Для начала выполним первый пункт плана. -....., прочитай его. - Поднимите руки те, кто знаком с этим автором. -А какие рассказы Зощенко вы читали? (Мы читали рассказы «Великие путешественники», «Золотые слова») ( показ иллюстрации). -Посмотрите на доску. Я подготовила для вас выставку книг Михаила Михайловича Зощенко. -В ней представлены Зощенко, а его портрет на слайде. -В этом списке есть мой любимый рассказ, называется он «Самое главное». Этот рассказ о том, как трусливый мальчик Андрюша с помощью мамы обрел жизненную цель. Рассказ учит быть храбрым, сильным, умным, многое знающим и многое умеющим человеком. - А сейчас я расскажу вам о биографии М.М.Зощенко, а ваша задача внимательно слушать и заполнять таблицу. -Придвиньте таблицу к себе. Прочитайте все вопросы про себя. -…., что мы сейчас будем делать? Биография Русский писатель Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко родился 28 июля 1895 в Полтаве. Его отец, потомственный дворянин, был художником. А мама - актриса, а также писала рассказы. В семье было 8 детей. В 1913 году Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге. Учился на Юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив его, отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны. Командовал батальоном. За храбрость и отвагу, проявленную в боях, был награждён орденами. Вернувшись после ранения, домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал. В 1921 году вышла его 11 книга, не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойными привычками. Сначала он писал только для взрослых. Для детей, оказалось, писать трудней, первые рассказы для ребят получились совсем неудачными. Но он был очень трудолюбивым и упорным человеком.
-Кто может ответить на 1 вопрос? (2.3.4..) -Выполнили ли мы 1 пункт плана? (да) -...... Что нам нужно сделать дальше? |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, целеполагание, планирование; контроль. Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, анализ Личностные УУД: осуществляют самоопределение к теме урока; нравственно-этическое оценивание |
||||||||||||||||||||||||
Физминутка Задача: снять физическое и эмоциональное напряжение |
Педагогическое требование |
–Предлагаю нам сейчас размяться и сделать гимнастику. Встаньте со своих мест так, чтобы было удобно выполнять упражнение. Вы, наверное, устали? И поэтому все встали. Руки выше, плечи шире. Наклониться- три, четыре. На носки, затем на пятки, Побежали без оглядки. А теперь ходьба на месте. И за парты сядем вместе. |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД: волевая саморегуляция |
||||||||||||||||||||||||
Решение проблемы Задача: предложить метод разрешения возникшей проблемы Организовать словарную работу, прослушивание аудиозаписи |
стимулирования занимательным материалом, упражнение, беседа, поощрение |
-Ребята, откройте учебники на стр.59 и прочитайте название. -Как вы думаете, о чем идет речь в произведении «Ёлка»? Обратите внимание на иллюстрацию, которая есть в учебнике. (воспоминания о новогодней елке, как ее украшали раньше) -Чтобы нам узнать были ли мы правы, предлагаю прослушать аудиозапись рассказа “Ёлка”, но не просто прослушать, а выполнить еще одно задание. *слушают и выполняют задание* -Поднимите руку те, кто знает главных героев этого произведения. -Главные герои рассказа являются такие же, как и вы и их зовут Минька и Леля. -И я предлагаю, вам написать их характеристику. -На ваших партах есть таблица с вопросами. Ваша задача, во время прослушивания, заполнить её. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке. В таблице вам нужно указать возраст, рост, что могут достать, как ест и поведение Миньки и Лели. А так же необходимо записать незнакомые вам слова (которые вы не понимаете) в последнюю строку.
-Понравилось вам произведение? -Мы были близки, когда предполагали о чем произведение? -Какие картины вам представились? -Давайте, проверим, как вы заполнили таблицу. -…., скажи, что у тебя получилось? -Кто согласен покажите класс. *проверять чередую мальчик, девочка* -Какой пункт планы мы сейчас выполнили? (второй) -…., прочти следующий пункт -Как названа последняя строчка вашей таблицы? (трудные слова) -Встретились ли вам новые незнакомые слова, поднимите руку? *Заранее перед уроком я выдаю конвертики со словами, некоторым детям* -Как вы понимаете значение слова “золотушный” (большой, истощенный ребенок) -…. прочитай точное значение этого слова. -Каким способом еще можно определить значение слова? (подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, посмотреть в словаре) -Я предлагаю вам подобрать синоним и антоним к след. словам. (Каким синонимом можно заменить следующие слова) ДЛИННОВЯЗАЯ - высокая, высоченная, длинная -…. прочитай какие синонимы указаны в конветре ХУДЕНЬКИЕ - худощавые, сухие, исхудалые, жилистые, тощие, костлявые, отощалые -…. прочитай -Подберите антонимы к словам ДЛИННОВЯЗАЯ – маленькая -…. прочитай ХУДЕНЬКИЕ - жирные, полные, толстые, хорошие -…. прочитай ДОБРОДУШНЫЙ - злой, злобный, дурной, худой, жестокий -…. прочитай --Вернемся к нашему плану, выполнили ли мы 3 пункт? Отлично, мы смогли разобрать все неизвестные слова, и теперь нам будет легче решить 4 пункт плана. |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, коррекция, контроль Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, сотрудничают с учителем и одноклассниками, в устной форме строят речевые высказывания, высказывают свое мнение, проявляют умение слушать и понимать других Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство; анализ |
||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление Задача: установить правильность и осознанность изученного материала; Организовать анализ произведения, выборочное чтение |
Беседа, поощрение, создание ситуации успеха, выборочное чтение |
-Как звучит следующий пункт плана? -Для того, чтобы понять, о чем нам хотел сказать автор, чему научить, ознакомив с произведением, прочитаем отдельные части рассказа и ответим на вопросы. -Прежде чем начать читать, предлагаю подготовить наши язычки к чтению. У елки иголки колки -Прочитайте с удивлением, радостью, грустью, восхищением – После такой разминки мы должны читать и говорить как? (Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно.) -Молодцы. -Читать будет тот, у кого окажется ёлочка на парте. Сейчас она у меня в руках, значит, я начинаю читать. -Будьте внимательны, потому что нам необходимо будет ответить на вопросы по содержанию рассказа, которые лежат на ваших партах -Откройте стр.60, поставьте пальчик на начало текста, и внимательно следите! *читаем* -Чем было принято украшать ёлки в начале 20 века? (сладостями, фруктами, игрушками) -Прочитайте 2 вопрос – Какое событие в рассказе главное? (Минька разбил фарфоровую куклу и оставил на ёлке надкушенное яблоко) -Найдите эту часть текста и прочитайте - Как вы оцениваете поступок брата и сестры? (поступили плохо) -Найдите в тексте, что сделала, мама Миньки и, прочитайте *Поднимите руку те, кто нашел….* -Как вы считаете, справедливо ли поступила мама, отдав Минькин подарок другому мальчику? (да) -Давайте подумаем и определим основную мысль данного произведения (хороший человек никогда не возьмёт то, что ему не принадлежит ; он всегда слушается родителей и никогда не станет обижать других людей словами, а тем более затевать драку) -Именно об этом нам хотел сказать Михаил Зощенко, познакомив со своим -Замечательно! -Ребята, посмотрите на наш план. Все ли мы выполнили пункты? (да) -Вы большие молодцы! |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, сотрудничают с учителем и одноклассниками, в устной форме строят речевые высказывания, высказывают свое мнение, проявляют умение слушать и понимать других Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, доказательство, установление причинно-следственных связей, смысловое чтение
|
||||||||||||||||||||||||
Инструктаж о дз Задача: организовать обсуждение дз
|
Объяснение |
-А сейчас, откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. -Ваше домашнее задание подготовить пересказ от лица Миньки , а также творческое задание нарисовать иллюстрацию к любому отрывку, который вам понравился и рассказать его. -Что нужно сделать дома? |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли |
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия Задача: организовать рефлексию об-ся по поводу своей деятельности, стимулировать об-ся к самооценки деятельности.
|
Объяснение, создание ситуации успеха, поощрение |
-Наш урок подходит к концу, поэтому подведем итог. -А сейчас я предлагаю вам, посмотреть на слайд и продолжить одну из этих фраз Урок вызвал у меня чувства… Урок помог мне понять… Для меня было сложным… Мне понравилось… -У вас на столе желать разноцветные шары, каждый из них несет ваше отношение к нашему сегодняшнему уроку. Оцените свою работу на уроке. -Поднимите синий шар, если вы сегодня на уроке были активными. Покажите мне желтый шарик, если вы были внимательными. И покажите красный шарик, если вы были сообразительными. -Я благодарю вас за работу на уроке. -Мы с вами большие молодцы, достигли цели нашего урока, благодаря нашей внимательности и активности, желаю вам также работать и на следующих уроках. Спасибо вам за активную работу. Урок окончен. |
Обучающиеся демонстрируют: Личностные УУД: самоопределение, самооценка Регулятивные УУД: оценка, волевая саморегуляция Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.