«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».
Оценка 4.7

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
28.01.2018
«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».
Цель: образовательная: познакомить учащихся с главными героями сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Настей и Митрашей. развивающие: создать условия для развития критическое мышление, речь, творчески потенциал, умение работать в группе, исследовательские навыки. воспитательные: способствовать воспитанию вдумчивого читателя, неразрывную тесную связь всего существующего в мире; пробудить в учениках волнение, чувство переживания; воспитывать в детях чувство красоты, доброты; сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле.Цель: Образовательная: познакомить учащихся с главными героями сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Настей и Митрашей. Развивающие: создать условия для развития критическое мышление, речь, творчески потенциал, умение работать в группе, исследовательские навыки. Воспитательные: способствовать воспитанию вдумчивого читателя, неразрывную тесную связь всего существующего в мире; пробудить в учениках волнение, чувство переживания; воспитывать в детях чувство красоты, доброты; сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле.
Пришвин - урок.doc
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение «Муртыгитская средняя общеобразовательное учреждение» Тындинского района             Открытый урок на тему: «М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты». Автор методической разработки: Жирова Ирина Геннадьевна,  учитель русского языка и литературы 1 Конспект открытого урока литературы для 6 класса. Тема: М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты. Цель:                Образовательная: познакомить учащихся с главными героями сказки­ были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Настей и Митрашей.                Развивающие: создать условия для развития критическое мышление, речь, творчески  потенциал, умение работать в группе, исследовательские навыки.               Воспитательные: способствовать воспитанию вдумчивого читателя, неразрывную тесную связь всего существующего в мире; пробудить в учениках волнение, чувство переживания;  воспитывать в детях чувство красоты, доброты; сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле. Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, портрет М. М. Пришвина,                              выставка книг писателя, книжные издания, используемые                             шестиклассниками при подготовке к уроку, презентации групп,                              музыкальное сопровождение (звуки леса, пение птиц, шум                               ветра). Технология обучения: личностно ­ ориентированное обучение. Методы: частично – поисковый, создание проблемной ситуации,                       лингвистический эксперимент. Принципы: доступности, анализа и синтеза, прочности, наглядности. Доминирующая форма урока: аналитическая беседа, работа в парах. Тип урока: интегрированный (литература, русский язык, история, технология) Форма: урок. 2 Дидактический   материал:  учебник   литературы.   6   класс,   компьютер,   экран, медиапроектор,   компьютерная   программа   Microsoft   World,   заготовки   для изготовления голубя. й Организ ационны момент. Эмоцион альный настрой. ие Изучен нового матери ала. (Мотива ция учебной деятель ности учащих ся) Работа с иллюстра циями к сказке – были. Ход урока: -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Геннадьевна, сегодняшний урок проведу у вас я. -Хорошего вам настроения на уроке. -Пусть вам во всем повезет. -Желаю всем стремиться вперед к чему-то новому. ­Ребята, у вас есть лучший друг? ­Вы можете рассказать о его характере? ­Как вы хорошо знаете своих друзей, столько всего вы можете  рассказать  о своем друге. А сможете ли вы рассказать про этих  детей на портрете?         ­Посмотрите   внимательно   на   портреты,   созданные   художником. Что вы можете сказать об их характере?     ­А можно ли сказать что­нибудь о человеке, взглянув на его портрет?  (Только какие­то общие черты. О характере человека мы не можем судить по портрету)    ­Чтобы узнать человека, нам необходимо с ним пообщаться. А если это литературный герой, вы сможете, увидев портрет героя, рассказать про него?        ­Как   вы   думаете,   чем   мы   будем   заниматься   на  уроке? Какую цель поставим перед собой?       ­Да,   правильно,   целью   является   раскрытие     особенностей 3 характера героев сказки – были через их литературные портреты, поговорить   о   непростой,   недетской   судьбе   Митраши   и   Насти.    ­ Ребята, взгляните на доску, чей портрет перед вами? ­Какие произведения этого автора вам знакомы?     о   знаете вы   ­Что писателе?                   Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954)  – русский советский   писатель,   автор   произведений   о   природе,   охотничьих рассказов, произведений для детей разного возраста. данном   В   годы   Первой   мировой   войны   был   военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах. Война глазами   Пришвина   воспринимается   как   глобальное   бедствие, выпавшее на долю человека.  4 ­   Сегодня   вы   познакомитесь   с   одним   его   произведением, которое   затрагивает   тему   войны.   Это   сказка   –   быль   «Кладовая солнца» Словарн работа. ая          ­Как вы думаете, о чем это произведение? Произведение   написано   Пришвиным   в   1945   году   после окончания ВО войны. 5 Особенность сказки­были Пришвина в том, что она написана от лица рассказчика. Здесь рассказчик хотя и повествует от первого лица, но выступает не как главный герой, а как очевидец, которому близок и знаком мир, окружающий героев. С большой теплотой и лаской говорит рассказчик о Насте и Митраше, об их внешности, дружной жизни, нелёгком труде. Он гордится детьми, сочувствует им, когда они проявляют слабость, радуется их победе над собой и всегда верит в то, что из Насти и Митраши вырастут настоящие люди.       ­Как вы думаете, почему Михаил Михайлович Пришвин так определил жанр произведения – сказка­быль.         Вывод:  «Сказка­быль»   ­   это   жанровое   определение   произведения. Сказка – это повествование, основанное на вымысле. Быль   –   это   история   о   том,   что   действительно   было.   Пришвин подчёркивает,   что   в   его   произведении   вымысел   переплетается   с реальностью.      ­Вспомните, основная задача, на уроке, какая? ­Как вы понимаете, что такое литературный портрет?  (Литературный  портрет – это описание внешности и внутреннего мира героя). ­А   чтобы   составить   литературный   портрет   героев произведения, что необходимо сделать? (прочитать произведение) ­А теперь проведём небольшую словарную работу по тексту. Чтение произвед ения (1, 2 главы). Словарна я работа. 6 7 Физическая минутка Выполнение упражнений под фонозапись(пение птиц) переключение ребенка с умственной деятельности на Цель: предупреждение общего утомления, физическую. Аналит ическая беседа.      ­ Где и когда происходит действие сказки­были? (Настя  и  Митраша  жили  в деревне  возле   Переславля­Залесского. Действие сказки­были происходит в 1943г)        ­Что вы можете рассказать о том времени?       ­ Что принесла этим детям война?  (Война стала для них трагедией. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне»).       ­ Можете  ли вы утверждать, что дети не остались  беззащитными перед лицом судьбы? Им помогли  односельчане?  (Соседи помогали детям: «Вначале, как мы уже говорили, к детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень   что­то   скоро   умненькие   и   дружные   ребята   сами   всему научились и стали жить хорошо»)       ­ Как вы считаете, дети научились жить в суровых условиях 8 лет?  Докажите строками   из военных текста. ­ «Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе». ­ «Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном   дворе,   на   собраниях,   на   противотанковых   рвах:   носики такие задорные». ­ «Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась   обратно   в   избу.   Не   ложась   уже   больше   спать,   она растопляла   печь,   чистила   картошку,   заправляла   обед   и   так хлопотала ночи». ­ «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами».     ­   А   какие   отношения   были   между   детьми?         ­ Куда решили дети направиться за клюквой? Почему их мнения разделились? хозяйству по             до   по ам Работа карточк (работа в парах) ­Работаем в парах,  у вас на столах лежать карточки с таблицами. Вам   необходимо   заполнить   столбцы,   выписать   из     1   и   2   главы характерные черты Митраши и Насти.  Настя «Как золотая курочка на высоких ножках» «Волосы отливали золотом» «Веснушки по всему лицу крупные, как золотые монетки» «Носик был чистенький и глядел вверх» «Как мать, вставала далеко до солнца, в предрассветный час» «Растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед» «Выгоняла своё любимое стадо» «Мало слушает, стоит и улыбается, оглаживает брата по затылку» Митраша «Десять лет с хвостиком» «Коротенький, но очень плотный, лобастый» «Упрямый и сильный» «Мужичок в мешочке» «На нём лежит всё мужское хозяйство и общественное дело» «Бывает на всех собраниях, стараясь понять общественные заботы» «Начинает злиться, хорохориться и задирать нос» «Вздумает, подражая отцу, учить свою сестру» 9 Студия исследовательская «Настя», «Митраша»       ­ Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти и Митраши. по Работа интеракт ивной доске. (Составл таблицы интеракт ивной доске) ение на Литерат урный портрет героев.   ­ А теперь давайте объединим наши выступления и составим  общий литературный портрет Насти и Митраши.  Составление общей таблицы “Портреты Насти и Митраши”. Общее 1. Внешние сходства 2. Внутренние 3. Отношение  жителей 4. Отношение  автора Дети: в золотых веснушках, носики  чистенькие и глядели вверх. Умные,  трудолюбивые, хозяйственные, заботливые,  деловитые. Старались помочь им; наши любимцы. Они были очень милые. Различие внутреннее Митраша – строптивый (упрямый). Настя – уступчивая и  благоразумная. – Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные  портреты героев?  (Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.) 10 Синквей н. ­А теперь мне бы хотелось услышать ваше отношение к детям. А поможет вам в этом синквейн. Это будет вторым вашим заданием. Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк: Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна, например: “Зима”, “Закон”, “Море”. Вторая   строка –   два   прилагательных,   раскрывающих   какие­то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна. Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д. Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки. Пятая строка  – существительное,   выступающее   как   итог,  вывод, подводящее черту. 11 ­Что еще вы можете добавить об этих детях? ­Ваше   отношение   к   данным   героям?   Кто   понравился   больше? Почему? ­В   этом   произведении   герои     собранную   клюкву   отдадут эвакуированным   детям.   Как   вы   оцениваете   данный   поступок?  ­   А   вам   приходилось   совершать   добрые   поступки,   помогать другим? ­Как   вы   думаете,   сложно   совершить   добрый   поступок?  ­ На самом деле совершить добрый поступок не так сложно. Мы помним, что действие произведения происходит во время войны. А какая птица является символом мира?  ­Правильно,   голубь.   Я   хочу   совершить   тоже   добрый   поступок   и подарить Вам в класс символ мира, чтобы осталась добрая память об этом уроке, а также хочу вручить вам макет ещё одного голубя, а вы всем классным коллективом доведете его до совершенства и  с добрыми словами подарите  дорогому для вас человеку. Это будет маленький, но добрый поступок. (Вручен ие детям голубей) ­ Сегодня мы вели разговор о двух детях, которые оказались в  12 Итог урока. сложной жизненной ситуации. Но они не были сломлены. Они  выстояли. Вам я желаю все жизненные трудности встречать с  высоко поднятой головой и уметь их преодолевать. Рефлекс ия Вспомните, какая задача была поставлена в начале урока.  Ребята, у вас на партах лежат цветные карточки, продолжите  фразы. Сегодня на уроке… Я узнал… Я научился… Я смог… Мне понравилось… Было трудно… Было интересно… ­Вы коснулись всех фраз, кроме одной. Что вызвало у вас  затруднение? Домашн ее задание.                     1 уровень.  Знать содержание произведения М.М.  Пришвина «Кладовая солнца» 2 уровень. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся  эпизоду. Проанализировать выбранный эпизод произведения.  3 уровень. Составить мини­сочинение на тему: «Роль  природы в раскрытие характера героев произведения». ­Что помогло сегодня нам достигнуть цели урока! 13 Приложение  Внешний Возраст: Портрет Насти  Внутренний Трудолюбивая: Внешность: Деловитая: Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как… Хозяйственная: Уступчивая и благоразумная: Любит  родителей: Внешний Возраст: Портрет Митраши  Внутренний Трудолюбивый Внешность: Деловитый  Хозяйственный Авторское отношение подчёркивается такими художественными Строптивый и упрямый  14 приёмами, как… Любит  родителей Студия исследовательская  «Настя». Задание 2. Составьте синквейн о Насте. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк: Первая строка — существительное, обозначающее тему синквейна. Вторая   строка  —   два   прилагательных,   раскрывающих     какие­то интересные,   характерные   признаки   явления,    предмета,   заявленного   в   теме синквейна.                  Третья строка  — три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д.         Четвертая строка — фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.   подводящее черту.  Пятая   строка  –   существительное,   выступающее   как   итог,   вывод,             Студия исследовательская «Митраша». Задание 2. Составьте синквейн о Митраше. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк: Первая строка — существительное, обозначающее тему синквейна. Вторая   строка  —   два   прилагательных,   раскрывающих     какие­то интересные,   характерные   признаки   явления,    предмета,   заявленного   в   теме синквейна.                  Третья строка  — три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д. 15 Четвертая строка — фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.   подводящее черту.  Пятая   строка  –   существительное,   выступающее   как   итог,   вывод,             Портрет Насти Внешний Внутренний (Митраша был моложе своей Возраст: 12 с хвостиком сестры на два года. Ему было всего десять лет с Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, хвостиком) отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх. Трудолюбивая:  как мать,  вставала далеко до солнца… Деловитая  (умелая в работе):  выгоняла своё любимое  хозяйство и катилась обратно в избу;  хлопотала  по хозяйству брата по затылку  Любит  родителей: как и покойная мать…  до ночи.  Хозяйственная:  выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед… Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает Портрет Митраши Внешний  Внутренний  16 Возраст: десять лет с хвостиком. Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.  Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.  Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.  Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос.  Любит  родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.  Портрет героев Настя Митраша Внешний ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __________ Внутренний ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __________ Внешний _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ Внутренний _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ 17 Общее 1. Внешние сходства 2. Внутренние 3. Отношение  жителей 4. Отношение  автора Дети: в золотых веснушках, носики  чистенькие и глядели вверх. Умные,  трудолюбивые, хозяйственные, заботливые,  деловитые. Старались помочь им; наши любимцы. Они были очень милые. Различие внутреннее Настя – уступчивая и  благоразумная. Митраша – строптивый (упрямый). Общее Различие внутреннее 18 19

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Раскрытие особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».

«М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Раскрытие  особенностей характера героев сказки – были через их литературные портреты».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018