Разработка урока "Проблемы нравственности в рассказе «Уроки французского».
Оценка 4.7

Разработка урока "Проблемы нравственности в рассказе «Уроки французского».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
20.11.2017
Разработка урока "Проблемы нравственности в рассказе   «Уроки французского».
1. Вступительное слово учителя. - Ребята, сегодня мы на уроке литературы познакомимся с творчеством В. Г. Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой от своей учительницы, а также попытаемся раскрыть нравственные проблемы рассказа. Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье. Мать — Распутина Нина Ивановна, отец — Распутин Григорий Никитич. Детство будущий писатель провел в деревне Аталанка. “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Живёт и работает в Иркутске и Москве. В студенческие годы был внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки...” опубликован в 1961 году.
Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»..doc
Тема урока:  Проблемы нравственности, поднятые  В. Г. Распутиным в рассказе   «Уроки французского».  Цели урока:  1. Познакомить обучающихся с:  ­ некоторыми чертами личности писателя,  ­ главными темами его творчества,  ­ историей создания рассказа. 2.Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее. 3.Воспитывать наблюдательность, отзывчивость, доброту. Оборудование: портрет В.Г. Распутина, толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова (значение слова «автобиография»), иллюстрации к рассказу  (кадры из х/ф)  Оформление доски:  эпиграф: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой) Ход урока. 1. Вступительное слово учителя. ­ Ребята, сегодня мы на уроке литературы познакомимся с творчеством В. Г. Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный   герой   от   своей   учительницы,   а   также   попытаемся   раскрыть   нравственные проблемы рассказа.  Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье. Мать — Распутина Нина Ивановна,   отец —   Распутин   Григорий   Никитич.   Детство   будущий   писатель   провел   в деревне   Аталанка.   “Детство   мое   пришлось   на   войну   и   голодные   послевоенные   годы,   ­ вспоминает   писатель.   ­   Оно   было   нелегким,   но   оно,   как   я   теперь   понимаю,   было счастливым. Закончив местную начальную школу,  вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа.  После школы поступил на историко­ филологический   факультет   Иркутского   государственного   университета.     Живёт   и работает в Иркутске и Москве. В студенческие годы был внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. В 1980­х годах был членом редакционной коллегии  журнала «Роман­газета». Первый  рассказ “Я забыл спросить у Лешки...”  опубликован в 1961 году.             Распутин В. Г. отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”. 2. Главные слова в творчестве писателя – совесть и память.(прикрепляет на доску  напечатанные термины) ­ Свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Валентин Григорьевич назвал «Уроки доброты». Давайте прочитаем её ( чтение вслух статьи «Уроки доброты» учащимися) ­Почему в названии статьи и рассказа употреблено слово уроки? (ответы обучающихся) ­   О   каких   законах   доброты   говорит   автор   в   статье   «Уроки   доброты»?  (ответы обучающихся) 3.Работа с эпиграфом.  «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой). ­В чём заключается смысл эпиграфа? (ответы обучающихся) 4. Рассказ «Уроки французского» ­ произведение автобиографическое. ­Что такое автобиография? (ответы обучающихся). Автобиография – описание своей жизни. ­  Сегодня   мы   познакомимся     с   новым   литературным   понятием   автобиографический рассказ. Обратимся к словарю. 5 . Беседа по вопросам. ­Какие чувства и мысли вызвал рассказ «Уроки французского»? (ответы обучающихся). ­Почему рассказ называется «Уроки французского»? (ответы обучающихся) ­На какие две части можно разделить рассказ? ­Кто является главным героем первой части рассказа? (Рассказчик). ­Кто находится в центре повествования? (учительница Лидия Михайловна). ­Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны и выпишите ключевые слова.     («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в  своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах  духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда  было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не  слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…» ).         Ключевые слова и словосочетания    «косящие внимательные глаза», «красивая»,  «внимательно осматривала класс» и т. д.).  ­Какой прием применяет автор в описании Лидии Михайловны? (В описании Лидии  Михайловны использовано противопоставление. Антитезой описания учительницы  является описание самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена директору, и  не только  описании внешности.). ­ Что роднит её с главным героем рассказа?  ­ А сейчас, ребята, давайте найдем отрывок, который начинается словами: « ­ Не в склад! – объявил Вадик», и прочитаем его по ролям. ­ Почему нашему герою пришлось смириться? (потому что он не мог доказать свою  правоту). ­ Почему мальчик стал играть в «чику»? (Мальчик стал играть в «чику», потому что сначала не понял нечестного характера игры, на первом плане было только стремление проявить ловкость. Ещё он понял, что, потренировавшись,   сможет   выигрывать   деньги   и   тратить   их   на   молоко.   Так   он   и делал:   «Я   не   позволял     себе   чересчур   увлекаться   игрой…Мне   нужен   был   только рубль».) ­ Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре,  получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших  результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не  может быть честной. Честных она не принимает.) ­Ребята, мы оставили нашего героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили. Найдем отрывок, который начинается словами: «они били меня…» и прочитаем  выразительно. ­Как ведет себя герой в драке и после неѐ? ( Мужественно. Герой знает, что за него  никто не заступится. Он почти не защищается, только кричит: «Перевернул!»,  отстаивая справедливость). ­Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?( Честным и  принципиальным.) ­Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? ( Лидия  Михайловна пытается выяснить всѐ шуткой. Герой же неумело врѐт. Если бы дело  дошло до директора, то герою грозило бы исключение из школы. Он боится позора,  боится показаться ненадежным человеком.) ­Встречали ли вы учителей, похожих на Лидию Михайловну? (ответы обучающихся). ­Почему не любому учителю можно довериться? (ответы обучающихся). ­ Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?  ( Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и  решила использовать известное ему средство  – игру на деньги. Она  специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию  Андреевичу. Учительница подзадоривает мальчика безотказными приемами: «Неужели боишься»; поддаётся ем, а когда он разоблачает нечестную игру. то делает вид, что бессовестно обманывает героя. Так она добилась, что  мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко.) ­Педагогично     ли  она  поступила?  (   Нет.  Она  хотела  помочь  мальчику  выдержать испытания  голодом,   и   она  понимала,   что  в   другой   форме   этот   необычный   ученик помощи от нее не примет.) ­Каково ваше отношение  к поступку учителя? (ответы обучающихся). ­А как повёл себя директор? ( Директор обвинил учительницу в самых страшных грехах  и выгнал из школы. В этом эпизоде противопоставляются доброта, чуткость,  отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и черствость, невнимательность бездушие директора. Он должен был знать о  бедственном положении мальчика.) ­ Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? И почему для  мальчика это были мучительные дни? ( Она решила таким образом отвлечь героя от игры в деньги, спасти от издевательств  и избиений. Мальчик этого не понимал. А рассказчик, уже взрослый человек, вспоминая  события своего детства, понимает, что учительница спасла его, помогла ему). ­Как вы расцениваете этот поступок? (Доброта, отзывчивость). ­ Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору?  ( Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается , не  оправдывается. Её растерянность выдают первые секунды после «разоблачения»: она  «медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная…») ­ Какие поступки Лидии Михайловны свидетельствуют о том, что в ней присутствует  добро? ( Она пытается накормить мальчика, присылает посылку, затевает с ним игру, наконец, добивается своего, и мальчик снова может покупать молоко). ­  В чем смысл концовки рассказа? (Она подчеркивает ответственность, доброту,  чуткость учительницы).  ­ Как вы думаете, что испытывал герой, получив эту посылку? ( Встретив впоследствии  свою учительницу, автор узнал, что она и не помнит об этой посылке).  ­ Как вы думаете, почему? (ответы обучающихся). ­ Как этот факт помогает понять главную мысль рассказа? (Добро бескорыстно, оно не  требует награды, оно передается от человека к человеку и возвращается к тем, от  кого оно исходило). 6.Итог урока. ­Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы  доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди? (ответы  обучающихся). 7. Оценивание учащихся  8. Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Моё отношение к поступку учительницы Лидии  Михайловны»

Разработка урока "Проблемы нравственности в рассказе «Уроки французского».

Разработка урока "Проблемы нравственности в рассказе   «Уроки французского».

Разработка урока "Проблемы нравственности в рассказе «Уроки французского».

Разработка урока "Проблемы нравственности в рассказе   «Уроки французского».

Разработка урока "Проблемы нравственности в рассказе «Уроки французского».

Разработка урока "Проблемы нравственности в рассказе   «Уроки французского».

Разработка урока "Проблемы нравственности в рассказе «Уроки французского».

Разработка урока "Проблемы нравственности в рассказе   «Уроки французского».

Разработка урока "Проблемы нравственности в рассказе «Уроки французского».

Разработка урока "Проблемы нравственности в рассказе   «Уроки французского».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2017