Разработка урока литературы "М.М.Пришвин. Лирические миниатюры" (6 класс)
Оценка 4.9

Разработка урока литературы "М.М.Пришвин. Лирические миниатюры" (6 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
18.06.2018
Разработка урока литературы "М.М.Пришвин. Лирические миниатюры" (6 класс)
Разработка урока внеклассного чтения по творчеству М.М.Пришвина и изучению его лирических миниатюр может быть использована на уроках по творчеству писателя, а также при изучении темы "Родная природа в творчестве авторов 20 века". Урок нацелен на лингва-стилистический анализ текстов и развитие связной письменной речи и метапредметных умений.Разработка урока внеклассного чтения по творчеству М.М.Пришвина и изучению его лирических миниатюр может быть использована на уроках по творчеству писателя, а также при изучении темы "Родная природа в творчестве авторов 20 века"
Пришвин.doc
Тема природы в произведениях русских писателей 20 века. М.М.Пришвин. Лирические миниатюры.  «Пасмурно.Осеннее утро». Цель: научиться делать лингва­стилистический анализ миниатюр  М.М.Пришвина; знать особенности изображения природы в лирических  миниатюрах; уметь различать художественные и языковые особенности текста и определять их роль для выражения основной мысли произведения. Оформление: фотографии с осенними пейзажами, портрет М.М.Пришвина,  раздаточный материал, музыка Фибих «Поэма». Ход урока 1. Слово о писателе и его лирических миниатюрах. Задание: Прослушайте статью о писателе и сделайте вывод: в чем  особенность взгляда Пришвина на природу, как через взгляд на природу  показана жизнь человека? М.М.Пришвин – удивительный писатель, певец русской природы.  Своеобразие его дарования заключается в умении опоэтизировать  окружающую действительность. Природа Пришвина – прежде всего  школа познания и самопознания. Жизнь растений, леса, животных,  реки, земли раскрывается писателем именно в непрестанном  сопоставлении и взаимоотношении с жизнью человеческой. Природа у  Пришвина одухотворена, пронизана мыслью и переживаниями,  наделена всеми особенностями внутреннего мира человека.    Пришвин – удивительный лирик и философ одновременно. Писатель  никогда не ограничивается просто изображением увиденного, всегда  осмысливает изображаемое. Любая обобщающая мысль о природе и  действительности – это прежде всего осмысление самого себя. Свое  поэтическое восприятие мира Пришвин сформулировал так:  «Понимать весь мир в себе самом». Еще одна из важнейших сторон творчества писателя –  жизнеутверждающая сила, неиссякаемая радость бытия. 2. Чтение миниатюры «Пасмурно. Осеннее утро». Звучит музыка. 3. Вопросы для анализа. Повторное чтение. Заполнение в тетради схемы­  таблицы. 1 часть 2 часть Тема Основная мысль Настроение Художественные и языковые средства с примерами. 1) Определите тему и основную мысль миниатюры. 2) Докажите словами из текста, что в произведении говорится об  утре природы и утре в жизни человека. Как построено  произведение, сколько в нем частей, как их можно озаглавить? 3) Какое чувство вызывает эта миниатюра и почему. Помогла ли  Вам музыка прочувствовать настроение светлой грусти. 4) Почему для передачи именно такого настроения Пришвин  выбирает именно это время года? Почему герой произведения  грустит? От чего возникает ощущение восторга, может быть, в  этом помогает время суток? 5) Какое художественное средство преобладает и почему? Какова  роль олицетворения в раскрытии основной мысли произведения? 6) Перечитайте первую часть. Докажите, что вся она проникнута  движением, хотя и замедленным. Какая часть речи в этом  помогает. Приведите примеры. Какая картина предстает перед  нами. 7) Перечитайте вторую часть. Есть ли здесь движение? Почему?  Что является основным в описании? Сколько здесь слов с корнем – лет­? Каков смысл их употребления? 8) Какие части речи преобладают в тексте? Почему так мало  прилагательных? 9) Найдите в тексте слова с уменьшительно­ласкательными  суффиксами. Какова их роль? 10) Обратимся к синтаксису предложений. Почему здесь так много  односоставных предложений? Что при помощи них показывает  нам автор? Как они помогают характеризовать состояние  человека? 11) Какую роль играет многократное повторение союза и в  предложениях? Какой ритм они создают? 12) Обратите внимание на последнее предложение. Какую оно несет  смысловую нагрузку? Как построено. 4. Какие художественные средства мы вспомнили? – олицетворение. 5.С какими языковыми средствами познакомились? – односоставные  предложения, многосоюзия, оценочная лексика, использование  однокоренных слов.      6.   Вывод. Какой показана природа в миниатюре? В чем особенность  отношения автора к жизни и природе? 7. Домашнее задание.  На выбор: 1)Попробуйте создать миниатюру –  описание любого времени суток любого времени года, передать свои  чувства от описанного.2) Сделайте иллюстрацию к миниатюре  Пришвина. 3) Найдите в текстах Пришвина все известные Вам  художественные и языковые средства выразительности. Определите их  роль в раскрытии темы (см. раздаточный материал). М.М.Пришвин Пасмурно.  Осеннее утро. Утро пасмурное, небо сплошь серое, а потом все светлеет,  светлеет, яснится, как будто спящий после тяжелого сна глаза  открывает и радуется: то был сон… Сегодня утро сырое, туманное, пробуждается не скоро, слышит, а  глаз не хочет открыть. Туман сгущается, и капли оседают на желтых листьях: скатится  капелька на другой  листик – станет там две, упадут, и листик не  выдержит, падает вместе с каплями. Листик за листиком падают с крыши на крышу, какой листик  летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем  мало­помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все  листья, и летят они к реке куда­то вместе с перелетными птичками. Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда­то летишь. И так­то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: ­ Летите, летите! Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем  летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот­вот журавли  полетят; а там гуси, грачи – и все кончится. Рождение звука. После оттепели – солнечное утро. Снег осел, под елями­соснами как песком посыпано: это вытаивают из разных слоев и слагаются в один  слой старые рыжие хвоинки. То же самое и под репейниками: сколько  их теребили зимой щеглы и синицы – все теперь в один слой под ними  лежит. В городе вода – в лесу снег; дороги отмечены, рыжие. На опушках  под деревьями кружки: тут на припеке сейчас вся весна. С двенадцати  до четырех лучи солнца как пожар на снегу: из­под снега начинают  выпрыгивать веточки и лапки елей. А бывает в лесах при  стремительной весне такой жаркий час, когда весь лес шевелится,  глазами видишь, как лес встает. На склонах по дорогам бегут ручьи. В лесу еще тишина, и только  свет вспышками там и тут. В прогалинах на опушках рождаются  первые капли, и от них рождается первый звук.

Разработка урока литературы "М.М.Пришвин. Лирические миниатюры" (6 класс)

Разработка урока литературы "М.М.Пришвин. Лирические миниатюры" (6 класс)

Разработка урока литературы "М.М.Пришвин. Лирические миниатюры" (6 класс)

Разработка урока литературы "М.М.Пришвин. Лирические миниатюры" (6 класс)

Разработка урока литературы "М.М.Пришвин. Лирические миниатюры" (6 класс)

Разработка урока литературы "М.М.Пришвин. Лирические миниатюры" (6 класс)

Разработка урока литературы "М.М.Пришвин. Лирические миниатюры" (6 класс)

Разработка урока литературы "М.М.Пришвин. Лирические миниатюры" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2018