Мнемоническое запоминание
Оценка 4.6

Мнемоническое запоминание

Оценка 4.6
docx
06.06.2021
Мнемоническое запоминание
Мнемоническое запоминание.docx

Мнемоническое запоминание...

Запольская Е.Н. учитель географии и биологии МБОУ «СОШ№4 г.Мамадыш»

Для любого учителя, неравнодушного к своей работе, крайне важно, чтобы его ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки яркими, эмоциональными и запоминающимися. Ни для кого не секрет, что биология подчас требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И перед педагогом встает задача: найти такие педагогические приемы, чтобы сложный и объемный фактический материал стал доступным и легко запоминающимся. В этом, на мой взгляд, может помочь мнемоническое запоминание, или так называемая мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника (от греч. ταμνημονιχα – искусство запоминания) – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет образования искусственных ассоциаций (связей).

Слова с неизвестным, абстрактным значением большинству учащихся запомнить сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием – чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мнемоника не совершенствует память, она только облегчает запоминание да и то лишь в тех случаях, когда придуманные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро.

Еще древние греки разработали правила запоминания, основанные на простых, но весьма эффективных принципах и назвали их в честь богини памяти Мнемозины.

Греки обнаружили, что память во многом основана на АССОЦИАЦИЯХ, на умении обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами. То, что прочно ассоциируется, – запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, – забывается. К тому же объект, подлежащий запоминанию, должен быть воспринят по возможности всем набором чувств запоминающего лица, то есть как яркий и различными способами глубоко прочувствованный ОБРАЗ. Третьим столпом, на котором зиждется память, является ЛОКАЛИЗАЦИЯ (ФИКСАЦИЯ).

Помимо этих трех фундаментальных, обязательных принципов имеются еще 12 вспомогательных:

– синестезия,
– движение,
– ассоциация,
– сексуальность,
– юмор,
– воображение,
– счет,
– символизм,
– цвет,
– порядок и/или последовательность,
– позитивность образов,
– преувеличение.

Они не являются обязательными, но помогают применять фундаментальные принципы.

Хочу поделиться с коллегами своей небольшой «копилкой» мнемонических приемов, в которую вошли как достаточно известные, часто используемые биологами, так и придуманные мною.

http://bio.1september.ru/2009/16/2_1.gif1.Систематика растений

Цирк, Огромный Купол Пестрый,
Словно Радугу, Вознес (ты).

По первым буквам «стиха» легко вспомнить правильную последовательность расположения систематических групп растений: Царство, Отдел, Класс, Порядок, Семейство, Род, Вид.

2.Животные (7-й класс)

Систематика животных

Для запоминания систематических категорий животных можно предложить учащимся запомнить  фразу: Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется.

Или, если вам больше нравится, такую: Цепко Тащит Кот Огрызок Серебристой Рыбки Верткой: Царство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, Вид.

3.Ткани растений

Помпон

Покровная

Образовательная

Механическая

Проводящая

Основная

4.Ткани животных

Эпителиальная

Соединительная

Мышечная

И

Нервная единое целое

4. рифмизация

Медвежонок ветчину закусил малиной, юркий суслик утащил ножик перочинный

Маша веником Землю мела Юра сидел у норы паука

Строение и функции почек.

Они как два больших боба —
На связках закрепились,
У позвоночного столба
Уютно разместились.

Почки расположены по обе стороны позвоночника. Имеют бобовидную форму

Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.

Почка – биологический фильтр.
Выводит вредные и лишние вещества, тем самым обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды организма.

Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов  целый миллион
Содержат наши почки.

Нефрон – структурно – функциональная единица почки

Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм,
А что он удаляет.

Кровь фильтруется через капсулу нефрона, полезные вещества возвращаются в кровь, а вредные собираются во вторичной моче.

Мы смолоду должны учесть,
Что нам всего дороже:
Беречь должны не только честь,
Но наши почки тоже!!!

3. Прием — слово-ассоциация

Основные этапы в эмбриональном развитии предлагаются запомнить в формате слова -ассоциации

Бластула

Бо

Гаструла

Ги

Нейрула

Н

Я родился

Я

БОГИНЯ

 


 

Мнемоническое запоминание...

Мнемоническое запоминание...

Они не являются обязательными, но помогают применять фундаментальные принципы

Они не являются обязательными, но помогают применять фундаментальные принципы

Нервная единое целое 4. рифмизация

Нервная единое целое 4. рифмизация

Чему вернуться в организм,

Чему вернуться в организм,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2021