Аксиома счастья такова: чем больше радости у ребенка в детстве, тем больше он ее подарит людям, став взрослым. Недобрые и скучные люди чаще вырастают из детей, которым не повезло в детстве – лишены были веселья, игр, радости.
Много ли ребенку нужно для счастья? Доброго человека рядом, хорошую книжку, «ладно скроенную игру» (А.В. Луначарский).
Игра всегда возникает из стремления детей к счастью. Она доставляет ребенку радость. Это радость от его первого творчества, от победы над собой. Радость перевоплощения, фантазии в игре.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений об окружающим мире… Игра – эта искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - писал В.А. Сухомлинский.
В значении, которое имеет игра для маленького человека в семье, сомневаться не приходится. Хотя некоторые родители явно недооценивают роль игры, ее большие воспитательные возможности. Исключая игру из своего орсенала средств воздействия на ребенка, они считают ее пустой забавой, делом весьма несерьезным. Уместно в этой связи напомнить, что
А. М. Горький о значении серьезного и несерьезного в жизни ребенка писал так: «тенденция позабавить ребенка не есть «недоверие, неуважение к нему», она педагогически необходима как средство, как гарантия против опасности засушить ребенка «серьезным», вызвать в нем враждебное отношение к «серьезному». И в то же время эта тенденция необходима как возбудитель воображения, интуиции.
А. М. Горький утверждал также, что «…ребенок до 10-го возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет всем и словом и в слове».
Игра для ребенка – это обычная сфера приложения сил. Игра для него – это жизнь.
Что может случиться, если ребенка вырвать из этой привычной для него среды, если лишить его игры, если никогда не баловать его таким самым большим удовольствием?
Представим себе… А впрочем зачем? Вам, наверное, приходилось встречать детей, которые, дергая маму за юбку, тянули на одной ноте: «А мне скучно!» Мне тоже приходилось. У нас во дворе площадка для детей. Каждое утро собирается под окном большая компания детей, родителей, бабушек. Песочница, в которой строят свои игрушечные города малыши, не смогла привлечь только одного мальчика. Каждый раз он ложился маме на колени и тянул:
- Мне скучно…
- Поди поиграй, - вяло отвечала мама.
- А во что? – канючил ребенок.
Ребенок не знает, во что играть. Его никто не научил этому. Ему скучно сейчас – ему будет скучно всю жизнь. Потому что ничего сможет он дофантазировать, придумать, представить, смоделировать. Ведь воображение и возникает как раз из игры. И фантазию рождает игра. Ведь фантазия в игре необходима ребенку, а проигрывание различных ролей в детстве лучше подготавливает его к будущей жизни и деятельности. Информация, которую дети получают в игре, обогащает их ум, а фантазия при этом делается более качественной, более содержательной, интересной. Беря на себя роли положительных героев из фильмов, мультфильмов, сказок и рассказов, присваивая себе качества этих героев, ребята хотят быть похожими на них в жизни.
Взрослые водят самолеты. Изобретают машины, командуют армией, а дети играют в «летчиков», «военных» и т. д. «Дети вечно воображают себя взрослыми, вечно играют во взрослых, упражняются в том, что они будут делать в серьез», - говорил А.В. Луначарский.
Высоко оценивая воспитательные функции игры, психолог Н. Д. Левитов утверждал, что для воспитания отдельных черт характера ребенка необходимо, чтобы он сначала пережил хотя бы временно соответствующие состояния. Эти временные состояния решительности, сдержанности, инициативности неизбежно возникают в детской игре, поскольку уровень поведения ребенка в игре всегда выше уровня его реальной повседневной жизни.
А поддерживает ребенка в игре роль. Роль для него.
Это надежда, осуществление мечты, вера в себя. Роль – это успех. Роль подписывает и правила поведения в игре, своеобразную детскую мораль. Вам, наверное, приходилось наблюдать, что правилу игры дети подчиняются беспрекословно. Но парадокс игры заключается в том, что, стремясь к максимальному удовольствию в игре от выполнения роли, ребенок добровольно берет на себя и обязанности, связанные с подчинением правилу, часто отказываясь от действия по непосредственному импульсу в игре.
«Почему же ребенок делает не то, что ему непосредственно хочется сейчас делать?» - спросите вы. «Потому что соблюдение правил во всей структуре игры сулит такое большое наслаждение от игры, которое больше, чем непосредственный импульс», - психолог Л.С. Выготский. Овладеть правилом игры для ребенка означает овладеть своим поведением, овладеть собой. Игра становится для ребенка своеобразной школой жизни. «Он играет потому, что развивается и развивается, потому что играет. Игра – практика развития», - писал психолог С.Л. Рубенштейн. Школа игры отличается от настоящей школы тем, что в ней учитель и ученик – одно и то же лицо, что ребенок сам себе задает в ней уроки и поэтому с усердием их выполняет. Вы, наверное, сами замечали, как часто ребенок, играя, не знает усталости.
Много лет работая с детьми, я стала наблюдать, что игра часто действует на них, как настоящий допинг, пробуждая в них самые могучие силы души и включая их в коллективные игровые отношения. Желание действовать в игре вместе, сообща, быть равным среди сверстников рождает у ребенка уверенность в своих силах. И горе тем, кого не принимают в игру. Целую гамму неприятных переживаний рождает в душе маленького человека ощущение «вне игры». Никакие подарки не возместят потери. Не всегда родители могут отвлечь ребенка от тяжелых размышлений: почему никто не хочет с ним играть? Если это случилось с вашим ребенком, помогите ему, так как, находясь в положении «неприятного», ребенок может пойти на любые ухищрения. Он может принять любые условия и даже выполнить для себя неприятную роль, лишь бы испытать чувство коллективного удовольствия от игры вместе со всеми.
В игре ребенок часто переносится в совершенно вымышленные условия и положения. Он переживает замысловатые приключения своих героев, но центральное место все равно занимает все же его собственное «Я». Несмотря на вымышленную ситуацию в игре, чувства ребенка реальны и часто с трудом его можно вернуть из игрового в реальный мир. Играя, ребенок представляет себя героем космоса, инженером-строителем, смелым солдатом, учителем и т. д.
Однако далеко не всегда желания детей совпадают с представленной им возможностью в игре получить ту или иную роль. Зная это, я задала вопрос: «Кем ты бывал в играх и кем бы хотел быть?». Из ответов детей большинство сказали, что их желания осуществлялось в игре, но были и такие: «Никогда не был, кем хотел», «Я никогда ни играл главных ролей» и т. д.
На вторую часть вопроса – кем бы хотел быть? – они отвечали, кем они хотят быть в жизни, выбирали специальные роли: летчиком, учителем директором, школы, врачом и т. д.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский , наблюдая игры детей, предупреждал: «В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений. Дитя привыкшее командовать или подчиняться в игре, нелегко отлучается от этого направления и в действительной жизни». Значит, в семье можно наблюдать игровые ситуации, спонтанно возникающие, а можно создавать их самим родителям. Можно ограничив свою взрослую роль в игре тем, чтобы обеспечивать материалом для игры, местом, а остальное предоставить дофантазировать самим детям. И если соседи по площадке имеют детей, постарайтесь собрать всех вместе с той целью, чтобы понаблюдать за поведением в игре вашего собственного сына или дочки, внука или внучки. Как в зеркале, вы увидите свои успехи или ошибки в воспитании.
Проявляет ли ребенок излишний эгоизм, горячность в захвате главных ролей, активность в организации или, наоборот, пассивен, равнодушен, ленив? Поведение ребенка в игре является прообразом поведения взрослого человека. Недаром А.С. Макаренко утверждал, что, каков ребенок в игре, таков он будет и в работе.
«Так как игра есть действительность ребенка, то по этой действительности вы можете уже определить то движение воображения, которое даст, может быть, главный характер всей его будущей жизни. Материал для своей игры ребенок берет только из мира, его окружающего. Из чего же другого его и брать! Вот почему поведение родителей и всех окружающих ребенка имеет такое решительное влияние на склад его понятий…» - писал русский педагог Н.В. Шелгунов.
Изучая поведение детей, обратили внимание на отношение детей к игре и на возникающие в игре отношения. Выделились две группы детей: активные и пассивные в игре. Затем оказалось, что активные в игре дети быстро завоевывали командные посты, находили выход своей активной жизненной энергии, не чувствовали никакой ущемленности. Дети же, которые были пассивными в игре, не могли быстро найти применения своим силам. Из группы активных в игре сформировались люди с устойчивым положительным мировосприятием, оптимистически настроенные. Из пассивной группы вышли люди, страдающие аффектом неадекватности, т. е. вечным поиском причин своей несостоятельности в жизни.
Таким образом. От не принятого в игру ребенка до непонятной личности во взрослой жизни есть прямая связь. Так стоит ли пренебречь игрой?
В настоящее время в семье есть возможность целенаправленно проводить досуг. Почти каждая семья имеет телевизор, компьютер, библиотеку и т. д. Все эти блага увеличивают воспитательный потенциал, нравственный климат семьи, способствует созданию эмоциональных контактов между родителями и детьми. Однако, отмечая расширение занятий взрослых в свободное время, игру их в домашние настольные игры и другие развлечения, ученые фиксируют сокращение затрат времени взрослого на занятия с детьми. Это печальный факт, потому что сокращение ежедневного, насыщенного общения родителей с детьми приводит к душевным переживаниям детей. Ребята испытывают чувство одиночества, отчужденнности от семьи, у них возникает и растет неудовлетворенная потребность в общении и игровой деятельности. Исключение составляет проведение семейных праздников, новогодних елок, дней рождения, когда ребенок оказывается в центре внимания и с его мнением, наконец, считаются взрослые. Все-таки в большинстве семей игре не придается нужное значение. Родители предпочитают обходиться словесными методами воспитания – напоминают, повторяют, убеждают, побуждают, упрекают. Угрожают, стыдят, требуют, наказывают. Это все вызывает у ребенка отрицательную реакцию. А ведь насколько проще с игрой. Насколько легче и доступнее детям воспринимать требования родителей, выраженные в игровой форме. Например, чтобы приучить ребенка убирать за собой вещи, книги, игрушки, посуду, всегда можно придумать игры.
Если хотите усилить физическую сторону воспитания вашего ребенка, собирайтесь в «космический полет». Каждое утро объявляйте тренировки по космическому режиму, коридор превращайте в кабину космического корабля, сооружайте несложные снаряды (канат, кольца, перекладину), упражняйте во всем этом ребенка. Введите обтирание или обливание холодной водой. Все время при этом не забывайте, что вы вступили с ребенком в игровое сообщество. Нельзя просто так взять и выйти из роли. Надо постоянно поддерживать игровую ситуацию, иначе ребенок не поверит вам, и тогда все усилия напрасны. Игра будет разрушена, не достигнув своей воспитательной цели. Задача родителей не просто терпеливо продолжать игру, а стараться вновь и вновь вносить в нее разные элементы. И обязательно не забывать поощрять ребенка за совершенные им усилия над собой в игре – за преодоление лени, безволия, боязни и др. поощрение имеет такую воспитательную силу, что никакое наказание не идет в сравнение с ним.
Игра в семье – это праздник, который вы дарите детям. Игра облегчает жизнь растущего человека, разрешает основное противоречие между тем, что они хотят, и тем, что они могут. Игра для ребенка становится тренировочной площадкой, где выковывается его характер, заключается воля, испытывается выносливость.
Конечно, использования игровых форм в семье совсем не простое дело. Может, не все сразу получиться. Нужно учиться, читать, экспериментировать, думать… Игра должна стать вашей помощницей в воспитании, потому что «…воспитывать, - писал В.Г.Белинский, - не значит только выкармливать и вынянчивать (первое может сделать корова или коза, а второе нянька), но и дать направление сердцу и уму, - а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?»
Стоит задуматься над этими словами.
Воспитатель предшкольного класса: Тулебаева А.А.Игра в семье – это праздник, который вы дарите детям. Игра облегчает жизнь растущего человека, разрешает основное противоречие между тем, что они хотят, и тем, что они могут. Игра для ребенка становится тренировочной площадкой, где выковывается его характер, заключается воля, испытывается выносливость.
Много ли ребенку нужно для счастья?
Аксиома счастья такова: чем больше радости у ребенка в
детстве, тем больше он ее подарит людям, став взрослым.
Недобрые и скучные люди чаще вырастают из детей,
которым не повезло в детстве – лишены были веселья, игр,
радости.
Много ли ребенку нужно для счастья? Доброго человека
рядом, хорошую книжку, «ладно скроенную игру» (А.В.
Луначарский).
Игра всегда возникает из стремления детей к счастью.
Она доставляет ребенку радость. Это радость от его первого
творчества, от победы над собой. Радость перевоплощения,
фантазии в игре.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный поток представлений
об окружающим мире… Игра – эта искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности», - писал В.А. Сухомлинский.
В значении, которое имеет игра для маленького
человека в семье, сомневаться не приходится. Хотя
некоторые родители явно недооценивают роль игры, ее
большие воспитательные возможности. Исключая игру из
своего орсенала средств воздействия на ребенка, они
считают ее пустой забавой, делом весьма несерьезным.
Уместно в этой связи напомнить, что
А. М. Горький о значении серьезного и несерьезного в жизни
ребенка писал так: «тенденция позабавить ребенка не есть
«недоверие, неуважение к нему», она педагогически
необходима как средство, как гарантия против опасности
засушить ребенка «серьезным», вызвать в нем враждебное
отношение к «серьезному». И в то же время эта тенденция
необходима как возбудитель воображения, интуиции.
А. М. Горький утверждал также, что «…ребенок до 10-го
возраста требует забав, и требование его биологически
законно. Он хочет играть, он играет и познает окружающий
его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет
всем и словом и в слове».
Игра для ребенка – это обычная сфера приложения сил.
Игра для него – это жизнь.
Что может случиться, если ребенка вырвать из этой
привычной для него среды, если лишить его игры, если
никогда не баловать его таким самым большим
удовольствием?
Представим себе… А впрочем зачем? Вам, наверное,
приходилось встречать детей, которые, дергая маму за юбку,тянули на одной ноте: «А мне скучно!» Мне тоже
приходилось. У нас во дворе площадка для детей. Каждое
утро собирается под окном большая компания детей,
родителей, бабушек. Песочница, в которой строят свои
игрушечные города малыши, не смогла привлечь только
одного мальчика. Каждый раз он ложился маме на колени и
тянул:
- Мне скучно…
- Поди поиграй, - вяло отвечала мама.
- А во что? – канючил ребенок.
Ребенок не знает, во что играть. Его никто не научил
этому. Ему скучно сейчас – ему будет скучно всю жизнь.
Потому что ничего сможет он дофантазировать, придумать,
представить, смоделировать. Ведь воображение и возникает
как раз из игры. И фантазию рождает игра. Ведь фантазия в
игре необходима ребенку, а проигрывание различных ролей
в детстве лучше подготавливает его к будущей жизни и
деятельности. Информация, которую дети получают в игре,
обогащает их ум, а фантазия при этом делается более
качественной, более содержательной, интересной. Беря на
себя роли положительных героев из фильмов, мультфильмов,
сказок и рассказов, присваивая себе качества этих героев,
ребята хотят быть похожими на них в жизни.
Взрослые водят самолеты. Изобретают машины,
командуют армией, а дети играют в «летчиков», «военных» и
т. д. «Дети вечно воображают себя взрослыми, вечно играют
во взрослых, упражняются в том, что они будут делать в
серьез», - говорил А.В. Луначарский.
Высоко оценивая воспитательные функции игры,
психолог Н. Д. Левитов утверждал, что для воспитания
отдельных черт характера ребенка необходимо, чтобы он
сначала пережил хотя бы временно соответствующие
состояния. Эти временные состояния решительности,
сдержанности, инициативности неизбежно возникают в
детской игре, поскольку уровень поведения ребенка в игре
всегда выше уровня его реальной повседневной жизни.
А поддерживает ребенка в игре роль. Роль для него.
Это надежда, осуществление мечты, вера в себя. Роль –
это успех. Роль подписывает и правила поведения в игре,
своеобразную детскую мораль. Вам, наверное, приходилось
наблюдать, что правилу игры дети подчиняются
беспрекословно. Но парадокс игры заключается в том, что,
стремясь к максимальному удовольствию в игре от
выполнения роли, ребенок добровольно берет на себя иобязанности, связанные с подчинением правилу, часто
отказываясь от действия по непосредственному импульсу в
игре.
«Почему же ребенок делает не то, что ему
непосредственно хочется сейчас делать?» - спросите вы.
«Потому что соблюдение правил во всей структуре игры
сулит такое большое наслаждение от игры, которое больше,
чем непосредственный импульс», - психолог Л.С. Выготский.
Овладеть правилом игры для ребенка означает овладеть
своим поведением, овладеть собой. Игра становится для
ребенка своеобразной школой жизни. «Он играет потому, что
развивается и развивается, потому что играет. Игра –
практика развития», - писал психолог С.Л. Рубенштейн.
Школа игры отличается от настоящей школы тем, что в ней
учитель и ученик – одно и то же лицо, что ребенок сам себе
задает в ней уроки и поэтому с усердием их выполняет. Вы,
наверное, сами замечали, как часто ребенок, играя, не знает
усталости.
Много лет работая с детьми, я стала наблюдать, что
игра часто действует на них, как настоящий допинг,
пробуждая в них самые могучие силы души и включая их в
коллективные игровые отношения. Желание действовать в
игре вместе, сообща, быть равным среди сверстников
рождает у ребенка уверенность в своих силах. И горе тем,
кого не принимают в игру. Целую гамму неприятных
переживаний рождает в душе маленького человека
ощущение «вне игры». Никакие подарки не возместят
потери. Не всегда родители могут отвлечь ребенка от
тяжелых размышлений: почему никто не хочет с ним играть?
Если это случилось с вашим ребенком, помогите ему, так как,
находясь в положении «неприятного», ребенок может пойти
на любые ухищрения. Он может принять любые условия и
даже выполнить для себя неприятную роль, лишь бы
испытать чувство коллективного удовольствия от игры
вместе со всеми.
В игре ребенок часто переносится в совершенно
вымышленные условия и положения. Он переживает
замысловатые приключения своих героев, но центральное
место все равно занимает все же его собственное «Я».
Несмотря на вымышленную ситуацию в игре, чувства ребенка
реальны и часто с трудом его можно вернуть из игрового в
реальный мир. Играя, ребенок представляет себя героем
космоса, инженером-строителем, смелым солдатом, учителем
и т. д.Однако далеко не всегда желания детей совпадают с
представленной им возможностью в игре получить ту или
иную роль. Зная это, я задала вопрос: «Кем ты бывал в играх
и кем бы хотел быть?». Из ответов детей большинство
сказали, что их желания осуществлялось в игре, но были и
такие: «Никогда не был, кем хотел», «Я никогда ни играл
главных ролей» и т. д.
На вторую часть вопроса – кем бы хотел быть? – они
отвечали, кем они хотят быть в жизни, выбирали
специальные роли: летчиком, учителем директором, школы,
врачом и т. д.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский , наблюдая
игры детей, предупреждал: «В играх общественных, в
которых принимают участие многие дети, завязываются
первые ассоциации общественных отношений. Дитя
привыкшее командовать или подчиняться в игре, нелегко
отлучается от этого направления и в действительной
жизни». Значит, в семье можно наблюдать игровые ситуации,
спонтанно возникающие, а можно создавать их самим
родителям. Можно ограничив свою взрослую роль в игре тем,
чтобы обеспечивать материалом для игры, местом, а
остальное предоставить дофантазировать самим детям. И
если соседи по площадке имеют детей, постарайтесь собрать
всех вместе с той целью, чтобы понаблюдать за поведением
в игре вашего собственного сына или дочки, внука или
внучки. Как в зеркале, вы увидите свои успехи или ошибки в
воспитании.
Проявляет ли ребенок излишний эгоизм, горячность в
захвате главных ролей, активность в организации или,
наоборот, пассивен, равнодушен, ленив? Поведение ребенка
в игре является прообразом поведения взрослого человека.
Недаром А.С. Макаренко утверждал, что, каков ребенок в
игре, таков он будет и в работе.
«Так как игра есть действительность ребенка, то по этой
действительности вы можете уже определить то движение
воображения, которое даст, может быть, главный характер
всей его будущей жизни. Материал для своей игры ребенок
берет только из мира, его окружающего. Из чего же другого
его и брать! Вот почему поведение родителей и всех
окружающих ребенка имеет такое решительное влияние на
склад его понятий…» - писал русский педагог Н.В. Шелгунов.
Изучая поведение детей, обратили внимание на
отношение детей к игре и на возникающие в игре
отношения. Выделились две группы детей: активные ипассивные в игре. Затем оказалось, что активные в игре дети
быстро завоевывали командные посты, находили выход своей
активной жизненной энергии, не чувствовали никакой
ущемленности. Дети же, которые были пассивными в игре,
не могли быстро найти применения своим силам. Из группы
активных в игре сформировались люди с устойчивым
положительным мировосприятием, оптимистически
настроенные. Из пассивной группы вышли люди, страдающие
аффектом неадекватности, т. е. вечным поиском причин
своей несостоятельности в жизни.
Таким образом. От не принятого в игру ребенка до
непонятной личности во взрослой жизни есть прямая связь.
Так стоит ли пренебречь игрой?
В настоящее время в семье есть возможность
целенаправленно проводить досуг. Почти каждая семья
имеет телевизор, компьютер, библиотеку и т. д. Все эти
блага увеличивают воспитательный потенциал,
нравственный климат семьи, способствует созданию
эмоциональных контактов между родителями и детьми.
Однако, отмечая расширение занятий взрослых в свободное
время, игру их в домашние настольные игры и другие
развлечения, ученые фиксируют сокращение затрат времени
взрослого на занятия с детьми. Это печальный факт, потому
что сокращение ежедневного, насыщенного общения
родителей с детьми приводит к душевным переживаниям
детей. Ребята испытывают чувство одиночества,
отчужденнности от семьи, у них возникает и растет
неудовлетворенная потребность в общении и игровой
деятельности. Исключение составляет проведение семейных
праздников, новогодних елок, дней рождения, когда ребенок
оказывается в центре внимания и с его мнением, наконец,
считаются взрослые. Все-таки в большинстве семей игре не
придается нужное значение. Родители предпочитают
обходиться словесными методами воспитания – напоминают,
повторяют, убеждают, побуждают, упрекают. Угрожают,
стыдят, требуют, наказывают. Это все вызывает у ребенка
отрицательную реакцию. А ведь насколько проще с игрой.
Насколько легче и доступнее детям воспринимать
требования родителей, выраженные в игровой форме.
Например, чтобы приучить ребенка убирать за собой вещи,
книги, игрушки, посуду, всегда можно придумать игры.
Если хотите усилить физическую сторону воспитания
вашего ребенка, собирайтесь в «космический полет». Каждое
утро объявляйте тренировки по космическому режиму,коридор превращайте в кабину космического корабля,
сооружайте несложные снаряды (канат, кольца,
перекладину), упражняйте во всем этом ребенка. Введите
обтирание или обливание холодной водой. Все время при
этом не забывайте, что вы вступили с ребенком в игровое
сообщество. Нельзя просто так взять и выйти из роли. Надо
постоянно поддерживать игровую ситуацию, иначе ребенок
не поверит вам, и тогда все усилия напрасны. Игра будет
разрушена, не достигнув своей воспитательной цели. Задача
родителей не просто терпеливо продолжать игру, а
стараться вновь и вновь вносить в нее разные элементы. И
обязательно не забывать поощрять ребенка за совершенные
им усилия над собой в игре – за преодоление лени, безволия,
боязни и др. поощрение имеет такую воспитательную силу,
что никакое наказание не идет в сравнение с ним.
Игра в семье – это праздник, который вы дарите детям.
Игра облегчает жизнь растущего человека, разрешает
основное противоречие между тем, что они хотят, и тем, что
они могут. Игра для ребенка становится тренировочной
площадкой, где выковывается его характер, заключается
воля, испытывается выносливость.
Конечно, использования игровых форм в семье совсем не
простое дело. Может, не все сразу получиться. Нужно
учиться, читать, экспериментировать, думать… Игра должна
стать вашей помощницей в воспитании, потому что «…
воспитывать, - писал В.Г.Белинский, - не значит только
выкармливать и вынянчивать (первое может сделать корова
или коза, а второе нянька), но и дать направление сердцу и
уму, - а для этого разве не нужно со стороны матери
характера, науки, развития, доступности ко всем
человеческим интересам?»
Стоит задуматься над этими словами.
Воспитатель предшкольного класса: Тулебаева А.А.