Будущее и науки и производства XXI века за интеграцией и школьное образование в этом смысле получает четко ориентированный социальный заказ на методическую модернизацию именно в этом направлении. Одно из направлений изменений- это «интеллектуальная провокация», суть которой в нетрадиционном, новом взгляде ученика на, казалось бы, «старые предметы», возможность развития креативных потенций ребёнка.
Многокомпонентность биологии
как фактор формирования УУД школьников
В системе научного знания биология занимает промежуточное положение между
естественными и общественными дисциплинами, испытывает влияние и тех и других,
оказывая, в свою очередь, воздействие на них. Например, эволюционизм не без
влияния биологии распространяется в астрономии, химии, физике, географии,
лингвистике, этнографии и других науках. К практическим сложностям для
систематической реализации такого метапредметного подхода можно
отнести :
дефицит учебного времени, который может быть частично снят за счёт
интенсификации учебного процесса
повышенные требования к «энциклопедичности» учителя, его научному кругозору,
необходимость освоения учителем смежных наук, постоянного самообразования
отсутствие методической литературы и разработок по конкретным темам курса
относительная невозможность проверки знаний в метапредметном аспекте.
Биологические концепции и конструкции, эксперимент вызывают её резонанс с
химией, кибернетикой, математикой, географией и
физикой и астрономией,
геологией, экономикой, психологией и многими другими естественными науками.
Уникальные особенности каждого организма, каждого уровня организации живой
материи, организация среды обитания человека роднят биологию с гуманитарными и
общественными науками: философией и диалектикой, историей и обществознанием
социологией и этнографией, филологией и лингвистикой, этикой и науками об
управлении.
Всё это методическая основа системного подхода, оптимально отражающего
вещественные, информационные и энергетические взаимодействия между элементами
живых систем. Непременное методологическое условие достижения системных
знаний школьников заключается в том, чтобы отразить в содержании курса биологии,особенно в старших классах, ту целостность, в которой все элементы научного знания
взаимосвязаны, живут и действуют.
Любой биологический объект подчиняется физикохимическим законам,
любой процесс можно свести к ним, объяснит на их основе.
Молекулярные компоненты клеток изучаются дополняющей друг друга
молекулярной биологией, биохимией, биофизикой, биологической термодинамикой и
биокибернетикой.
Современное биологическое образование уже с VI класса начинает
рассмотрение биологических проблем, требующих обширной физической и
химической подготовки, которой нет у школьников. В этих условиях учитель берёт
на себя трудную задачу знакомить школьников с физическими и химическими
процессами для обоснования биологических явлений, причём на основе уже знакомых
Для установления межпредметных связей
физических понятий и теорий.
оптимальной была бы ситуация, когда биологическая постановка проблемы как бы
«надстраивается» над уже имеющейся у школьников информацией, полученной на
уроках физики и химии.
Биология перекрывается с химией при исследовании химического субстрата
живой материи, химического взаимодействия в живых системах, метаболических
процессов и их регуляции в клетке, мутагенеза, изучении экологических проблем био
и ноосферы и методов их решения. Практически все физиологические процессы в
организме человека являются следствием химических превращений веществ
(пищеварение, дыхание, выделение, гуморальная и нервная регуляция гомеостаза,
размножение и развитие и т. д.) Целые разделы биологии фактически построены на
применении «чистой химии», например, при изучении тем «Химическая организация
клетки», «Метаболизм клетки». Вся химическая деятельность. В этом смысле
биология предстаёт как раздел биохимии.
К преимуществам метапредметного подхода в преподавании биологии можно
отнести: формирование системных знаний у школьников при изучении биологических
феноменов и проблем.
удовлетворение интеллектуальных потребностей
познавательного горизонта в системе естественных и гуманитарных наук.
школьников, расширение
подготовка потенциальных кадров для новых научнопроизводственных отраслей
«интеллектуальная провокация», суть которой в нетрадиционном, новом взгляде
ученика на, казалось бы, «старые предметы», возможность развития креативных
потенций ребёнка.
Будущее и науки и производства XXI века за интеграцией и школьное образование в
этом смысле получает четко ориентированный социальный заказ на методическую
модернизацию именно в этом направлении.