Многокомпонентность биологии как фактор формирования УУД школьников

  • Педсоветы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 30.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Будущее и науки и производства XXI века за интеграцией и школьное образование в этом смысле получает четко ориентированный социальный заказ на методическую модернизацию именно в этом направлении. Одно из направлений изменений- это «интеллектуальная провокация», суть которой в нетрадиционном, новом взгляде ученика на, казалось бы, «старые предметы», возможность развития креативных потенций ребёнка.
Иконка файла материала Многокомпонентность биологии как фактор формирования УУД школьников.docx
Многокомпонентность  биологии как фактор формирования УУД школьников   В системе научного знания биология занимает промежуточное положение между естественными и общественными дисциплинами, испытывает влияние и тех и других, оказывая,   в   свою   очередь,   воздействие   на   них.   Например,   эволюционизм   не   без влияния   биологии   распространяется   в   астрономии,   химии,   физике,   географии, лингвистике, этнографии и других науках.         К практическим сложностям для систематической   реализации   такого   метапредметного   подхода   можно отнести :   ­   дефицит   учебного   времени,   который   может   быть   частично   снят   за   счёт интенсификации учебного процесса ­ повышенные требования к «энциклопедичности» учителя, его научному кругозору, необходимость освоения учителем смежных наук, постоянного самообразования ­ отсутствие методической литературы и разработок по конкретным темам курса ­   относительная   невозможность   проверки   знаний   в   метапредметном   аспекте. Биологические   концепции   и   конструкции,   эксперимент   вызывают   её   резонанс   с   химией,   кибернетикой,   математикой,   географией   и физикой   и   астрономией,   геологией,   экономикой,   психологией   и   многими   другими   естественными   науками. Уникальные   особенности   каждого   организма,   каждого   уровня   организации   живой материи, организация среды обитания человека роднят биологию с гуманитарными и общественными науками: философией и диалектикой, историей и обществознанием социологией   и   этнографией,   филологией   и   лингвистикой,   этикой   и   науками   об управлении.      Всё это ­ методическая основа системного подхода, оптимально отражающего вещественные, информационные и энергетические взаимодействия между элементами живых   систем.   Непременное   методологическое   условие   достижения   системных знаний школьников заключается в том, чтобы отразить в содержании курса биологии,особенно в старших классах, ту целостность, в которой все элементы научного знания взаимосвязаны, живут и действуют. Любой   биологический   объект   подчиняется   физико­химическим   законам,      любой процесс можно свести к ним, объяснит на их основе. Молекулярные   компоненты   клеток   изучаются   дополняющей   друг   друга молекулярной биологией, биохимией, биофизикой, биологической термодинамикой и биокибернетикой.  Современное   биологическое   образование   уже   с  VI  класса   начинает рассмотрение   биологических   проблем,   требующих   обширной   физической   и химической подготовки, которой нет у школьников. В этих условиях учитель берёт на   себя   трудную   задачу   знакомить   школьников   с   физическими   и   химическими процессами для обоснования биологических явлений, причём на основе уже знакомых   Для   установления   межпредметных   связей физических   понятий   и   теорий.   оптимальной была бы ситуация, когда биологическая постановка проблемы как бы   «надстраивается» над уже имеющейся у школьников информацией, полученной на уроках физики и химии.  Биология перекрывается с химией при исследовании химического субстрата живой   материи,   химического   взаимодействия   в   живых   системах,   метаболических процессов и их регуляции в клетке, мутагенеза, изучении экологических проблем био­ и ноосферы и методов их решения. Практически все физиологические процессы в организме   человека   являются   следствием   химических   превращений   веществ (пищеварение,   дыхание,   выделение,   гуморальная   и   нервная   регуляция   гомеостаза, размножение и развитие и т. д.)   Целые разделы биологии фактически построены на применении «чистой химии», например, при изучении тем «Химическая организация клетки»,   «Метаболизм   клетки».   Вся   химическая   деятельность.   В   этом   смысле биология предстаёт как раздел биохимии. К  преимуществам  метапредметного   подхода   в   преподавании   биологии  можно отнести:­   формирование   системных   знаний   у   школьников   при   изучении   биологических феноменов и проблем.  ­   удовлетворение   интеллектуальных   потребностей   познавательного горизонта в системе естественных и гуманитарных наук.   школьников,   расширение ­ подготовка потенциальных кадров для новых научно­производственных отраслей  ­ «интеллектуальная провокация», суть которой в нетрадиционном, новом взгляде ученика   на,   казалось   бы,   «старые   предметы»,   возможность   развития   креативных потенций ребёнка.    Будущее и науки и производства XXI века за интеграцией и школьное образование в этом смысле получает четко ориентированный социальный заказ на методическую модернизацию именно в этом направлении.