Многообразие амфибий

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Изучение биологии амфибий и воспитание бережного отношения к насекомоядным животным. Задачи: Изучить внешний вид и образ жизни амфибий (земноводных). Развивать коммуникативные качества учащихся – умение общаться, логично выстраивать свой рассказ, слушать и «слышать» педагога, выступать перед аудиторией, умение работать в группе. Развивать наблюдательность, память, внимание, наглядно – образное мышление.
Иконка файла материала конспект 2.docx
Тема: Методы научного познания природы Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения природы через практическую деятельность. Задачи урока:  образовательная – расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы;  развивающая – формировать интерес к экспериментальной и исследовательской работе; развивать творческую активность, внимательность;  воспитательная – научить применять теоретические знания на практике; совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Оборудование и материалы: термометр, компас, барометр, измерительная лента, лупы, микроскопы, весы, колбы, мерный цилиндр, речной песок, сахарный песок, микропрепараты простейших, магнит, пипетка, раствор йода, клубень картофеля, химические стаканы, железный гвоздь, пробка, поваренная соль. Тип урока: комбинированный урок. информационно-развивающие: рассказ с элементами Методы: беседы, работа учащихся с учебником; наглядные методы: использование приборов; практические: проведение наблюдений, опытов, измерений при помощи приборов; контроль. Форма работы: индивидуальная, парная, групповая. Предварительная подготовка к уроку: класс делится на четыре группы. Используемые технологии: просмотр 1. ИКТ – работа с интерактивным оборудованием; видеоролика по изучаемой теме. 2. Здоровьесберегающие технологии – перед рефлексией с учащимися проводится физкультминутка. 3. Технология критического мышления – согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление содержания и рефлексия. На стадии вызова 1необходимо вызвать «на поверхность» имеющиеся у учащихся знания. Если знаний у детей мало, учитель помогает сформулировать вопросы или предположения. На этом этапе важно не отвергать и не поправлять любые высказывания учеников, даже если они кажутся неправильными. Стадия вызова осуществляет важную функцию технологии: школьники с помощью вопросов и предположений сами ставят перед собой конкретные цели изучения нового материала. На стадии вызова использовалась беседа учителя с учащимися по теме урока с последующим заполнением схемы. На стадии осмысления содержания дети читают текст, слушают учителя, смотрят фильм и стараются найти ответы на поставленные вопросы. На данном этапе урока была использована групповая работа. Учащиеся выполняли практические задания по группам. На стадии происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики задают новые вопросы, выдвигают новые предположения, выявляют новые пробелы в своих знаниях и формулируют новые цели познания. Учащимся было предложено задание выбрать и закончить фразы, характеризующие проведенный урок. рефлексии 4. Технология групповой работы – данная технология дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Учащиеся распределены по 4 группам. 5. На уроке применяется технология дифференцированного обучения. Учащимся предлагается домашнее задание различного уровня сложности. Каждый ученик выбирает заданием сам в зависимости от степени своей подготовленности. Уровневая дифференциация способствует тому, что сильные ребята утверждаются в своих способностях, а менее подготовленные дети получают возможность испытать учебный успех и избавиться от комплекса неполноценности. План урока: № 1 Этап урока Содержание (цель) урока Организационный момент Создание   учителем   в   начале   урока Время  2 мин. 22 Стадия вызова 3 Стадия осмысления содержания  целей, положительного   эмоционального   настроя на работу.  Прием «Я желаю». Учитель  проводит беседу с учащимися, в ходе   которой   актуализируются   знания   о методах   познания   природы,   полученные ребятами в предшествующих классах.  Заполняется   схема   «Основные   методы изучения природы». Сообщение ученикам темы форм урока, организации их деятельности. Для того чтобы расширить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается работа с текстом учебника, а также учитель ведет рассказ об основных методах изучения природы. Физкультминутка Учащиеся были предварительно разделены на   4   группы.   По   группам   проводят наблюдения,   выполняют   опыты   и измерения. Учащиеся делают записи в тетрадях. 7 мин. 10 мин. 15 мин. 5 мин. 1 мин. 4 5 Стадия рефлексии Домашнее задание Обобщение   сведений,   полученных   в   ходе урока.  Рефлексивный прием «Гномик». Разъяснение домашнего задания. 3 мин. 2 мин. Ход урока: I Организационный момент. В начале урока используется прием «Я желаю». Перед каждым учащимся лежит стикер. Ученики должны написать своему соседу по парте пожелание на сегодняшний урок.   II Стадия вызова. Беседа учителя с учащимися, в ходе которой актуализируются знания о методах познания природы, полученные ребятами в предшествующих классах.  Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как 3устроен животный и растительный мир. Вопрос о том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой?  Вопрос: Чему научился человек у природы? Какие способы изучения природы вам знакомы?  Ответы учащихся.  Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать. Составление схемы на тему «Методы изучения природы».  Наблюдение  Эксперимент, или опыт Измерение   Схема «Основные методы изучения природы» III. Стадия осмысления содержания. Сообщение темы урока, постановка познавательной задачи: выяснить, как, какими методами можно изучать природу? На данном этапе урока учащиеся работают с учебником (с. 6–7), слушают рассказ учителя, сопровождающийся показом презентации и видеороликов, выполняют практические задания в группах. Рассказ учителя с элементами беседы о наблюдении как одном из способов изучения природы, об использовании наблюдений в практической деятельности человека.   Наблюдение  –   это   один   их   самых   доступных   методов   изучения   природы,   но   для   его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.  Метод   наблюдения   широко   используется   при   изучении   и   космических   и   земных   тел,   живых организмов. Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.  Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.  Вопрос:   – Ребята, приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы.  – А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?  Ответы учащихся.  Вопрос: – Какие приборы помогают человеку вести наблюдения?  Ответы учащихся.    4Выполняется практическая работа по группам.  Задание 1­й группе. Проведите наблюдения за дождевым червем. Расскажите о своих наблюдениях.  Задание   2­й   группе.   С   помощью   микроскопа   рассмотрите   микропрепарат   чешуи   кожицы   лука. Расскажите о своих наблюдениях.  Задание 3­й  группе. С помощью лупы изучите внешнее строение насекомых.  Расскажите  о своих наблюдениях.  Задание 4­й группе. С помощью микроскопа рассмотрите внешнее строение инфузории туфельки. Расскажите о своих наблюдениях. Рассказ учителя с элементами беседы об эксперименте как способе изучения природы, при котором   в   лаборатории   воспроизводятся   природные   явления,   о   значении   эксперимента   в практической деятельности человека.   Эксперимент  – (лат. слово experimentum означает «проба, опыт, доказательство») – это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления.  На   основе   данных,   полученных   при   наблюдениях,   ученые   делают   научные   предположения, которые  затем  проверяются в эксперименте. С помощью экспериментов выясняются  особенности процессов, протекающих в живых и неживых телах. В эксперименте то или иное явление можно повторить несколько раз, изучить при различных условиях. С помощью опытов изучают поведение животных.   Перелетные   птицы   в   своих   длительных   перелетах   ориентируются   по   Солнцу,   звездам. Изменяя направление солнечных лучей, с помощью зеркальца, ученые смогли изменить траекторию движения полета.  Вопрос: – Какие приборы необходимы для проведения эксперимента?  Ответы учащихся.    Выполняется практическая работа по группам.  Задание 1­й группе. Проведите опыт с магнитом. Определите, какие тела он притягивает, а какие нет. Расскажите о результатах своей работы.  Задание 2­й группе. Растворите сахарный песок в воде. Растворите речной песок в воде. Расскажите о результатах своего эксперимента.  Задание 3­й группе. Погрузите в один стакан с водой железный гвоздь, в другой – кусочек пробки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.  Задание   4­й   группе.   На   срез   клубня   картофеля   с   помощью   пипетки   капните   раствор   йода.   Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.  Беседа, в ходе которой систематизируются и обобщаются знания учащихся об измерении как методе изучения природы, его значении и использовании человеком, о приборах и инструментах, с помощью которых проводится измерение.   Измерения – как метод познания природы. Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями. Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.  5Вопрос:  – Какие измерения проводятся при изучении природы?  – Какие измерительные приборы вам известны?  Ответы учащихся.  Выполняется практическая работа по группам.  Задание 1­й группе. Проведите измерение объема воды, используя мерный цилиндр.  Задание 2­й группе. Проведите измерения высоты стола с помощью измерительной ленты.  Задание 3­й группе. Проведите измерение температуры воды с помощью спиртового термометра.  Задание 4­й группе. Проведите измерения массы поваренной соли с помощью весов. Учащиеся делают записи в тетрадях.  Выставление оценок за работу участникам группы. Физкультминутка.  Звучит   танцевальная   казахская   мелодия   «Қызыл   өрік».   Учащимся предлагается встать и выполнить разминку. IV. Стадия рефлексии. Подведение итогов урока. Просмотр видеоролика о методах изучения природы. Рефлексивный прием «Гномик». Перед учащимися лежат 2 картинки гномиков: веселый и грустный. Каждый ученик выбирает того гномика, который отражает их впечатление о проведенном уроке. Гномика прикрепляют к тетради. 6V. Домашнее задание:  А. читать § 1,2,3, выучить определения.     В. заполните таблицу (на основании текста § 3):  Имя естествоиспытателя Годы жизни Достижения, открытия С. * Творческое задание. Проведите наблюдения за природным явлением (выберите любое на ваше усмотрение). 7