МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Оценка 5

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
9 кл
09.12.2017
МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Цели урока: - углубить знания о биосфере- оболочке, где обитают живые организмы; - дать представление об условиях обитания организмов в почве, воде, в наземно-воздушной среде, в других организмах; - развивать умение сравнивать условия жизни организмов, находить формы приспособленности организмов к этим условиям; - воспитывать понимание необходимости исследования разнообразия форм жизни как следствия разнообразия условий существования на Земле. Оборудование: - аквариум с рыбками, моллюсками, водорослями; - гербарии водорослей, растений различных экологических систем, коллекции моллюсков, насекомых и их личинок; - рисунки, фотографии животных водной, почвенной, наземно-воздушной среды, влажные препараты паразитических червей; - проекторЦели урока: - углубить знания о биосфере- оболочке, где обитают живые организмы; - дать представление об условиях обитания организмов в почве, воде, в наземно-воздушной среде, в других организмах; - развивать умение сравнивать условия жизни организмов, находить формы приспособленности организмов к этим условиям; - воспитывать понимание необходимости исследования разнообразия форм жизни как следствия разнообразия условий существования на Земле. Оборудование: - аквариум с рыбками, моллюсками, водорослями; - гербарии водорослей, растений различных экологических систем, коллекции моллюсков, насекомых и их личинок; - рисунки, фотографии животных водной, почвенной, наземно-воздушной среды, влажные препараты паразитических червей; - проектор
9_kl._mnogoobrazie_form_zhivykh_org.doc
Открытый урок в 9 классе на тему: «Многообразие форм живых организмов». Цели урока: - углубить знания о биосфере- оболочке, где обитают живые организмы; - дать представление об условиях обитания организмов в почве, воде, в наземно-воздушной среде, в других организмах; - развивать умение сравнивать условия жизни организмов, находить формы приспособленности организмов к этим условиям; - воспитывать понимание необходимости исследования разнообразия форм жизни как следствия разнообразия условий существования на Земле. Оборудование: - аквариум с рыбками, моллюсками, водорослями; - гербарии водорослей, растений различных экологических систем, коллекции моллюсков, насекомых и их личинок; - рисунки, фотографии животных водной, почвенной, наземно-воздушной среды, влажные препараты паразитических червей; - проектор Предварительная подготовка: перед уроком учащиеся получают задание провести исследования различных сред обитания организмов, выявить формы приспособленности к той или иной среде, составить презентацию. 1. Повторение изученного материала.(работа в группах) Ход урока саморегуляция, клеточное - Запишите признаки и свойства живых организмов (обмен веществ, самовоспроизведение, строение, раздражимость, приспособленность к среде обитания рост и развитие, эволюционное развитие). - как вы знаете разделы биологии (анатомия ,физиология, ботаника, зоология, бриология, альгеология, миология, микология ,палеонтология, энтомология, орнитология, экология). - распределите в порядке усложнения уровни организации живых организмов (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно- видовой, биогеоценотический, биосферный). - заполните в таблице данные об условиях жизни организмов в той среде обитания, которую вы исследовали, используя слова: много ,мало ,нет. Среда обитания Водная Наземно- воздушная Почвенная Организменная Воздух мало много мало нет Вода много мало мало мало Свет мало много нет нет Учитель. В процессе исторического развития живые организмы освоили четыре среды обитания. Первая –водная. В воде жизнь зародилась и развивалась многие миллионы лет. Вторая- наземно-воздушная- на суше и в атмосфере возникли и бурно адаптировались к новым условиям растения и животные. Постепенно преобразуя верхний слой суши- литосферу, они создали третью среду обитания- почву, а сами стали четвёртой средой обитания. Биосфера- оболочка нашей Земли, где обитают живые организмы, это совокупность всех биогеоценозов. Верхняя граница биосферы поднимается на высоту до 20 км (озоновый экран) и опускается до глубины 10-11км в Мировом океане. Предлагаю заслушать результаты ваших исследований в порядке появления данной среды обитания на Земле. Ученик. Гидросфера- водная оболочка Земли. Она составляет около 71% поверхности планеты, расположена между атмосферой и земной корой. Живые организмы, обитающие в воде, называются гидробионтами. Характеристика среды 1.Плотность Водная среда средняя 2.Освещённость 3.Колебание температуры 4.Количество воды 5.Количество кислорода средняя средняя много умеренно животные Обтекаемая форма тела, планктон Плохое зрение Сглажена широтная зональность Удаляют аммиак холоднокровные Живые организмы способны жить в плотной среде с малым количеством кислорода и света. Приэ том в водной среде нет резких перепадов температуры. Наибольшее количество организмов обитает на небольшой глубине, т.к. они получают больше тепла и света. Организмы ,населяющие толщу воды, называются планктоном. Организмы, обитающие на дне или прикреплённые ко дну, называются бентосом. Водные организмы составляют 0,13% биомассы всех живых существ, обитающих на Земле. Вывод: изучив условия водной среды обитания мы выяснили , что животные имеют следующие приспособления: обтекаемую форму тела, плавучесть, слизистые покровы тела, видоизменённые конечности, специальные органы дыхания-жабры, защитную окраску. Учитель: послушаем про условия существования организмов в почве. Ученик. Наиболее сложными для существования являются условия литосферы- твёрдой оболочки Земли. Характеристика среды 1.Плотность Почвенная среда Очень высокая 2.Освещённость 3.Колебание температуры отсутствует слабые 4.Количество воды умеренное 5.Количество кислорода мало животные Проникновение на малую глубину Недоразвито зрение Переживание неблагоприятных условий, замедляется обмен веществ Участвует в процессах жизнедеятельности Малая подвижность Плотные частицы, отсутствие света затрудняют передвижение организмов в поисках пищи. На поверхности литосферы располагается почва. Это плодородный слой, на котором обитают растения, он изменяется под воздействием атмосферы и организмов. Живые организмы распределяются в основном на глубине от 0 до 7 метров, но отдельные виды способны существовать на глубине до 100 метров. Верхняя часть литосферы состоит из осадочных пород. С почвой связана жизнь растений. В ней располагаются и укрепляются их корни. Из почвы они получают питательные вещества, растворённые в воде. В почве обитает большое количество животных, грибов , бактерий. Обитателей почвы называют эдафобионтами. Ученик. Мы провели исследование жизни крота. Кроты относятся к отряду насекомоядных млекопитающих. Они редко попадают к нам на глаза, обычно мы видим следы их работы- кучи рыхлой почвы, которые они выбрасывают, когда строят свои многочисленные ходы- лабиринты. Всё строение крота говорит о высокой приспособленности к жизни в почве. Гладкая бархатистая и очень густая шерсть защищает крота от комочков почвы. Кроме того, шерстинки его покрова могут ложиться как вперёд. Так и назад. Это помогает быстро продвигаться по подземным ходам. Глаза крота очень малы и закрыты шерстинками. Особенности строения передних конечностей позволяет кроту подземное жилище. Плечо и предплечье короткие, а кисти большие, хорошо развиты. С помощью их он разгребает землю и быстро продвигается вперёд. Кротовина с жильём имеет округлую форму, выстлана сухой травой или мхом и находится вдали от туннелей, где животные охотятся. От гнезда крот прорывает выход, который закрывает травой. В случае опасности он быстро уходит по этому подземному коридору. Охотничьи туннели крота, где он собирает червей, жуков, личинок, достигают длины 20 метров. Есть среди подземных коридоров те, которые ведут к воде, она нужна кроту. К зиме кроты уходят на глубину, где почва не промерзает. Вывод: изучив условия почвенной среды обитания мы выяснили, что животные имеют следующие приспособления для обитания в ней: вольковатая форма тела, малые размеры, прочные покровы тела, кожное дыхание, редукция органов зрения, копательные конечности с развитой мускулатурой. Учитель. Теперь обратимся к наземно-воздушной среде обитания и её обитателям. Ученик. В процессе эволюционного развития в связи с уменьшением количества воды на поверхности планеты и установлением более сухого климата организмы приобрели способность жить в наземно-воздушной среде при обилии воздух, недостатке воды и резких колебаниях температуры. Обитатели наземно-воздушной среды называются аэробионтами. Живые организмы способны подниматься на высоту более 10 км, а споры бактерий и грибов- до 20 км Характеристика среды 1.Плотность Наземно- воздушная среда низкая 2.Освещённость 3.Колебание температуры высокая высокая 4.Количество воды 5.Количество кислорода мало много животные Большая скорость передвижения, возможен полёт Развитие зрения Зональность в распределении живых организмов Развиты покровы тела Интенсивный обмен веществ .Общий прирост биомассы планеты, т.е. продуктивность, приходится на долю растительных сообществ суши и составляет 92,2% общей массы всех живых организмов суши, на животных и микроорганизмы приходится только 0,8%. Аэробионтами являются следующие виды: лишайники, грибы, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные растения, покрытосеменные растения. В животном мире аэробионтами являются следующие организмы: насекомые, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Вывод: изучив условия наземно-воздушной среды обитания мы выяснили, что животные имеют следующие приспособления для обитания в ней: опорный скелет, механизмы терморегуляции, экономный расход воды, быстрые окислительно-восстановительные процессы, развиты органы усвоения атмосферного воздуха, крылья- видоизменённые передние конечности, конечности бегательного, прыгательного и др. типов, разные виды ротовых аппаратов: грызущие, колюще-сосущие, лижущие; защитная окраска тела. Учитель. Есть ещё одна среда обитания- организменная. Послушаем о ней. Ученик. Организмы, которые живут внутри другого организма, называются эндобионтами. Они могут паразитировать, быть нейтральными по отношению к хозяину или находиться с симбиотических отношениях. Характеристика среды 1.Плотность Организменная среда высокая 2.Освещённость 3.Колебание температуры 4.Количество воды 5.Количество кислорода отсутствует слабые умеренно нет животные Плоская, круглая форма тела Нет суточных ритмов Плохо развита нервная система Анаэробы Каждый организм- своеобразный биоценоз, который служит средой обитания для паразитических организмов. Совокупность всех паразитических организмов, обитающих одновременно на каком либо хозяине, составляет паразитоценоз .Компонентами такого паразитоценоза являются членистоногие, гельминты, грибки, бактерии, простейшие, вирусы. Влияние паразитического организма на организм хозяина многообразно. Во-первых, паразитический организм использует питательные вещества, предназначенные для хозяина, вызывая его истощение. Во-вторых. Паразит, находясь в теле хозяина, осуществляет механическое повреждение органов пищеварения, кровеносных сосудов, органов дыхания. Происходит закупорка желчных протоков, непроходимость кишечника. В результате своей жизнедеятельности эндопаразит постоянно выделяет токсические вещества, вызывая отравления хозяина. Паразитические черви имеют высокую плодовитость, разнообразные присоски, крючочки, заострённые части тела, чтобы закрепиться в теле хозяина; циклы развития со сменой хозяев(промежуточный хозяин). Кроме того, кровососущие членистоногие с токсичной слюной переносят возбудителей заболеваний. Для того чтобы предотвратить инфекционные заболевания, в школе ежегодно проводится медицинский осмотр учащихся. Каждый учитель, технические работники и работники столовой перед началом учебного года проходят медосмотр. Регулярно проверяется санитарное состояние всех столовых, кафе, продовольственных магазинов. Вывод: изучив условия организменной среды обитания мы выяснили, что животные имеют следующие приспособления для обитания в ней: упрощение всех органов, редукция некоторых из них, появление органов прикрепления, высокая плодовитость, сложные циклы развития со сменой хозяев. 2. Подведение итогов урока. (учитель подводит итоги урока, выставляет оценки). 3. Домашнее задание.

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2017