«Многозначные слова»
Оценка 4.6

«Многозначные слова»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
29.04.2018
«Многозначные слова»
1. Овладение функциональной грамотностью (дать понятие о явлении многозначности, о контексте, научить работать со словарём как источником информации о системе русского языка). 2. Развитие умений устной и письменной речи (сформировать понятие целесообразного функционирования многозначных слов в языке, учить использовать в речи многозначные слова в разных значениях, употребляя их в нужном контексте). 3. Приобретение и систематизация знаний о языке (показать системные связи многозначного слова на разных уровнях языка). 4. Развивать орфографические и пунктационные умения. 5. Развивать чувство языка. 1. Ввести понятия «однозначность и многозначность слов», «переносное значение слова», «расширение значений слова», «контекст». 2. Базовые умения: а) речевые умения (точно и правильно использовать многозначные слова в речи, читать словарные статьи изучающим чтением и подбирать свои примеры, использовать в речи сложные предложения); б) учебно-языковые умения (выполнять синтаксический разбор сложного предложения, видеть в тексте многозначные слова); в) правописные умения (ставить запятую в сложном предложении без союзов, графически объяснять выбор написаний, знаков препинания). 3. Общеучебные умения: (умение анализировать, работать с источниками информации, умение классифицировать, подбирать собственные примеры, умение работать в парах, высказывать свою точку зрения и доказывать её, умение рефлексировать).
4kl_rus_mnogozn.doc
Разработка открытого урока русского языка в 4­м классе по теме «Многозначные слова» Цели урока по линиям  развития личности  1. Овладение функциональной  грамотностью (дать понятие о явлении  многозначности, о контексте, научить  работать со словарём как источником  информации о системе русского языка).  2. Развитие умений устной и     письменной речи (сформировать понятие   целесообразного   функционирования    многозначных  слов в языке, учить  использовать в речи многозначные слова в  разных   значениях, употребляя их в нужном контексте). 3. Приобретение и систематизация знаний о  языке (показать системные связи  многозначного слова на разных уровнях  языка). 4. Развивать орфографические и  пунктационные умения. 5. Развивать чувство языка. Обязательный минимум содержания 1. Ввести понятия «однозначность и  многозначность слов», «переносное значение слова», «расширение значений слова»,  «контекст». 2. Базовые умения: а) речевые умения (точно и правильно  использовать многозначные слова в речи,  читать словарные статьи изучающим  чтением и подбирать свои примеры,  использовать в речи сложные предложения); б) учебно­языковые умения (выполнять  синтаксический разбор сложного  предложения, видеть в тексте многозначные  слова); в) правописные умения (ставить запятую в  сложном предложении без союзов,  графически объяснять выбор написаний,  знаков препинания). 3. Общеучебные умения: (умение  анализировать, работать с источниками  информации, умение классифицировать,  подбирать собственные примеры, умение  работать в парах, высказывать свою точку  зрения и доказывать её, умение  рефлексировать). Использованные технологии:  1. Проблемно­диалогическая. 2. ИКТ­технология. 3. Технология работы в парах. Оборудование:  1. Толковые словари Ожегова С.И. для работы в парах. 2. Толковые словари английского и немецкого языка  для индивидуальной работы. 3. Интерактивная доска, проектор. 4. Интерактивное задание из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов  «Конструктор словаря». 5. Карточки с домашним заданием. 6. Коробка с предметами, оформленная в виде посылки (рубашка, яблоки и груши,  хлеб, газета). 7. Пустые блок­схемы «Общие признаки многозначных слов» у каждого ученика. 8. Распечатка конструктора словаря. 9. Карточки с новыми понятиями для фиксации плана урока на доске. Ход урока Этапы урока Организационный момент Деятельность учителя ­ Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите дату, классная работа.  Начнём с языковой разминки. Деятельность учащихся Записывают в тетрадях. Языковая  разминка  (комплексное  повторение и  развитие умений) Актуализация  изученного Записывают предложение  в  тетрадях, выполняют  задание. Два ученика работают у  доски (один находит основу  предложения, другой  составляет схему). Сравнивают работу на доске  и в тетрадях. Выполняют упражнение.  Прогнозируют предстоящую  деятельность. Высказывают предположения ­ Воздух, ветер, голову или  мысли, идеи. ­ Посмотрите на доску.  Внимательно прочитайте  предложение.  Запишите его,  расставив знаки препинания.  Графически объясните свой  выбор. Осень нарядила в золотые  одежды леса в траве ярко горят алые ягодки брусники.  ­ Кто готов объяснить  постановку знаков препинания на  доске? Составить схему?  Сравним результаты работы в  тетради и на доске.   Предлагаю упражнение­игру по  изученному материалу,  содержание соотносится с новой  темой.   Стук в дверь. Вносят посылку, на  которой написано: «Очень важно! Всё свежее!» ­ Ребята, что же может быть в  этой посылке?  Предположите!  Достаю рубашку, хлеб, фрукты,  газету. А что сюда не положили,  но тоже может быть свежим? (Если дети затрудняются, можно  подсказать: открыть окно,   показать жестами, как осенила  идея) Постановка  первой учебной  проблемы ­ Что можем сказать о слове  «Свежий». ­О чём мы будем сегодня  говорить? Сформулируйте тему  урока.  Вывешиваю на доске  «Многозначные слова ».  Знакомо ли вам это понятие?   Какие слова называют  многозначными?  ­ Да, ребята. Например, у слова  идти их 26! Продолжите цепочку. Человек идёт…(время, снег,  платье, урок…)  ­ Сформулируем значения слова  СВЕЖИЙ  ­ Как вы определили значения  слова СВЕЖИЙ?     ­ В русском языке по­научному  принято говорить «употребили в  контексте». (Вывешиваю слово на доску).  Как понимаете это  слово?  А где узнать точное значение  этого слова?  Что нужно знать и уметь, чтоб  работать со словарём?  (В целях экономии времени  открываем по закладке).  ­ Прочитайте. Подтвердились ли  ваши предположения? ­ Ребята, как вы поняли, что  слово свежий многозначное?  ­ Слово «свежий»  многозначное.  ­ Да, изучали в 3 классе,  употребляем на разных  уроках. ­ Слова, которые имеют  несколько значений. Продолжают ряд  словосочетаний, с  объяснением их значений. Объясняют значения  словосочетаний. ­Свежие фрукты – не  приготовленные, свежая  рубашка – чистая, свежий  хлеб – только испечённый,  свежая газета – только  выпущенная)  ­ Употребили его с разными  словами. Предположения детей  ­В толковом словаре Перечисляют основные  принципы работы  с  учебником, словарём.  Делается вывод о наличии  системы условных  обозначений и сокращений в  любом справочном издании.  ­ Употребили с другими  словами, составили словосочетания, т.е. в  контексте.  ­ Иногда достаточно одного  слова.  ­Значения многозначных слов понятны в контексте. Дети находят в предложении  слова ЗОЛОТЫЕ и ГОРЯТ. ­ Употребить в контексте:  составить словосочетания,  предложения. Называют словосочетания. Золотая монета (из золота),  золотая осень (жёлтого  цвета), золотые руки  (прекрасные, умелые),  золотая пора детства  (счастливая).        Горят поленья  (уничтожаются огнём),  лампочка горит (светится),  больной горит (высокая  температура), щёки горят  (красные от прилива крови),  горят глаза (блестят от  радости), горит на работе  (отдаёт все силы), горит  путёвка или план (грозит  невыполнение), обувь горит  (быстро изнашивается). Записывают в тетради  понравившиеся  словосочетания, составляют  и записывают с одним из них  предложение.  Взаимопроверка в парах. ­  Обязателен ли большой  контекст?  ­ Какой фразой дополним схему  на доске? (фиксирую карточку на доске) ­ Давайте вернёмся к  предложениям из языковой  разминки. Может  в них тоже есть многозначные слова?  ­ Как доказать, что они  многозначные?  ­ Придумайте словосочетания.        ­ Запишите  1 вариант – 3 словосочетания со  словом золотой. 2 вариант – 3 словосочетания со  словом горят.  Составьте предложение с  понравившимся словосочетанием. ­ Кто хочет зачитать своё  предложение? Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность  выполнения задания. Физкультминутка «Знаки  препинания»  ­ Точка (кулачки упираются в  бока), тире (руки сложены как у  ученика за партой),  вопросительный знак (сгорбиться  и нахмуриться), восклицательный  знак (руки вытянуть вверх,  улыбнуться).  ­ Какие из этих слов  многозначные? Докажите  Дети выполняют упражнение, затем комментируют. ­ Точка – пунктуационный  знак, предел одного  состояния и переход в другое – точка кипения;  знак – пометка, символ и  жест. Постановка  первой учебной  проблемы  (продолжение) ­ В каком фольклорном жанре  часто используется явление  многозначности? ­ 1. В тетради я бываю косая и  прямая, в другом своём значении  я планка для черчения. И,  наконец, порою, в шеренгу вас  построю. 2. Какой иглой не сошьёшь  рубахи? 3. На каких полях не пашут и не  сеют? 4. Какой рукав нельзя пришить? ­ Где узнать все значения слова  ПОЛЕ? ­ Как определить, не читая,  сколько у слова ПОЛЕ значений? ­ Как построена словарная  статья?  Читайте первое значение. Что  это?  ­ Дальше. Что это?  ­ А по­другому?  ­ Закройте словари. Постройте  сами словарную статью к слову  НОС. Что дано? Чего не хватает?  ­ В загадках. Ребята отгадывают загадки. Открывают словари по  заранее сделанной учителем  закладке.  Читают словарную статью  просмотровым чтением. ­ Сколько цифр, столько  значений.  ­Толкование.  ­ Примеры.  ­ Употреблены в контексте. Самостоятельно анализируют частично заполненную  словарную статью.  Дополняют её необходимой  информацией. Один ученик на  интерактивной доске в  «Конструкторе словаря», Формулирование  проблемы Поиск решения  (открытие нового  знания) ­ Посмотрите внимательно на  значения слова НОС в вашей  статье. Посмотрите внимательно  на их иллюстрацию.  ­ Что видите? Какой вопрос  возникает? Слайд 1. Носы    На доске записывается вопрос:  «Как получилось, что у слова  появилось новое значение?» ­ Какие есть предположения?  Версии?  Слайд 2. Носы с указанием  общего признака – формы.   ­ Существуют ли другие  признаки, по которым произошёл перенос значения слова? Даю материал для наблюдения на  одном слайде, а на следующем слайде  сформулирован общий признак. Слайд 3­4. Золотая рожь –  золотые монеты.  Слайд 5­6. Золотые слитки –  золотые руки. Слайд 7­8. Плывут облака –  плывут утки.  Слайд 9­10. Дворник с метлой –  дворники машины. Слайд 11­12. Хвост кометы –  хвост белки – хвост самолёта.  Могут ли быть другие общие  признаки? (размер, качества и др.) ­ Какой вывод сделаем?  (Вывешиваю на доску). другие в распечатке. ­ Почему в словаре три  значения слова, а на  иллюстрации 4 картинки? . Дети внимательно  рассматривают иллюстрацию  и прогнозируют ответ. Дети формулируют вывод,  что перенос значения  произошёл по общему  признаку. Дети высказывают  предположения. Проверяем предположения.  Общий цвет.  Действие Функция.  Расположение. ­Все значения многозначных  слов связаны по какому­то  признаку. Постановка  второй учебной  ­ Как вы думаете, появляются ли  сейчас новые значения слов?   Почему это происходит? Дети выдвигают  предположения. проблемы. Даю материал для наблюдения. Слайд 13. Крабы (на фуражке,  животное, заколка,  компьютерный) ­ Расскажите, как произошёл  перенос значения. ­ Какое значение появилось  раньше? Какое позже? ­ Научным языком говорят:  «Слово расширило своё  значение». ­ Почему это происходит? Зачем   языку нужны многозначные  слова? Попробуйте догадаться,  проанализировав следующую  информацию: «Самый большой  толковый словарь русского языка  насчитывает 17 томов». ­ Оказывается, объём языка  ограничен  и его развитие идёт не  только вширь, но и вглубь. Если  появляется похожий на что­то  предмет, то ему дают такое же  название, а слово приобретает  новое значение. ­ Ребята, вы учитесь в языковой  школе. Изучаете 2 языка,  Существует ли явление  многозначности в других языках?  Что поможет ответить на вопрос?   ­ Как узнаём, многозначное ли  слово, если не знаем языка? Постановка  третьего  проблемного  вопроса и его  решение с  использованием  полученных на  уроке знаний. ­ Как влияет использование  многозначных слов на речь?  (Вывешиваю на доску)  Попробуем прочитать  предложение из языковой  разминки  без многозначных  слов. Что пропало? (яркость,  образность)  Делают вывод на основе  наблюдения. Дети выдвигают гипотезу. ­ Словари Два ученика рассказывают,  как ориентироваться в  словаре. Один – на примере  английского словаря, другой  ­ на примере французского. Дети проводят  лингвистический  эксперимент, читают  предложение, заменяя слово  горят  на слово краснеют и  т.д. ­ Использование ­ Какой вывод сделаем? (Прикрепляю его на доску) многозначных слов делает  речь  богатой и  выразительной. ­ Давайте вспомним и прочтём  наизусть стихотворение  С.Есенина «С добрым утром»:  Задремали звёзды золотые,  задрожало зеркало затона,  брезжит свет на заводи речные и  румянит сетку небосколона…» ­ Ребята, теперь вы поняли, что  означает надпись на посылке  «Очень важно?» Что нового и  важного узнали о многозначных  словах? Как оцениваете свою  работу? Дети хором читают  стихотворение. ­ Многозначные слова делают речь яркой, образной,  поэтичной. Подведение итогов,  самоанализ и самооценка Рефлексия Домашнее задание  Для домашней работы я  предлагаю задания по выбору. Одно – наиболее трудное,  исследовательское. Ребятам  нужно узнать, каких слов в  русском языке больше –  многозначных или однозначных.  Для этого необходимо посчитать  их  количество в заданном  тексте и сделать вывод. (В тексте почти  все слова многозначные) Второе задание среднего  уровня. Нужно заполнить блок­ схему «Общие признаки  многозначных слов» и привести  свои примеры. Третье задание. Составить  предложения с данными  словосочетаниями. ­ Спасибо за урок. Приятно было  видеть лес рук. Вы замечательно  работали! Глазки у вас горели! Вы золотые ребята! Заключение Упражнения для домашнего задания. Упражнение 1. Используя толковый словарь, определи, каких слов больше в тексте:  однозначных или многозначных. Бежал краб по песчаному дну. Остановился. Задумался. Что­то неудобно  стало в старой одежде. Пора её сбросить. Ведь за новым панцирем в магазин  не идти. Сам вырастет. Напрягся краб, приподнял жёсткую крышку,  продвинул в узкую щель тело. Дёрнулся неосторожно, и длинная нога  сломалась. Не беда. Вырастет новая нога.                                                                                                                  (М.Жилин) Упражнение 2.    Заполни схему. Приведи свои примеры. Упражнение 3.  Составь предложения, используя словосочетания. серебряный колокольчик – лиловый колокольчик острый нож – острое слово море впечатлений – бескрайнее синее море

«Многозначные слова»

«Многозначные слова»

«Многозначные слова»

«Многозначные слова»

«Многозначные слова»

«Многозначные слова»

«Многозначные слова»

«Многозначные слова»

«Многозначные слова»

«Многозначные слова»

«Многозначные слова»

«Многозначные слова»

«Многозначные слова»

«Многозначные слова»

«Многозначные слова»

«Многозначные слова»

«Многозначные слова»

«Многозначные слова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018