• систематизировать, закрепить и обобщить знания и представления, полученные 2-ом классе по теме: «Многозначные слова».
• продолжать развивать навык работы со словарями.
• развивать умение определять значение многозначных слов в контексте.
• развивать умение сопоставлять и отличать многозначность слова и омонимию.
• воспитывать чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей.
• воспитывать аккуратность и бережное отношение при работе со словарями.
многозначные слова.doc
Цели занятия:
Тема: «Многозначные слова».
систематизировать, закрепить и обобщить знания и представления,
полученные 2ом классе по теме: «Многозначные слова».
продолжать развивать навык работы со словарями.
развивать умение определять значение многозначных слов в контексте.
развивать умение сопоставлять и отличать многозначность слова и
омонимию.
воспитывать чувство коллективизма и сопереживания успехам и
неудачам своих товарищей.
воспитывать аккуратность и бережное отношение при работе со
словарями.
Задачи занятия:
Образовательные: уметь определять признаки многозначных слов и активно
использовать их в своей речи
Воспитательные: способствовать развитию у обучающихся
исследовательских умений, условий для воспитания положительного интереса
к изучаемому предмету, содействовать формированию культуры речи и
бережного отношения к русскому языку.
Развивающие: создать условия для развития внимания, словарного запаса
учащихся, умение логически и образно мыслить, выделять главное,
сравнивать, обобщать при работе с раздаточным материалом и техническими
средствами.
Планируемые результаты:
Предметные:
лексическое значение
Смогут находить многозначные слова в тексте и определять их
Определять признаки многозначных слов.
Метапредметные:
Развивать речь и мышление при объяснении значений многозначных
слов.
Личностные:
Умение работать в парах, в группе.
Уважение к личности и её достоинства к окружающим.
Позитивная самооценка.
Умение вести диалог: учитель ученик; ученик ученик.
Формировать уважительное отношение к искусству слова.
Регулятивные:
1.В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные
цели и задачи.
Умение планировать свою деятельность и деятельность группы.
Вырабатывать способность различать способ и результат действия. Познавательные
Находить в тексте учебника, словарях информацию о многозначных
словах, и их лексических значениях, анализировать и использовать эти
слова в письменной и устной речи.
С помощью заданий и раздаточного материала составлять из
словосочетаний, в состав которых входят многозначные слова,
предложения.
Коммуникативные:
Слушать, слышать и понимать речь учителя и одноклассников.
Задавать вопросы, формулировать собственное мнение.
Строить монолог и диалог.
Умение работать в парах, в группах.
Оборудование: Рабочая тетрадь, раздаточный материал, толковые словари.
Ход занятия.
Потрите свои ладошки. Почувствовали тепло? А теперь в группах соедините
ладошки, объедините тепло и хорошее настроение, пожелайте успешной
работы.
Прочитайте про себя стихотворение, которое написано у вас на листочках.
Не жалейте пятачка,
Говорит корова.
Выкупите молочка
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
Нам по целой кружке!
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки.
(А.Шибаев)
Что интересного вы заметили в этом стихотворении? ( Слово «пяточки»
повторяется несколько раз).
Что значит слово «пятачки» в этом стихотворении? («Пятачок» монета и
«пятачок» нос поросенка).
Ребята, а как вы думаете, где мы можем проверить, верно ли мы понимаем
значение слова? (Мы можем проверить в словаре).
Верно. Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. –
один из самых популярных и полных словарей на сегодняшний день.
Работа с толковым словарём в группах.
Итак, предлагаю проверить себя правильно ли мы с вами определили
значение слова «пятачок». Сейчас я вам раздам толковые словари, и вы
поработаете вместе в группе. В словаре очень много слов и искать нужное нам слово придётся долго,
поэтому я вам сегодня немного помогла и положила закладку, где нужно
открыть словарь. Найдите это слово, прочитайте его значение и приготовьтесь
ответить на вопрос, что ещё можно сказать о слове пятачок?
Пятачок
чка, м. 1. Монета или сумма в 5 копеек. 2. Круглый кончик рыла у свиньи,
кабана, медведя и некоторых других животных 3. перен. Маленькая круглая
площадка, а также вообще тесное, ограниченное пространство (разг.).
Вертолёт сел на бетонный п. Ютиться на пятачке.
II прил. пятачковый, ая, ое (к 1 знач.).
Молодцы! Итак, ребята, давайте подведём небольшой итог нашей работы.
Сколько значений у слова пятачок? (У слова «пятачок» три значения).
А как называются слова, у которых несколько лексических значений.
(Многозначные)
Для чего нужно различать значения слов? (чтобы правильно понимать речь,
чтобы самим точнее выражаться)
Работа по эталону.
А сейчас мы будем исследовать многозначные слова, т.е. узнавать их
лексическое значение.
Работа в группах, по эталону.
Каждая группа получает слово и план работы. Вам надо составить несколько
предложений с этим словом.
1 группа – слово золотой, 2 группа – слово звезда, 3 группа – язык,
4 группа – бежать.
План.
1. Определите все значения слова.
2. Составьте несколько предложений с ними, правильно употребив их в
речи.
3. Сколько значений у них?
1группа
Золотой предмет цвета золота.
Золотой – хороший человек.
Золотой, осенний, жёлтый лист.
2группа
Звезда самосветящееся небесное тело.
Талантливый человек.
Морская звезда.
Украшение (награда).
3группа Язык – мясистый орган во рту, служащий для подкладки зубам пищи и
распознавания её вкуса.
Язык у колокола.
Язык пламени.
Словесная речь человека по народности (русский, английский и т.д.)
Пленный.
4группа
Бежать – передвигаться быстро (живые существа).
Бежит ручей.
Бежит время.
Бежит по венам кровь.
Бегут облака.
Бежит машина.
Так, как же называются все эти слова? (Многозначные)
Какие слова называются многозначными? (Слова, которые имеют не одно, а
несколько значений)
Следующий этап нашей работы разрешение проблемной ситуации.
Представьте, вы заблудились. Вот вам навигаторы, приборы, указывающие
путь (картинки). Напишите, как можно больше их значений?
1 рисунок ХВОСТ (у животного, причёска, хвост звезды, самолёта).
2 рисунок ТРУБА (печная, труба сливная, музыкальный инструмент).
3 рисунок РУЧКА (у человека, для письма, дверная).
4 рисунок ЛУК (холодное оружие, овощ).
Какой вывод можно сделать? (Надо знать значение слов, чтобы не
заблудиться в составлении предложений, в высказывании своих мыслей.)
А сейчас у нас культурная программа. Мы будем читать стихи, рассказы,
которые лежат у вас на столе и искать в них многозначные слова.
1).Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
А у меня дома овсянка!
Подумаешь, сказал Матвей, у меня дома тоже овсянка.
Люблю я овсянку! добавил Сашка.
И я люблю! – сказал Матвей.
Она желтая, красивая такая!
И вкусная. Особенно с молоком!
Как это вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.
Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка.
Как это про что? Про овсянку! – ответил Матвей. Про какую овсянку?
Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
Каша песни пела?! – изумился Матвей.
Почему не поняли друг друга Сашка и Матвей?
Давайте найдем в толковом словаре значения к слову «овсянка».
Следующее стихотворение.
2). Лисички.
Кто вы?
Мы лисички – дружные сестрички.
Ну а вы то кто же?
Мы лисички тоже.
Как, с одной лапой?
Нет, ещё со шляпкой!
О каких лисичках говорится в тексте?
Следующее стихотворение.
3). Колокольчики.
Колокольчик зазвонил,
Отдыхать нас поманил.
На лужайку мы бежим,
Чтоб набраться много сил.
Колокольчик там растет,
Удивительно цветет.
Мы не будем рвать цветы.
Не нарушим красоты.
О каких колокольчиках идет речь?
Следующее стихотворение.
4).За столом сказала мать:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно? (Г. Бойко)
Кто догадался, какое слово многозначное?
Т.е. многозначными могут быть не только слова, обозначающие предметы, но
и слова, обозначающие действия предметов. Вот послушайте следующую историю.
Читает учитель.
Папа, можно я заведу собаку? – спросил Гриша.
Пожалуйста.
«Разрешил! – удивился Гриша. –А раньше никогда не разрешал. Значит,
сегодня он добрый».
А если я хочу завести кошку?
Что ж, можно и кошку, согласился отец и взял газету.
И… и кролика тоже можно завести?
Если тебе хочется, заведи и кролика.
Гриша даже рот раскрыл от удивления: «Всевсе разрешает! Что бы еще
попросить?»
А утку можно завести? Здесь, в этой комнате… утку?!
Можно, можно. Заводи кого хочешь. Хоть слона…
Почему папа всех разрешал заводить? (это были заводные игрушки)
Совершенно верно, у слова завести не одно значение: завести игрушку,
завести животного – привести в дом жить, завести будильник.
Назовем многозначные слова, обозначающие признаки предметов.
Прочитай, какие словосочетания соответствуют друг другу? (Работа в парах)
а/Золотое кольцо
б/Золотое солнце
в/Золотые волосы
г/Золотая бабушка
д/Золотые руки
1\яркое и сияющее
2\умелые и работящие
3\сделанное из золота
4\светлые и блестящие
5\дорогая и любимая
(Проверка комментированием у доски)
(Ученики соединяют парами словосочетания, выясняют, сколько разных
значений у слова золотой).
Какой еще можно сделать вывод? (Многозначными могут быть слова ,
обозначающие признаки предметов).
Рефлексия.
Итак, ребята, подведём итог нашего занятия.
Как называлась тема нашего занятия?
Какая информация для вас была открытием?
Какие слова называются многозначными?
Какое настроение было у вас сегодня на уроке?
Что больше всего понравилось? А что не понравилось?
Какие слова вас удивили? Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и
точнее выражать свои мысли.
Многозначные слова
Многозначные слова
Многозначные слова
Многозначные слова
Многозначные слова
Многозначные слова
Многозначные слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.