Многозначные слова

  • Мероприятия
  • doc
  • 05.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• систематизировать, закрепить и обобщить знания и представления, полученные 2-ом классе по теме: «Многозначные слова». • продолжать развивать навык работы со словарями. • развивать умение определять значение многозначных слов в контексте. • развивать умение сопоставлять и отличать многозначность слова и омонимию. • воспитывать чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей. • воспитывать аккуратность и бережное отношение при работе со словарями.
Иконка файла материала многозначные слова.doc
Цели занятия: Тема: «Многозначные слова».  систематизировать, закрепить и обобщить знания и представления,  полученные 2­ом классе по теме: «Многозначные слова».  продолжать развивать навык работы со словарями.  развивать умение определять значение многозначных слов в контексте.  развивать умение сопоставлять и отличать многозначность слова и    омонимию. воспитывать чувство коллективизма и сопереживания успехам и  неудачам своих товарищей. воспитывать аккуратность и бережное отношение при работе со  словарями. Задачи занятия: Образовательные: уметь определять признаки многозначных слов и активно  использовать их в своей речи Воспитательные: способствовать развитию у обучающихся  исследовательских умений, условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, содействовать формированию культуры речи и  бережного отношения к русскому языку. Развивающие: создать условия для развития внимания, словарного запаса  учащихся, умение логически и образно мыслить, выделять главное,  сравнивать, обобщать при работе с раздаточным материалом и техническими  средствами. Планируемые результаты: Предметные:  лексическое значение   Смогут находить многозначные слова в тексте и определять их   Определять признаки многозначных слов. Метапредметные:   Развивать речь и мышление при объяснении значений многозначных  слов. Личностные:   Умение работать в парах, в группе.   Уважение к личности и её достоинства к окружающим.   Позитивная самооценка.   Умение вести диалог: учитель ­ ученик; ученик ­ ученик.   Формировать уважительное отношение к искусству слова. Регулятивные:  1.В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные  цели и задачи.   Умение планировать свою деятельность и деятельность группы.   Вырабатывать способность различать способ и результат действия.Познавательные  Находить в тексте учебника, словарях информацию о многозначных  словах, и их лексических значениях, анализировать и использовать эти  слова в письменной и устной речи.  С помощью заданий и раздаточного материала составлять из  словосочетаний, в состав которых входят многозначные слова,  предложения. Коммуникативные:   Слушать, слышать и понимать речь учителя и одноклассников.   Задавать вопросы, формулировать собственное мнение.   Строить монолог и диалог.   Умение работать в парах, в группах. Оборудование: Рабочая тетрадь, раздаточный материал, толковые словари.                                                     Ход занятия. ­Потрите свои ладошки. Почувствовали тепло? А теперь в группах соедините ладошки,   объедините   тепло   и     хорошее   настроение,     пожелайте   успешной работы. ­ Прочитайте про себя стихотворение, которое написано у вас на листочках. ­Не жалейте пятачка,­ Говорит корова. ­Выкупите молочка­ Вкусного, парного! Поросята тут как тут: ­Нам по целой кружке! ­ Пятачки свои суют Маленькие хрюшки. (А.Шибаев) ­ Что интересного вы заметили в этом стихотворении? ( Слово «пяточки»  повторяется несколько раз). ­ Что значит слово «пятачки» в этом стихотворении? («Пятачок» ­ монета и  «пятачок» ­ нос поросенка). ­ Ребята, а как вы думаете, где мы можем проверить, верно ли мы понимаем  значение слова?  (Мы можем проверить в словаре). ­ Верно. Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. –  один из самых популярных и полных словарей на сегодняшний день.  Работа с толковым словарём в группах. ­ Итак, предлагаю проверить себя правильно ли мы с вами определили  значение слова «пятачок». Сейчас я вам раздам толковые словари, и вы  поработаете вместе в группе.­В словаре очень много слов и искать нужное нам слово придётся долго,  поэтому я вам сегодня немного помогла и положила закладку, где нужно  открыть словарь. Найдите это слово, прочитайте его значение и приготовьтесь ответить на вопрос, что ещё можно сказать о слове пятачок?  ­ Пятачок ­чка, м. 1. Монета или сумма в 5 копеек. 2. Круглый кончик рыла у свиньи,  кабана, медведя и некоторых других животных­ 3. перен. Маленькая круглая  площадка, а также вообще тесное, ограниченное пространство (разг.).  Вертолёт сел на бетонный п. Ютиться на пятачке.  II прил. пятачковый, ­ая, ­ое (к 1 знач.). ­ Молодцы! Итак, ребята, давайте подведём небольшой итог нашей работы. ­ Сколько значений у слова пятачок? (У слова «пятачок» три значения). ­А   как   называются   слова,     у   которых   несколько   лексических   значений. (Многозначные) ­ Для чего нужно различать значения слов? (чтобы правильно понимать речь, чтобы самим точнее выражаться) Работа по эталону.  ­   А   сейчас   мы   будем   исследовать   многозначные   слова,   т.е.   узнавать   их лексическое значение. Работа в группах, по эталону. ­Каждая группа получает слово и план работы. Вам надо составить несколько предложений с этим словом.  1 группа – слово ­ золотой,  2 группа – слово звезда, 3 группа – язык,  4 группа – бежать.                               План. 1. Определите все значения слова. 2. Составьте несколько предложений с ними, правильно употребив их  в речи. 3. Сколько значений у них?  1группа Золотой предмет цвета золота. Золотой – хороший человек. Золотой, осенний, жёлтый лист. 2группа Звезда ­  самосветящееся небесное тело. Талантливый человек. Морская звезда. Украшение (награда). 3группаЯзык – мясистый орган во рту, служащий для подкладки зубам пищи и распознавания  её вкуса. Язык у колокола. Язык пламени. Словесная речь человека по народности (русский, английский и т.д.) Пленный. 4группа Бежать – передвигаться быстро (живые существа). Бежит ручей. Бежит время. Бежит по венам кровь. Бегут облака. Бежит машина. ­Так, как же называются все эти слова? (Многозначные) ­Какие слова называются многозначными? (Слова, которые имеют не одно, а несколько значений) ­Следующий   этап   нашей   работы   ­   разрешение   проблемной   ситуации. Представьте,   вы   заблудились.   Вот   вам   навигаторы,   приборы,   указывающие путь ­ (картинки). Напишите, как можно больше их значений? 1 рисунок  ­ ХВОСТ (у животного, причёска, хвост звезды, самолёта). 2 рисунок  ­ ТРУБА (печная, труба сливная, музыкальный инструмент). 3 рисунок  ­ РУЧКА (у человека, для письма,  дверная). 4 рисунок ­  ЛУК (холодное оружие, овощ). ­Какой   вывод   можно   сделать?   (Надо   знать   значение   слов,   чтобы     не заблудиться в составлении предложений, в высказывании своих мыслей.)  ­А сейчас у нас культурная программа. Мы будем читать стихи, рассказы, которые лежат у вас на столе и искать в них многозначные слова. 1).Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал: ­ А у меня дома овсянка! ­Подумаешь, ­ сказал Матвей, ­ у меня дома тоже овсянка. ­ Люблю я овсянку!­ добавил Сашка. ­ И я люблю! – сказал Матвей. ­ Она желтая, красивая такая! ­ И вкусная. Особенно с молоком! ­ Как это ­  вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка. ­ Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком. ­ Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка. ­ Как это  ­ про что? Про овсянку! – ответил Матвей.­ Про какую овсянку?  ­ Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? ­ И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. ­ Каша песни пела?! – изумился Матвей. ­Почему не поняли друг друга Сашка и Матвей? ­Давайте найдем в толковом словаре значения к слову «овсянка». ­Следующее стихотворение. 2). Лисички. ­ Кто вы? ­ Мы лисички – дружные сестрички. ­ Ну а вы ­  то кто же? ­ Мы лисички тоже. ­ Как, с одной лапой? Нет, ещё со шляпкой! ­О каких лисичках говорится в тексте? ­Следующее стихотворение. 3). Колокольчики. Колокольчик зазвонил,  Отдыхать нас поманил. На лужайку мы бежим, Чтоб набраться много сил. Колокольчик там растет, Удивительно цветет. Мы не будем рвать цветы. Не нарушим красоты. ­О каких колокольчиках идет речь? ­Следующее стихотворение. 4).За столом сказала мать:  ­ Хватит языком болтать! А сынишка осторожно: ­ А болтать ногами можно? (Г. Бойко) ­Кто догадался, какое слово многозначное? ­Т.е. многозначными могут быть не только слова, обозначающие предметы, но  и слова, обозначающие действия предметов.­ Вот послушайте следующую  историю.  Читает учитель. ­ Папа, можно я заведу собаку? – спросил Гриша. ­ Пожалуйста. «Разрешил! – удивился Гриша. –А раньше никогда не разрешал. Значит,  сегодня он добрый». ­ А если я хочу завести кошку? ­ Что ж, можно и кошку, ­ согласился отец и взял газету. ­ И… и кролика тоже можно завести? ­ Если тебе хочется, заведи и кролика. Гриша даже рот раскрыл от удивления: «Все­все разрешает! Что бы еще  попросить?» ­ А утку можно завести? Здесь, в этой комнате… утку?! ­ Можно, можно. Заводи кого хочешь. Хоть слона… ­ Почему папа всех разрешал заводить? (это были заводные игрушки) ­ Совершенно верно, у слова завести не одно значение: завести игрушку,  завести животного – привести в дом жить, завести будильник. ­Назовем многозначные слова, обозначающие признаки предметов. ­Прочитай, какие словосочетания соответствуют друг другу? (Работа в парах) а/Золотое кольцо б/Золотое солнце в/Золотые волосы г/Золотая бабушка д/Золотые руки 1\яркое и сияющее 2\умелые и работящие 3\сделанное из золота 4\светлые и блестящие 5\дорогая и любимая  (Проверка комментированием у доски) (Ученики соединяют парами словосочетания, выясняют, сколько разных  значений у слова золотой). ­ Какой еще можно сделать вывод? (Многозначными могут быть слова ,  обозначающие признаки предметов). Рефлексия. ­ Итак, ребята, подведём итог нашего занятия. ­Как называлась тема нашего занятия? ­Какая информация для вас была открытием? ­Какие слова называются многозначными? ­Какое настроение было у вас сегодня на уроке? ­Что больше всего понравилось? А что не понравилось? ­ Какие слова вас удивили?­Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и  точнее выражать свои мысли.