Модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся.
Оценка 4.8

Модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся.

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
администрации
Взрослым
06.05.2021
Модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся.
Модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся.
Статья.doc

А.В. Марченко

Россия, Челябинская область, с. Уйское

 

Модель образовательной системы,

обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся.

До введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержание учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта было ориентировано на образование детей. На первый план выдвигалась проблема обучения учебным предметам, а социализация рассматривалась как конечный результат процесса обучения и воспитания. При этом интегрировать детей в социум предполагалось через формирование системы ценностей, соответствующей возрасту, средствами воспитательной работы по развитию социально-бытовых навыков, трудовую, профессионально ориентированную подготовку и включение в рабочую профессию, учитывая, что коррекционная школа представляла собой закрытый социум.

Актуальность проблемы воспитания и социализации обучающихся с нарушением интеллекта на основе принципа интегративности объясняется стремительными современными социально-экономическими преобразованиями, которые затронули все сферы жизни. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества постепенно становится магистральной линией социального развития страны. И именно система образования является ключевым фактором, способствующим решению этой задачи.

Ведущую роль для совершенствования воспитания и социализации детей с ОВЗ сыграл Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющий в своей основе деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.

В условиях коррекционной школы-интерната – дети получают помощь, направленную на компенсацию каких – либо отклонений в развитии. Процесс воспитания играет основную роль, так как он аккумулирует в себе работу по формированию личности ребёнка, развитию системы межличностных отношений, освоению моделей коммуникативного поведения.

Эти причины заставляют по – новому взглянуть на процесс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: с позиции расширения путей коррекции и способов реализации потенциальных возможностей детей через поиск инновационных форм их воспитания и обучения.

Суть заключается в следующем: любой ребёнок с ОВЗ не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом, а должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду.

В МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида» инновационная деятельность воспитания и обучения осуществляется в рамках экспериментальной площадки ФГАУ «Федеральный институт развития образования» по теме «Событийно-рефлексивный подход к развитию творческой активности детей с ограниченными возможностями здоровья».

На основе вышесказанного нами была разработана модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся.

При разработке данной модели принцип интегративности является ведущим при определении целеполагания, содержания обучения, его форм и методов, что обеспечивает целостность и системность педагогического процесса воспитания и социализации учащихся с нарушением интеллекта.

Цель: создание условий для включения субъектов образования в процесс системной организации воспитания и социально-педагогической поддержки обучающихся ОО в целях становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Основные задачи:

1. Формирование заинтересованности и мотивирование активности субъектов образования в разработке и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся во взаимодействии друг с другом.

2. Формирование проектных, творческих групп, определение планов их работы и организация деятельности, по обеспечению системной организации воспитания и социализации обучающихся.

3. Проведение комплексных исследований с целью выявления потребностей субъектов образования.

4. Самореализация субъектов образования посредством участия в реализации содержания и форм организации воспитания и социализации обучающихся в соответствии с разработанной моделью.

5. Самоанализ субъектами образования результатов своего участия в реализации модели и обеспечении функционирования системы воспитания и социализации обучающихся.

6. Проведение мониторинга результативности и эффективности воспитания и социализации обучающихся.


Структурные компоненты:

1. Целевой компонент, отражающий многообразие идей, цель и задачи в реализации системной организации воспитания и социализации обучающихся.

2. Содержательный компонент, характеризующий различные

направления деятельности субъектов системы, обеспечивающих качество воспитания и социализации обучающихся в рамках реализации основных образовательных программ всех ступеней образования.

3. Процессуальный компонент, характеризующий этапы развития

системы.

4. Результативный компонент, определяющий ожидаемые результаты функционирования системы.

Принципы построения модели: системность, интегративность, субъектность, демократизация, вариативность, дифференциация, конкретность, адекватность.

Ресурсное обеспечение реализации модели: программно-методические, научно-методические и информационные ресурсы, обеспечивающие эффективную организацию деятельности субъектов образования по реализации программ воспитания и социализации обучающихся на всех этапах образования.

При выборе модели образовательной системы мы учитывали, как объективные (не зависящие от ОО), так и субъективные (зависящие от ОО) факторы.

Основными факторами, определяющими данную модель образовательной системы, являются:

·        научный – методическое обеспечение: подход к организации

воспитания и обучения осуществляется в рамках участия МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида» в инновационной деятельности экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО»;

·        кадровое обеспечение (наличие узких специалистов): педагог-

психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог; педагоги, имеющие дефектологическое образование;

·        материально-техническое обеспечение: достаточное

количество учебных кабинетов, столярная и швейная мастерские, спортивная комната, оборудованные кабинеты: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, игровая комната, спальные комнаты (для круглосуточного проживания детей);

·        территориальное расположение: школа-интернат расположена

в сельской местности вдали от промышленных объектов;

• направленность: школа-интернат предназначена для обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проживающих в Уйском муниципальном районе и прилегающих к нему территориям.

Этапы реализации модели:

1. Мотивационно-подготовительный - сентябрь 2013-январь 2014.

Задача: Формирование заинтересованности субъектов образования в разработке и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся во взаимодействии друг с другом.

2. Проектно-моделирующий - январь 2014-август 2014.

Задача: Разработка и реализация программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся.

3. Организационно-деятельностный - сентябрь 2014-август 2016.

Задача: Обеспечение преемственности программ воспитания и социализации на всех ступенях обучения.

4. Рефлексивно-аналитический - сентябрь 2016-апрель 2017.

Задача: Достижение результативности и эффективности воспитания  и социализации учащихся.

За период реализации модели были достигнуты следующие результаты:

1. Обновление нормативно-правовой базы.

2. Повышение квалификации педагогов через:

- прохождение курсовой переподготовки;

- прохождение курсов переквалификации;

- проведение открытых уроков, мастер-классов;

- участие в конкурсной деятельности педагогического мастерства;

- участие в научно-практических семинарах в рамках ОО и за её пределами.

3. Повышение уровня воспитанности и социализации учащихся.

4. Наличие результатов обобщения, анализа и выявления передового, инновационного педагогического опыта организации воспитания и социализации учащихся.

5. Организация внеурочной деятельности с целью создания условий для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формирования познавательной активности, нравственных черт личности, коммуникативных навыков, адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.

6. Организация дополнительного образования с целью создания условий для развития индивидуальных способностей в творческом, спортивном, экологическом направлениях, социализации и интеграции детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

7. Создание в образовательной среде школы-интерната VIII вида условий для формирования и закрепления нравственных ценностей через систему специальных мероприятий с вовлечением учащихся в активные самостоятельные действия и привлечением родительской общественности к реализации программ воспитания и социализации.

8. Участие детей в конкурсной, проектной и социально значимой деятельности различных уровней: муниципальный, региональный, Всероссийский, международный.

9. Профессиональное самоопределение выпускников школы.

Внешняя оценка имеющегося опыта ОО проводится органами управления образованием, различными специальными организациями, занимающимися оценкой качества образования. Её результаты публичны и позволяют не только определять собственный прогресс за определенный промежуток времени, но и сравнивать свои достижения с другими школами в муниципалитете, регионе, стране.

Примерами такого вида оценки является:

- участие детей под руководством педагогов в социально-значимых проектах различной направленности и уровня (муниципальный, региональный, Всероссийский, международный);

- участие детей в проектной деятельности наравне с учащимися общеобразовательных школ области и наличие призовых мест;

- увеличение числа выпускников трудоустроившихся и продолжающих обучение за последние 3 года;

- реализация плана работы Федеральной экспериментальной площадки по теме «Событийно-рефлексивный подход к развитию творческой активности учащихся»;

- увеличение количества родителей, привлеченных к соуправлению ОО;

- наличие Благодарственных писем, Грамот, Дипломов за организацию методической и управленческой деятельности в ОО.

В ходе реализации программ воспитания и социализации в МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида» были созданы системообразующие факторы, позволяющие на основе требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сформировать модель образовательной системы нового поколения, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся.

Созданная в ОО модель образовательной системы, обеспечивающая современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся решает задачи воспитания и социализации учащихся с нарушением интеллекта.

Опираясь на работу по данной модели, мы можем сказать, что её реализация предоставляет возможность выпускнику коррекционной школы:

·                   освоить общеобразовательные программы учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени начального профессионального образования (т.е. овладеть общеучебными умениями и навыками);

·               овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурного поведения и речи;

·               повысить уровень сформированности психологических навыков: эмоциональность, усидчивость, внимательность, умение чувствовать окружающий мир, умение мыслить, адекватно оценивать свои поступки, обладать чувством самоконтроля;

·                   овладеть личностными качествами: учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, уверенность в себе, доброжелательность, коммуникативность, самостоятельность, дисциплинированность, адаптивность, трудолюбие, соблюдение здорового образа жизни, уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, навыки самообслуживания.

Кроме того, нами были определены дальнейшие перспективы развития ОО:

·                   систематизация традиционных мероприятий, объединяющих всех участников учебно-воспитательного процесса;

·                   применение инновационных технологий и форм работы в

рамках реализации плана мероприятий инновационной площадки ФГБОУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по направлению «Сетевые проекты профессионального развития как фактор становления детского творческого потенциала и раскрытия детской одаренности».

Применение данного опыта проектирования и реализации модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся возможно во всех общеобразовательных организациях региона.


А.В. Марченко Россия, Челябинская область, с

А.В. Марченко Россия, Челябинская область, с

В условиях коррекционной школы-интерната – дети получают помощь, направленную на компенсацию каких – либо отклонений в развитии

В условиях коррекционной школы-интерната – дети получают помощь, направленную на компенсацию каких – либо отклонений в развитии

Основные задачи: 1. Формирование заинтересованности и мотивирование активности субъектов образования в разработке и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся во…

Основные задачи: 1. Формирование заинтересованности и мотивирование активности субъектов образования в разработке и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся во…

Ресурсное обеспечение реализации модели: программно-методические, научно-методические и информационные ресурсы, обеспечивающие эффективную организацию деятельности субъектов образования по реализации программ воспитания и социализации обучающихся на всех этапах…

Ресурсное обеспечение реализации модели: программно-методические, научно-методические и информационные ресурсы, обеспечивающие эффективную организацию деятельности субъектов образования по реализации программ воспитания и социализации обучающихся на всех этапах…

Задача: Разработка и реализация программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся

Задача: Разработка и реализация программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся

Участие детей в конкурсной, проектной и социально значимой деятельности различных уровней: муниципальный, региональный,

Участие детей в конкурсной, проектной и социально значимой деятельности различных уровней: муниципальный, региональный,

Созданная в ОО модель образовательной системы, обеспечивающая современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся решает задачи воспитания и…

Созданная в ОО модель образовательной системы, обеспечивающая современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся решает задачи воспитания и…

Применение данного опыта проектирования и реализации модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся возможно…

Применение данного опыта проектирования и реализации модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся возможно…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2021