А.В. Марченко
Россия, Челябинская область, с. Уйское
Модель образовательной системы,
обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся.
До введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержание учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта было ориентировано на образование детей. На первый план выдвигалась проблема обучения учебным предметам, а социализация рассматривалась как конечный результат процесса обучения и воспитания. При этом интегрировать детей в социум предполагалось через формирование системы ценностей, соответствующей возрасту, средствами воспитательной работы по развитию социально-бытовых навыков, трудовую, профессионально ориентированную подготовку и включение в рабочую профессию, учитывая, что коррекционная школа представляла собой закрытый социум.
Актуальность проблемы воспитания и социализации обучающихся с нарушением интеллекта на основе принципа интегративности объясняется стремительными современными социально-экономическими преобразованиями, которые затронули все сферы жизни. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества постепенно становится магистральной линией социального развития страны. И именно система образования является ключевым фактором, способствующим решению этой задачи.
Ведущую роль для совершенствования воспитания и социализации детей с ОВЗ сыграл Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющий в своей основе деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
В условиях коррекционной школы-интерната – дети получают помощь, направленную на компенсацию каких – либо отклонений в развитии. Процесс воспитания играет основную роль, так как он аккумулирует в себе работу по формированию личности ребёнка, развитию системы межличностных отношений, освоению моделей коммуникативного поведения.
Эти причины заставляют по – новому взглянуть на процесс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: с позиции расширения путей коррекции и способов реализации потенциальных возможностей детей через поиск инновационных форм их воспитания и обучения.
Суть заключается в следующем: любой ребёнок с ОВЗ не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом, а должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду.
В МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида» инновационная деятельность воспитания и обучения осуществляется в рамках экспериментальной площадки ФГАУ «Федеральный институт развития образования» по теме «Событийно-рефлексивный подход к развитию творческой активности детей с ограниченными возможностями здоровья».
На основе вышесказанного нами была разработана модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся.
При разработке данной модели принцип интегративности является ведущим при определении целеполагания, содержания обучения, его форм и методов, что обеспечивает целостность и системность педагогического процесса воспитания и социализации учащихся с нарушением интеллекта.
Цель: создание условий для включения субъектов образования в процесс системной организации воспитания и социально-педагогической поддержки обучающихся ОО в целях становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Основные задачи:
1. Формирование заинтересованности и мотивирование активности субъектов образования в разработке и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся во взаимодействии друг с другом.
2. Формирование проектных, творческих групп, определение планов их работы и организация деятельности, по обеспечению системной организации воспитания и социализации обучающихся.
3. Проведение комплексных исследований с целью выявления потребностей субъектов образования.
4. Самореализация субъектов образования посредством участия в реализации содержания и форм организации воспитания и социализации обучающихся в соответствии с разработанной моделью.
5. Самоанализ субъектами образования результатов своего участия в реализации модели и обеспечении функционирования системы воспитания и социализации обучающихся.
6. Проведение мониторинга результативности и эффективности воспитания и социализации обучающихся.
Структурные компоненты:
1. Целевой компонент, отражающий многообразие идей, цель и задачи в реализации системной организации воспитания и социализации обучающихся.
2. Содержательный компонент, характеризующий различные
направления деятельности субъектов системы, обеспечивающих качество воспитания и социализации обучающихся в рамках реализации основных образовательных программ всех ступеней образования.
3. Процессуальный компонент, характеризующий этапы развития
системы.
4. Результативный компонент, определяющий ожидаемые результаты функционирования системы.
Принципы построения модели: системность, интегративность, субъектность, демократизация, вариативность, дифференциация, конкретность, адекватность.
Ресурсное обеспечение реализации модели: программно-методические, научно-методические и информационные ресурсы, обеспечивающие эффективную организацию деятельности субъектов образования по реализации программ воспитания и социализации обучающихся на всех этапах образования.
При выборе модели образовательной системы мы учитывали, как объективные (не зависящие от ОО), так и субъективные (зависящие от ОО) факторы.
Основными факторами, определяющими данную модель образовательной системы, являются:
· научный – методическое обеспечение: подход к организации
воспитания и обучения осуществляется в рамках участия МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида» в инновационной деятельности экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО»;
· кадровое обеспечение (наличие узких специалистов): педагог-
психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог; педагоги, имеющие дефектологическое образование;
· материально-техническое обеспечение: достаточное
количество учебных кабинетов, столярная и швейная мастерские, спортивная комната, оборудованные кабинеты: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, игровая комната, спальные комнаты (для круглосуточного проживания детей);
· территориальное расположение: школа-интернат расположена
в сельской местности вдали от промышленных объектов;
• направленность: школа-интернат предназначена для обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проживающих в Уйском муниципальном районе и прилегающих к нему территориям.
Этапы реализации модели:
1. Мотивационно-подготовительный - сентябрь 2013-январь 2014.
Задача: Формирование заинтересованности субъектов образования в разработке и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся во взаимодействии друг с другом.
2. Проектно-моделирующий - январь 2014-август 2014.
Задача: Разработка и реализация программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся.
3. Организационно-деятельностный - сентябрь 2014-август 2016.
Задача: Обеспечение преемственности программ воспитания и социализации на всех ступенях обучения.
4. Рефлексивно-аналитический - сентябрь 2016-апрель 2017.
Задача: Достижение результативности и эффективности воспитания и социализации учащихся.
За период реализации модели были достигнуты следующие результаты:
1. Обновление нормативно-правовой базы.
2. Повышение квалификации педагогов через:
- прохождение курсовой переподготовки;
- прохождение курсов переквалификации;
- проведение открытых уроков, мастер-классов;
- участие в конкурсной деятельности педагогического мастерства;
- участие в научно-практических семинарах в рамках ОО и за её пределами.
3. Повышение уровня воспитанности и социализации учащихся.
4. Наличие результатов обобщения, анализа и выявления передового, инновационного педагогического опыта организации воспитания и социализации учащихся.
5. Организация внеурочной деятельности с целью создания условий для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формирования познавательной активности, нравственных черт личности, коммуникативных навыков, адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
6. Организация дополнительного образования с целью создания условий для развития индивидуальных способностей в творческом, спортивном, экологическом направлениях, социализации и интеграции детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
7. Создание в образовательной среде школы-интерната VIII вида условий для формирования и закрепления нравственных ценностей через систему специальных мероприятий с вовлечением учащихся в активные самостоятельные действия и привлечением родительской общественности к реализации программ воспитания и социализации.
8. Участие детей в конкурсной, проектной и социально значимой деятельности различных уровней: муниципальный, региональный, Всероссийский, международный.
9. Профессиональное самоопределение выпускников школы.
Внешняя оценка имеющегося опыта ОО проводится органами управления образованием, различными специальными организациями, занимающимися оценкой качества образования. Её результаты публичны и позволяют не только определять собственный прогресс за определенный промежуток времени, но и сравнивать свои достижения с другими школами в муниципалитете, регионе, стране.
Примерами такого вида оценки является:
- участие детей под руководством педагогов в социально-значимых проектах различной направленности и уровня (муниципальный, региональный, Всероссийский, международный);
- участие детей в проектной деятельности наравне с учащимися общеобразовательных школ области и наличие призовых мест;
- увеличение числа выпускников трудоустроившихся и продолжающих обучение за последние 3 года;
- реализация плана работы Федеральной экспериментальной площадки по теме «Событийно-рефлексивный подход к развитию творческой активности учащихся»;
- увеличение количества родителей, привлеченных к соуправлению ОО;
- наличие Благодарственных писем, Грамот, Дипломов за организацию методической и управленческой деятельности в ОО.
В ходе реализации программ воспитания и социализации в МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида» были созданы системообразующие факторы, позволяющие на основе требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сформировать модель образовательной системы нового поколения, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся.
Созданная в ОО модель образовательной системы, обеспечивающая современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся решает задачи воспитания и социализации учащихся с нарушением интеллекта.
Опираясь на работу по данной модели, мы можем сказать, что её реализация предоставляет возможность выпускнику коррекционной школы:
· освоить общеобразовательные программы учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени начального профессионального образования (т.е. овладеть общеучебными умениями и навыками);
· овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурного поведения и речи;
· повысить уровень сформированности психологических навыков: эмоциональность, усидчивость, внимательность, умение чувствовать окружающий мир, умение мыслить, адекватно оценивать свои поступки, обладать чувством самоконтроля;
· овладеть личностными качествами: учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, уверенность в себе, доброжелательность, коммуникативность, самостоятельность, дисциплинированность, адаптивность, трудолюбие, соблюдение здорового образа жизни, уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, навыки самообслуживания.
Кроме того, нами были определены дальнейшие перспективы развития ОО:
· систематизация традиционных мероприятий, объединяющих всех участников учебно-воспитательного процесса;
· применение инновационных технологий и форм работы в
рамках реализации плана мероприятий инновационной площадки ФГБОУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по направлению «Сетевые проекты профессионального развития как фактор становления детского творческого потенциала и раскрытия детской одаренности».
Применение данного опыта проектирования и реализации модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся возможно во всех общеобразовательных организациях региона.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.