МОДЕЛЬ
РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Концепция программы.
Выявление
одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения
психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с
одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стали одним
из важнейших аспектов деятельности школы.
В
своей работе я опираюсь на следующие определения одаренных детей:
- Имеют
более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- Имеют
доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- Испытывают
радость от добывания знаний, умственного труда.
Категории
одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим
уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего
встречаются в младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками умственной
одаренности в определенной области науки.
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо
причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,
оригинальностью психологического склада, незаурядными умственными резервами.
Цели и задачи программы:
- выявление одаренных
учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной
деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и
методов экспертных оценок учителей и родителей;
- формирование умение
учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения
выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени,
распределять свое внимание и т.д.);
- развитие общей
эрудиции детей, расширение их кругозора;
- создание условий
одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в
процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и
интеллектуального развития;
- стимулирование
творческой деятельности одаренных детей;
- развитие творческого
и логического мышления учащихся;
- развитие
исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.
Принципы педагогической деятельности в
работе с одаренными детьми:
- принцип
максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;
- принцип
возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип
индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип
создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии
учителя;
- принцип
свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи,
наставничества.
Для
реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- знакомство
педагога с научными данными о психологических особенностях и методических
приемах работы с одаренными детьми;
- обучение
через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
- участие в
педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях
МО;
- проведение
открытых занятий;
- накопление
библиотечного фонда по данному вопросу;
- знакомство
педагога с приемами целенаправленного педагогического наблюдения,
диагностики;
- проведение
различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад,
позволяющих учащимся проявить свои способности;
- создание
условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на
данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных
детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в
развитии их способностей.
Работа
с родителями..
- Проведение
просветительской работы среди родителей через лектории, родительские
собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к
организации и проведению внеклассных мероприятий.
- Организация
и проведение родительских собраний определенной тематики:
1).
«Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной
литературы».
2).
«Воображение и его роль в жизни ребенка».
3).
«Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной
деятельности».
4).
"Способности и прилежание – звенья одной цепи".
1).
“Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
2).
Влияние здорового образа жизни родителей на развитие и воспитание ребенка.
3).
«Становление и развитие творческой личности в семье».
-
современная семья: трудности и надежды;
-
воспитательный потенциал семьи;
-
одаренный ребенок в семье и в школе;
- Индивидуальная
работа с родителями (по запросам)
- Участие
в творческих конкурсах вместе с детьми и педагогами
- Проведение
в 4 классе «Интеллектуального марафона".
- Семейная
игра “Кто хочет стать миллионером”.
Сроки реализации.
Первый
этап – диагностико-организационный ( 1 год ).
- Создание
нормативно-правовой базы.
- Создание
системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации
программ.
- Изучение
контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей.
- Организация
методического обеспечения.
- Повышение
психолого-педагогической компетентности учителя.
Второй
этап – организационно – практический (2 года).
- Апробация
программы работы с одарёнными детьми;
- Мониторинг
интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;
- Отработка
педагогических технологий работы с одарёнными детьми;
- Методическая
помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства педагога;
- Отслеживание
результативности, сравнительный анализ, коррекция;
- Психологическая,
социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.
Третий
этап – рефлексивно – обобщающий ( 1 год).
- Анализ
и обобщение результатов развития одарённых детей;
- Анализ
мониторинга достижений каждого учащегося;
- Анализ
деятельности педагога по работе с одарёнными детьми;
- Определение
проблем, возникших при реализации программы, пути их решения,
корректировка программ.
Условия успешной работы с одаренными
учащимися.
- Осознание
важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим
внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание
и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными
детьми.
- Признание
коллективом педагогов и руководством того, что реализация системы работы с
одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ.
Формы работы с одаренными учащимися:
- индивидуальный
подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного
обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- дополнительные
занятия с одарёнными детьми по предметам;
- участие
в школьных и районных олимпиадах;
- проектная
деятельность учащихся;
- посещение
предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
- конкурсы,
интеллектуальные игры, викторины;
- создание
детских портфолио.
Ожидаемые результаты:
- реализация
творческого потенциала детей:
- занятия
в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика
результатов учебной деятельности учащихся.
Методические результаты:
- создание
банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;
- разработка
и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание
системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;
- использование
системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов
одарённости;
- разработка
системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми;
- обобщение
и систематизация материалов педагогической практики.
Программа
развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными
учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути