МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Оценка 5

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
английский язык
Взрослым
13.10.2019
МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Каждая модель имеет свою специфику, исходя из целей ее автора. Какую модель использовать зависит от того, какова цель процесса повышения профессиональной компетентности в данном образовательном учреждении, какой учитель необходим ей. И если данное учебное заведение стремится преобразовать процесс обучения с использованием новейших технологий, то задача руководителей определить те критерии, которые и составят образ идеального современного учителя.
статья Самадова.docx
МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ Преподаватель английского языка кафедры Языков Чирчикского ВТКИУ Самадова С.Ж. В   современной   системе   образования   актуальным   является   вопрос конкурентоспособности   учебных   заведений   и   их   выпускников.   Глобальное обновление всей жизнедеятельности общества на этой основе требует воспитания творческой   личности,   способной   не   только   использовать   современные инновационные технологии, но и самим создавать что­то новое. Для   более   ясной   формулировки   понятия   компетентность   для   начала обратимся к словарям русского языка. В словаре Ожегова понятие «компетентный» означает   знающий,   авторитетный   в   какой­нибудь   области;   обладающий компетенцией[1]. «Компетенция» обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков   человека.   Мы   подкомпетентностью   понимаем   способность   применения своих   личных   возможностей   в   процессе   профессиональной   деятельности, готовность к исполнению своей профессиональной роли. При этом следует особо подчеркнуть, что речь идет о деятельности в постоянно изменяющихся условиях. Поэтому в динамике современных образовательных процессов все более осознается фундаментальное   значение   педагогической   профессиональной   компетентности, которая   рассматривается   как   системное,   интегративное   единство,   синтез интеллектуальных и практических навыков.  В   педагогической   литературе   описано   множество   вариантов   моделей определения профессиональной компетентности учителя, которые рассматривают общепедагогические, социально­психологические, общекультурные и личностные критерии оценки профессиональной компетентности учителя. узкоспециальные,     Каждая модель имеет свою специфику, исходя из целей ее автора. Какую модель   использовать   зависит   от   того,   какова   цель   процесса   повышения профессиональной компетентности в данном образовательном учреждении, какой учитель необходим ей. И если данное учебное заведение  стремится преобразовать процесс обучения с использованием новейших технологий, то задача руководителей определить   те   критерии,   которые   и   составят   образ   идеального   современного учителя. Для разработки модели компетентности будущего учителя мы основывались   И.А. Зимней, на   основополагающих   работах   А.К. Марковой, А.А. Деркача,  В.Г. Зазыкина, А.А. Добрякова и других.    Э.Ф. Зеер, Компетентностная модель профессионала, разработанная  А.К. Марковой [2] представлена   четырьмя   основными видами   компетентностей   специалиста: 1) специальная   –   высокий   уровень   профессионального   мастерства   и  способность специалиста   проектировать свое   дальнейшее   профессиональное   развитие;   2) социальная компетентность ­ владение принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, умение сотрудничать; социальная ответственность за результаты   своего   труда;   3)   личностная   компетентность   ­   развитые   навыки личностного самовыражения и саморазвития,  4) индивидуальная компетентность – направленность   на   профессиональное   развитие   и   владение   способами самореализации в профессиональной сфере. Модель   ключевых   квалификаций   Э.Ф.   Зееравключает   базовые компетентности ­ систему общенаучных и специальных профессиональных знаний; ключевые   компетенции   –   стили   деятельности,   способы   выполнения профессиональных     обеспечивающие   эффективное   выполнение профессиональной   деятельности;  и,  в­третьих,  метапрофессиональные  качества  ­ познавательные, регуляторные и коммуникативные свойства личности[3]. задач, специалиста, А.А.   Деркач   и   В.Г.   Зазыкин   [4]   характеризуют   профессиональную компетентность как главную составную часть профессионализма, считая, что она выступает в качестве важнейшего условия профессиональной зрелости специалиста. И.А.   Зимней   [5]   предложена   модель   единой   социально­профессиональной компетентности     которая   включает   профессиональные компетентности, определяющие эффективность решения профессиональных задач, основных   направлений   и   видов   деятельности   в   предметной   области,   а   так   же социальные   компетентности,   обеспечивающие   оптимальный   уровень жизнедеятельность человека, адекватность взаимодействия с другими людьми. Рассмотрев   существующие   модели   компетентности   педагога,  мы предлагаем   свою   универсальную   модель   компетентности   для   будущего учителя. Для дальнейшего использования данной модели очень важно с самого начала работы определить цели, под которые модель разрабатывается.  Цель   разработки   нашей   модели:   создание   инструмента   «компетентный педагог»   для   повышения   эффективности   обучения   будущего   учителя   в   целях повышения его конкурентоспособности в условиях инновационного образования. Модель строится на принципах вариативности, модульности, мобильности, единства, преемственности, технологичности и инновационности. I. Ценностно­смысловой (личностный) компонент компетентности. Включает следующие показатели:  *ценностное отношение к профессии; *ценностное   отношение:   к   событиям,   к   людям,   к   себе.Образ   «Я–учитель­ исследователь»;  *готовность   к   проявлению   личной   инициативы   и   дальнейшему профессиональному росту. II. Гносеологический компонент компетентности. Включает следующие показатели:  *знания   теоретических   и   методологических   основ   предметной   области образования;         *знание психолого­педагогических основ современного образования;  *знание требований, которые предъявляются к современному учителю;  *широта и глубина дополнительных знаний. III. Деятельностный компонент компетентности. Включает следующие показатели:  *гностические;     *проектировочные;  *конструктивные; *креативные;  *аналитические;  *оценочные;  *информационные умения; *организаторские.  IV.Должностной компонент компетентности Должностной компонент профессиональной компетентности разрабатывается и   постоянно   дополняется   новыми   требованиями   (ГОС)   в   связи   с   современным уровнем   развития   образовательных   технологий,   возрастанием   значимости социальных последствий человеческих решений и т.д. К   критериям   оценки   профессиональной   компетентности   учителя   можно отнести: *наличие устойчивых положительных результатов обучения;   *наличие осознанных критериев оценки этих результатов и умение применять их на практике;  *умение   видеть   собственные   достижения,   профессионально   и   грамотно объяснять пути их достижения;  *умение видеть собственные затруднения в своей деятельности и намечать пути их устранения; осознание своего индивидуального стиля;  *уровень теоретических знаний и умений в области базовой науки и методики преподавания предмета;  *готовность и способность соотнести с ними свою практику, разрабатывать именно на их основе практическую работу;  *уровень   включенности   в   инновационные   решения   и   их   обоснованность, владение методами педагогического исследования;  *умение   профессионально   и   грамотно   анализировать   свой   опыт   и   опыт коллег;  *владение   профессионально­речевой   культурой,   включенность   в   другие области духовной культуры, как показатель богатства личности педагога. Таким   образом,   мы   попытались   описать   универсальную   модель компетентности учителя, которая может быть взята за основу с целью организации процесса обучения и воспитания квалифицированных педагогических работников образовательных организаций. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4­е Список литературы 1. изд. – М., 1997. 2. Маркова А.К. Психология профессионализма.  М.: Знание, 1996. 312 с 3.Зеер   Э.Ф.   Модернизация   профессионального   образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. № 3. С. 42­52. 4. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003.  256 с. 5. Зимняя И.А. Социально­профессиональная компетентность как целостный результат   профессионального   образования   //   Проблемы   качества   образования. Компетентностный   подход   в   профессиональном   образовании   и   проектировании образовательных   стандартов.   Кн.2:   Материалы   XV   Всероссийской   научно­ практической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения   в   контексте   европейских   и   мировых   тенденций».   М.;   Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. С. 10­ 19.

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2019