Модель методической сети как фактор передового педагогического опыта
Оценка 4.9
Научные работы +1
docx
администрации +1
Взрослым
13.08.2018
Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Поэтому задача методической службы состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы максимально реализовать свой потенциал. Рассматривается роль методической сети в повышении профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. Работа написана в соавторстве с методистом Парачуком А.В. и отражает опыт практической работы авторов. Материал предназначен педагогам дополнительного образования и методистам.
Методическая модель.docx
Модель методической сети как фактор
передового педагогического опыта
Парачук Андрей Валентинович, Сергеенко Сергей Петрович,
методисты ГУО «Гомельский городской центр дополнительного
образования детей и молодежи», Республика Беларусь, г. Гомель
Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в
образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и
профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко изза
недооценки проблемы повышения профессиональной компетентности
педагогов тормозится процесс развития учреждения.
Поэтому задача методической службы состоит в создании таких
условий, в которых педагоги могли бы максимально реализовать свой
потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе
образования обладает методическая служба учреждений дополнительного
образования.
Оказание педагогическим работникам методической помощи не всегда
бывает достаточным изза отсутствия прочных связей между методическими
службами разных уровней: учреждение – район – город – республика.
Сегодня методическая служба оказалась в сложной ситуации: в течение
долгих лет она выступала как «транслятор» инструкций, приказов,
распоряжений, директив, методик, обеспечивая обязательный характер их
внедрения.
Поэтому структура методической службы оказалась перед
необходимостью реорганизации в соответствии с требованиями времени: в
период интенсивной инновационной, опытноэкспериментальной деятельности
прежняя методическая служба не могла реагировать на быстро
изменяющуюся ситуацию в образовании. Во многих регионах начался поиск
1 приемлемой модели методической службы, способной строить методическую
деятельность поновому.
В настоящее время в Центре сложилась и успешно функционирует
разноуровневая система методической службы. Произошли серьезные
изменения в деятельности и структуре методических служб, имеющих
сегодня разные цели, задачи, формы и направления деятельности
(Приложение_1).
Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях
науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагога
дополнительного образования детей и молодёжи, система взаимосвязанных
мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение
мастерства педагогов.
Непрерывность профессионального образования педагогов является
необходимой предпосылкой развития его творческих способностей,
интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного
развития индивидуального педагогического опыта.
Рост профессионального мастерства и педагогической культуры идет
более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта
деятельности, если практический, индивидуальный опыт осмысливается и
соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в
педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий
профессиональный поиск.
Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию
кадров, выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а
также созданию собственных методических разработок для обеспечения
Это особый вид педагогической и
образовательного процесса.
исследовательской деятельности, как самих педагогов, так и методистов.
2 Обучение кадров непосредственно в стенах учреждения, несомненно,
отражается на всей деятельности педагогического коллектива. Она в
наибольшей степени, чем другие формы повышения квалификации,
повышает его
способствует развитию педагогического коллектива,
ориентацию на достижение высоких результатов в образовательной и
инновационной деятельности, помогает выработке единых ценностных
методическая служба учреждения
ориентиров.
дополнительного образования является органической частью системы
Таким образом,
непрерывного образования (Приложение_ 2).
Содержание работы методической службы Центра носит комплексный
характер и включает 4 направления деятельности:
Педагогическая деятельность – это работа по оснащению педагогов теми
методами и средствами, которые помогают снять индивидуальные
затруднения, то есть трансляция одним педагогам технологически
оформленного опыта других.
Научная деятельность – это направление в деятельности методической
службы. Оно связано с необходимостью научного консультирования работы
педагогов.
Управленческая деятельность – это подготовка кадров, корректировка и
изменение содержания методов и форм работы с ними: организация
практикумов по информационным технологиям, методических выставок,
обеспечение нормативной документацией, педагогической и методической
литературой, дидактическими материалами и другими профессиональными
средствами.
Методическая служба оказывает реальную помощь в управлении
развитием образования: выявляет приоритеты, осваивает технологии научного
анализа, прогнозирования, координации, проектирования образовательных
услуг.
3 С целью реализации Программы развития единой образовательной
информационной среды и подготовки педагогических работников к
овладению современными информационными технологиями, организации
доступа к информационнометодическим ресурсам региона.
Информационная деятельность – информирование педагогов о тенденциях
развития и последних достижениях в области образования, публикация
информационно – методических материалов (буклеты,
ретрансляция передового опыта.
памятки),
Экспертный совет является в структуре методической службы
необходимым звеном. Эффективность его работы зависит от слаженности,
чёткости, реалистичности, грамотного анализа как исследуемых процессов,
так личности учащегося и педагога дополнительного образования.
В компетенцию экспертного совета входит оценка авторских и рабочих
программ, методических пособий и разработок педагогического коллектива,
разработка и реализация стратегических документов Центра, различных
инновационных проектов (Приложение_3).
В практику работы методической службы Центра входит создание
методистов, педагогов дополнительного
временных творческих групп
образования, работающих над определённой проблемой.
Работа методических объединений проводится в соответствии с планом
работы.
Принципы, на которых осуществлено обновление методической работы:
– научная и концептуальная обоснованность;
– стратегическая направленность (поиск и реализация новых инновационных
идей, комплексных исследований);
– прогностичность и активность (видение результатов инновационных
процессов, интересов и потребностей участников образовательного процесса);
– ценностная и целевая направленность;
4 – системный подход (единая тематика, исходящая из целей и задач развития
учреждения дополнительного образования на данном этапе);
– личностноориентированный подход;
– ситуационный и оптимизационный подход;
– развитие и саморазвитие;
– поисковая, творческая, исследовательская направленность;
– методическая оснащённость;
– демократичность;
– консультативность.
Методическая служба Центра выполняет следующие функции:
– диагностическая;
– аналитическая;
– информационная;
– образовательная;
– проектировочная;
– исследовательская;
– экспертная;
– консультативная;
– координационная;
– организационная.
Исходя из перечисленных функций, осуществляет свою деятельность по
следующим направлениям:
– организационнокоординационное;
– информационноаналитическое;
– учебнометодическое сопровождение;
– научнопрактическое;
– мотивационное обеспечение;
– информатизация системы образования.
5 Таким образом, можно сделать вывод, что концептуальной основой
модели является выявление, обобщение и распространение эффективного
педагогического опыта (Приложение_4).
Литература:
1. Глинский, А.А. Управление системой методической работы в
/
учебнометодическое пособие
общеобразовательном учреждении:
А.А. Глинский. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 252 с.
2. Махотин,
Д.А.
Проектный подход к разработке средств
методического обеспечения системы дополнительного профессионального
образования / Д.А. Махотин // Дополнительное образование. – 2004. – № 8. –
с. 24.
3. Блинова,
И.К.
Организация научнометодической работы в
общеобразовательном учреждении
административной работы в школе. – 2004. – № 1. – С. 1723
И.К. Блинова
/
//
Практика
4. Кульневич, С.В. Дополнительное образование детей: методическая
служба: Практич. пособие для методистов / С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко.
– Ростов н/Д: Учитель, 2005. – 324 с.
5. Ильенко,
Л.П.
Новые модели методической службы в
образовательных учреждениях / Л.П. Ильенко. – М., 2003. – 210 с.
6 (
т
ь
ю
т
е
р
с
т
в
о
)
И
н
д
и
в
и
д
у
а
л
ь
н
о
е
с
о
п
р
о
в
о
ж
д
е
н
и
е
п
е
д
а
г
о
г
а
д
о
п
о
л
н
и
т
е
л
ь
н
о
г
о
о
б
р
а
з
о
в
а
н
и
я
(
з
а
м
е
с
т
и
т
е
л
ь
д
и
р
е
к
т
о
р
а
п
о
У
М
Р
,
з
а
в
е
д
у
ю
щ
и
й
У
М
К
,
м
е
т
о
д
и
с
т
ы
)
Педагогический стаж
более 15 лет
Педагогический стаж
свыше 5 лет
М
Е
Т
О
Д
И
Ч
Е
С
К
А
Я
С
Л
У
Ж
Б
А
Педагогический стаж
до 3 лет
П
е
д
а
г
о
г
и
ч
е
с
к
и
е
с
о
в
е
т
ы
М
е
т
о
д
и
ч
е
с
к
о
е
с
о
п
р
о
в
о
ж
д
е
н
и
е
к
о
н
к
у
р
с
о
в
Э
к
с
п
е
р
и
м
е
н
т
а
л
ь
н
а
я
и
и
н
н
о
в
а
ц
и
о
н
н
а
я
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
ь
Приложение_1
К
о
н
к
у
р
с
п
р
о
ф
е
с
с
и
о
н
а
л
ь
н
о
г
о
м
а
с
т
е
р
с
т
в
а
«
П
е
д
а
г
о
г
г
о
д
а
»
(
а
н
а
л
и
т
и
ч
е
с
к
о
е
,
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
о
н
н
о
е
,
о
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
о
н
н
о
м
е
т
о
д
и
ч
е
с
к
о
е
)
Наставничество
(мастерклассы, семинары)
Аттестация педагогических
кадров
Методические недели
по профилю
7
Постоянно действующие методические объединения МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Приложение_2
Направление деятельности
Цель
Формы организации
Аналитическая
Информационная
Организационно
методическая
Оказание помощи педагогам
дополнительного образования,
обобщение и внедрение
передового педагогического
опыта, повышение
педагогической
компетентности
Коллективное
(педагогический совет, семинар)
Групповое
(методические объединения,
творческие мастерские)
Индивидуальное
(консультации, аттестация,
самообразование)
Сформированность
компетентности
педагогических кадров
Результат
Реализация педагогических
условий эффективности
обучения
Повышение качества
образовательного процесса
8 Приложение_3
С Т Р У К Т У Р А
Педагогический совет
Методическая сеть
Экспертный совет
Заместитель
директора по УМР
Аттестационная
комиссия
Отделы Центра
СППС
МО
по направлениям
деятельности
Методический
кабинет
Педагоги дополнительного образования
Школа молодого педагога
Школа педагогического
мастерства
9 Приложение_4
М Е Т О Д И Ч Е С К А Я М О Д Е Л Ь
Методическая служба как фактор личностнопрофессионального роста педагога дополнительного образования
Научное и программнометодическое обеспечение творческой деятельности
педагогов дополнительного образования и учащихся
Основные направления и содержание методической модели
Диагностическая
деятельность
Научно
исследовательская,
инновационная и
экспериментальная
деятельность
Внедрение результатов
в образовательный
процесс
Обобщение и трансляция
педагогического опыта
Организационно
методическая деятельность
Принципы методической модели
Научность
Интеграция всех
участников
образовательного
процесса
Индивидуально
личностный
подход
Стимулирование
творческого роста
педагогов
Формы методической работы: ресурсные центры, методические
объединения, творческие группы, экспертные группы
Ожидаемые результаты
(повышение эффективности обучения и воспитания)
10
Модель методической сети как фактор передового педагогического опыта
Модель методической сети как фактор передового педагогического опыта
Модель методической сети как фактор передового педагогического опыта
Модель методической сети как фактор передового педагогического опыта
Модель методической сети как фактор передового педагогического опыта
Модель методической сети как фактор передового педагогического опыта
Модель методической сети как фактор передового педагогического опыта
Модель методической сети как фактор передового педагогического опыта
Модель методической сети как фактор передового педагогического опыта
Модель методической сети как фактор передового педагогического опыта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.