Описание
Модели межведомстенного взаимодействия по организации психолого
педагогической помощи глухим детям, перенесшим операцию кохлеарной
имплантации.
Казенное общеобразовательное учреждение Республики Алтай «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа для детей с нарушением слуха» осуществляет
консультативнодиагностическую деятельность по оказанию психологопедагогической
помощи детям, перенесшим операцию кохлеарной имплантации. На базе этого учреждения
создан Ресурсный центр.
В рамках деятельности центра разработана Модель межведомстенного взаимодействия
по организации психологопедагогической помощи глухим детям, перенесшим операцию
кохлеарной имплантации (далее КИ), их семьям и образовательным организациям, в которых
получают образование обучающиеся.
Психологопедагогическое сопровождение выступает как комплексная технология, особая
культура поддержки,
помощь ребёнку в решении задач обучения, воспитания,
социализации. Модель включает в себя следующие направления психологопедагогического
сопровождения детей с КИ:
диагностика (индивидуальная, групповая);
консультирование;
развивающая работа;
коррекционная работа;
психологопедагогическое просвещение и образование, формирование
психологической культуры и др.
Сопровождение детей с КИ включает:
Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и произносительной
стороны речи.
Фронтальные занятия по РСВ (развитию слухового восприятия).
Фронтальные музыкальноритмические занятия.
Занятия с педагогомпсихологом.
Наблюдение медицинскими специалистами.
Консультации родителей детей с КИ.
Для детей с КИ разрабатываются программы коррекционноразвивающей работы
«Развитие слухового восприятия у глухих детей с КИ», «Развитие познавательных
процессов», «Мои эмоции», которые направлены на формирование и развитие слухового
восприятия и устной речи, на развитие познавательных процессов, эмоциональной волевой
сферы. В реализации программ принимают участие следующие специалисты: педагог
психолог, учитель музыкальноритмических занятий, учитель индивидуальной слуховой
работы (сурдопедагог).
Задача сурдопедагога развивать слуховое восприятие, восприятие и понимание речи.
Учитель музыкальноритмических занятий на своих занятиях развивает навыки
слушания элементов просодики, различения тембра голоса, дифференциации музыкальных
инструментов, навыков пения и постановки дыхания.Необходимыми условиями для возникновения устной речи детей после кохлеарной
имплантации являются звуковая и речевая среда, окружение ребенка звуками и
говорящими людьми, вовлечение ребенка в совместную практическую деятельность со
взрослыми и сверстниками. Поэтому, проведение совместных мероприятий со слышащими
сверстниками (праздники, соревнования, игры) позволяет ребенку с кохлеарным
имплантом учиться слушать, слышать, вступать в коммуникацию со слышащими детьми и
социализироваться в обществе.
Педагогпсихолог направляет работу на развитие когнитивной сферы и
коммуникативных навыков детей. Помогает ребенку с кохлеарным имплантом учиться
жить в обществе сверстников и взрослых, т.е. стать социальноэмоционально
компетентным. При организации работы с такими детьми педагогпсихолог использует
различные методы: игротерапию, арттерапию, психогимнастику и др.
Также педагогпсихолог оказывает психологическую поддержку семье при работе с
ребенком с КИ. Разрабатывается и организуется система обучения родителей развитию
детей с нарушениями слуха, которые направлены на то, чтобы развивать слуховое
восприятие, понимание речи и устную речь в процессе выполнения ежедневных дел.
Данная система работы включает:
подготовку учебной литературы и видео материалов для родителей детей с
подготовку учебной литературы и видео материалов для педагогов по
нарушениями слуха,
обучению родителей,
обучение родителей особенностям общения с ребенком, обеспечивающим
оптимальные условия для развития у него речи,
обучение родителей контролю работоспособности КИ, состояния слуха
ребенка с КИ,
обучение родителей развитию у ребенка слуха и речи с КИ,
коммуникативных и когнитивных навыков, эмоциональноволевых качеств, приемам
вызывания, стимуляции высказываний/ голосовых реакций ребенка в процессе игры и
ежедневных дел,
помощь в организации условий для реабилитации по месту жительства.
Задачи деятельности Ресурсного центра:
оказание коррекционнопедагогической помощи глухим детям, перенесшим операцию
кохлеарной имплантации, обучающимся в условиях общеобразовательного учреждения;
методическое обеспечение деятельности педагогов и психологов в сфере инклюзивного
образования;
семьи ребенка с кохлеарным имплантом;
реабилитация детей после кохлеарной имплантации;
обеспечение психологопедагогического сопровождения глухих детей, перенесших
операцию кохлеарной имплантации в условиях общеобразовательного учреждения;
проведение совместных с педагогами образовательных организаций научнометодических
конференций, семинаров, совещаний.
Для полноценного осуществления психологопедагогической помощи обучающимся,
перенесшим операцию кохлеарной имплантации, ресурсный центр предполагает: привлечение ЦПМПК, специалистов центра хорошего слуха «Радуга звуков», центра
«Лоран», БУ РА «РРЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями
здоровья»;
взаимодействие с АУ ДО РА «РЦДОТ», со специальными (коррекционными)
общеобразовательными школами для детей с нарушением слуха других регионов для
организации консультационнометодической помощи всем участникам инклюзивного
образования (дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, их родители, педагоги
и администрация ОУ);
привлечение специалистов ИПК И ППРО РА, педколледжа РА для организации
курсов повышения квалификации педагогов, осуществляющих обучение детей, перенесших
операцию кохлеарной имплантации, по вопросам инклюзивного образования.
Ресурсный центр в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет
функции планирования, организации, координации и анализа деятельности по
направлениям:
Обеспечение сопровождения детей кохлеарноимплантированных (диагностика,
коррекционноразвивающие занятия, индивидуальные занятия с педагогомпсихологом),
Обеспечение информационной поддержки и психологического сопровождения
родителей,
воспитывающих детей с кохлеарным имплантом (консультации,
методическая помощь – лектории, методическая литература),
Методическая и консультационная поддержка педагогов ОУ, обучающих глухих
детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации (просветительская работа,
методическая помощь по составлению адаптированных программ, проведение мастер
классов, семинаров, повышение квалификации педагогических работников по вопросам
инклюзивного образования; консультации педагогапсихолога, учителядефектолога).
Основными содержательными компонентами деятельности Ресурсного центра являются:
организация и проведение коррекционноразвивающих занятий с детьми;
консультирование и обучение родителей;
подготовка и проведение по актуальным проблемам своего направления деятельности
конференций, совещаний, семинаров, мастерклассов, использование других форм работы
с образовательными учреждениями;
оказание консультационной, методической, организационной и технической поддержки
образовательным учреждениям по вопросам деятельности Ресурсного центра;
подготовка методических рекомендаций по обозначенным направлениям деятельности,
публикаций о деятельности Ресурсного центра;
установление и развитие внешних связей в рамках обозначенных
деятельности;
осуществление мониторинга реализуемого плана деятельности.
направлений