Модель межведомстенного взаимодействия по организации психолого-педагогической помощи глухим детям, перенесшим операцию кохлеарной имплантации.

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 06.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Описание модели 22.docx
Описание  Модели  межведомстенного взаимодействия по организации психолого­ педагогической помощи глухим детям, перенесшим операцию кохлеарной имплантации.    Казенное   общеобразовательное   учреждение   Республики   Алтай   «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с нарушением слуха» осуществляет консультативно­диагностическую   деятельность   по   оказанию   психолого­педагогической помощи детям, перенесшим операцию кохлеарной имплантации. На базе этого учреждения создан Ресурсный центр.     В рамках деятельности центра  разработана Модель  межведомстенного взаимодействия по   организации   психолого­педагогической   помощи   глухим   детям,   перенесшим   операцию кохлеарной имплантации (далее КИ), их семьям и образовательным организациям, в которых получают образование обучающиеся.  Психолого­педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология, особая культура   поддержки,     помощь   ребёнку   в   решении   задач   обучения,   воспитания, социализации. Модель включает в себя следующие направления  психолого­педагогического сопровождения детей с КИ:    диагностика (индивидуальная,  групповая);  консультирование;  развивающая работа;  коррекционная работа;  психолого­педагогическое   просвещение   и   образование,   формирование психологической культуры и др. Сопровождение детей с КИ включает:  Индивидуальные занятия  по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи.  Фронтальные занятия по РСВ (развитию слухового восприятия).  Фронтальные музыкально­ритмические занятия.  Занятия с педагогом­психологом.  Наблюдение медицинскими специалистами.  Консультации родителей детей с КИ.         Для   детей   с   КИ   разрабатываются   программы   коррекционно­развивающей   работы «Развитие   слухового   восприятия   у   глухих   детей   с   КИ»,   «Развитие   познавательных процессов», «Мои эмоции»,  которые направлены на формирование и развитие слухового восприятия и устной речи, на развитие познавательных процессов, эмоциональной волевой сферы.   В   реализации   программ   принимают   участие   следующие     специалисты:  педагог­ психолог,   учитель   музыкально­ритмических   занятий,   учитель   индивидуальной   слуховой работы (сурдопедагог). Задача сурдопедагога ­  развивать слуховое восприятие, восприятие и понимание речи.           Учитель   музыкально­ритмических   занятий    на   своих   занятиях   развивает   навыки слушания элементов просодики, различения тембра голоса, дифференциации музыкальных инструментов, навыков пения  и постановки дыхания.Необходимыми условиями для возникновения устной речи детей после кохлеарной имплантации   являются   звуковая   и   речевая   среда,   окружение   ребенка   звуками   и говорящими   людьми,   вовлечение   ребенка   в   совместную   практическую   деятельность   со взрослыми и сверстниками.  Поэтому, проведение совместных мероприятий со слышащими сверстниками   (праздники,   соревнования,   игры)   позволяет   ребенку   с   кохлеарным имплантом  учиться слушать, слышать,  вступать в коммуникацию со слышащими детьми и социализироваться в обществе. Педагог­психолог   направляет   работу   на   развитие   когнитивной   сферы   и коммуникативных   навыков   детей.  Помогает   ребенку   с   кохлеарным   имплантом   учиться жить   в   обществе   сверстников   и   взрослых,   т.е.   стать   социально­эмоционально компетентным.   При   организации   работы   с   такими   детьми   педагог­психолог   использует различные методы: игротерапию, арт­терапию, психогимнастику и др. Также педагог­психолог оказывает психологическую поддержку семье при работе с ребенком с КИ.  Разрабатывается и организуется система обучения родителей развитию детей   с   нарушениями   слуха,   которые   направлены   на   то,   чтобы     развивать   слуховое восприятие, понимание речи и устную речь в процессе выполнения ежедневных дел.  Данная система работы включает:  подготовку учебной литературы и видео материалов для родителей детей с   подготовку   учебной   литературы   и   видео   материалов   для   педагогов   по нарушениями слуха, обучению родителей,      обучение   родителей   особенностям   общения   с   ребенком,   обеспечивающим оптимальные условия для развития у него речи,   обучение   родителей   контролю   работоспособности   КИ,   состояния   слуха ребенка с КИ,   обучение   родителей   развитию   у   ребенка   слуха   и   речи   с   КИ, коммуникативных   и   когнитивных   навыков,   эмоционально­волевых   качеств,   приемам вызывания,   стимуляции   высказываний/   голосовых   реакций   ребенка   в   процессе   игры   и ежедневных дел, помощь в организации условий для реабилитации по месту жительства. Задачи деятельности Ресурсного центра: ­   оказание   коррекционно­педагогической   помощи  глухим   детям,   перенесшим   операцию кохлеарной имплантации, обучающимся в условиях общеобразовательного учреждения; ­ методическое обеспечение деятельности педагогов и психологов в сфере инклюзивного образования;  ­ семьи ребенка с кохлеарным имплантом; ­ реабилитация детей после кохлеарной имплантации; ­   обеспечение   психолого­педагогического   сопровождения  глухих   детей,   перенесших операцию кохлеарной имплантации в условиях общеобразовательного учреждения; ­ проведение совместных  с педагогами образовательных организаций научно­методических конференций, семинаров, совещаний.          Для полноценного осуществления психолого­педагогической помощи обучающимся, перенесшим операцию кохлеарной имплантации, ресурсный центр предполагает:­ привлечение ЦПМПК, специалистов центра хорошего слуха «Радуга звуков», центра «Лоран»,   БУ   РА   «РРЦ   для   детей   и   подростков   с   ограниченными   возможностями здоровья»;           ­   взаимодействие   с   АУ   ДО   РА   «РЦДОТ»,       со   специальными   (коррекционными) общеобразовательными   школами   для   детей   с   нарушением   слуха   других   регионов   для организации   консультационно­методической   помощи   всем   участникам   инклюзивного образования (дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, их родители, педагоги и администрация ОУ);            ­ привлечение специалистов ИПК И ППРО РА, педколледжа РА для организации курсов повышения квалификации педагогов, осуществляющих обучение детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации,  по вопросам инклюзивного образования.        Ресурсный   центр   в   соответствии   с   возложенными   на   него   задачами   осуществляет функции   планирования,   организации,   координации   и   анализа   деятельности  по направлениям:  ­   Обеспечение   сопровождения   детей   кохлеарноимплантированных   (диагностика, коррекционно­развивающие занятия, индивидуальные занятия с педагогом­психологом), ­   Обеспечение   информационной   поддержки   и   психологического   сопровождения родителей,   воспитывающих   детей   с   кохлеарным   имплантом   (консультации, методическая помощь – лектории, методическая литература), ­   Методическая   и   консультационная   поддержка   педагогов   ОУ,   обучающих   глухих детей,   перенесших   операцию   кохлеарной   имплантации   (просветительская   работа, методическая помощь по составлению адаптированных программ, проведение мастер­ классов, семинаров, повышение квалификации педагогических работников по вопросам инклюзивного образования; консультации педагога­психолога, учителя­дефектолога). Основными содержательными компонентами деятельности Ресурсного центра являются: ­ организация и проведение коррекционно­развивающих занятий с детьми; ­ консультирование и обучение родителей; ­ подготовка и проведение по актуальным проблемам своего направления деятельности конференций, совещаний, семинаров, мастер­классов,  использование других форм работы с образовательными учреждениями; ­ оказание консультационной, методической, организационной и технической поддержки образовательным учреждениям по вопросам деятельности Ресурсного центра; ­ подготовка методических рекомендаций по обозначенным направлениям деятельности, публикаций о деятельности Ресурсного центра; ­   установление   и   развитие   внешних   связей   в   рамках   обозначенных   деятельности; ­ осуществление мониторинга реализуемого плана деятельности.   направлений

Посмотрите также