Модель образовательного процесса
Цель: построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся, обеспечивающего становление личности выпускника, в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1) становление гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
2) формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности;
3) духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
4) укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Выпускник начальной школы.
Уметь: учиться и организовывать своею деятельность, уметь принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Знать: начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретных учебных предметов;
историю своего народа, своего края и своей Родины;
правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Владеть: ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями, моральными нормами, нравственными установками, национальными ценностями, ценностями семьи и общества.
Выпускник основной школы.
Уметь: учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, применять полученные знания на практике;
самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками, строить индивидуальную образовательную траекторию;
осознанно выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека; соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы, окружающей его среды
Знать: основные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретных учебных предметов;
научные представления о ключевых теориях, типах и видах отношений;
свой край и своё Отечество, русский и родной язык, свой народ, его культуру и духовные традиции;
ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
закон и правопорядок.
Владеть: универсальными учебными действиями (регулятивными, познавательными, коммуникативными), способностью их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
правилами здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
моральными нормами, нравственными установками, национальными ценностями, ценностями семьи и общества.
Выпускник средней школы.
Уметь: уважать свой народ и культуру своей страны, другие традиции;
креативно и критически мыслить;
осознавать себя как личность, других людей , общество;
осознанно пропагандировать здоровый образ жизни;
вести конструктивный диалог;
достигать взаимопонимания;
уважать мнение других людей.
Знать: историю и культуру своей Родины;
осознанно принимать традиционные ценности семьи и общества;
осознавать ценность образования, труда, науки;
закон и правопорядок, ответственность перед семьей и обществом;
значение профессиональной деятельности.
Владеть: основами научных методов познания окружающего мира;
навыками сотрудничества, учебно-исследовательской и проектной, информационно-познавательной деятельности самообразования;
навыками сотрудничества с людьми в различных ситуациях;
навыками критического мышления, способами и средствами активного и целенаправленного познания мира;
навыками ЗОЖ, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
навыками построения собственного образовательного маршрута в течение жизни;
навыками социальной адаптации и профессиональной мобильности в ситуации выбора профессии, изменениях рынка труда;
навыками социального сосуществования в рамках правового государства, ответственностью перед семьей, обществом, государством и человечеством.
Содержание образовательных областей.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
Социально-коммуникативное развитие;
Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
Предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
включает овладение речью как средством общения и культуры
Художественно-эстетическое развитие
предполагает развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; эстетического отношения к окружающему миру; реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие
формирование представлений о видах спорта; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек и др.).
Формы обучения.
В соответствии с 273-ФЗ образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)».
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Сейчас наиболее привычной с точки зрения обеспечения финансовых условий является классно-урочная форма очной организации образовательного процесса, основным типом организации учебного занятия в которой является урок.
В рамках классно-урочного обучения выделяются фронтальные формы организации обучения (осуществляется общеклассная работа, то есть акт обучения осуществляется в отношении всего класса), групповые (класс делится на относительно автономные части (группы)), индивидуальные (каждый ученик класса работает обособленно, независимо от остальных). Для организации внеурочной деятельности используются следующие типы учебных занятий:
индивидуальные занятия педагога с учеником, включая самообучение;
коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных (уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры);
индивидуально-коллективные занятия (погружения, творческие недели, научные недели, проекты).
Выбор классно-урочной формы организации образовательного процесса диктует выбор видов обучения, соответствующих задач каждого из периодов организации образовательной деятельности.
Методы обучения.
Наиболее распространенным сегодня является объяснительно-репродуктивный вид обучения.
Задача: обеспечить быстрое и прочное усвоение учебной информацией и овладение способами практических действий.
Эффективен, когда содержание учебного материала имеет преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является довольно сложным чтобы обучающиеся могли осуществить самостоятельный поиск знаний, является принципиально новым, из-за чего у обучающихся отсутствуют опорные знания для разрешения проблемных ситуаций.
Кроме того, эффективен, когда обучающиеся не приучены еще к решению проблемных задач и должны постепенно вводиться в процедуру проблемного обучения.
Объяснительно-репродуктивный вид обучения |
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающегося |
Преподавание, преимущественно ориентированное на организацию репродуктивной деятельности обучающихся |
Репродуктивная деятельность обучающихся |
Объяснительно-иллюстративное преподавание |
Восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации |
Организация педагогом практических упражнений и производственно-трудовой практики обучающихся |
Применение знаний на практике, усвоение практических умений и навыков, овладение способами производственно-трудовой деятельности |
Программированное преподавание |
Поэлементное усвоение учебного материала с активным самоконтролем |
Алгоритмизированное преподавание |
Алгоритмизированное усвоение учебного материала |
Преподавание с опорой на поэтапное формирование умственных действий |
Этапы усвоения материала: А) знакомство с действием и условиями его успешного осуществления; Б) действие в материализованном виде; В) внешнеречевое действие; Г) действие во внешеней речи «про себя»; Д) действие во внутренней речи |
Такой вид обучения обеспечивает:
- ускоренный характер усвоения учебной информации;
- прочное усвоение знаний, умений и навыков;
- большие возможности для быстрого формирования практических умений и навыков по сравнению с другими видами обучения;
- непосредственное управление процессом усвоения знаний, умений и навыков, предупреждающее появление пробелов в знаниях, особенно у слабоуспевающих обучающихся;
- коллективный характер усвоения, позволяющий выявлять типичные ошибки и ориентировать обучающихся на их предупреждение и устранение.
Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания.
Задача: обеспечить проявление «безусловного исследовательского рефлекса», способствовать развитию приемов мышления (сравнения, обобщения и т.п.), развивать навыки творческой учебно-познавательной и практической деятельности; способствовать осмысленному и самостоятельному усвоению знаний.
Применяется, когда содержание учебного материала создают ситуацию познавательного затруднения, а обучающиеся подготовлены к деятельности по разрешению проблемных ситуаций.
Эффективен при условии, что обучение:
- направлено на формирование понятий и знаний о законах и теориях в соответствующей области наук, т.е. когда содержание имеет преимущественно теоретический характер, выявляет причинно-следственные связи и другие связи между явлениями, и не посвящено непосредственно выработке лабораторно-экспериментальных умений и навыков;
- когда содержание учебного материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное;
- когда содержание доступно для самостоятельных поисков, т.е. содержание задачи находится в зоне ближайшего развития.
Проблемное обучение |
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающегося |
Преподавание, преимущественно ориентированное на организацию поисковой деятельности обучающихся |
Поисковая учебно-познавательная деятельность обучающихся |
Проблемное изложение учебного материала |
Проблемное усвоение учебной информации |
Создание проблемных ситуаций и организация деятельности обучающихся |
Самостоятельное разрешение проблемных ситуаций, поиск новых знаний |
Побуждение обучающихся к самостоятельной поисковой деятельности |
Самостоятельное выдвижение познавательных задач и поиск путей их разрешения |
Репродуктивно-поисковый вид обучения – своеобразное сочетание приемов репродуктивного обучения и приемов, вовлекающих обучающихся в самостоятельный поиск знаний.
Задача: обеспечить оптимальное сочетание преимуществ различных подходов в тех случаях, когда характер учебной задачи не позволяет сделать однозначный выбор, а требует сочетания.
Репродуктивно-поисковый вид обучения |
|
Деятельность педагога |
Деятельность обучающегося |
Преподавание, ориентированное на организацию репродуктивно-поисковой деятельности обучающихся |
Репродуктивно-поисковая деятельность обучающихся |
Сочетание объяснительно-иллюстративного изложения теоретических знаний с организацией поисковой деятельности обучающихся, в том числе такое же сочетание при соблюдении принципов высокого уровня трудности, быстрого темпа обучения, обеспечения ведущей роли теоретических знаний и осознания процесса учения школьниками |
Частично-поисковая деятельность с одновременным репродуктивным усвоением части учебной информации |
Постановка перед обучающимися практических заданий, ориентированных одновременно на репродуктивную и поисковую деятельность обучающихся |
Репродуктивно-поисковая деятельность по самостоятельному выполнению практических заданий в классе и дома |
Организация неоднократного восприятия наиболее существенных элементов содержания и самостоятельного выполнения разнообразных практических упражнений |
Репродуктивно-поисковая деятельность с акцентом на прочное запоминание существенных элементов содержания и развитие навыков самостоятельного решения учебных задач |
Организация репродуктивно-поисковой деятельности с акцентом на индуктивный подход в преподавании |
Репродуктивно-поисковая деятельность преимущественно индуктивного характера |
Организация репродуктивно-поисковой деятельности обучающихся с акцентом на дедуктивный подход в преподавании и повышение в нем роли теоретических обобщений |
Репродуктивно-поисковая деятельность преимущественно дедуктивного характера |
Средства обучения.
Средства обучения - это составная часть метода обучения.
Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения». Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения.
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия
учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за
рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.
Классификации средств обучения:
1.По характеру воздействия на обучаемых: визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации; аудиальные: музыкальный центр, радио; аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.
2.По степени сложности: простые: учебники, печатные пособия, картины, модели; сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.
3.По происхождению: натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек); символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты; технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства. 4.Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:
естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);
объемная (геометрические фигуры, чучела);
изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов); графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);
символическая (географические карты, глобус);
звуковая (магнитофонная запись);
мультимедиа,
основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства
дистанционного обучения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.