Создание модели организации 
научно-исследовательской и 
творческой деятельности 
учащихся
Татаркина Галина Валерьевна, 
учитель химии, биологии
МБОУ СОШ № 12 МО Абинский 
район Краснодарского края
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Актуальность
Важнейшее условие повышения эффективности 
учебного процесса - организация учебной 
исследовательской деятельности. 
Результат: развитие у учащихся логического 
мышления, самостоятельности, способности к 
самоорганизации, созидательной деятельности, 
способствует приобретению жизненного опыта. 
Формирование надпредметных компетенций 
выпускника – умение работать с информацией, 
находить общий язык с другими людьми, 
ориентироваться в сложных жизненных 
ситуациях, вести дискуссию; одним словом жить в 
высокотехнологичном конкурентном мире.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Характеристика 
ведущих идей
В.В. Давыдов: «Школа должна в первую 
очередь учить детей мыслить – причем всех, 
без исключения, несмотря на разное 
имущественное положение семей, а также 
наследственные задатки детей».
    Исследовательская  деятельность  
учащихся  становится самостоятельной  
подсистемой  в  системе  общего  среднего  
образования,  которая представлена в 
урочной и внеурочной работе 
общеобразовательного учреждения.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Цели и задачи педагогического опыта
Цель: формирование целостной системы  психолого-
педагогического сопровождения учащихся, создание 
максимально возможных вариантов выбора 
образовательных маршрутов обеспечивающих 
раскрытие индивидуальных способностей каждого.
Задачи:
1. Создать развивающую среду, где каждый мог бы 
реализовать свои способности и интересы.
2. Увидеть перспективу интересов ребенка.
3. Создать атмосферу сотрудничества учителя и 
ученика.
4. Выявить школьников с аналитическим и 
творческим  мышлением и содействовать 
профессиональному самоопределению обучающихся.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Ожидаемый результат 
развитие творческой 
личности, воспитание выпускника с 
активной  жизненной позицией, 
умеющего противостоять любым 
трудностям.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Приоритетные подходы 
• Системность.
• Последовательность
• Работа  с 
использованием  разнообразных методов и 
приемов в обучении
• Учет психологических особенностей детей 
разных возрастных групп
• Заинтересованность школьников  в 
собственной работе через наглядный 
результат своих достижений.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Компоненты
• целевой  
• содержательный 
• деятельностный 
• результативный.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Целевой компонент 
модели 
определяет назначение 
функционирования модели в 
образовательном  процессе  школы  
в  соответствии  с  современными  
тенденциями развития  общества,  
науки  и  образования,  а  также  
принципы  и  психолого-
педагогические  основания  его  
организации.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Содержательный компонент 
модели 
отражает сущность подготовки 
учащихся к исследовательской 
деятельности и обеспечивает 
раскрытие системы понятий 
научной сферы  знаний  через  
формирование  понятия  
«исследование».
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Деятельностный  компонент  
модели
определяется  согласованной 
деятельностью ученика-
исследователя и учителя-
наставника по достижению цели 
исследования, а также 
формированию и освоению учебных 
и исследовательских умений и 
операций.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Этапы реализация 
исследовательской  деятельности
1. пропедевтический  этап
2. ориентирующий  этап
3. специализирующий этап
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Формы  организации  и апробации 
 ученических  исследований
• элективный   курс
• кружковая работа 
• семинары  
• научно-практические 
конференции школьников разного 
уровня.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Ведущие методы 
обучения
• исследовательский  метод; 
• проблемный метод; 
• эвристический метод; 
• проектный  метод.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Основные параметры 
результативности
• устойчивый познавательный 
интерес учащихся к предмету;
• положительная динамики уровня 
обученности;
• качественная динамика мотивации 
учебной деятельности;
• прочные навыки проектно-
исследовательской деятельности.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Социальный эффект от реализации модели:
• развитие информационной, социальной  и 
коммуникативной компетентностей учащихся; 
• создание предпосылок для формирования умений 
работы над проектами и исследовательской 
деятельностью у учащихся; 
• осознание ценности творческого открытия 
учащимися;
• высокая активность и результативность участия 
в исследовательской, проектной деятельности; 
• повышение уровня удовлетворенности учащихся 
и их родителей качеством образования 
школьников.