МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Оценка 4.6
Лекции
pptx
дефектология
Детсад
26.04.2018
Проект разработан ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (ФГБНУ «ИКП РАО») и поддержан Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), зарегистрирован на сайте АСИ в августе 2014 г.
Цель — внедрение в регионах РФ модели РПС, воспитывающим детей с ОВЗ и инвалидностью, с привлечением негосударственных поставщиков услуг. При поддержке Агентства (АСИ) в 2015-2016 гг. проект был пилотирован в нескольких регионах РФ. В 2017-2019 гг. предполагается внедрение проекта еще в 20 субъектах РФМОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Microsoft PowerPoint Presentation (3).pptx
МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНО-
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С
ОВЗ
Презентацию выполнила
студентка гр.Б-4111
Будаева Анна
МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Содержание
•Введение
•Ценностно-смысловые основания
модели
•Инфраструктура регионально-
муниципальной модели ранней помощи
МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Введение
• Проект разработан ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики
Российской академии образования»
(ФГБНУ «ИКП РАО») и поддержан
Автономной некоммерческой
организацией «Агентство стратегических
инициатив по продвижению новых
проектов» (АСИ), зарегистрирован на
сайте АСИ в августе 2014 г.
• Цель — внедрение в регионах РФ модели
РПС, воспитывающим детей с ОВЗ и
инвалидностью, с привлечением
негосударственных поставщиков услуг.
При поддержке Агентства (АСИ) в
2015-2016 гг. проект был пилотирован
в нескольких регионах РФ. В 2017-2019
гг. предполагается внедрение проекта
еще в 20 субъектах РФ
• В материалах методических
рекомендаций представлено
описание базовой регионально-
муниципальной модели ранней
помощи семьям с детьми с ОВЗ
и инвалидностью, включающее
систему взаимодействия
организаций, осуществляющих
услуги в области ранней
помощи.
МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Понятие ранняя помощь
• Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных
и психолого-педагогических услуг, оказываемых на
межведомственной основе детям целевой группы и их
семьям, направленных на раннее выявление детей,
содействие их оптимальному развитию, формированию
физического и психического здоровья, включению в
среду сверстников и интеграции в общество, а также на
сопровождение и поддержку их семей и повышение
компетентности родителей (законных представителей)*
* В Концепции развития ранней помощи в РФ
на период до 2020 г. (Распоряжение
Правительства РФ от 31.08.2016 г. № 1830-р)
МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
• Таким образом, СРП ориентирована на семьи, воспитывающие
детей от 0 до 3 лет с ограничениями жизнедеятельности, в
том числе детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей с
генетическими нарушениями, а также детей группы риска
• Дети группы риска — это дети с риском развития стойких
нарушений функций организма и ограничений
жизнедеятельности, дети из группы социального риска развития
ограничений жизнедеятельности, дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети из
семей, находящихся в социально опасном положении
МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Процесс запуска и становления регионально муниципальной системы
ранней помощи опирается на системный подход. В его основе лежат
следующие положения:
Разработка направлений становления
и развития организационной
структуры СРП детям с ОВЗ и их
семьям состоит из этапов:
В его основе лежат следующие
положения:
• рассмотрение организационной структуры в
единстве с организационными механизмами
(процессами) — целеполаганием,
проектированием, контролем и другими
характеристиками организационной системы;
• рассмотрение организационной структуры
как открытой системы, в соответствии с
пониманием открытости как диалектического
единства незавершенности, возможности
дальнейшего совершенствования и
саморазвития;
• признание разнообразия организационно
функциональных структур, разнообразия
организаций управления и их зависимости от
«ситуации», то есть состояния параметров
внешнего окружения и переменных
внутренней среды системы.
• целевого — определения и формулирования
идеологии и основных целей системы, исходя
из ее особенностей и социального запроса;
• стратегического — анализа ситуации,
реальной оценки внутренних и внешних
ресурсов применительно к потребностям
внешней среды, определения основных
функций, формирования приоритетных
направлений деятельности, формулирования
среднесрочных задач;
• структурного — определения основных
субъектов управления, степени соответствия
подготовленности субъектов к решению
поставленных задач, расстановки кадров.
МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Основные принципы построения регионально-муниципальной модели ранней
помощи
• Принцип вариативности- разнообразие
подходов к оказанию помощи семье и ребенку
раннего возраста ОВЗ , способность гибко
выстраивать отношения теории и практики,
проектирования, планирования и реализации
своей деятельности, которые являются ответом
на неоднородность и плюрализм современного
общества; реализация представляет собой
стремление учесть это многообразие, а также
стремление учесть возможные перспективы за
счет проектирования процесса становления и
развития ранней помощи на основе
альтернативных подходов, идей, концепций и
технологий
• Принцип региональности- учет
территориальных и национальноэтнических
особенностей территорий, типы и уровни
образовательной системы региона при
проектировании и становлении модели ранней
помощи семьям детей первых тех лет жизни с
ОВЗ
• Принцип открытости- способность СРП
отвечать на запросы социума,
организаций, родителей, родительских
ассоциаций, перестраивая, изменяя и
развивая услуги ранней помощи;
данный принцип также отражает
способность к обмену информацией как
с внешним миром, так и внутри системы
• Принцип партнерства - установление
отношений кооперации с
организациями, учреждениями,
фондами, родительскими
организациями, ребенком и его семьей,
с их ближайшим окружением;
привлечение семьи, родителей,
общественных организаций,
учредителей, спонсоров, специалистов
к принятию решений, касающихся всех
аспектов деятельности СРП и ее
организаций
МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ
ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИ
МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Идеологические модели ранней помощи можно разделить
Семейно-
центрированные
Дето-центрированные
• ценностью является ребенок и его интересы,
потребности, клиентом службы является
ребенок.
• оценка ребенка построена на уровне его
актуального развития и соответствия возрастным
нормативам.
• родители, рассматриваются как способные или
не способные удовлетворить многообразные
потребности ребенка.
• в зависимости от уровня развития ребенка
специалисты, выступающие в качестве
экспертов, дают соответствующие рекомендации
родителям.
• задачей специалиста является обучение
родителей умениям удовлетворять потребности
ребенка (повышение родительской
компетентности и коррекцию развития ребенка).
• эмоциональная, семейная, социальная и иная
ситуация семьи остается вне поля зрения
специалистов.
• ценность — семья как наилучшая среда для развития
ребенка, в семье могут реализовываться потребности
ребенка в развитии, ребенку предоставляется больше
возможностей для доступа к социальным правам.
• рождение ребенка с ОВЗ оказывает влияние на всех
членов семьи, возникает риск ее разрушения,
клиентом ранней помощи становится вся семья, а
целью — ее сохранение.
• в фокусе ранней помощи оказываются потребности
всех членов семьи, обеспечение их доступом к
социальным правам.
• основными технологиями помощи - различные формы
надомной помощи (домашнего визитирования);
доминирует опосредованная помощь — дистанционное
консультирование, его сочетание с очным
консультированием, работа в сети Интернет на
родительских форумах и др.; работа со всей семьей,
социальная, медицинская, юридическая помощь
членам семьи, помощь в получении образования,
трудоустройстве и др.
• Диалог с семьей в оценке их потребностей и ресурсов,
а также вариантов помощи меняет динамику
взаимодействия специалистов с семьей: семья из
инструмента помощи превращается в активного
участника, а специалист из эксперта — в партнера.
МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
По занимаемой идеологической позиции в
настоящее время службы/отделы подразделяются:
• службы/отделы — носители дето-
центрированной идеологии
• службы/отделы, которые не удовлетворены
дето-центрированной идеологией и находятся в
поиске новой идеологии
• службы/отделы — носители псевдосемейной
идеологии (случаи, когда декларируемая
идеологическая позиция не находит
подтверждения в реальной деятельности
службы)
МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Псевдосемейный подход
• Характеризует смешение ценностей, задач, технологий
дето-центрированного и семейно-центрированного подходов.
• Его можно отличить от дето-центрированного и поиска
нового подхода по несоответствиям внутри позиций, а также
разногласиям между декларированной позицией и
действиями.
• В псевдосемейном подходе декларируемая цель —
помощь семье — трансформируется в центрированную на
ребенке цель — воспитание ребенка. Кроме этого,
происходит замещение потребностей всей семьи на
потребности ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.
МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
• В настоящее время семейно-центрированную модель ранней
помощи можно признать вполне оправданной, но ее
последовательное внедрение предполагает реализацию
мероприятий, направленных на развитие осознания
потребностей семьи в поддержке специалистов
психологопедагогического профиля, а также изменение
приоритетов профессиональной деятельности специалистов.
• В рамках развития СРП необходим пересмотр объекта
ранней помощи и осмысление принципиально нового
методологического подхода, ориентированного на
взаимодействие матери и/или другого близкого взрослого с
ребенком.
МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Новая модель профессиональной деятельности специалистов системы
ранней помощи должна определяться следующими базовыми положениями:
• 1. Объектом диагностики и коррекционного воздействия в методологии
ранней помощи становится взаимодействие матери и ребенка, поскольку
именно оно является основным и едва ли не единственным на этом этапе
фактором его полноценного психического развития.
• 2. В качестве основного компонента профессиональной деятельности
специалистов должны рассматриваться диагностика и психолого-
педагогическая коррекция взаимодействия матери и ребенка раннего
возраста с ограниченными возможностями здоровья.
• 3. В качестве основного критерия эффективности профессиональной
деятельности специалистов системы ранней помощи должно
рассматриваться наличие позитивных изменений поведения детей во
взаимодействии со взрослым и позитивных изменений поведения родителей
во взаимодействии с ребенком.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.