Проект разработан ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (ФГБНУ «ИКП РАО») и поддержан Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), зарегистрирован на сайте АСИ в августе 2014 г. 
Цель — внедрение в регионах РФ модели РПС, воспитывающим детей с ОВЗ и инвалидностью, с привлечением негосударственных поставщиков услуг. При поддержке Агентства (АСИ) в 2015-2016 гг. проект был пилотирован в нескольких регионах РФ. В 2017-2019 гг. предполагается внедрение проекта еще в 20 субъектах РФМОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
            
        
        
        
                    
                                    
                        
                        
                            МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНО-
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 
РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ 
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С 
ОВЗ
Презентацию выполнила 
студентка гр.Б-4111
Будаева Анна
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Содержание
•Введение
•Ценностно-смысловые основания 
модели 
•Инфраструктура регионально-
муниципальной модели ранней помощи
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Введение
• Проект разработан ФГБНУ «Институт 
коррекционной педагогики 
Российской академии образования» 
(ФГБНУ «ИКП РАО») и поддержан 
Автономной некоммерческой 
организацией «Агентство стратегических 
инициатив по продвижению новых 
проектов» (АСИ), зарегистрирован на 
сайте АСИ в августе 2014 г. 
• Цель — внедрение в регионах РФ модели 
РПС, воспитывающим детей с ОВЗ и 
инвалидностью, с привлечением 
негосударственных поставщиков услуг. 
При поддержке Агентства (АСИ) в 
2015-2016 гг. проект был пилотирован 
в нескольких регионах РФ. В 2017-2019 
гг. предполагается внедрение проекта 
еще в 20 субъектах РФ
• В материалах методических 
рекомендаций представлено 
описание базовой регионально-
муниципальной модели ранней 
помощи семьям с детьми с ОВЗ 
и инвалидностью, включающее 
систему взаимодействия 
организаций, осуществляющих 
услуги в области ранней 
помощи.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Понятие ранняя помощь
• Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных 
и психолого-педагогических услуг, оказываемых на 
межведомственной основе детям целевой группы и их 
семьям, направленных на раннее выявление детей, 
содействие их оптимальному развитию, формированию 
физического и психического здоровья, включению в 
среду сверстников и интеграции в общество, а также на 
сопровождение и поддержку их семей и повышение 
компетентности родителей (законных представителей)*
* В Концепции развития ранней помощи в РФ 
на период до 2020 г. (Распоряжение 
Правительства РФ от 31.08.2016 г. № 1830-р)
                        
                     
                                    
                        
                        
                            • Таким образом, СРП ориентирована на семьи, воспитывающие 
детей от 0 до 3 лет с ограничениями жизнедеятельности, в 
том числе детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей с 
генетическими нарушениями, а также детей группы риска
• Дети группы риска — это дети с риском развития стойких 
нарушений функций организма и ограничений 
жизнедеятельности, дети из группы социального риска развития 
ограничений жизнедеятельности, дети-сироты и дети, оставшиеся 
без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети из 
семей, находящихся в социально опасном положении
                        
                     
                                    
                        
                            
                                
                            
                         
                        
                            Процесс запуска и становления регионально муниципальной системы 
ранней помощи опирается на системный подход. В его основе лежат 
следующие положения:
Разработка направлений становления 
и развития организационной 
структуры СРП детям с ОВЗ и их 
семьям состоит из этапов:
В его основе лежат следующие 
положения:
• рассмотрение организационной структуры в 
единстве с организационными механизмами 
(процессами) — целеполаганием, 
проектированием, контролем и другими 
характеристиками организационной системы;
• рассмотрение организационной структуры 
как открытой системы, в соответствии с 
пониманием открытости как диалектического 
единства незавершенности, возможности 
дальнейшего совершенствования и 
саморазвития; 
• признание разнообразия организационно 
функциональных структур, разнообразия 
организаций управления и их зависимости от 
«ситуации», то есть состояния параметров 
внешнего окружения и переменных 
внутренней среды системы. 
• целевого — определения и формулирования 
идеологии и основных целей системы, исходя 
из ее особенностей и социального запроса; 
• стратегического — анализа ситуации, 
реальной оценки внутренних и внешних 
ресурсов применительно к потребностям 
внешней среды, определения основных 
функций, формирования приоритетных 
направлений деятельности, формулирования 
среднесрочных задач; 
• структурного — определения основных 
субъектов управления, степени соответствия 
подготовленности субъектов к решению 
поставленных задач, расстановки кадров.
                        
                     
                                    
                        
                            
                                
                            
                         
                        
                            Основные принципы построения регионально-муниципальной модели ранней 
помощи
• Принцип вариативности- разнообразие 
подходов к оказанию помощи семье и ребенку 
раннего возраста ОВЗ , способность гибко 
выстраивать отношения теории и практики, 
проектирования, планирования и реализации 
своей деятельности, которые являются ответом 
на неоднородность и плюрализм современного 
общества; реализация представляет собой 
стремление учесть это многообразие, а также 
стремление учесть возможные перспективы за 
счет проектирования процесса становления и 
развития ранней помощи на основе 
альтернативных подходов, идей, концепций и 
технологий
• Принцип региональности- учет 
территориальных и национальноэтнических 
особенностей территорий, типы и уровни 
образовательной системы региона при 
проектировании и становлении модели ранней 
помощи семьям детей первых тех лет жизни с 
ОВЗ
• Принцип открытости- способность СРП 
отвечать на запросы социума, 
организаций, родителей, родительских 
ассоциаций, перестраивая, изменяя и 
развивая услуги ранней помощи; 
данный принцип также отражает 
способность к обмену информацией как 
с внешним миром, так и внутри системы
• Принцип партнерства - установление 
отношений кооперации с 
организациями, учреждениями, 
фондами, родительскими 
организациями, ребенком и его семьей, 
с их ближайшим окружением; 
привлечение семьи, родителей, 
общественных организаций, 
учредителей, спонсоров, специалистов 
к принятию решений, касающихся всех 
аспектов деятельности СРП и ее 
организаций
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ 
ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИ
                        
                     
                                    
                        
                            
                                
                            
                         
                        
                            Идеологические модели ранней помощи можно разделить
Семейно-
центрированные
Дето-центрированные
• ценностью является ребенок и его интересы, 
потребности, клиентом службы является 
ребенок. 
• оценка ребенка построена на уровне его 
актуального развития и соответствия возрастным 
нормативам. 
• родители, рассматриваются как способные или 
не способные удовлетворить многообразные 
потребности ребенка. 
• в зависимости от уровня развития ребенка 
специалисты, выступающие в качестве 
экспертов, дают соответствующие рекомендации 
родителям. 
• задачей специалиста является обучение 
родителей умениям удовлетворять потребности 
ребенка (повышение родительской 
компетентности и коррекцию развития ребенка). 
• эмоциональная, семейная, социальная и иная 
ситуация семьи остается вне поля зрения 
специалистов. 
• ценность — семья как наилучшая среда для развития 
ребенка, в семье могут реализовываться потребности 
ребенка в развитии, ребенку предоставляется больше 
возможностей для доступа к социальным правам. 
• рождение ребенка с ОВЗ оказывает влияние на всех 
членов семьи, возникает риск ее разрушения, 
клиентом ранней помощи становится вся семья, а 
целью — ее сохранение. 
• в фокусе ранней помощи оказываются потребности 
всех членов семьи, обеспечение их доступом к 
социальным правам. 
• основными технологиями помощи - различные формы 
надомной помощи (домашнего визитирования); 
доминирует опосредованная помощь — дистанционное 
консультирование, его сочетание с очным 
консультированием, работа в сети Интернет на 
родительских форумах и др.; работа со всей семьей, 
социальная, медицинская, юридическая помощь 
членам семьи, помощь в получении образования, 
трудоустройстве и др. 
• Диалог с семьей в оценке их потребностей и ресурсов, 
а также вариантов помощи меняет динамику 
взаимодействия специалистов с семьей: семья из 
инструмента помощи превращается в активного 
участника, а специалист из эксперта — в партнера.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            По занимаемой идеологической позиции в 
настоящее время службы/отделы подразделяются:
• службы/отделы — носители дето-
центрированной идеологии
• службы/отделы, которые не удовлетворены 
дето-центрированной идеологией и находятся в 
поиске новой идеологии 
• службы/отделы — носители псевдосемейной 
идеологии (случаи, когда декларируемая 
идеологическая позиция не находит 
подтверждения в реальной деятельности 
службы)
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Псевдосемейный подход 
• Характеризует смешение ценностей, задач, технологий 
дето-центрированного и семейно-центрированного подходов. 
• Его можно отличить от дето-центрированного и поиска 
нового подхода по несоответствиям внутри позиций, а также 
разногласиям между декларированной позицией и 
действиями.
• В псевдосемейном подходе декларируемая цель — 
помощь семье — трансформируется в центрированную на 
ребенке цель — воспитание ребенка. Кроме этого, 
происходит замещение потребностей всей семьи на 
потребности ребенка с ограниченными возможностями 
здоровья.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            • В настоящее время семейно-центрированную модель ранней 
помощи можно признать вполне оправданной, но ее 
последовательное внедрение предполагает реализацию 
мероприятий, направленных на развитие осознания 
потребностей семьи в поддержке специалистов 
психологопедагогического профиля, а также изменение 
приоритетов профессиональной деятельности специалистов.
• В рамках развития СРП необходим пересмотр объекта 
ранней помощи и осмысление принципиально нового 
методологического подхода, ориентированного на 
взаимодействие матери и/или другого близкого взрослого с 
ребенком.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Новая модель профессиональной деятельности специалистов системы 
ранней помощи должна определяться следующими базовыми положениями:
• 1. Объектом диагностики и коррекционного воздействия в методологии 
ранней помощи становится взаимодействие матери и ребенка, поскольку 
именно оно является основным и едва ли не единственным на этом этапе 
фактором его полноценного психического развития. 
• 2. В качестве основного компонента профессиональной деятельности 
специалистов должны рассматриваться диагностика и психолого-
педагогическая коррекция взаимодействия матери и ребенка раннего 
возраста с ограниченными возможностями здоровья.
• 3. В качестве основного критерия эффективности профессиональной 
деятельности специалистов системы ранней помощи должно 
рассматриваться наличие позитивных изменений поведения детей во 
взаимодействии со взрослым и позитивных изменений поведения родителей 
во взаимодействии с ребенком.