Модель урока открытия новых знаний по биологии 5 класс тема «Бактерии»
Предмет
|
биология |
Класс
|
5 |
Тема урока
|
Бактерии
|
Цели урока:
|
Содержательная: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека
|
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов
|
|
Задачи урока
|
Образовательные: - расширить представление о многообразии живой природы; -сформировать знания: о строении бактерий, размножении бактерий, питании и спорообразовании; -сформировать умения различать прокариотические организмы; Развивающие: - развивать мышление учащихся (выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать) и умение; - устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение делать выводы на основе практических работ, развивать умение самостоятельно; - получать информацию из дополнительных информационных источников; -развивать умение структурировать материал; -формировать способность рефлексировать свою деятельность. Воспитательные: - сформировать осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни; -сформировать уважительное отношение к чужому мнению; |
Тип урока
|
Урок открытия нового знания |
Основное содержание темы, термины и понятия |
Бактерии, эукариоты, прокариоты, спора, паразиты, сапрофиты, симбионты |
Межпредметные связи (указать предметы) |
Экология, история, география |
Формы работы
|
фронтальный опрос, индивидуальная работа, игровой практикум, создание проблемной ситуации, коллективная рефлексия, работа в малых группах по заданиям (у каждой группы свое задание), учебное исследование, практическая работа, составление схем, учебный диалог, организация взаимопроверки, дискуссионное обсуждение поставленных учащимися вопросов и проблем, учебное сотрудничество. |
Методы и методические приемы
|
словесный, практический, частично-поисковый, учебно-исследовательский, наблюдение, информационно-обобщающий, стимулирующее оценивание, ассоциативный, иллюстративный, рефлексивной деятельности, конкретизации целей обучения, открытого обсуждения новых знаний, решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников. |
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия
|
Формируемые УУД |
|||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся
|
|
||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности (организацион ный момент 1мин.) |
Создать условия для подготовки учащихся к продуктивной работе, сформировать положительный эмоциональный настрой |
Приветствие, проверка готовности к уроку |
Приветствуют учителя, осуществляют самопроверку готовности к уроку |
Личностные УУД: самоопределение развитие мотивационной сферы личности, формирование положительного эмоционального настроя на урок |
||||||||
2.Актуализация и пробное учебное действие (5-7мин) |
Переход в актуальную память ЗУН, достаточных для открытия нового знания. |
1.Просит открыть рабочие тетради, проверяет выполнение дом. задания; 2.Раздает карточки индивидуально.
3. Фронтальный опрос учащихся. Задает вопросы в учебнике на стр.59 |
Открывают тетради.
Отвечают на вопросы в карточках, сдают карточки учителю Класс отвечает на вопросы в учебнике |
Личностные УУД: -формирование ответственного отношения к обучению; Метапредметные: - систематизировать и обобщать полученные знания. |
||||||||
3.Выявление места и причины затруднения, постановка проблемы (2 мин) |
Завершение этапа актуализации знаний |
Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. На уроках биологии мы будем знакомиться с различными группами организмов. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор (синквейн). |
Слушают учителя. Отвечают на проблемный вопрос. |
ПознавательныеУУД: - умение видеть проблему, -умение выражать свои мысли,
|
||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Создать условия для организации учебной деятельности обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение новых знаний создать условия для самостоятельного формулирования темы урока. Мотивировать учащихся к определению цели урока. |
1.Сообщает, что сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле, приносящие много пользы человеку и много вреда. Скажите, пожалуйста, для чего я открываю окно перед уроком? 2.Подводит учащихся к формированию темы урока: Как называются эти организмы? Расшифруйте слово:
и сформулируйте тему урока. Раз мы с вами сформулировали тему урока, давайте сформулируем и цель. Изучая бактерии, что мы хотим о них узнать? На уроке сегодня мы узнаем о строении, размножении, разнообразии и питании. 3.Предлагает учащимся рассказать, что они уже знают о бактериях. 4.Обращается к классу с вопросом: Что хотели бы узнать о бактериях? Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать бактерии. 5. Для работы на этом уроке мы поделим класс на группы. Физкультминутка Раз
– подняться, потянуться, |
1.Слушают учителя.
2.Поочередно высказывают свое мнение, разгадывают слово, формулируют тему и цель урока.
3.Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются. 4. Определяют критерии изучения бактерий: строение и распространение, многообразие, процессы жизнедеятельности. |
Регулятивные УУД: - определять цели и задачи урока. - определяют критерии изучения бактерий, - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель учебной деятельности, Познавательные УУД: - работать с текстом, - уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность, Личностные УУД: - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
|
||||||||
5. Реализация построенного проекта. |
Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. создать условия для организации деятельности обучающихся по формулированию самостоятельных выводов.
|
1.Организует работу в группах.
2. Дает задания: 1 группа изучает строение бактерий: Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию, использовать рисунки, дополнительный материал на столах. (Распределите задания в группе 1- рисует, 2- записывает , 3-5 находят информацию) Задание2. При выступлении Изобразите схему строения бактериальной клетки, отобразив все особенности ее строения Задание 3. Выписать новые слова. Объяснить их.
2группа изучает многообразие бактерий и их распространение: Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки и дополнительный материал на столах. Задание 2. Составьте кластер «Многообразие бактерий» Задание 3. Выписать новые слова. Объяснить их.
3 группа изучает питание бактерий, Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки. Задание 2. Составьте кластер «Многообразие бактерий». Задание 3. Закончить схему, подготовить рассказ Питание ↓ ↓ Гетеротрофное Автотрофное ↓ ↓ ↓ сапротрофы фототрофы хемотрофы паразиты Выписать новые слова. Объяснить их.
4 группа размножение бактерий, их приспособление к неблагоприятным условиям Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки. Задание 2. Рассказать и нарисовать Задание 3. Выписать новые слова. Объяснить их.
5 группа о значении в природе и роли в жизни человека.
|
1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. 2.Знакомятся с информацией о строении бактерий в учебнике, используют рис., электронные таблицы 3. Отображают информацию графически. 4. Обсуждают записи 5. Проводят сравнение строения клеток бактерий и растений 6. С помощью различных информационных ресурсов представляют отчет в форме рисунка, коллажа, газеты, схем.
1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. 2.Знакомятся с информацией о многообразии и распространении бактерий в учебнике, используют рис., электронные таблицы. 3. Отображают информацию графически. 4. Объясняют новые понятия 5. С помощью различных информационных ресурсов представляют отчет в форме презентации, коллажа, газеты, рисунков.
1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. 2.Знакомятся с информацией о процессах жизнедеятельности бактерий в учебнике, используют рис., электронные таблицы. 3. Отображают информацию графически. 4. Обсуждают записи 5. Объясняют новые понятия 6. С помощью различных информационных ресурсов представляют отчет в форме презентации, коллажа, газеты, рисунков, схем.
1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. 2.Знакомятся с информацией о размножении бактерий в учебнике, их приспособление к неблагоприятным условиям, о значении в природе и роли в жизни человека. 3. Отображают информацию графически или рисунком. 4. Обсуждают записи 5. Объясняют новые понятия 6. С помощью различных информационных ресурсов представляют отчет в форме презентации, коллажа, газеты, рисунков, схем. |
Познавательные УУД: - находить отличия - составление схем-опор - работа с информационными текстами - объяснение значения новых слов - сравнивать и выделять признаки -уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации Коммуникативные УУД: -групповая работа по обсуждению информации -слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи Предметные результаты: - знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий - разнообразие и распространение бактерий - отличать бактерии от других живых организмов
|
||||||||
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Решение типовых заданий с проговариванием алгоритма решения вслух |
Организует первичное закрепление материала. Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание 64, с. 34 рабочей тетради. Поработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 65, с. 34). А теперь выясним, отличается ли бактериальная клетка по строению от клетки изображённой на стр.28 учебника. Рассмотрите рис.на стр.60, найдите отличия. Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке? Какова роль нуклеиновых кислот?
|
Выполняют задания в рабочей тетради.
1.Ученик на доске рисует клетку и подписывает ее части. Называют основные части бактериальной клетки.
2.Отвечают на вопросы учителя: -нет ядра, но есть нуклеиновая кислота
-в них хранится наследственная информация
|
Личностные УУД: -формирование ответственного отношения к учебной деятельности, содействие развитию личности учащихся через самореализацию и социализацию, создание условия для нравственного развития учащихся, осознание ответственности за произнесенное слово. Метапредметные: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками -умение работать с логическими знаками и символами. Предметные: -формирование умений определять существенные признаки; -характеризовать е морфологические признаки и биологическую роль, устанавливать связи. |
||||||||
7.Самостоятельная работа с взаимопровер- кой в классе. |
Выявление и корректировка возможных ошибок |
Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист.
|
Идёт взаимопроверка и выставление оценок. |
Метапредметные: -владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками -умение работать с логическими знаками и символами. |
||||||||
8. Этап включения в систему знаний и повторения. |
Создание условий для осознания обучающимися своей учебной деятельности, взаиомо- и самооценки, результативности своей деятельности и деятельности класса. |
Организует закрепление материала. Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь ответим на несколько вопросов о бактериях. Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Аплодисменты. Обращаемся к синквейну, подбираем другие слова, Например, древние, микроскопические и полезные, вредные, шарообразные, спиралевидные ит.д. -питаются, размножаются, расселяются, а также образуют споры при неблагоприятных условиях, превращают остатки в перегной ит.д.
|
Ученики выполняют тестовые задания и проверяют сами свои ответы. |
Регулятивные: - участие в подведении итогов урока; - самооценка.
|
||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Осознание обучающимися метода собственной познавательной деятельности. |
Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. -Удалось ли их достичь? -Довольны ли работой на уроке? -Чему вы научились на этом уроке? - Что вызвало затруднение? -Какой инструмент позволил вам выйти из затруднения? -В чём вы видите применение нового знания? Оцените своё настроение в оценочном листе. Учитель задаёт домашнее задание: ответить на вопросы на стр.63 учебника, в рабочей тетради выполнить задания № 63-69, 70-72 по желанию. |
Дают оценку себе и своим одноклассникам. Отмечают в оценочном листе своё настроение.
Записывают задания в дневник, выставляют отметки, полученные за работу на уроке. |
Регулятивные УУД: - выработка критериев оценивания работы в группах ЛичностныеУУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.