Модели социального государства
Оглавление
Введение.......................................................................................................... 3
1 Понятие социального государства................................................................ 5
2 Условия существования социального государства....................................... 9
3 Признаки социального государства............................................................ 11
4 Характерные черты современного социального государства..................... 13
5 Модели социального государства в мировой практике............................... 17
6 Скандинавская модель и шведская модели социального государства........ 20
7 Англо-саксонская модель............................................................................ 22
8 Континентальная модель............................................................................. 24
Заключение.................................................................................................... 27
Список использованной литературы.............................................................. 29
Сегодня очень актуальным является вопрос о том, что означает понятие «социальное государство». Мы живем в то время, когда реализация его принципов становится не только возможной, но и необходимой. Само понятие «социальное государство» представляет собой принцип (характеристику), который относится к конституционно-правовому статусу. Он предполагает то, что конституция гарантирует социальные и экономические права и свободы человека, а также соответствующие обязанности, которые оно на себя берет. Социальное государство - это государство, которое должно служить обществу, стремиться к тому, чтобы социальные различия были сведены к минимуму или полностью исключены[1].
Понятие "социальное государство" очень многогранно. Разные авторы по- разному трактуют это понятие. Наиболее часто встречающиеся следующие:
«Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности».
«Социальное государство - особый тип государства, возникший в результате широкого исторического компромисса разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики».
Социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.
Как видим, исследователи усматривают особенности социального государства в том, что оно, регулируя экономическую и другие сферы общественной жизни, акцент делает на проведении социальной политики[2].
Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.
Целью выполнения контрольной работы является рассмотрение понятий социального государства, его признаков и функций, а также моделей социального государства.
Реализации цели осуществлялась путем решения следующих задач:
- исследование сущности социального государства; - описание моделей социального государства.
Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Социальное государство - государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.
Главная задача социального государства:
• достижение общественного прогресса на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Социальное государство должно удовлетворять интересы и потребности людей, стремиться к равномерному содействию благу всех граждан и максимально возможному равномерному и справедливому распределению жизненных благ.
Это государство стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности.
Социальной деятельностью такого государства является
перераспределение доходов.
Социальное государство призвано:
• создавать условия для обеспечения граждан работой,
• перераспределять доходы через государственный бюджет,
• обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников,
• охранять наемный труд,
• заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др.
Помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна иметь вся экономическая политика правительства и при этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную инициативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния. Это государство должно бороться не против богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной собственности.
Функции социального государства:
• создание условий для поддержания полной занятости;
• перераспределение доходов через государственный бюджет в пользу неимущих, обеспечение прожиточного минимума;
• охрана наемного труда;
• забота об образовании, социальном обеспечении, семье, здравоохранении и т. д.
Социальная деятельность по этим направлениям не требует огосударствления экономики, а, напротив, сочетается с укреплением рыночного хозяйства и развитием индивидуальной инициативы.
Социальная функция государства должна обеспечивать права, предусмотренные ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, в том числе право на такой жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания его здоровья и благосостояния, его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ социальное государство призвано проводить политику, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью обычно понимают прежде всего материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность личной безопасности. Под свободным развитием понимается физическое, умственное и нравственное совершенствование человека[3].
Понятие “социальное государство” было выдвинуто немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815—90), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что функции государства заключаются в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном, или социальном, государстве. Либеральную концепцию социального государства развил Фридрих Науманн. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально, и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ.
Наиболее радикальную теоретическую концепцию социального государства выдвинул в 1879 немецкий экономист Адольф Вагнер, сторонник государственного и христианского социализма. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в “государство культуры и всеобщего благоденствия”, огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство в противовес идеям классовой борьбы, политических и социальных революций. Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929—33 гг. и 2-я мировая война. “Новый курс” президента США Ф. Рузвельта включил в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости.
Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл т. н. “План Бевериджа”, представленный в кон. 1942 британскому парламенту председателем одного из его комитетов У. Бевериджем и начавший осуществляться лейбористским правительством с 1945. План предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширение социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого хватало бы на скромное поддержание жизни. Ядром плана была тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. Кроме того, предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль за заработной платой и ценами, постепенное устранение частной собственности на средства производства и другие меры. План Бевериджа был использован в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспечения Швеции, послужил моделью при обсуждении вопросов социально-
политического развития и в послевоенной Германии.[4]
Суть социального государства — это существование гарантий обеспечения неблагополучным группам населения достойного прожиточного уровня. Причем ресурсы для такой материальной поддержки черпаются из налогового бремени, лежащего на плечах более обеспеченных сограждан. Не каждая страна может назвать себя социальным государством. Для его формирования необходимо соблюдение ряда условий. Социальное государство — это модель, которая возможна при создании определенных условий:
Высокий уровень нравственного развития граждан. Для социального государства характерно превалирование моральных ценностей над всеми прочими, все члены общества, особенно менеджмент, должны придерживаться идей равенства и справедливости.
Демократический строй. Для реализации принципов социальной защищенности в государстве должны реализовываться принципы свободы. Высокий уровень экономического развития государства. Для того чтобы иметь возможность социального обеспечения неимущих, у государства должны иметься большие резервы.
Социально-ориентированный тип экономики. Государство, чтобы были возможности регуляции экономических процессов, должно иметь большое количество различных предприятий со своим участием. Это позволяет регулировать занятость населения и перераспределять доходы в пользу обделенных.
Высокий уровень правового развития. Обязательным спутником социального государства является высокий уровень развития законодательных и гражданских инициатив. Гражданское общество и правовое государство являются платформой для проведения социальноориентированной политики.
Социальная политика государства. Приоритетами государственной политики должны быть социальные проекты по нивелированию последствий неравенства и различной поддержке неимущих слоев населения. Государство должно стремиться к всеобщей справедливости, ставить себе цель по достижению благосостояния для всех челнов общества. Среди таких целей — создание равных стартовых возможностей для людей всех классов, социальная защищенность всех граждан страны, достойные условия жизни для всех, включая обездоленных.
Закрепление в законодательстве. Термин «социальное государство» должен быть зафиксирован в конституции государства[5].
Распознать социальное государство можно по следующим признакам: Справедливая оплата труда. Государство гарантирует достойную оплату труда для всех работающих граждан, вне зависимости от занимаемой должности. Удовлетворенные потребители. Жители социального государства имеют высокий потребительский уровень, они могут удовлетворить не только первичные потребности в еде, жилище, безопасности, но и выбирать высокое качество предметов, удовлетворяющих эти потребности. Кроме того, население должно иметь возможность реализовывать планы по самореализации и удовлетворять социальные и духовные потребности. Отрегулированная система социальной защиты. Удовлетворенность населения своей жизнью зависит от социальной политики государства, оно должно создать систему, которая помогает людям с ограниченными ресурсами удовлетворять свои потребности на достойном уровне. Признаком социального государства является отлаженный институт помощи тем, кто не может себя обеспечить: инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным семьям, безработным. Нивелирование социальных различий. В социальном государстве путем различных видов помощи должен сокращаться разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными за счет перераспределения доходов. Акцент делается на подтягивании бедных к достойному уровню проживания. Разрыв между доходами высшего и низшего слоев населения страны примерно должен быть в шесть раз. Качественные социальнозначимые отрасли услуг. Для социального государства чрезвычайно важно налаживание эффективной работы таких сфер, как медицина, образование, жилищное строительство, транспорт. Социальные услуги обеспечивают достойный уровень проживания и удовлетворенности населения. Правовое разрешение конфликтов. Для социального государства характерен низкий уровень социальных конфликтов, но, если они возникают, то разрешаются мирным путем через инструменты гражданского и правового общества. Воплощение принципов социальной справедливости. Распределение богатств страны, обеспечение возможностей для всех удовлетворять не только свои первичные потребности, должны исходить из интересов всех жителей страны. Каждый гражданин получает от страны столько, сколько ей дает. Главенство нравственных принципов поведения. В социальном государстве моральными нормами поведения выступают благотворительность, взаимопомощь, альтруизм, милосердие. Причем они характерны не только для государственной политики или отдельных групп людей, а и большинства граждан страны.[6]
Социальная функция — это деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членов государства к общественным благам с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума. На современном этапе социальная функция государства претерпевает значительные изменения. Еще совсем недавно основной целью социального государства было обеспечение публично-властными структурами права на достойное существование для каждого гражданина, а мера свободы, которую может обеспечить государство посредством выплаты пособий по безработице, пенсий, дотаций и т.п., являлась основным критерием степени «социальности» государства. Именно этот критерий определял парадигму социальной функции патерналистского социального государства. Сегодня происходит смена основного критерия: вместо меры свободы, обеспеченной через патронаж органов публичной власти, — скорость и степень «включения» гражданина в трудовую деятельность (речь идет исключительно о полностью или частично трудоспособных гражданах), что определяет степень «социальности» современного социального государства.
Современное социальное государство — это этап развития социального государства, следующий за патерналистским социальным государством. Социальное государство — это не этап развития правового государства, а этап развития государственно-организованного общества в целом. Такой атрибут государства, как социальная функция, является имманентным атрибутом любого типа государства, развивающегося в рамках
индустриального или постиндустриального общества. Не только государство (публичная власть и ее структуры) обязаны осуществлять социальную функцию, это обязанность всего современного государственноорганизованного общества. Причем основным фактором осуществления социальной функции в современном государстве в зависимости от множества факторов могут быть либо публичная власть, либо структуры гражданского общества. Возможен и такой вариант — оба эти фактора реализуют социальную функцию субсидиарно.
Современное неопатерналистское социальное государство — это модернизированная форма социального государства, отвечающая требованиям времени. Но следует отметить, что видоизменяющаяся роль органов публичной власти в реализации социальной функции влечет за собой обретение общественными отношениями иного формата. Социальная функция в рамках неопатерналистского социального государства побуждает людей с ограниченными возможностями, женщин с малолетними детьми и безработных вести активную трудовую жизнь. И если относительно безработных такая политика может быть оправдана и государственноорганизованное общество только выиграет от нее, то в отношении таких социальных групп, как женщины с малолетними детьми и лица с ограниченными возможностями (инвалиды, пенсионеры по старости), дело обстоит весьма проблематично. В отношении инвалидов вопрос стоит о гуманности такого рода шагов. Ну а в отношении матерей малолетних детей ситуация становится еще более сложной и острой. Дети, оставшиеся без необходимого присмотра, безнадзорные дети — это проблема и обременение будущих поколений, зачастую утраченная возможность должной социализации подрастающего поколения.
Идея новой исторической формы социального государства должна консолидировать весь накопленный опыт социальной деятельности: в нее включаются и обязанности государства по социальной защите, и обязанности гражданина активно и продуктивно трудиться. Реакция общества на тенденцию приватизации социальной функции должна быть креативной, меры по сокращению государственного финансирования социальной деятельности воспринимались бы и реципиентами, и спонсорами как новаторские и вместе с тем необходимые и справедливые.
Надо отметить, что и приватизация социальной функции не может быть полной, всеохватывающей. Потребности тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать, должны удовлетворяться в обязательном порядке либо органами публичной власти, либо под их обязательным и постоянным контролем и с их субсидиарным финансированием в случае необходимости. Соответствующие группы населения должны иметь государственные гарантии социальной помощи.
Идея модификации социальной функции не является исключительной прерогативой современной России, это общемировая тенденция, обусловленная объективно. В последнее время практически во всех современных государствах весьма существенно проявляется тенденция сокращения бюджетных расходов на социальные нужды, что требует своего научного осмысления. Все без исключения социальные государства приступили к подобного рода модификации еще в 80-90-х годах XX в. Сегодня и Россия вынуждена пойти по новому пути развития социальной функции. И Президент Российской Федерации, и Правительство РФ уделяют особое внимание развитию социальной функции государства. Но она по необходимости осуществляется в рамках современных условий, данных объективно. С одной стороны, Федеральная программа по увеличению рождаемости и попытка стабилизации демографической ситуации,
Федеральная программа «Семью для каждого ребенка», а с другой — «монетизация льгот», которую можно считать модифицированным способом оказания социальной помощи определенным группам населения. «Монетизация льгот» — уступка необходимости, это тот самый вынужденный рациональный подход к реализации социальной функции государства. Некоторые политики оценивают ситуацию по реформированию образования, здравоохранения, науки, культуры весьма пессимистично: «Доведение до логического конца политики коммерциализации этих сфер ставит под вопрос конституционные права граждан России и установленные Основным законом принципы социального государства». Конечно, можно сожалеть о том, что социальная функция государства изменяет методы своего осуществления, можно публично возмущаться, используя создавшуюся ситуацию для приобретения определенных преференций в предстоящей предвыборной борьбе, но задача ученых — беспристрастно проанализировать мировой опыт, выявить критерии современной социальной функции, основные направления ее развития, современные методы ее осуществления.
Наиболее характерные черты социального государства определяются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Важная роль в реализации социальной политики России отводится федеральным целевым программам, а также аналогичным программам, разрабатываемым в регионах.[7]
Под моделями социального государства необходимо понимать основные его разновидности, различающиеся типом социальноэкономического устройства общества и политико-идеологической основой, на которых оно базируется. Социальность того или иного государства зависит от векторов (направлений) развития его социальной политики.
Существующие сегодня модели при всех их различиях базируются на трех основных подходах:
1) – во-первых, либеральный подход, который предполагает минимизацию государственной собственности и соответственно абсолютизацию частной, что предполагает резкое сокращение социальных функций государства.
Данный подход базируется на постулате о разделении членов общества на экономически сильных и экономически слабых. Обязанностью общества является забота о слабых и создание условий для раскрытия экономического потенциала сильных.
Т.е. экономически слабые вправе рассчитывать на социальную поддержку, финансируемую из бюджетных ресурсов. Здесь действует принцип адресности: государство устанавливает виды и правила доступа граждан к системам социальной поддержки (например, минимальный размер оплаты труда, минимальный прожиточный уровень и др.). Экономически слабым гарантируется получение из бюджета различных социальных пособий, включая пособия по нуждаемости, пенсии по инвалидности, социальные пенсии, назначаемые при отсутствии трудового стажа и др.
Что касается экономически сильных, то они в большинстве случаев исключаются из систем социальной поддержки, финансируемых из государственного бюджета. Финансовую основу социальных программ для данной категории граждан составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование. Поэтому здесь действует принцип эквивалентности, возмездности.
Таким образом, данный подход базируется на принципе самовыживания, формирования личности независимой, полагающейся только на себя, на свои силы, с определенной системой нравственных понятий («если ты живешь бедно, то ты сам в этом виноват»).
2) – во-вторых, государственный (патерналистский) подход предполагает принятие на себя государством полной ответственности за уровень доходов граждан, их социального обеспечения при отсутствий девиантного поведения гражданина. Все расходы, связанные с социальной политикой, при использовании данного подхода финансируются из государственных источников - государственного бюджета, специальных фондов социального назначения.
Государство жестко контролирует производство и трудовые отношения, здравоохранение, образование и др. Более того, государство определяет перечень социально значимых товаров, цены на которые могут быть ниже себестоимости (например, товары детского ассортимента, жилищно-коммунальные услуги) и предметы «роскоши», цены на которые, как правило, существенно выше себестоимости (автомобили). Государство также берет на себя заботу об обеспечении в случае необходимости своих граждан жильем.
3) – в-третьих, корпоративный подход. В основе лежит корпоративный принцип, который предполагает, что максимум ответственности за судьбу человека (работника) несет корпорация (предприятие, учреждение). Создавая систему пожизненного найма, предприятие стимулирует работников к внесению максимального трудового вклада, за что предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных и образовательных услуг.
Государство также оказывает социальную поддержку нуждающимся, но в меньшей степени, чем предприятия. Финансовая основа общества и значительная часть бюджета государства формируется из страховых взносов предприятий.
В настоящее время существует множество различных классификаций моделей социальных государств. В зависимости подходов, рассмотренных нами выше, выделяют:
- либеральную модель социального государства; - патерналистскую модель социального государства; - корпоративную модель социального государства.
Однако, в настоящее время сложно провести классификацию стран в зависимости от данного критерия, поскольку одно государство может отвечать сразу нескольким показателям.
Поэтому в настоящее время наиболее распространена следующая классификация:
- скандинавская модель социального государства (как частный случай, шведская модель социального государства);
- англо-саксонская модель социального государства;
- континентальная (континентально-европейская) модель социального государства.[8]
Скандинавская модель.
Данная модель реализуется в таких странах, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.
Специфика:
- социальная защищенность – гражданское право каждого человека;
- государство несет ответственность за социальное благополучие своих граждан;
- государство, перераспределяя ресурсы, является основным производителем социальных услуг; - доля социальных услуг очень высока.
Шведская модель.
Наиболее ярким скандинавским примером регулирования социальной сферы является Швеция. Термин «шведская модель» появился в конце 60-х годов в связи с приобретением Швецией статуса государства, одного из самых развитых в социально-экономическом отношении.
Специфика:
- принцип солидарности и очень высокие налоги (чем больше зарплата, тем больше налог, чем ниже зарплата, тем выше социальное обеспечение);
- отсутствие контрастов между богатыми м и бедными, высокая политическая и социальная стабильность;
- широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества;
- социальные услуги гарантируются всем жителям страны (все равны перед социальной поддержкой) и не обусловливаются занятостью и уплатой страховых взносов;
- социальная защита является непрерывной и охватывает все сферы жизни человека;
- приоритетной целью экономической политики Швеции является полная занятость. В общей численности занятых работающие по найму составляют 92%;
- бесплатное здравоохранение, бесплатное образование (среднее, высшее, бесплатная переквалификация и получение второго образования от предприятия, оплачиваемые отпуска)[9].
Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии.
Специфика:
- минимальное участие государства в социальной сфере (государство берет ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев
населения);
- любой человек независимо от его принадлежности к активному населению имеет неотъемлемое право на минимальную социальную заботу;
- финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета;
- социальные услуги основаны на принципе «всеобщности», т.е. распространены на всех нуждающихся в материальной помощи граждан и принципе единообразия и унификации, что выражается в едином размере пособий, а так же условий их выдачи («равные пособия за равные взносы»). Т.е. не зависимо от того, сколько человек зарабатывает, он вносит фиксированные взносы и в старости получает одинаковые пенсии;
- следует отметить, что внутри англосаксонской модели существуют некоторые различия. Так, в Англии бесплатные медицинские услуги оказываются всем гражданам независимо от уровня их дохода, а в США и Ирландии - только низкооплачиваемым или не имеющим дохода.
Внутри англо-саксонской модели особо выделяется американская модель социального государства.
Специфика:
- базируется на индивидуалистических принципах;
- в отличие от скандинавской модели, в США очень слабое социальное законодательство, невелика роль профсоюзов и государства;
- социальная ответственность разделена между корпорациями и государством, при активной роли предприятий (частные компании должны заботиться о своих работниках, а государство поддерживать нуждающихся в целом). При этом бизнес предоставляет социальные услуги (пенсии, пособия) в более высоком объеме и лучшего качества;
- наличие нецентрализованной системы социального обеспечения (каждый штат берет на себя заботу о своих гражданах и в каждом штате свои социальные программы);
- государственное социальное обеспечение в США включает две сферы - социальное страхование и социальная помощь. Социальное страхование предусматривает пенсии по старости, пособия по безработице, медицинскую помощь престарелым и другие статьи;
- государство гарантирует бесплатное среднее, высшее и послевузовское образование при значительной доли коммерческого образования;
- социальная поддержка рабочим, что обеспечивает практически 90 % занятость населения;
- особой социальной защитой пользуется семья (как правило, адресная помощь нуждающимся семьям, причем не в денежном эквиваленте, а натуральном (например, талоны на питание);
- наличие социального страхования всех сфер жизни человека.[10]
Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.
Специфика:
- устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности («чем больше
зарабатываешь, тем больше социальные отчисления, тем выше социальная поддержка»);
- центральным принципом является упор на рынок и принцип социального страхования под государственным наблюдением;
- роль государства невелика (предоставление социальных услуг нуждающимся); в социальном секторе активность проявляют
благотворительные фонды и общественная помощь;
Страной, где максимально полно реализованы принципы
консервативной модели, является Германия, которая вообще первой в Европе и в мире ввела систему страхования. Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования:
- Закон о страховании по болезни лиц промыслового труда - в 1884 году;
- Закон о страховании от несчастных случаев на производстве - в 1885 году;
- Закон об инвалидности и страховании по старости - в 1891 году.
Этим законам были присущи черты, характерные для системы страхования и сегодня. Оценивая законы, можно сказать, что они привели к историческому компромиссу между индивидуальной автономией и коллективной самопомощью и помощью государства.
Развитая система социальной помощи - одна из черт «социального рыночного хозяйства» в Германии. Эта система основана на постулате, что общество в лице своего полномочного представителя - «социального государства» - ответственно за каждого гражданина независимо от того, по каким причинам тот оказался в беде. Другими словами, любому легально проживающему в Германии человеку, если он оказался в нужде, социаламт обязан, так или иначе, помочь. Целью такой социальной политики является создание условий для активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере. Для этого требуются общие институциональные условия, которые регулируют хозяйственную деятельность индивидуумов. На первый план выходит не перераспределение дохода через бюджет и бесплатные социальные услуги как в шведской модели, а создание благоприятных экономических условий для трудоактивного населения, на которое и сориентированы основные меры социальной защиты.
В Германии действует 4 вида социального страхования: пенсионное, медицинское, от безработицы и от несчастных случаев.
Социальное страхование финансируется совместно работодателями, а также наемными работниками и дифференцируется по видам деятельности. Принцип страхования означает право на получение услуг теми, кто делает взносы в соответствующие фонды. Уплата взноса дает право на соответствующую услугу независимо от действительной потребности в ней.
Система социального обеспечения включает также государственные средства, отпускаемые в виде пособий на детей (единовременные выплаты при рождении ребенка, дотации малообеспеченным и многодетным семьям), помощь беженцам, пособия для получения образования, помощь молодежи, пособия на лечение, пенсионные субсидии, помощь жертвам войны, инвалидам, а также социальную помощь малообеспеченным гражданам
В системе здравоохранения действует система обязательного медицинского страхования, в результате 90% населения охвачено обязательным страхованием, 8% – частным и за 2% неимущих граждан платит государство.
В системе образования главным является принцип «академической свободы», т. е. в образовательное учреждение может поступить любой желающий, если он удовлетворяет всем условиям допуска. Среднее и высшее образование является бесплатным.
Система социальной защиты в Германии действует по принципу самоуправления: учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой, организационной независимостью от институтов
государственного управления, но государство осуществляет за ними строгий контроль. Подобная организационно-правовая форма оказалась достаточно эффективной благодаря высокому уровню профсоюзного движения в стране. Отдельно действуют организации по пенсионному обеспечению, обеспечению по болезни и в связи с несчастными случаями на производстве. Страхование по безработице не входит в общую систему социальной защиты и действует в рамках политики содействия занятости населения, которая находится в ведении федерального ведомства по труду.[11]
Социальное государство — это сложная система институтов и механизмов поддержки населения и создания для граждан качественного уровня жизни. Реализовать в полной мере эти функции ни одному государству пока не удалось, но есть страны со значительным приближением к идеалу.
Главная задача социального государства - достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование.
Модели социального государства - основные его разновидности, различающиеся типом социально-экономического устройства общества и политико-идеологической основой, на которых оно базируется.
Степень социальности государства всегда зависит от непосредственных размеров финансового участия государства в реализации социальной политики. В значительно большей степени факторами, определяющими степень социальности государства, являются первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства, присутствие сильных демократических политических институтов, наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования разнообразных субъектов хозяйствования и их экономическая эффективность. Выбор конкретной модели осуществления социальной политики всегда зависит от исторических, социокультурных и экономических условий, а также определяется конкретным типом общественно - политического устройства государства, его идеологическими, духовными принципами, особенностями переживаемого исторического этапа. Но в любом случае социальное государство в современных условиях предполагает наличие, с одной стороны, сильного государства, способного нести ответственность за развитие человеческих ресурсов, а, с другой стороны, наличие развитых институтов гражданского общества, способных поставить государство под свой контроль.[12]
Таким образом, цели и задачи контрольной работы достигнуты.
1. Голубева Т.Б. Основы социального государства [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.Б. Голубева. — Электрон. текстовые данные. —
Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. — 172 c. — 978-5-
7996-1565-9. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66184.html
2. Понятие социального государства. [Электронный ресурс]: —
URL:http://fb.ru/article/196575/chto-oznachaet-ponyatie-sotsialnoe-gosudarstvosuschnost-sotsialnogo-gosudarstva
3. Модели социального государства. [Электронный ресурс]: —
URL: https://studfiles.net/preview/5582504/
4. Социальное государство: понятие и принципы. [Электронный ресурс]: — URL: https://jurkom74.ru/ucheba/sotsialnoe-gosudarstvo-ponyatie-iprintsipi
5. Социальное государство. [Электронный ресурс]: — https://studfiles.net/preview/5642001/page:2/ |
URL: |
6. Социальное государство. [Электронный ресурс]: — https://businessman.ru/new-socialnoe-gosudarstvo-eto-socialnye-funkciigosudarstva.html |
URL: |
7. Социальное государство. [Электронный ресурс]: — |
URL: |
https://businessman.ru/new-socialnoe-gosudarstvo-eto-socialnye-funkciigosudarstva.html
8. Понятие, признаки и сущность социального государства. [Электронный ресурс]: — URL: https://student-help.net/ponyatie-priznaki-ifunkcii-socialnogo-gosudarstva/
9. Модели социального государства в мировой практике.
[Электронный ресурс]: — URL: https://studfiles.net/preview/3620376/
10. Скандинавская и шведская модель социального государства.
[Электронный ресурс]: — URL: https://studfiles.net/preview/
11. Англо- саксонская модель. [Электронный ресурс]: — URL:
https://studfiles.net/preview/
12. Континентальная модель. [Электронный ресурс]: — URL:
https://studfiles.net/preview/3620376/page:2
13. Основные модели социального государства. [Электронный
ресурс]: — URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=893354
[1] Понятие социального государства. http://fb.ru/article/196575/chto-oznachaet-ponyatiesotsialnoe-gosudarstvo-suschnost-sotsialnogo-gosudarstva
[2] Модели социального государства. https://studfiles.net/preview/5582504/
[3] Социальное государство: понятие и принципы. https://jurkom74.ru/ucheba/sotsialnoegosudarstvo-ponyatie-i-printsipi
[4] Социальное государство. https://studfiles.net/preview/5642001/page:2/
[5] Социальное государство. https://businessman.ru/new-socialnoe-gosudarstvo-eto-socialnyefunkcii-gosudarstva.html
[6] Социальное государство. https://businessman.ru/new-socialnoe-gosudarstvo-eto-socialnyefunkcii-gosudarstva.html
[7] Понятие, признаки и сущность социального государства. https://student-help.net/ponyatiepriznaki-i-funkcii-socialnogo-gosudarstva/
[8] Модели социального государства в мировой практике. https://studfiles.net/preview/3620376/
[9] Скандинавская и шведская модель социального государства. https://studfiles.net/preview/
[10] Англо- саксонская модель. https://studfiles.net/preview/
[11] Континентальная модель. https://studfiles.net/preview/3620376/page:2
[12] Основные модели социального государства. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=893354
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.