Модели поведения человека в условиях информационного общества
Оценка 4.7
Повышение квалификации +1
docx
информатика +1
11 кл
18.01.2019
Современное общество все чаще называют информационным, где информация и информационные ресурсы занимают центральное место. Данное утверждение мы находим во множестве публикаций, да и в реальной жизни понятие «информационное» все чаще используется применительно к реальным секторам экономики, управления, аспектов различных наук: информационная экономика, информационный менеджмент, информационная педагогика, информационная культурология и т.д.
реферат Бойкова АВ.docx
Негосударственное учреждение дополнительного профессионального
образования Сибирский институт практической психологии, педагогики
и социальной работы
РЕФЕРАТ
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Выполнил:
Бойкова А.В.
Название курсов повышения квалификации:
Организация обучения информатике в рамках ФГОС ООО
Руководитель:
Б.Р. Мандель, к.п.н., профессор НГИ, профессор РАЕ 2
Новосибирск 2015
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
Введение 3
Характеристика информационного общества 4
Человек и информационное общество 8
Заключение 17
Список используемой литературы 18 3
Введение
Современное общество все чаще называют информационным, где
информация и информационные ресурсы занимают центральное место. Данное
утверждение мы находим во множестве публикаций, да и в реальной жизни
понятие «информационное» все чаще используется применительно к
реальным секторам экономики, управления, аспектов различных наук:
информационная экономика, информационный менеджмент, информационная
педагогика, информационная культурология и т.д.
Приход нового времени радикально изменил экономические и
социальные стороны жизни общества. Многие ученые и практики пришли к
выводу, что сегодня жизнедеятельность это процесс, который может иметь
место только тогда, когда человек располагает информацией, которая
одновременно определяет и жизнеспособность общества. Данные тезисы
воспринимаются как постулат, определенная данность, хотя, по мнению
Ф.Уэбстер, «не удается установить, каким образом информация заняла
центральное место в обществе, она настолько важна, что даже стала фактором
создания общества нового типа».
Изменения самым прямым образом касаются и места человека в
информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором
информационнотехнических характеристик общества. Однако это совсем не
пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек
выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за
информационно технические характеристики. Информатизация повседневной
жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не
проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном
пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации
личности. 4
Цель настоящей работы: на основе анализа философских идей второй
половины XX в. начала XXI в. выявить модели поведения человека в
информационном обществе.
1. Характеристика информационного общества
В истории развития цивилизации произошло несколько
информационных революций преобразований общественных отношений изза
кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием
подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом
нового качества.
Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к
Появилась
гигантскому качественному и количественному скачку.
возможность передачи знаний от поколения к поколениям.
Последняя информационная революция выдвигает на первый план
новую отрасль информационную индустрию, связанную с производством
технических средств, методов, технологий для производства новых знаний.
Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся
все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации.
Современная информационная технология опирается на достижения в
области компьютерной техники и средств связи.
Усложнение
социальной,
экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех
индустриального
производства,
сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту
потребностей в знаниях, а с другой к созданию новых средств и способов
удовлетворения этих потребностей.
Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий
послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании
различной информации и получившего название информационного общества.
Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень скоро 5
человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации
информационной.
При переходе от «индустриального общества» к «обществу
информационному», происходит смена способов производства, мировоззрения
людей, их образа жизни. Информационные технологии кардинальным образом
меняют повседневную жизнь миллионов людей.
Термин «информационное общество» появился впервые в Японии в
начале 60х годов ХХ века. Представления о новой информационной эре
стали действительностью обыденного, массового сознания, они стали
формировать новый имидж, новое понятие, об успехе ориентирующееся на
потребление продукции электронного производства. Технологическим
выражением новой эры выступает «троица» коммуникативный спутник,
кабельное телевидение, персональный компьютер.
В информационном обществе деятельность, как отдельных людей, так и
коллективов все в большей степени зависит от их информированности и
способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно,
что прежде чем предпринять какиелибо действия, необходимо провести
большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и
анализу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого
требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не
под силу человеку без привлечения специальных технических средств.
В информационном обществе меняется не только производство, но и
весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного
досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с
индустриальным обществом, где все направлено на производство и
потребление товаров, в информационном обществе средством и продуктом
производства стал интеллект и знания, что, в свою очередь, привело к 6
увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к
творчеству, возрастает спрос на знания.
Материальнотехнической основой информационного общества стали
различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных
сетей, информационные технологии, системы телекоммуникационной связи.
Сдвиг общественного производства в область информационной
деятельности происходит в условиях постоянно расширяющегося процесса
компьютеризации общества, закладывающего основы безлюдной технологии.
Информация в целом становится стратегическим ресурсом общества:
происходит перемещение акцентов из области физической деятельности в
интеллектуальную.
Вместе с тем, так же как и сущность техники, сущность все общей
информатизации двусмысленна. В ней очень много «за», но много и «против».
Выделим основные признаки информационного общества:
Осознание обществом приоритетности информации перед другим
продуктом деятельности человека.
Первоосновой всех направлений деятельности человека
(экономической, производственной, политической, образовательной,
научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.
Информация является продуктом деятельности современного человека.
Информация в чистом виде является предметом купли продажи.
Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
Безопасность информационного общества, информации.
Защита интеллектуальной собственности.
Взаимодействие всех структур государства и государств между собой
на основе ИКТ.
Управление информационным обществом со стороны государства,
общественных организаций. 7
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
все большее влияние на общество средств массовой информации;
информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и
организаций;
существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного
общества.
существует опасность разрыва между «информационной элитой»
(людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и
потребителями.
Таким образом, информационное общество это общество, в котором
большинство людей занято производством, хранением, переработкой и
реализацией информации.
Все возрастающая роль информации в обществе является предметом
научного осмысления, том числе проблемы человека в информационном
обществе. 8
Человек и информационное общество
Созданная теоретиками картина информационного общества
происходит
постепенно приобретает сегодня зримые очертания:
прогнозируемое превращение всего мирового пространства в единое
компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в
домах,
оснащенных всевозможными электронными приборами и
«интеллектуальными» устройствами. Процессы информатизации общества
сопровождаются появлением новых отраслей производства,
направлений в научных исследованиях и культуре.
новых
Эти изменения, оказывая комплексное воздействие на всё общество в
целом, приводят к значительным преобразованиям производственной и
духовной жизни человека.
Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности
обеспечивает доступ к надежным источникам информации, избавляет людей
ускоряет принятие оптимальных решений,
от рутинной работы,
автоматизирует обработку информации в производственной и социальной
сферах. В результате движущей силой развития общества становится
производство не материального, а информационного продукта. Что же
касается материального продукта, то он становится более «информационно
емким» и его стоимость в значительной степени зависит от объема
допущенных в его структуре инноваций. Деятельность людей сосредоточена
главным образом на обработке информации, а производство энергии и
материальных продуктов возложено на машины. 9
Информация стала одним из важнейших стратегических,
управленческих ресурсов, наряду с ресурсами человеческим, финансовым,
материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую
основу эффективного функционирования и развития различных сфер
общественной жизни. Это означает, что не только каждому человеку
становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты,
но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего
человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней
имеют жизненную ценность для всех членов общества.
Однако сколько бы ни размышляли философы над перспективами
информационного общества, о сущности информационнокомпьютерной
революции, философия остается верной самой себе и выполняет лишь ей
присущую функцию, только когда она занимается человеком.
Человек главная проблема философии.
Философия рассматривает человека как сложную совокупность
многомерных универсальных характеристик. Философия касается всего, что
может быть связано с человеком. Когда человек мыслит и создает объекты
информационного мира, то рано или поздно возникает потребность в
осмыслении этого явления своеобразного изменения человеком природы и
самого себя. Именно тогда философия проникает в сферу информационной
деятельности человека, ставит перед ним различные вопросы, в том числе, о
целесообразности такой деятельности.
Кроме того, на современном этапе существования человека именно
информационная деятельность вызывает самые большие тревоги
человечества, потому что под угрозой существования в результате такой
деятельности сейчас оказался сам человек. В связи с высокой актуальностью
проблемы человека в информационном мире, в современной философии
уделяется ей большое внимание. 10
Человек радикально отличается от всех других существ на Земле и,
прежде всего, в разумом. Но отличается он и технологичностью деятельности,
стремлением к творчеству, к свободе четыре фундаментальных признака
человека (А.И.Ракитов). В новом веке новые информационные технологии
впервые открывают перспективу для колоссального усиления этих
фундаментальных особенностей человека, для их применения в невиданных
ранее масштабах.
Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека.
Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот
владеет и миром. Иное сообщение стоит дороже жизни, так по преданию, 13
сентября 490 года до н.э. греческий воингонец, прибежавший из Марафона в
Афины, не останавливаясь в пути, упал замертво, но донес весть о победе над
персами.
Познавая окружающий мир, человек, постоянно имеет дело с
информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие
события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант
своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация это то, чем
каждый из нас пополняет собственный багаж знаний.
Информация также является сильнейшим средством воздействия на
личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации
по какомулибо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном
положении по сравнению с остальными.
Способ существования человека в историческом плане определяется
отношением человек орудие техника. С давних времен сбор и
систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать
в нелегких условиях из поколения в поколение передавался опыт и навыки
изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств.
Информация постоянно обновлялась и дополнялась каждое изученное 11
явление позволяло перейти к чемуто новому, более сложному. Со временем,
большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию
научнотехнического прогресса и, как следствие, всего общества в целом
человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.
Как результат исторического развития практической деятельности
человека современный мир представляет собой технологизированное и
информационное пространство. Но и сам человек технологизировал свою
сущность, существуя в технически обусловленном пространстве, он творчески
реализуется как по законам природы, так и по законам технической среды.
Одним из определяющих моментов организации этой среды, да и самого
существования в ней человека, является передача информации. С течением
времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее.
Нужно изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и
ценности человеческого общества литературу, искусство, архитектуру и т.д.
Информационное общество понятие, предполагающее взгляд на
современное общество с точки зрения стремительно возрастающей, все
проникающей информации о всех сторонах его жизнедеятельности. Его, даже
неявное влияние, не может не усиливаться в поисках ответов на всё более
настоятельно встающие вопросы о том, что происходит с человеком в
процессе продолжающегося «информационного взрыва».
Здесь следует отметить ряд негативных последствий компьютерной
революции, к которым можно отнести изменения в традиционном образе
жизни, когда книга, письмо и сама письменность оттесняются иными
способами получения информации (при помощи Интернета и компьютерного
набора).
Новые формы общения, модификации традиций, изменение системы
социальных ценностей происходят с такой интенсивностью, что массовое
общественное сознание, а также многие теоретики оценивают компьютерную 12
революцию как кризис культуры. Если в прежних условиях процесс
культурной адаптации к инновациям был во многом растянут во времени, так
как возможность трансляции, усвоения и распространения огромных объемов
информации была технологически необеспеченна, то сейчас темпы и
возможности освоения всех сокровищ мировой культуры невероятно
возросли, и теперь уже необходимо говорить о Допускающих возможностях
человеческой психики. Это весьма острая проблема.
Однако очевидно, что культурогенез XXI в. не мыслим без
использования персональных компьютеров, современных информационных
технологий, телевидения и Интернета, при помощи которых реализуется
Все эти факторы оказывают
возможность выбора информации.
разнонаправленное и далеко не всегда положительное воздействие на
мировосприятие человека. Они значительно ускоряют время социального
бытия, загоняя психику человека в тупик все новых и новых проблем.
Так, в последнее время наблюдается возрастание интереса к
вызванное повышением требований к
искусственному интеллекту,
информационным системам. Умнеет программное обеспечение, умнеет
бытовая техника. Мы неуклонно движемся к новой информационной
революции, сравнимой по масштабам с развитием Интернета, имя которой
«искусственный интеллект». Это наталкивается на вопрос: а сможет ли
человечество выжить в условиях невероятного усложнения задач,
подлежащих срочному решению, если он не будет формировать
информационную компьютерную революцию и не усилит свой интеллект
искусственным?
Следовательно, в современных условиях человек не только вправе, но и
обязан задуматься над тем, что означает информационная революция для него
самого, для его бытия как реального, живого, а не абстрактного существа. 13
Положение личности уже не может детерминироваться только её
формой участия в процессе производства, на личность воздействуют факторы
социального манипулирования. Человек постоянно находится в ситуации
выбора. Личность имеет огромные информационные возможности, социальные
технологии направлены на ускоренную адаптацию личности, но сама
необходимость постоянного принятия решений может быть представлена как
ограничение свободы.
Информатизация общества усиливает и авторитарные тенденции.
Способность, с одной стороны, получать точную информацию о каждом
гражданине, а, с другой стороны, манипулировать массами людей, предельно
возрастает при использовании компьютерных сетей. И можно представить
себе такое положение дел, когда правящие круги знают всё, что им нужно, а
остальные не знают ничего.
Тенденции развития в среде информации позволяют предположить, к
примеру, что политическая власть, приобретаемая большинством благодаря
концентрации информации, уменьшит реальную власть политиковтрибунов,
роль выборов. Сложившаяся таким образом властвующая элита может
оказаться инфократией (властью информации), источник власти которой не в
авторитете перед народом, а лишь в больших возможностях использовать
информацию. Примером тому может служить борьба олигархов за средства
массовой коммуникации. Приобретение в собственность как можно больше
каналов ТВ, журналов, газет и др. форм, есть гарантия политической власти,
основанной на владении информацией и возможностью манипулировать ею.
Вторжение электронных коммуникативных систем во все сферы жизни
вызывает необходимость новых форм организации человеческих отношений.
Высокая технология требует соответственно высокой подготовленности
индивида, его духовной зрелости и ответственности. Нарушение баланса в
пользу технологии (опережающее развитие технологии по отношению к 14
нравственноидеологическим ресурсам общества) является одной из важных
причин таких явлений, как дегуманизации различных аспектов жизни.
Кроме того, компьютеры создают не только безлюдные производства, но
и «безлюдное» общение, когда собеседника вполне заменяет ПЭВМ. Мы
являемся очевидцами возникновения нового вида реальности, основанного на
компьютеризации «виртуальной реальности», искусственной псевдосреды,
с которой можно обращаться как с подлинной.
Компьютеры привязывают к себе с детства, заменяя книги, театр,
друзей, снижает степень активности человеческого общения, они создают
иную реальность, которая может восприниматься более серьезно, чем
окружающий мир. Эта новая технологическая среда оказывает мощное (и пока
что совершенно непредсказуемое) воздействие на человеческую психику.
Сегодня эта перспектива обнаруживается, в частности, в феномене маньяков
компьютерных игр и уходе от действительности в виде погруженности в
«виртуальную реальность», где есть множество псевдовидов человеческой
деятельности.
Реалии информационного общества предъявляют человеку новые
требования, прежде всего наличие способности и готовности к перемене
деятельности, мобильности, переобучению; овладению новой профессией. На
предыдущем этапе развития это востребовалось в меньшей степени.
Антропогенная цивилизация базируется на утверждении человека основной
ценностью функционирования общества в целом и отдельных его подсистем.
Вопрос о месте человека в новом информационном мире можно
перевести в плоскость вопроса о новых функциях человека. Прежде всего,
следует обратить внимание на повышение уровня образования в обществе, на
новые формы коллективного сознания, на новые формы общения и
объединения людей. 15
Сейчас, в первой половине 21 века роль информации в жизни человека
является определяющей чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше
ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.
Информация как вид знания необходима современному человеку не
только для того, чтобы создавать материальные и духовные блага, но и для
того, чтобы вести здоровый образ жизни, уметь ориентироваться в
изменяющихся условиях как природного, так и общественного бытия, для
того, чтобы сформировать определенную экономическую, социальную,
политическую и нравственную позиции.
Однако необходимо не только иметь информацию, но и владеть
способами её использования. Образование для современного человека имеет
своей целью не столько обучить традиционным алгоритмам в мышлении и
практике, сколько умению выбрать необходимую информацию, осмыслить её,
привести обработанную информацию в соответствие со своими
потребностями. Действия, основанные не на традиции, а на информации
определяющая черта современного человека.
Таким образом, последняя четверть XX в. была ознаменована тем, что
человечество вступило в новую стадию информационного развития.
Становление общества информационных услуг и новых технологий,
массовая персональная
наступление информационной экономики,
компьютеризация явления, не имевшие раньше места в истории
человечества.
Подведя итог, можно сделать вывод о том, что в современном
информационнотехнологичном мире разрабатываются новые формы
отношения к окружающему миру, среде обитания, к биологии и психологии
человека, его модели поведения. Можно высказать предположение, что
современная информационнотехническая цивилизация превращает
информационные технологии в необходимые условия саморазвития человека. 16
Современное человечество как никогда заинтересовано в философском
анализе перспектив своего развития. Во все времена, будучи прочно связанной
с культурой, философия выстраивала прогноз будущих состояний
предметных взаимодействий, социальных форм, ценностей. Анализ новых
социокультурных реалий, опираясь на которые философия выявляет и
обосновывает новые ценностные установки, составляющие новую стратегию
деятельности человека в информационном мире, в т.ч. следующие:
появление и все большее распространение человекомерных систем,
конструирование и нормальное функционирование которых невозможно
без включения антропологических параметров;
обнаружение и исследование наукой объектов Вселенной,
свидетельствующих о необходимости использования для их понимания
антропных представлений и принципов;
развитие процессов глобализации, развертывающейся в политической,
информационной сферах и оформляющейся в модели многополюсного,
интегрированного мира, в котором, образно говоря, нет первых и
последних, то есть «первые среди равных»;
выявление наукой и практикой сверхсложных, саморазвивающихся
систем, которые имеют нелинейный характер развития и способны в
определенных точках приводить к срыву в состояние хаоса.
На основе этих новых реалий формируются и новые ценности
человеческого бытия в мире: ненасилие, терпимость, ответственность,
благоговение перед жизнью и космосом и т.п.
Философия задает критерии оценки развития общества. В зависимости
от того, что выбрано в качестве мерила развития, оценивается состояние и
перспективы дальнейшего развития общества, его динамика. Оценка развития
общества с точки зрения соответствующего критерия и дает возможность 17
констатировать либо прогресс, либо регресс в общественном развитии,
выстроить пессимистический или оптимистический прогноз.
Уже сегодня необходимо задуматься над культурными и
интеллектуальными последствиями информационной революции, потому что
темп, с которыми они наступают, беспрецедентно высок, и, быть может, в
недалеком будущем предотвращение негативных последствий окажется уже
невозможным. 18
Заключение
Мировое сообщество вступило в новую цивилизацию информационное
общество, в котором большинство людей занято производством, хранением,
переработкой и реализацией информации.
Оно характеризуется мощным развитием техники и технологий,
позволяющих накапливать и передавать огромные объемы информации на базе
компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.
В информационном обществе деятельность людей сосредотачивается
главным образом на обработке информации, а материальное производство и
производство энергии возлагается на машины. Главным качеством человека в
новой среде становится умение непрерывно учиться, своевременно находить,
адекватно воспринимать, анализировать, перерабатывать и продуктивно
использовать новую информацию, а также создавать свою собственную.
Девизом нового времени стала фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет
миром».
Формирование информационного общества существенно отражается на
повседневной жизни людей. О том, насколько глубокими будут эти изменения
в будущем, можно только догадываться. Так, массовое внедрение
телевидения в 6070х годах XX века существенно изменило быт людей,
причем не, только в лучшую сторону с одной стороны, у миллионов людей
появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой
культуры, с другой сократилось живое общение, стало больше стереотипов,
насаждаемых телевидением, сузился круг чтения.
Итак, современный человек немыслим без постоянного взаимодействия
с гигантским потоком информации, а значит, и без постоянного пополнения
багажа знаний. Информационное общество это общество, построенное на
знаниях. С помощью электронных средств информация может передаваться с
огромной скоростью, практически ничем и никем не ограничиваемая. Однако
следствием ускорения передачи информации стало усиление эффекта
воздействия информации на человека как положительного, так и негативного. 19 20
Список используемой литературы
1.
Бердышев В.И. Информационные технологии и потенциальные
опасности для развития России / В.И.Бердышев, И.А.Хохлов //
Русский экономический вестник. 2001. №1.
Еляков А.Д. Информационный фактор развития общества /
А.Д.Еляков // НТИ. Организация и методика информационной
работы. 2008. №2. С.19.
Колин К.К. Информационная цивилизация: будущее или
реальность? / К.К.Колин. М.: Издво РГБ «Пашков дом», 2001.
Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций / Т.Г.Лешкевич. М.:
ИНФРАМ, 2000. 240 с.
Заболотский В. Л., Юсупов Р. М. Проблемы информатизации
общества. // Проблемы информатизации – 1994 – №1/2 – с. 2333.
Информатика и культура: сборник научных трудов. / Отв. Ред. И. С.
Ладенко – Новосибирск “Наука” 1990 – 232с.
2.
3.
4.
5.
6.
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Модели поведения человека в условиях информационного общества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.