Секция 1. Обеспечение качества естественно-математического образования
Тюленева Людмила Павловна,
учитель начальных классов
МОУ «Средняя школа № 50 города
Макеевки»
МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ЕСЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Технология моделирования на уроках естественно-математического цикла в начальной школе рассматривается в статье как продуктивный способ познания мира, усвоения знаний, связи с окружающей действительностью, развития соответствующих компетенций младшего школьник. Эффективность применения аргументируется как эффективного пути повышения качества образовательного процесса, возможности профессионального роста учителя и инновационного подхода в выборе педагогического инструментария.
Ключевые слова. Моделирование, модель, педагогика инноваций.
Актуальность. Достижение продуктивных результатов социализации личности в эпоху информационного бума и компьютерных технологий требует от школы инновационных подходов к решению вопросов преодоления трудностей познавательной деятельности и формирования умения учиться.
В этом контексте моделирование может рассматриваться как метод научного познания, интеллектуального развития, последовательного воспитания и самосовершенствования личности младшего школьника.
Его применение как исследовательского метода, обладающего огромным эвристическим потенциалом, именно на уроках естественно-математического цикла позволяет « … сделать сложное явление реальной действительности доступным для тщательного и всестороннего изучения». [2, c.1]
При этом повышение теоретического уровня педагогической науки и практики оказывает непосредственное влияние на достижения высокой результативности по формированию УУД, личностных, предметных и метапредметных компетенций обучающихся в соответствии с обновленным ГОС НОО (2018 г.)
Целесообразность наличия рассматриваемой технологии в методическом арсенале современного учителя начальных классов определяется не только ее функционалом, а прежде всего образовательно-воспитательным содержанием, позволяющим решать следующие задачи:
· формирование диалектико-материалистического мировоззрения;
· обучение методам научного познания;
· развитие интеллектуальных возможностей;
· организация осмысленной и продуктивной учебной деятельности;
· содействие росту общей культуры и овладению УУД.
Цель статьи. Обоснование практического значения и потенциальных возможностей технологии моделирования в преподавании естественно-математических дисциплин в начальном общем образовании и инновационного подхода к организации методического кейса современного учителя.
Остановимся на понятийном аппарате моделирования, его методологии и специфике применения в начальных классах.
Инновационная направленность и сущность технологии как педагогической категории рассматриваются в исследованиях целого ряда ученых (З. Д. Гольдин, А. В. Горстко, Т. В. Матяж, А. С. Обчинец, Г. А. Репина, Н. Г. Салмина и др.).
Работы А. А. Вендиной, Т. В. Егоровой, О. Н. Иванченко, А. С. Казаковой, С. В. Мельниковой, Н. А. Муртазиной, С. С. Пичугина, В. И. Седаковой и др. трактуют специфику применения в обучении младших школьников и носят прикладной, практико-ориентированный характер.
Ключевым понятием метода является модель. Его определение неоднозначно в педагогической литературе, поэтому модель рассматриваем как «искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул и т. п., который, … отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта». [3]
Общеизвестно, что данную педагогическую технику отличает интегративный характер, эмпирическое и теоретико-прикладное содержание, трехкомпонентная структура, имеющая три стороны [3]:
· внешняя (учебный диалог или другая интерактивная форма взаимодействия учителя и учащихся);
· внутренняя (методология учебной деятельности);
· технологическая сторона – комплекс специфических приемов рассматриваемой педагогической техники (предварительный анализ, построение модели, работа с ней, перенос информации с модели на искомый объект – оригинал).
Иными словами, технология ориентирована на овладение методами познания и способами учебной деятельности; формирование полноценных умственных действий, научно-теоретического стиля мышления; развитие рефлектирующей деятельности обучающихся.
Так, на уроках «Окружающего мира» (см. Рис. 1) интерес вызывают такие виды деятельности, когда «… моделирование выступает в роли учебного средства, способа обобщения учебного материала и представления его в свернутом виде…» [12, с.6]:
Рис. 1 Окружающий мир. 3 класс. Круговорот воды в природе
Таким образом, моделирование продуцирует логическое упорядочение учебного материала, а построение схем, таблиц и т.п. можно рассматривать как эффективный наглядный источник информации.
В основе овладения УУД предметной области «Математика и информатика» лежит работа над текстовыми задачами. Чтобы решить задачу, надо построить ее математическую модель. Этот процесс состоит из трех этапов (см. рис. 2):
Рис. 2 Этапы решения задачи
Как видим, процесс моделирования в начальной школе на уроках естественно-математического цикла предусматривает ознакомление с исследуемым предметом, явлением и т.п., перенос реального в проектируемое и дальнейшее создание модели.
Согласно обновленному ГОС НОО (2018 г.) предметные результаты освоения основной образовательной программы, например, по математике включают овладение умениями «…структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы …», что подразумевает активное использование моделирования в образовательном процессе.
В педагогике инноваций моделирование ориентирует на самостоятельность в получении нового знания, дальнейшее его преобразование и практическое применение, рассчитано «… на последовательную социализацию обучающихся младшего школьного возраста, формирование у них целостной картины природного и социокультурного мира…» [1, с.11]
Список литературы
1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ МОН ДНР № 665 от 25. 07. 2018). – 57 с.
2. Левенберг Л. Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики: из опыта работы / под ред. М. И. Моро. – М.: Просвещение, 1978. – 128 с.
3. Моделирование на уроках в начальной школе: модели, разработки уроков, практические задания, проектная деятельность. / Сост. А. А. Ермолаева. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 144 с. – (Уроки мастерства).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.