Моделирование на уроках естественно- математического цикла в начальной школе
Оценка 4.7

Моделирование на уроках естественно- математического цикла в начальной школе

Оценка 4.7
docx
математика
03.06.2020
Моделирование на уроках естественно- математического цикла в начальной школе
Тюленева_СШ №50 _Макеевка.docx

Секция 1. Обеспечение качества естественно-математического образования

 

                                                             Тюленева Людмила Павловна,

                                                             учитель начальных классов

                                                              МОУ «Средняя школа № 50 города                                            

                                                             Макеевки»

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ЕСЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация. Технология моделирования на уроках естественно-математического цикла в начальной школе рассматривается в статье  как  продуктивный способ познания мира, усвоения знаний, связи с окружающей действительностью, развития соответствующих компетенций младшего школьник. Эффективность применения аргументируется как эффективного пути повышения качества образовательного процесса, возможности профессионального роста учителя  и инновационного подхода в выборе педагогического инструментария.

Ключевые слова. Моделирование, модель, педагогика инноваций.

 

Актуальность. Достижение продуктивных результатов социализации личности в эпоху информационного бума и компьютерных технологий требует от школы инновационных подходов к решению вопросов  преодоления трудностей познавательной деятельности и формирования умения учиться.

В  этом контексте моделирование может рассматриваться как метод научного познания, интеллектуального развития, последовательного воспитания и самосовершенствования личности младшего школьника.

Его применение как исследовательского метода, обладающего огромным эвристическим потенциалом, именно на уроках естественно-математического цикла позволяет « … сделать сложное явление реальной действительности доступным для тщательного и всестороннего изучения». [2, c.1]

При этом повышение теоретического уровня педагогической науки и практики оказывает непосредственное влияние на достижения  высокой результативности по формированию УУД, личностных, предметных и метапредметных компетенций обучающихся в  соответствии с обновленным ГОС НОО (2018 г.)

Целесообразность наличия  рассматриваемой технологии в методическом арсенале современного учителя начальных классов определяется не только ее функционалом, а прежде всего образовательно-воспитательным содержанием, позволяющим решать следующие задачи:

·          формирование диалектико-материалистического мировоззрения;

·          обучение методам научного  познания;   

·          развитие интеллектуальных возможностей;

·          организация осмысленной и продуктивной учебной деятельности;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

·          содействие росту общей культуры и овладению УУД.

Цель статьи. Обоснование практического значения и потенциальных возможностей технологии моделирования в преподавании естественно-математических дисциплин в начальном общем образовании и инновационного подхода к организации методического кейса современного учителя.

Остановимся на понятийном аппарате моделирования, его методологии и специфике применения  в начальных классах.

Инновационная направленность  и сущность технологии как педагогической категории рассматриваются в исследованиях целого ряда ученых  (З. Д. Гольдин, А. В. Горстко, Т. В. Матяж, А. С. Обчинец, Г. А. Репина, Н. Г. Салмина и др.).  

Работы А. А. Вендиной,  Т. В. Егоровой, О. Н. Иванченко, А. С. Казаковой, С. В. Мельниковой, Н. А. Муртазиной, С. С. Пичугина, В. И. Седаковой  и др. трактуют специфику применения в обучении младших школьников и носят прикладной, практико-ориентированный характер.

Ключевым понятием метода является модель. Его определение неоднозначно в педагогической литературе, поэтому модель рассматриваем как «искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул и т. п., который, … отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта». [3]

Общеизвестно, что данную педагогическую технику отличает интегративный характер,  эмпирическое и теоретико-прикладное содержание,   трехкомпонентная структура, имеющая три стороны [3]:

·          внешняя (учебный диалог или другая интерактивная форма взаимодействия учителя и учащихся);

·          внутренняя (методология учебной деятельности);

·           технологическая сторона – комплекс специфических приемов рассматриваемой педагогической техники (предварительный анализ, построение модели, работа с ней, перенос информации с модели на искомый объект – оригинал).  

Иными словами, технология ориентирована на овладение методами познания и способами учебной деятельности; формирование полноценных умственных действий, научно-теоретического стиля мышления; развитие рефлектирующей деятельности обучающихся.

Так, на уроках «Окружающего мира» (см. Рис. 1) интерес вызывают такие виды  деятельности, когда «… моделирование выступает в роли учебного средства, способа обобщения учебного материала и представления его в свернутом виде…»  [12, с.6]:

Рис. 1 Окружающий мир. 3 класс. Круговорот воды в природе

Таким образом, моделирование продуцирует логическое упорядочение учебного материала, а построение  схем, таблиц и т.п. можно рассматривать как эффективный наглядный источник информации.          

В основе овладения УУД предметной области «Математика и информатика» лежит работа над текстовыми задачами. Чтобы решить задачу, надо построить ее математическую модель. Этот процесс состоит из трех этапов (см. рис. 2):

 

Рис. 2   Этапы решения задачи

 Например, решение задачи разными способами предусматривает использование модели-рисунка, модели-схемы, блок-схемы.

Как видим,  процесс моделирования в начальной школе на  уроках естественно-математического цикла предусматривает ознакомление с исследуемым предметом, явлением и т.п., перенос реального  в проектируемое и дальнейшее создание модели.

Согласно обновленному ГОС НОО (2018 г.) предметные результаты освоения основной образовательной программы, например, по математике включают овладение умениями «…структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы …», что подразумевает активное использование моделирования в образовательном процессе.

 В педагогике инноваций моделирование ориентирует на самостоятельность в получении нового знания, дальнейшее его преобразование и практическое применение, рассчитано «… на последовательную социализацию обучающихся младшего школьного возраста, формирование у них целостной картины природного и социокультурного мира…» [1, с.11]

 

Список литературы

1.   Государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ МОН ДНР № 665 от 25. 07. 2018). – 57 с.

2.   Левенберг ЛШРисункисхемы и чертежи в начальном курсе математики: из опыта работы / под ред. М. И. Моро.М.: Просвещение, 1978. 128 с.

3.   Моделирование на уроках в начальной школе: модели, разработки уроков, практические задания, проектная деятельность. / Сост. А. А. Ермолаева. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 144 с. – (Уроки мастерства).                                                                                                                                             

 

 

 


 

Секция 1. Обеспечение качества естественно-математического образования

Секция 1. Обеспечение качества естественно-математического образования

При этом повышение теоретического уровня педагогической науки и практики оказывает непосредственное влияние на достижения высокой результативности по формированию

При этом повышение теоретического уровня педагогической науки и практики оказывает непосредственное влияние на достижения высокой результативности по формированию

Общеизвестно, что данную педагогическую технику отличает интегративный характер, эмпирическое и теоретико-прикладное содержание, трехкомпонентная структура, имеющая три стороны [3]: · внешняя (учебный диалог или другая интерактивная…

Общеизвестно, что данную педагогическую технику отличает интегративный характер, эмпирическое и теоретико-прикладное содержание, трехкомпонентная структура, имеющая три стороны [3]: · внешняя (учебный диалог или другая интерактивная…

Таким образом, моделирование продуцирует логическое упорядочение учебного материала, а построение схем, таблиц и т

Таким образом, моделирование продуцирует логическое упорядочение учебного материала, а построение схем, таблиц и т

Список литературы 1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования

Список литературы 1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2020