Формы и методы обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе.
Анализ учебника «Окружающий мир» с целью выявления заданий по моделированию
Моделирование – это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Это процесс создания моделей и действия с ними, позволяющие исследовать отдельные, интересующие нас качества, стороны, свойства объекта. Моделирование относится к группе практических методов обучения и предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого объекта или явления. В процессе рассуждений сами учащиеся под руководством учителя создают модели: чертят план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений, чертят схемы всевозможных связей, а также изготавливают их из картона, бумаги, пластилина. Сформированный навык моделирования помогает быстро ориентироваться в информации, выделять главное и фиксировать в форме модели.
В программе «Школа России» (А. А. Плешаков) обучающиеся знакомятся с моделированием уже с 1 класса. «Модель» здесь рассматривается как предмет, заменяющий реальный объект изучения в том случае, если он недоступен для непосредственного исследования. Например, глобус – это уменьшенная модель Земли, которая показывает какую форму имеет реальный объект и что находится на его поверхности.
На следующем этапе обучения моделированию появляются задания на сравнение, обобщение объектов одного класса. Например, сравниваем деревья и выделяем лиственные и хвойные ( 1 класс, «Какие это листья», «Что такое хвоинки»). Школьники учатся распознавать признаки сходства и различия, выделять главные, по которым несколько объектов можно объединить в одну группу.
После того, как ученики смогут выделить общие признаки объекта, (например, части у растений, перья у птиц, чешуя у рыб), появляются задания изобразиь его символом или схемой – смоделировать.
На уроках обучающиеся изготавливают модели Солнца, Земли из пластилина, модели-аппликации радуги, облаков, модели, отражающие богатство и разнообразие природы нашей планеты (схемы). Работа проходит в группах, парах, индивидуально. Так же много внимания уделяется моделированию простейших пищевых связей между организмами, особенностей взаимодействия человека и природы. Это составление, например, схем цепей питания, экосистем природных сообществ, круговорота воды и веществ в природе, смена дня и ночи. Все виды работ по моделированию отражены в рабочей программе 1-4 класса, подобраны с учетом возрастных особенностей и тематике.
Примеры:
- моделировать значение домашних животных для человека, (1 кл)
- моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом,
- формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков,
- моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефонам, по номеру МЧС,
- моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов,(2 кл)
- моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр,
- моделировать связи организмов с окружающей средой,
- моделировать в виде схемы воздействие человека на природу, (3 кл)
- готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе,
- моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры),
- моделировать символы своего класса, семьи,(4 кл).
№ п/п |
Тема урока |
Объект моделирования |
Содержание задания |
Особенности работы |
1 |
Что у нас над головой? |
Солнце |
Смоделировать Солнце |
Работа с пластилином на основе иллюстрации |
2 |
Кто такие рыбы? |
Строение чешуи |
Смоделировать строение чешуи рыбы |
Моделирование с помощью монет или кружочков из фольги |
3 |
Почему Луна бывает разной? |
Луна |
Создать модель луны |
Работа с пластилином( формы луны) |
4 |
Что такое экология? |
Экологические цепи |
смоделировать связи организмов с окружающей средой |
В форме рисунка, схемы |
5 |
Славные символы России |
Символ своего класса, семьи |
Создать символ класса, символ своей семьи |
Работа в тетради или на листе А4 с использованием различных техник |
3. Фрагмент урока окружающего мира, на котором проводится работа по моделированию.
Класс: 1
Тема: «Что у нас над головой ?»
Цель урока: создать условия для формирования знаний о дневном и ночном небе.
Задачи урока:
Обучающие:
-создать условия для формирования представления о небесных светилах;
-обучать правильно передавать форму Солнца; сообщить элементарные сведения о Солнце, созвездии Большой Медведицы;
-содействовать формированию умения работы с учебником.
Развивающие:
-способствовать развитию логического мышления и умения сравнивать объекты,
-устанавливать черты сходства и различия,
-выделять существенные признаки предметов.
Воспитательные:
-воспитывать основы экологического сознания;
-чувство прекрасного через наблюдение за дневным и ночным небом,
-коммуникативную культуру через работу в парах
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Открытие новых знаний . Моделирование.
|
Учитель смотрит в конверт.
- Ой, ребята, а ведь у Муравьишки в конверте осталась одна загадка. попробуйте ее отгадать. Голубой платок, Алый колобок, По платку катается, Людям улыбается.(Небо и Солнце) -С чем в загадке сравнивается небо? -А солнце? -Посмотрите на предметы, которые принес Муравьишка (Куб, тарелка, мяч) Слайд солнце -С какими предметами вы можете сравнить солнце?(С мячом) -Правильно, мы видим в небе солнце имеет форму шара. Оно похоже на мяч или на колобка. -У вас на столе лежит пластилин. Вылепите из него модель Солнца? -Какого цвета вы будите брать пластилин? Давайте еще раз. -Еще раз внимательно посмотрите Солнце на с. 18 учебника (Лепят Солнце). -Вы молодцы! -Наши Солнышки маленькие, а какое по размеру солнце на самом деле? -А можем ли мы долететь до солнца? |
Отгадывание загадки.
Предположения детей.
Ответы детей
Ответы детей. -Солнце- огромный раскаленный шар. Оно во много раз больше Земли. ? Солнце находится очень-очень далеко. До Солнца долететь невозможно. Солнце очень горячие. |
Познавательные: сравнение, обобщение, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; Познавательные УУД: - использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; - поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.