МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ И РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ В СРЕДЕ ЭЛЕКТРОННОГО РЕДАКТОРА
Оценка 5

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ И РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ В СРЕДЕ ЭЛЕКТРОННОГО РЕДАКТОРА

Оценка 5
docx
информатика
30.01.2022
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ И РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ В СРЕДЕ ЭЛЕКТРОННОГО РЕДАКТОРА
Технологическая карта открытого урока информатики в 9 классе недели Функциональной грамотности
Статья по ФК.docx

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.

Подготовила: Медведева Елена Викторовна, учитель информатики

МБОУ Гимназия №1, г. Полярные Зори, Мурманская обл.

Понятие «функциональна грамотность» было введено в 1957 году ЮНЕСКО в связи с необходимостью преодоления безграмотности, важности вопроса формирования базовых навыков, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи.

Для успешного полноценного функционирования в обществе и сегодня, когда эти задачи усложняются, нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях.

Современного школьника надо учить уметь находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, мыслить критически, опираться на знания различных предметов, и непременно проявлять находчивость при решении задач, предельно приближенных к жизни.

 Учителю необходимо предлагать ученику задачи, поставленные, в том числе, вне предметной области, но при этом показывать, как они решаются при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося. 

Таким образом, изменяется назначение функциональной грамотности: она приобретает социально-экономическое значение.

На уроках информатики формируются качества функционально грамотной личности, которые могут рассматриваться и как портрет современного выпускника школы.

Функциональная грамотность складывается из таких характеристик как:

1.      общая грамотность

2.      компьютерная грамотность: умение искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы;

3.      информационная грамотность: набор умений и навыков, позволяющий запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать нужную информацию, создавать и обмениваться новой информацией.

Овладение информационной грамотностью характеризуется: умением выявить информационные потребности; подбирать средства для эффективного поиска информации и осуществлять поисковые действия; умением анализировать, перерабатывать и использовать информацию. Информационная грамотность – одна из важнейших составляющих умения учиться. Примеры: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

4.      коммуникативная грамотность: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы;

5.      финансовая грамотность и математическая грамотность, где формируются умения решать экономические и математические задачи с помощью различных компьютерных программ.

6.      правовая и общественно-политическая грамотность в сфере защиты информации.

7.      глобальные компетенции – это способность видеть решение глобальных проблем через местные, учитывая различные точки зрения и мировоззрения.

8.      креативное мышление – умение использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, оригинального решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для развития у школьников функциональной грамотности на уроках информатики, организовать деятельность ученика, чтобы ему было интересно искать и находить ответ в решении различных проблем.

Задания на формирование функциональной грамотности отличаются от традиционных учебно-познавательных задач. Они носят комплексный характер. Их структура предполагает ряд взаимосвязанных задач, выстраиваемых на основе комплекса информационных средств и предполагающих различные формы работы с информацией.

В структуру таких заданий в решении ситуационных задач можно включить группу заданий:

1.      для работы с текстом, где важно использовать информацию, предъявленную явно и не явно, они формируют читательскую, информационную грамотность

2.      где ученик учиться обобщать информацию, работать с данными, представленными в разной форме, делать выводы

3.      где формируются умения применять информацию, для решения жизненных, практически значимых для учащихся задач.

 С целью развития функциональной грамотности учитель может предложить обучающимся решить различные типы задач: ситуационные, практико-ориентированные задания, предметной и межпредметной направленности.

В условии практико-ориентированных задач описывается ситуация, с которой обучающиеся встречаются в повседневной жизненной практике. Для её решения нужно мобилизовать не только теоретические знания из одной или нескольких предметных областей, но знания из повседневного опыта. Причем данные для задачи берут из реальной жизни.

С точки зрения информатики особенно интересны ситуационные задачи, т.к. напрямую связаны с обработкой информации, позволяет школьнику овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями. Ситуационные задачи позволяют интегрировать знания, полученные в процессе изучения разных предметов, т.к.  выдвигают проблему, которую невозможно решить без знаний из других областей, в том числе и повседневной жизни.

Чтобы проверить, насколько ваш урок соответствует этой задаче, посмотрите, отвечает ли он на эти три вопроса:

·                     первый вопрос «Зачем знать и уметь?». Т.е. есть ли в вашем уроке мотивация для ученика овладеть этой темой. Так мы как минимум формируем у детей критическое мышление.

·                     второй вопрос «Что надо знать?». Это уже уровень анализа и синтеза материала, что тоже будет проверяться у учеников. 

·                     третий вопрос «Как это применить?».

Таким образом, хороший метапредметный урок для ученика включает мотивацию действий, знания, которые помогут действовать, и конкретные способы выполнить действие.

Для эффективного формирования функциональной грамотности целесообразно активнее использовать в образовательном процессе контекстные задачи, задания, построенные на реальных жизненных сюжетах для мотивирования учащихся к осознанному освоению знаний, для формирования умений, связанных с применением знаний в различных контекстах и ситуациях.

Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации учебной деятельности.


 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА

СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию

СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию

С целью развития функциональной грамотности учитель может предложить обучающимся решить различные типы задач: ситуационные, практико-ориентированные задания, предметной и межпредметной направленности

С целью развития функциональной грамотности учитель может предложить обучающимся решить различные типы задач: ситуационные, практико-ориентированные задания, предметной и межпредметной направленности

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2022