Моделирование на уроке литературного чтения
Оценка 4.9

Моделирование на уроке литературного чтения

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
07.04.2019
Моделирование на уроке литературного чтения
В конспекте урока по литературному чтению по теме: " Никакой горчицы я не ел"используется такой прием как моделирование. Учащиеся класса активно включаются в работу, с интересом знакомятся с новым материалом. Очень интересно проводится динамическая пауза. Такой прием способствует активной работе.
Моделирование на уроках чтения.doc
Моделирование на уроках чтения Тема: В. В. Галявкин: "Никакой я горчицы не ел". Цели: создать условия для:  раскрытия смысла художественного произведения.    формирования представления об особенностях жанра.   формирования художественно ­ эстетического восприятия учащихся.   воспитания грамотного, думающего ученика.  Ход урока I. Эмоциональная подготовка детей. Работа с эпиграфом "Скучен день до вечера, коли делать нечего". Учитель: Вчитаемся в слова эпиграфа к нашему уроку. Кто хочет поделиться своими мыслями, о чем эти  слова? Дети:  Когда нечего делать, то день длится долго и становится скучно. Скучно бродить без дела одному. Когда что­то делаешь, то время проходит быстро. II. Целеполагание. Учитель: ­ Прочитайте два определения литературного жанра на доске:  Комедия ­ произведение с веселым сюжетом. Юмор ­ беззлобно ­ насмешливое отношение к чему­нибудь. ­ Подумайте и скажите, почему стоит вопросительный знак и около названия произведения? Дети:  Мы попробуем определить, к какому жанру относится этот рассказ? Мы выясним, чего в рассказе больше ­ комедии или юмора? Почему у рассказа такое интересное название? III. Работа над композицией текста. Учитель: ­ Дома вы читали рассказ " Никакой я горчицы не ел ". Вспомните, о чем и о ком говорится в  тексте? Дети: О мальчике, который прогуливал уроки. О том, как ученик пропускал занятия в школе. Это произведение о том, что когда все люди заняты делом, особенно заметны становятся  прогульщики. Учитель: ­ Я попрошу вас смоделировать содержание текста. Ученик на доске моделирует: Учитель: Подумайте, соответствует ли эта схема построению рассказа? Дети:   Нет, надо первым поставить "прогул"   Вторым пунктом " встреча у машины"  Учитель:  ­ Имеются лишние элементы? Дети: Нет эпизода, где говорилось бы о встрече с товарищем. Учитель: ­ Правильно, ребята. А теперь восстановите модель композиции рассказа в логической  последовательности. Дети: IV. Динамическая пауза: Упражнение на релаксацию и внимание. Учитель:  Я буду называть глаголы, действия которых можно делать на уроке ­ вы присядьте, если нельзя ­ распрямитесь и сделайте хлопок над головой. Читать, писать, считать, рисовать, думать, узнавать, запоминать, отвечать, заучивать, убеждать. Прыгать, хохотать, кричать, драться, ругаться, шуметь, бегать, помогать, выяснять. V. Выборочное чтение. Учитель: ­ Прочитайте первый блок. Дети: Прогул. Учитель:  ­ Найдите и зачитайте в тексте отрывок, соответствующий этому блоку Ученики читают: Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.  Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как­то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне  надоело. Иду, витрины разглядываю, во весь голос песни пою. Попробуй в классе запой ­ сразу выгонят. А  тут пой, сколько твоей душе угодно. Так до конца проспекта дошел. Потом обратно. Хорошо  ходить! Ходи себе и ходи. Учитель: Обсудите в группе этот отрывок и дайте ответ на вопрос: что же влечет мальчика на улицу,  почему ему не хочется в школу? Предполагаемые ответы:    мальчику нравится ничего не делать  надоело учиться,  в школе ему было плохо.  Учитель: Следующий блок ­ в трамвае. Ученики зачитывают из текста: Сел на трамвай, до кольца доехал. Все равно идти некуда. Лучше буду кататься. Устал ходить. Второй круг на трамвае сделал. На то же самое место приехал. Еще круг проехать, что ли? Не  время пока домой идти. Рановато. В окно вагона смотрю. Все спешат куда­то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно. Вдруг кондукторша говорит: ­ Плати, мальчик, снова. ­ У меня больше денег нету. ­ Тогда сходи, мальчик. Иди пешком. ­ Ой, мне далеко пешком идти! ­ А ты попусту не катайся. В школу, наверное, не пошел? ­ Откуда вы знаете? ­ Я все знаю. По тебе видно.  ­ А чего видно? ­ Видно, что в школу ты не пошел. Вот что видно. Из школы ребята веселые едут. А ты как будто  горчицей объелся. ­ Никакой я горчицы не ел... ­ Все равно сходи. Прогульщиков я не вожу бесплатно. А потом говорит:  ­ Ну, уж ладно, катайся. В другой раз не разрешу. Так и знай.  Но я все равно сошел. Неудобно как­то. Учитель:  Подумайте и скажите, как кондуктор определила, что мальчик прогуливает школу? Дети:   Из школы ребята веселые едут.  Учитель:   Как вы поняли фразу кондуктора: “...как будто горчицей объелся”.  Дети:  У него было грустное выражение лица.  Учитель: Понял ли мальчик это сравнение? Дети:   Нет, не понял.   Он думал, что на самом деле ел горчицу.  Учитель: Блок – экскаваторщик. Дети: Один экскаватор остановился. Экскаваторщик слез на землю и говорит мне:  ­ В ковш хочешь попасть? Я обиделся. ­ Зачем мне в ковш? Я в кабину хочу. И тут вспомнил я про горчицу, что кондукторша мне сказала, и стал улыбаться. Чтоб  экскаваторщик думал, что я веселый. И совсем мне не скучно. Чтобы он не догадался, что я не  был в школе. Он посмотрел на меня удивленно. ­ Ты что? ­ А что? ­ Вид у тебя, брат, какой­то дурацкий. Я еще больше стал улыбаться. Рот чуть не до ушей растянул. А он: ­ Что с тобой? ­ А чего? ­ Что ты мне рожи строишь? ­ На экскаваторе покатайте меня. ­ Это тебе не троллейбус. Это машина рабочая. На ней люди работают. Ясно? Я говорю: ­ Я тоже хочу на нем работать. Он говорит: ­ Эге, брат! Учиться надо. Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал. А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше. Учитель:  Как вы думаете, ребята, к какому выводу подтолкнули мальчика слова экскаваторщика? Дети:   Надо учиться, чтобы работать на машине.   Все тебя осуждают, если ты не учишься.  Учитель: Проанализируйте и скажите ­ почему же скучно мальчику? Дети:   Он везде лишним оказывается.   С ним никто не хочет общаться.  Учитель: Чтобы вы посоветовали мальчику, чтобы ему не было скучно. Дети:   Всегда ходить на уроки, общаться с одноклассниками.  Учитель: Посовещайтесь в группах и сделайте вывод. Каков был авторский замысел? Дети:   Показать детям, что когда ты один и не ходишь в школу, то самому же становится скучно  и ты никому не интересен.  VI. Работа над образом героя. Учитель: Какой он ­ наш герой. Попробуем составить модель описание. Кто он? Дети:  Ученик.  Мальчик.  Школьник. Учитель.  Какой он? Хитрый, глупый, остроумный? Как, на ваш взгляд, связан поступок героя с его  характером? Дети:   Он был ленивый, а учеба это труд. –    Он думал, что ничего не делать лучше, чем учиться, а оказалось хуже.  Ему надоело учиться.  Учитель: Вам не напоминает кого­ то из героев ранее прочитанных произведений этот мальчик? Дети: Да, девочку Нину из рассказа А.П. Гайдара " Совесть" (предварительно было дано домашнее задание найти текст, близкий по содержанию к рассказу:  "Никакой я горчицы не ел") VII. Выразительное чтение по ролям.  Учитель по желанию ребят распределяет роли, и они читают А. П. Гайдар “Совесть" Нина  Карнаухова не приготовила урока и решила не идти в школу. Но чтобы знакомые случайно не  увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в  рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую  бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так  как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело и  решила над ним подшутить. ­ Несчастный прогульщик! ­ строго сказала она. ­ И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? ­ Нет!­ удивленно ответил малыш. ­ Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его  за руку, и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под  кустом, потому что поднять их перед малышом было бы стыдно. Вышмыгнула из­за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком  хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла  беспощадная совесть.  Учитель: Что общего в этих двух рассказах и в чем различие? Дети:    В этих рассказах авторы пишут о том, как дети пропускали занятия в школе.  Различие в том, что В. Галявкин немного с иронией писал в рассказе, а А. Гайдар очень  серьезно и проникновенно.  Учитель: Что вы можете сказать о девочке Нине?  Дети: Ей было стыдно за свой поступок.  Учитель: составим модель­сравнение ребят из этих двух рассказов.    Учитель: подумайте и скажите, почему авторы в двух разных произведениях используют  одинаковые слова для описания героев. VIII. Анализ кульминации рассказа Учитель: Подумайте и скажите, какое место в рассказе можно назвать самым напряженным и  почему? Дети:    в конце рассказа, когда мальчику стало грустно.  мальчик видит, что он ничего не умеет делать, и никому он не интересен.  Учитель: Чему нас учит этот рассказ? Дети:  Надо ходить в школу и не пропускать уроки.   Сейчас для нас главное ­ учиться, а когда вырастим ­ работать.  IХ. Рефлексия: на доске пословицы: 1. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. 2. Делу ­ время, потехе ­ час. 3. Корень ученья горек, да плод сладок. Учитель: Как вы думаете, ребята, какая из этих пословиц подходит к рассказу В.В.Галявкина  "Никакой я горчицы не ел" и почему? Дети: рассуждают в группах и дают ответ. Учитель: Какой жизненный урок можно извлечь из этого рассказа?  Дети: каждый человек должен заниматься полезным делом. Учитель: зачем нам нужно было изучать это произведение? Дети:     чтобы задуматься над своими поступками  понять, как это хорошо ­ учиться.  посмотреть на себя ­ ученика со стороны.  Х. Домашнее задание: (разноуровневое). 1­й ряд. Нарисовать в тетради рисунок к двум последним строчкам. 2­й ряд. Придумать и рассказать что было бы если мальчик пошёл бы в школу ( его настроение,  отношение к природе ). 3­й ряд. Попробуйте смоделировать композицию придуманного рассказа в тетрадях. ХI. Итог урока. Оценка учебной деятельности. Учитель: Как, на ваш взгляд, мы ответили на поставленный вопрос в начале урока? Дети:   Да, ответили.  Учитель: Ребята, посоветуйтесь в группах и выясните, кто был более активным на уроке (учитель  выражает свое согласие или несогласие и ставит оценки.) Учитель: Кому на уроке было интересно, увлекательно соберите на столе ромашку из белых лепестков, а  кто испытывал затруднения ­ из желтых. Дети:   Этот урок заставил задуматься над своими поступками.   Мне на уроке было интересно  Учитель: Мне тоже с вами было интересно работать. Я благодарю вас за урок.

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения

Моделирование на уроке литературного чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2019