Модельная карта учебных заданий по истории под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 6 класса
Оценка 4.8

Модельная карта учебных заданий по истории под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 6 класса

Оценка 4.8
docx
28.11.2019
Модельная карта учебных заданий по истории под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся  6 класса
Аленина С. В. Модельная карта.docx

Модельная карта учебных заданий по истории под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся  6 класса

 

Типовая задача

Планируемый образовательный результат

Учебное задание

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

Понимает и использует тексты, находит и извлекает информацию из текста, осмысливает и оценивает содержание текста, использует информацию из текста для выражения и обоснования собственного мнения

 

 

Прочитайте текст «День Наума Грамотника» и выполните задания:

По старой русской традиции со дня Наума 2 начинали учить детей грамоте. День начинали с того, что служили

молебен, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали в дом учителя. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почтением, ласковым словом. Говорили: «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». К учению в народе относились с благоговением, а учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму­разуму, а за леность наказывать побоями, мать должна была в это время плакать по своим детям, отправляющимся учиться, иначе «худая молва пойдёт», потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Каждое учение начиналось с трёх ударов розгами, дети должны были дать три земных поклона учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно. На уроках нельзя было есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то всё позабудешь». Говорили, что «пророк Наум и худой разум наведёт на ум». В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей. День Наума Грамотника раньше считался Днём учителя. Наум — покровитель ума, знаний. Занятия в школе проходили вот так. Длинный стол, вдоль него лавка, на стене полка с книгами и обязательно плётка... На лавке — ученики. Во главе стола — учитель.

А перед ним на коленях стоят ученики, которые отвечают урок. А кто не выучит урока или напроказничает, того

ждёт наказание. В древнерусской школе не было ни переменок, ни директора и был всего один учитель. Учение продолжалось с утра до вечера; в середине дня — перерыв, чтобы ученики пообедали. Не было в этой школе отдельных уроков. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить. Один только делает первые шаги, зубрит азбуку, другой пытается складывать из букв слоги, третий уже вслух читает слова... Шум стоит невообразимый! Недаром сложилась пословица: «Азбуку учат — на всю избу кричат». Никаких оценок учитель не ставил. Выучил урок — молодец, ступай домой. А не выучил — вот плётка, вот розги. Кто учителя не слушается — поставят того в угол на колени. Или без обеда оставят.

Задания:

1. Какой праздник отмечали в старину 14 декабря? Обведи номер ответа.

1) День учителя

2) День знаний

3) День ученика

4) День святых Козьмы и Демьяна

2. Как правильно сказать про соучеников одной школы в Московской Руси: «Мы сидели за одной партой» или «Мы сидели на одной скамье»? Отметь знаком + ответ и приведи

его обоснование, используя текст.

·         Мы сидели за одной партой.

·         Мы сидели на одной скамье.

Обоснование:

3. Ученикам 6-го класса предложили составить план первой части текста. Ниже приведены планы, которые составили Наташа и Кирилл.

План Наташи                                                                                                 План Кирилла

1. Начало учебного года в старину.                                              1. День Наума.

2. Наставление отца и слёзы матери.                                            2. Учитель — профессия почётная.

3. «Без плётки нет учения».                                                            3. Наказание за лень и непослушание.

4. Плата за учение.                                                                           4. Наум — покровитель ума.

Какие пункты в планах учеников озаглавлены по-разному, а по смыслу одинаковы? Соедини эти пункты линиями.

4. Почему пророка Наума назвали Грамотником? Обведи номер ответа.

1) Он покровительствовал грамоте и грамотным людям.

2) Он основал первые школы на Руси.

3) Он был первым учителем на Руси.

4) Он первым из русских людей научился грамоте.

Прочитай стихотворение и выполни задание

Как церковный грамотей в старину учил детей

В старину учились дети — Трудно грамота давалась

Их учил церковный дьяк,— Нашим предкам в старину,

Приходили на рассвете А девицам полагалось

И твердили буквы так: Не учиться ничему.

А да Б как Аз да Буки, Обучались лишь мальчишки.

В — как Веди, Г — Глаголь, Дьяк с указкою в руке

И учитель для науки Нараспев читал им книжки

По субботам их порол. На славянском языке.

(Н. П. Кончаловская)

5. Ученики 6-го класса прочитали стихотворение Н. П. Кончаловской и поспорили.

Марина утверждала, что ничего нового по сравнению с текстом о Науме Грамотнике она не прочитала в этом стихотворении. А Юра сказал, что в стихотворении есть важная новая информация.

С кем из учеников ты согласишься? Отметь знаком P свой

ответ и приведи обоснование.

·         Соглашусь с Мариной.

·         Соглашусь с Юрой.

Обоснование:

6. На уроке ученикам предложили придумать собственную подпись к картине художника Б. М. Кустодиева. Какая из предложенных подписей наиболее точно отражает содержание картины? Обведи номер ответа.

1) «Азбуку учат — на всю избу кричат».

2) Урок в школе Древней Руси.

3) Учение — свет.

4) Урок чтения.

7. Сколько времени проходило в старину от начала учебного

года до обряда посвящения в ученики? Обведи номер ответа.

1) 1 месяц

2) 2 месяца

3) 3 месяца

4) 6 месяцев

8. Какие приметы существовали в древнерусской школе? Приведи две приметы.

9. День учителя отмечался как один из первых профессиональных праздников на Руси. И в современной России День учителя является всенародным праздником. Как ты думаешь, почему этот праздник пережил века? Приведи слова (обоснование) из текста, подтверждающие твоё мнение.

Обоснование:

 

ФИО педагога: Аленина С. В.

 

 

 

 

Модельная карта учебных заданий по истории под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 6 класса

Модельная карта учебных заданий по истории под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся  6 класса

Модельная карта учебных заданий по истории под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 6 класса

Модельная карта учебных заданий по истории под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся  6 класса

Модельная карта учебных заданий по истории под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 6 класса

Модельная карта учебных заданий по истории под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся  6 класса

Модельная карта учебных заданий по истории под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 6 класса

Модельная карта учебных заданий по истории под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся  6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2019