МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Утянская Татьяна Сергеевна,
методист методического центра
управления образования
администрации города Макеевки
Донецкой Народной Республики
Аннотация. В статье раскрыта деятельность школьной библиотеки, соответствующая новой парадигме образования. Рассматривается роль школьной библиотеки в реализации общеобразовательных программ, формирования информационной и читательской культуры школьника путём инноваций в библиотечной работе.
Ключевые слова. Образовательный процесс, информационная и читательская культура, информационный центр, информационные технологии, образовательные программы, критическое мышление.
Сегодня в современном мире государством и обществом предъявляются новые требования к образованию и к его результатам. Новое понимание образовательных результатов легло в основу Республиканских примерных образовательных программ, реализуемых в системе общего образования.
Изменение требований к образованию неизбежно влечет за собой и изменение требований к учителю, уроку, кабинету, библиотеке и ко всей школе в целом. Так переход на ГОС привел к модернизации деятельности школьной библиотеки, изменению подхода школьного библиотекаря к использованию новых форм и методов работы, пересмотру роли библиотеки в учебно –воспитательном процессе по сравнению с традиционными формами работы. Пришло понимание того, что школьная библиотека уже не может быть только местом для выдачи книг. Современное библиотековедение выдвигает сегодня обучение учащихся читательской и информационной культуре как главной из насущных задач библиотеки. Приобщение детей и подростков к чтению, формирование информационной культуры учащихся позволяет школьной библиотеке активно участвовать в воспитании грамотной, интеллектуальной, творческой, нравственной личности, способной жить в информационном обществе и обществе знаний. [8,9, 10, 11]
Цель статьи: модернизировать деятельность школьной библиотеки: содействовать эффективной реализации задач образовательного процесса через информационно-библиотечное обслуживание учащихся и педагогов.
Рассмотрим деятельность школьной библиотеки в трех направлениях:
· информационно-методическое обеспечение общеобразовательного процесса с учетом тех требований, которые прописаны в стандарте;
· развитие информационной грамотности учащихся, в том числе при организации их проектной и исследовательской деятельности;
· информационное и методическое обеспечение построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. [1, 2, 3, 9, 10, 11]
Школьный библиотекарь может и должен организовать внеурочную деятельность. Конечно, для этого необходимо создать в школьной библиотеке необходимые условия:
· библиотека должна быть информационным центром, с компьютерами и сложными программами;
· совместная системная работа учителя и библиотекаря на базе библиотеки. [11]
Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности учащихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно-поисковой деятельности.
При использовании информационных технологий необходима не просто передача библиотечно-библиографических знаний, а формирование информационной компетентности учащихся включающей:
· навыки использования различных способов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая компетентность);
· умения анализировать и оценивать информацию (критическое мышление);
· перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);
· умения использовать современные информационные технологии [7, 9, 10, 11].
Место школьной библиотеки обозначено в реализации образовательных стандартов. В новом стандарте начального общего и основного общего и среднего образования представлена роль школьной библиотеки, как учебного, методического и информационного обеспечения реализации основной образовательной программы учреждения. [1-3].
Внимание акцентируется на создание комфортной, развивающей образовательной среды учебного заведения. В трактовке стандарта для этого понятия подразумеваются такие качества образования, как открытость, доступность, и привлекательность. В новом стандарте внимание концентрируется на комфортности образования, как для учащихся, так и для всего педагогического коллектива в целом [1-3, 8, 11].
«Комфортная образовательная среда» обозначается специалистами как взаимосвязь аспектов, создающих благоприятную атмосферу для активизации всех участников образовательного процесса. Более точно «комфортную образовательную среду» можно характеризовать как педагогическую действительность, включающую специально организованные условия для благоприятного формирования и развития комфортного и творческого обучения и преподавания. Одним из компонентов образовательного пространства или образовательной среды является создание индивидуальной успешности, содействие самоопределению всех участников образовательного процесса. Именно педагогический коллектив, к которому относятся и работники школьных библиотек, несет огромную ответственность за комфортную образовательно-воспитательную среду в школе, среду общения педагогов и учащихся, насыщенную, богатую содержанием [4, 5, 6, 7].
Школьная библиотека является существенной и значимой частью образовательной среды, образует своё особое пространство. Библиотечная среда включает информационную, культурную, эмоционально-психологическую, экологическую и материальную составляющие. Можно сказать, что библиотечной средой является все окружение работника и пользователя в библиотеке, где её главной составляющей является информационная составляющая [9-11].
В информационном компоненте библиотечной среды важное место занимает библиотечный фонд, который является основой информационных ресурсов библиотеки и представляет многообразие документов по разным видам носителей информации. Под информационными ресурсами в целом понимается совокупность данных сосредоточенных и представленных для эффективного и продуктивного получения достоверной информации. Информационные ресурсы школьной библиотеки следует рассматривать как совокупность документов (на различных носителях), которыми располагает библиотека в данный период времени.
Ведущим условием комфортности информационных ресурсов является комфортное удовлетворение информационных запросов учащихся. Библиотечно-информационная среда наиболее комфортна для читателей, когда она позволяет с максимальной полнотой и наименьшими физическими и временными затратами удовлетворять информационные потребности, что полностью соответствует новому образовательному стандарту [4, 5, 6, 11].
В настоящее время книга и школьная библиотека становятся все более значимыми. Необходимость библиотеки как лаборатории активного познания через творческое чтение государством понимается и прописана в образовательных стандартах , что осмысление во многом связано с принятыми на государственном уровне документами: «Закон об образовании в ДНР», Доктрина «Русский Донбасс», Республиканский государственный образовательный стандарт, в которых отражена реальность и содержание модернизации системы образования, намечена тенденция на становление не только образованной, информационно-грамотной личности, но и владеющей основными компетенциями [ 4 -7, 9-11].
Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом. В условиях перехода на ГОС библиотеки образовательных учреждений становятся информационно-библиотечными центрами, обеспечивающими информационную поддержку, направленную на формирование общей культуры, гражданского, духовно-нравственного, личностного, социального и интеллектуального развития учащихся, их самосовершенствование и саморазвитие, позволяющие стать успешными в реализации творческих способностей. Только при условии создания целостной и полноценной системы приобщения к чтению учащихся в школе, одним из основных звеньев которой является школьная библиотека, можно сформировать потребность в систематическом чтении [6, 11]. Именно в этом случае можно достичь желаемого результата. “ Безумие — действовать по-старому и ждать новых результатов»-писал А. Эйнштейн. Таким образом, качественно новую школьную библиотеку может дать качественно новое профессиональное сознание школьного библиотекаря, его высокая профессиональная компетентность. Современный библиотекарь — это библиотекарь, повседневная деятельность которого полна поиска и новаторства. Он должен быть человеком активным, самостоятельным, иметь аналитический ум, анализировать свою работу и планировать функционирование школьной библиотеки как современного информационного центра [1 -3, 5, 11].
Среди школьных библиотекарей города есть такие творческие личности, способные приобщать учащихся к знаниям средствами школьной библиотеки. Они, как правило, являются участниками городских и республиканских творческих групп. В этом учебном году работали дистанционно 2 творческие группы, одна из них функционировала по проблеме нормативно – правого обеспечение деятельности школьной библиотеки на современном этапе (участники школьные библиотекари МОУ «Лицей №2 «Престиж», СШ№ 2, 4, 49, 50, 62), результатом стало создание сборника в 2 –х частях. Первая часть содержит нормативные документы, регламентирующие работу школьной библиотеки по новым стандартам, 2-я часть – рекомендации в реализации нормативных документов.
Вторая творческая группа осуществляла деятельность в направлении информационно- методического обеспечение открытого дистанционного интеллектуального конкурса «Современный читатель -2021» (участники школьные библиотекари МОУ СШ№16, 18, 22, 49, 50, 57, 59, 103). Подготовлены вопросы и творческие задания для учащихся 2-8 классов, где участниками конкурса стали юные читатели из Макеевки и других городов и районов Донецкой Народной Республики (более 1500 участников).
Продолжает осуществляться переход библиотеки в новое информационное пространство, где учащиеся, педагоги могут работать в библиотеке свободно используя беспроводной Интернет, ноутбуки, планшеты. смартфоны. Ученики используют сеть Интернет для написания докладов по заданной теме, создают презентации к урокам. В помещении библиотеки учителя проводят уроки, классные часы, внеурочные занятия. Обслуживание с применением информационных технологий, использование новых ресурсов даёт возможность получения сразу полнотекстовой информации, быстрой электронной доставки документов, а внедрение новых интересных форм обслуживания, использование компьютерной техники, ведут к росту посещаемости школьной библиотеки.
Сегодня современную библиотеку сложно представить без использования информационных технологий, компьютера, беспроводного Интернета. Учащиеся могут зайти в библиотеку находясь дома, в общественном транспорте – при условии, что у этой библиотеки есть «виртуальная жизнь, которую школьная библиотека ведёт через официальный сайт или блог, а также осуществляет скайп-конференции. Сайт библиотеки выступает в роли своеобразного портала, информирующего о новинках книг, проектах, новостях. На библиотечном сайте или блоге ученики, педагоги, родители, не выходя из дому, найдут огромное количество полезной информации. В том числе и материалы из опыта работы по той или другой проблеме.
Ничего так не сближает читателей школьной библиотеки, как живое общение. Благодаря коммуникационным технологиям (скайп-конференциям) происходит живое общение читателей – детей, педагогов и представителей из других городов, стран, объединенных общими интересами. Преимущества скайп-конференции заключаются в доступности информации из первых уст, в простоте общения, более тесном контакте читателей и слушателей. Сетевое взаимодействие даёт возможность не только постоянно собирать, обновлять, удалять невостребованные образовательные ресурсы, но и проявиться, реализоваться творческим библиотекарям и учащимся. Активные участники сетевого сообщества могут оценивать друг друга, помогать друг другу, перенимать опыт. Примером является участие наших библиотекарей в республиканском и международных вебинарах. Еще один пример «виртуальной жизни» -дистанционные формы работы с библиотекарями, прошедшие в прошлом учебном году - 29 мероприятий (93,5%), что позволило систематизировать данные: паспортизация библиотечной деятельности, мониторинг обеспечения и сохранения учебной книги, создание презентаций по определённой проблеме. Информационные технологии позволяют автоматизировать суммарный и индивидуальный учет изданий, прием и списание больших партий книг, учебных пособий, аудио-, видео- и электронных документов, работу с абонементами, как индивидуальными, так и коллективными (абонентами классов), работу библиотекаря и читателей с каталогами (поиск, формирование заявок), формирование отчетной документации, изучение спроса и активности читателей.
Работа дистанционных городских методических мероприятий - это многогранная, творческая деятельность коллектива библиотекарей и в целом, каждого в отдельности. Мероприятия, проводимые с использованием информационных технологий, такие как мастер –класс «Я учусь работать в блоге», представленный заведующей библиотекой Дранёвой С.И (СШ№ 57)- это показатель зрелости библиотекаря, демонстрация его высокого уровня профессионального мастерства. Дистанционный семинар по теме «Мост между чтением, обучением, современными технологиями и воспитанием успешной личности», участниками которого стали библиотекари Лицея №1, Лицея№2, СШ №4, 11, 12. 15, 16. 22, 50, 62, 72. 90, 103, способствовали повышение профессионального мастерства через самообразование, их материалы размещены на блоге методического центра. «Макеевка. Школьные библиотеки».
Таким образом, миссией школьной библиотеки в новых условиях является, во-первых, интеграция функций информационного, культурного и досугового центров в интересах инновационного образовательного процесса, т.е. концентрация документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, предоставление доступа к удаленным ресурсам образования [11].
Во- вторых, приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, содействие сохранению и развитию русского языка [4, 11].
В-третьих, содействие получению навыков самообразования и повышения уровня информационной культуры, как в помещении школьной библиотеки, так и виртуально, т.е. получению знаний умений и навыков в области поиска, анализа, переработки информации, создания и распространения новой информации [6- 8].
В завершение хочу сказать, что методическая работа с библиотекарями города показала уровень профессионального мастерства в реализации образовательных стандартов, активно включилась в работу по внедрению новых образовательных программ.
Литература.
1.Государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 №119-НП (в редакции приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021 №78-НП). http://doc dnponline.su
2.Государственный образовательный стандарт основного общего образования Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 №120-НП ( в редакции приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021 №79-НП),http://www,donippo.org
3.Государственный образовательный стандарт среднего общего образовани Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 №121-НП ( в редакции прикахз Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021 №80-НП) http://dondnp.ru
4.Доктрина «Русский Донбасс», 2021, https: //russian-center.ru
5.Закон об образовании в Донецкой Народной Республике. №55-IНС от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 17.08.2021. https//drisovet.su
6.Методические рекомендации по организации и осуществлению обучения по индивидуальному учебному плану по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, адаптированным основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Донецкой Народной Республики. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.09.2021 года № 737. http://www,donippo.org
7.Мурзалинова А. Ж..
Формирование информационной компетентности школьника как характеристики
конкурентоспособности личности. // Современные проблемы науки и образования. –
2012. – № 3. ;
URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=6270 (дата обращения:
28.09.2021).
8. Н.И.Гендина. Информационная культура в фокусе школьного образования. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (информационный портал школьные библиотеки России). Н.И.Колкова, Г.А.Стародубова, http://www rusia.ru
9.Примерная основная образовательная
программа начального общего образования. Утверждена Министерством образования и
науки
Донецкой Народной Республики (приказ от 13.08.2021 г. № 682). http://www,donippo.org
10.Примерная основная образовательная
программа основного общего образования. Утверждена Министерством образования и
науки
Донецкой Народной Республики (приказ от 13.08.2021 г. № 682).
http://www, donippo.org
11.Примерная основная образовательная
программа среднего общего образования. Утверждена Министерством образования и
науки
Донецкой Народной Республики (приказ от 13.08.2021 г. № 682). http://www,donippo.org
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.