МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»
Оценка 4.8

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
2 кл
04.04.2017
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»
Программа внеурочной деятельности направлена на решение следующих задач: • раскрыть понятия «этика», «этикет», «речевой этикет»; • познакомить с формулами речевого этикета (знакомство, приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ); • уметь находить формулы речевого этикета в речи героев (при чтении произведений различных жанров, при слушании музыкальных произведений, при просмотре мультипликационных фильмов, телерекламы, при разговоре собеседников и т.д.); • уметь соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости; • уметь использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения.
модифиц.прогр. Речевой этикет.docx
Рассмотрено на заседании педагогического совета. Протокол № от «__»  _______20_ г.       __                    Утверждаю   Директор   _______  Ладан Л.Г. Приказ от «__»  ____20__ г.   МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ» 1 год обучения Возраст обучающихся: 7 – 8 лет Автор программы: учитель  Пузанова Светлана Юрьевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Покровская основная общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области   школы     №   __ 1 Покровка , год Пояснительная записка Модифицированная рабочая программа внеурочной деятельности «Речевой этикет»  составлена на основе авторской программы: Волгоградская государственная  академия повышения  квалификации работников образования «Сборник программ для организации внеурочной  деятельности в начальной школе». Автор – составитель: Казачкова С.П. Программа  факультативного курса для  учащихся 2 класса «Речевой этикет». Автор: Васильева Елена  Александровна, учитель начальных классов Среднекамышинской муниципальной начальной  общеобразовательной школы Камышинского района Волгоградской области.               Наше   общество   уже   почувствовало   потребность   в   культуре   общения.   Это   связано   с необходимостью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский контакт. Культурно­ речевое   воспитание   детей   –   дело   большой   социальной   значимости.   И   чем   раньше   начинается речевое   обучение   ребёнка,   тем   больше   у   них   возможности   для   прочного   овладения разносторонними коммуникативными умениями.        Коммуникативная компетенция учащихся предполагает умение решать  средствами языка задачи общения в коммуникативно­речевых ситуациях (обращение, знакомство, приветствие, поздравление, пожелание, приглашение, извинение, просьба, совет, отказ, согласие, утешение, комплимент), типичных для их деятельности.               Речевое   обучение   детей   предполагает,   во­первых,   введение   в   их   активный   словарь достаточного   количества   этикетных   стереотипов,   во­вторых,   формирование   умения   выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), адресат.         Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контактов между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.          Программа направлена на решение следующих задач:   раскрыть понятия «этика», «этикет», «речевой этикет»; познакомить   с   формулами   речевого   этикета   (знакомство,   приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ);    уметь находить формулы речевого этикета в речи героев (при чтении произведений   при   просмотре   при   слушании   музыкальных   произведений, различных   жанров, мультипликационных фильмов, телерекламы, при разговоре собеседников и т.д.); уметь   соотносить   речевую   ситуацию   с   вежливыми   словами,   служащими   для выражения вежливости; уметь   использовать   этикетные   формулы   в   собственной   речи   в   соответствии   с ситуациями общения.         Для достижения поставленных задач могут быть использованы следующие формы организации  деятельности: театрализованный урок; урок с групповыми формами работы; урок – конкурс; урок – диалог; урок – ролевая игра; урок – экскурсия; урок – соревнование; урок – концерт и др.         Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).         В программе реализованы три этапа: подготовительный, основной, контрольный.         На подготовительном этапе начинается работа по созданию положительной мотивационной установки,   формированию   важнейших   коммуникативных   умений,   необходимых   для   ведения этикетного диалога.           Для основного этапа характерно усиление мотивационной установки, сообщение основных сведений об употреблении формул речевого этикета.              На  контрольном этапе  осуществляется контроль за степенью сформированности умения использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения. Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование,  инсценирование, практические занятия, конкурсы. 2 Результаты освоения  программы «Речевой этикет» Учащиеся должны знать/ понимать:  правила поведения в гостях (поведение в непредвиденных ситуациях);  различие понятий «этика», «этикет» и «речевой этикет»;  структура речевой ситуации (кто – кому – где – когда – что – с какой целью);   обращение к знакомому и незнакомому;  тон вежливой речи;  формула знакомства (Меня зовут, Моя фамилия, Будем знакомы, Очень приятно с вами познакомиться, Очень рад, Рад знакомству);     формула   приветствия  (Здравствуй(те),   Привет,   Доброе   утро,   Добрый   день,   Добрый вечер);  формула благодарности  (Спасибо, Огромное спасибо, Благодарю, Не за что, Не стоит благодарности, Пожалуйста, На здоровье);  формула прощания (До свидания, До скорого свидания, До встречи, До завтра,  Увидимся, Пока, Прощай(те), Всего хорошего, Всего доброго);  формула поздравления (Дорог(ая)ой, уважаем(ая)ый, Поздравляю с…,Желаю);  формула   извинения   (Извините,   Простите,   Пожалуйста,   Не   сердитесь,   Я   нечаянно, Виноват);  формула просьбы (Пожалуйста, Будьте добры, Будьте любезны, Очень прошу,    Я хочу (могу) просить вас, Можно ли, Нельзя ли);  формула   согласия,   отказа  (С   удовольствием,   Конечно,   Обязательно;   К   сожалению,   не могу…, Очень жаль, но…, С удовольствием, но…, Охотно бы, но…);  формула   утешения   (Это   пустяки,   Ничего   страшного,   Всё   это   ерунда,   Всякое   бывает, Ничего не поделаешь, Всё пройдёт, Всё обойдётся, Забудьте об этом, Не думай об этом, Выбросьте это из головы, Я тебя так понимаю, Вы такой сильный человек). Уметь:  находить   («видеть»)   формулы   речевого   этикета   в   речи   героев   (при   чтении   произведений   при   просмотре   при   прослушивании   музыкальных   произведений, различных   жанров, мультипликационных фильмов, телерекламы, при разговоре собеседников и т.д.);  соотносить речевую ситуацию с вежливыми  словами, служащими для выражения вежливости;  использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:    пользоваться правилами поведения в обществе; обращаться к знакомым и незнакомым людям; выражать   приветствие,   благодарность,   прощание,   поздравление,   извинение, просьбу, согласие, вежливый отказ, утешение, комплимент в нужной тональности.  Мероприятия по подведению итогов реализации программы: Устный журнал «О невежах и вежливости»; Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях». 3 Содержание курса «Речевой этикет» «Мы идём в гости» (2час)        Вводное занятие. (1 час)                 Правила поведения в гостях. Секреты этикета и его значение в жизни людей. Правила правильного поведения и общения с собеседником.          «Что такое речевой этикет?» (2 час)         Культура речи, главным понятием которой является «норма». Благоприятный микроклимат общения. Определение понятий «этика», «этикет», «речевой этикет», установление взаимосвязи между   этими   понятиями.   История   этикета.   Речевой   этикет   как   набор   стереотипных   фраз, устойчивых формул: Рад вас приветствовать!, Здравствуйте!, Как дела?, До свидания и т.д. – формул произносимых в определенных ситуациях.  Элементы речевой ситуации (кто – кому – с чем – где – когда – почему – зачем и др.).         «Обращение к собеседнику» (2 час)         Основная функция обращения – привлечение внимания, призыва собеседника. Обращение к незнакомому   в   ситуации   нейтрального,   обиходно­делового   общения   на   улице,   в   транспорте, магазине и т.д. Обращение к знакомому в определённой тональности от холодно­официальной или торжественной до дружески фамильярной или ласковой (одна тональность в обращении Елена! и совсем   другая   в  Ленушка!).   Уменьшительно­ласкательные   имена­обращения.   Имя­отчество уважительная официальная форма называния и обращения. Отчество как самостоятельная форма обращения. Обращение по фамилии.         «Будем знакомы» (2 час)        Знакомство как средство установления связей между собеседниками. Знакомство при контакте двух   заинтересованных   лиц.   Знакомство   без   посредника.   При   содействии   третьего   лица   – знакомство через посредника. Обращение в назывании и самоназывании:  Меня зовут Светлана; Меня зовут Клавдия Викторовна; Будем знакомы. Меня зовут Володя; Моя фамилия Иванов. Социальная   роль   собеседника   и   его   относительные   признаки   в   сравнении   с   собственными признаками   говорящего:   моложе   он,   старше   или   равен,   общественное   положение.   Тональность общения: Очень приятно с вами познакомиться; Очень рад; Рад знакомству.          «Слова приветствия» (2час)               Приветствие   как   установление   контакта   общающихся.   Подтверждение   людьми   своего знакомства   и   выражение   желания   продолжать   его.     Распространённое   русское   приветствие   ­ пожелание   здоровья.   Былинное   «гой   еси,   русский   молодец»   ­   будь   здоров,   хорошо   живёшь! Формулы приветствия (здравствуй(те); здорово («Здорово, кум Егор» у Крылова); добрый вечер; доброе   утро;   добрый   день;   привет;   дошедшие   до   нас  пожелания   предков:   «Здравствуйте   же многа лета», «Честь имею кланяться».               Типичное   выражение   приветствия   в   русских   народных   сказках   является:  Здравствуй («Здравствуй,   добрый   молодец!»;   «Здравствуй,   служивый!»;   Здравствуй,   Иван­царевич!»). Реже   стилистически   сниженное,   грубовато­просторечное   выражение  Здорово   («Здорово, старичок!»);  выражение приветствия и одновременно приглашения Добро пожаловать! («Добро пожаловать, красная девица!»).         «Умей благодарить» (2час)        Благодарность как выражение признательности. Служит ответом на приветствие, поздравление, приглашение,   пожелание.   Вежливые   слова,   служащие   для   выражения   благодарности:   наиболее употребительное, стилистически нейтральное выражение  Спасибо!, Большое спасибо!, Огромное 4 спасибо!; реже Благодарю!. Ответ на слова благодарности: соответствуя мере услуги: Не за что!, Не стоит благодарности!, Пожалуйста!, с пожеланием здоровья  На здоровье!          «Сколько способов попрощаться?» (2час)        Прощание как указание на завершение общения.  Обмен приветствиями при расставании. Самое употребительное выражение прощания –  «До свидания!», расстаёмся до скорой встречи, иногда это подчёркивается:  До скорого свидания!  Слова прощания:  До встречи, До скорой встречи, Увидимся, Пока, До завтра, Прощай(те)  и т.д. Прощания­пожелания:  Всего хорошего!, Всего доброго!         «Примите мои поздравления» (3 часа)         Поздравление – одна из самых ярких этикетных ситуаций. Приветствие по случаю чего­нибудь приятного,   радостного.   Повод   для   поздравления,   ставший   самостоятельной   поздравительной формулой:  С   днём   рождения!,   С  праздником!,   С  новым   годом!,   С  первым   снегом!  Речевые ритуалы, связанные с вручением подарка при поздравлении:  Примите мой скромный подарок; Это тебе на память. Пожелание как сопровождение поздравления. Высказанное мнение, желание о желательности осуществления  чего­нибудь:  От всего  сердца (от  всей души)  желаю вам…; друзьям   в   непринуждённом   общении  Успехов   тебе!,   Большого   счастья!;  отъезжающему   в сочетании с прощанием Счастливого пути!; за столом Приятного аппетита!; пожилому Долгих лет жизни! Структура поздравления.         «Учусь извиняться» (2 час)        Словесное искупление поступка. Способы извинения: за небольшой проступок, без объяснения видимой   вины,   так   как   она   самоочевидна  Извините!   Или   простите!  С   добавлением Пожалуйста! Не сердитесь!, Я нечаянно!,  а также кротким  Виноват!;  с указание того, за что просит прощения Извините, пожалуйста за поздний звонок!, Простите за то, что доставила вам   столько   хлопот!  Структура   извинения.   Нахождение   формул   прощания   в   музыкальных произведениях, телерекламе.         «Могу ли я просить вас?» (2 час)        Речевая ситуация, в которой содержится побудительное действие: Дайте мне, пожалуйста… Передайте,   пожалуйста,   деньги   на   билет!  Способы   выражения   просьбы:  Прошу…,Будьте добры…или Будьте любезны…; нередко с усилением Очень прошу…;смягчённая просьба Я хочу (могу)   просить   вас…;о   разрешении   что­либо   сделать  Можно…,   Нельзя   ли…Убедительность просьбы.        «Согласие. Отказ» (2 час)        Согласие, отказ как выражение ответа на приглашение, просьбу, совет. Согласие – разрешение, утвердительный   ответ   на   просьбу:  Конечно…,   С   удовольствием…,   Обязательно….  Отказ   – речевое действие, при котором собеседник не должен быть обижен. Способы выражения отказа: сожаление по поводу того, что нет возможности выполнить просьбу, откликнуться на предложение К сожалению, не могу…Очень жаль, но…С удовольствием, но…Охотно бы, но…        «Слово утешает» (2 час)        Структура утешения. Способ выражения в зависимости от того, кто, кому, в какой обстановке говорит: стараясь преуменьшить неудачу:  Это пустяки!, Ничего страшного!, Всё это ерунда!; напоминание о том, что в жизни неизбежны неприятности: Всякое бывает!, Ничего не поделаешь!, Всё пройдёт!, Всё обойдётся!; призывая забыть о случившемся: Забудьте об этом!, Не думай об этом!, Выбросьте это из головы!; выражая сочувствие:  Я тебя так понимаю!; присоединяя комплименты: Вы такой сильный человек!        «Комплимент. Одобрение» (2 час)        Одобрение используется для: характеристики внутренних качеств человека: Вы так умны, Ты очень остроумен, У вас тонкое чувство юмора; отмечая заслуги в работе: Ты способный ученик, Ты отличный лётчик; хваля душевные и моральные качества: Ты всегда такая отзывчивая, Вы честный человек; С вами интересно говорить о чём угодно.  Комплимент как способ создания хорошего настроения: У вас прелестная дочка, Вы так гостеприимны.         Итоговое занятие. (2 час) 5 Учебно­тематический план занятий курса «Речевой этикет». № п/п Тема занятия 1 Вводный урок (определение имеющихся знаний  учащихся в области речевого этикета) Мы идём в гости 2­3 Что такое речевой этикет? 4­5 Обращение к собеседнику 6­7 Будем знакомы 8­9 Слова приветствия 10­11 12­13 Умей благодарить 14­15 Сколько способов попрощаться? 16­17 Примите поздравления 18­19 Учусь извиняться 20­21 Могу ли я просить 22­23 Согласие. Отказ Примите поздравления Слово утешает 24 25­26 27­28 Комплимент. Одобрение 29 Тест «Знаток речевого этикета» 30­31 Подготовка к «Празднику вежливости» 32 33 34 Праздник вежливости Итоговое   занятие. различных жизненных ролях». Итоговое занятие.  Устный журнал «О невежах и вежливости»  Творческое   занятие   «Я   в Количество часов Теория  Практика 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 1 1 1 1 1 № Наименование объектов и средств МТО Перечень учебно – методических средств обучения 1 2   Библиотечный фонд (книжная продукция) Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителя. Под редакцией действительного члена АПН СССР И.А.Кирилова и доктора педагогических наук О.С.Богдановой. Издание третье, переработанное и дополненное. Москва. Просвещение. 1979 г. Детская   риторика   в   рассказах,   стихах,   рисунках:   Учебник   для   2   кл.   четырёхлетней начальной школы / Г.И.Сорокина, И.В.Сафонова, Р.И.Никольская, Н.В.Ладыженская; Под 6 3 4 5 ред. Т.А.Ладыженской; М. : Просвещение, 1996 г. Речевое развитие младших школьников. Дидактический материал для учащихся к урокам развития речи в 1 – 4 классах. Под редакцией авторов: технический автор Л.Ползунова, корректоры Н.Михневич, Н.Ратанина. пенза, 1994 г. Учитесь правильно говорить. Книга для учащихся. Учебное издание в двух частях. Москва. Просвещение, 1993 г. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению: Книга для учащихся начальных классов. – М. : Просвещение, 1994 г. 7

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017