МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Луховицы, Московской области |
Модульный конструктор расчёта тарификационных часов в детской школе искусств |
Из опыта работы |
Козлова Елена Михайловна 2020 г.
|
Модульный конструктор
расчёта тарификационных часов в детской школе искусств
(на примере работы МБОУ ДОД «Детская школа искусств»
г. Луховицы, Московской области).
В современных условиях тотального реформирования российской государственности в целом и сферы образования в частности, когда нормативно-правовая база изменяется и умножается лавинообразно, образовательные учреждения не могут не учитывать этого в своей текущей работе. Среди большого круга вопросов, которые приходится решать руководителю детской школы искусств, немаловажным является грамотный расчёт педагогических и концертмейстерских часов согласно учебным планам школы. Не секрет, что это нередко вызывает затруднения. И по этому вопросу практически нет публикаций.
По поручению директора школы в течение семи лет, работая завучем музыкального отделения, я проводила необходимые расчеты для формирования фонда оплаты труда. В статье обобщён мой опыт. Надеюсь, что информация, содержащаяся в этой статье, будет полезна начинающим коллегам из других школ. Возможно, кто-то почерпнет для себя новую информацию.
Особенностью обучения детей в учреждениях дополнительного образования (детских школах искусств с музыкальными отделениями или детских музыкальных школах) является индивидуальное обучение на уроках по специальному инструменту. Следовательно, существуют специфика при проведении тарификации педагогических кадров и расчёта фонда оплаты труда.
При подготовке к работе по тарификации педагогических работников школы следует учитывать следующие факторы:
· формирование контингента учащихся детской школы искусств,
· расстановка и тарификация педагогических кадров,
· расчёт фонда оплаты труда по тарификации.
Всё это оформляется документами, используемые в повседневной работе руководителя образовательного учреждения.
С 2011 года Экспертным советом по образованию в сфере культуры и искусства при Министерстве культуры России разработаны и одобрены примерные учебные планы для детских школ искусств (протокол № 1 от 21.12.2011 г.). Они предусматривают дополнительные предпрофессиональные общеразвивающие программы, рассчитанные на 8- и 5-летние сроки обучения детей, и дополнительные общеразвивающие программы с 3-х и 4-х-летними периодами обучения. На основе этих планов каждая школа самостоятельно разрабатывает свои учебные планы с учётом культурных, географических и кадровых особенностей.
В первую очередь, школой разрабатывается вариативная часть учебных планов. Обязательная часть учебных планов в отношении количества часов, сроков реализации учебных предметов и количества часов консультаций остается неизменной.
На первом этапе работы по расчёту фонда оплаты труда педагогов требуется внимательное изучение пояснений и примечаний к учебным планам, чтобы заложить аудиторные часы концертмейстеров и иллюстраторов. А также для расчёта количества групп при реализации предмета «Хоровой класс» и уроков теоретической направленности (сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки и т.д.), расчёта вакансии педагогических и концертмейстерских часов.
До недавнего времени в системе дополнительного образования детей происходило деление часов педагогической работы на младшие и старшие. У обучающихся по семилетнему курсу обучения с 1 по 4 класс педагогические часы считались младшими и оплачивались из расчета 24 часа за ставку, а с 5 по 7 класс – старшими с нагрузкой 18 часов в неделю. Концертмейстерские часы являются младшими. С 2015 года введена единая педагогическая ставка – 18 недельных часов. Ставка же концертмейстерских часов осталась прежней.
Для музыкальных отделений детских школ искусств разработаны следующие примерные учебные планы дополнительных предпрофессиональных общеразвивающих программ в области музыкального искусства:
· «Фортепиано»,
· «Струнные инструменты»,
· «Духовые и ударные инструменты»,
· «Хоровое пение»,
· «Народные инструменты»,
· «Музыкальный фольклор».
При проведении расчетов фонда оплаты труда составляю проверочные таблицы по каждому из учебных планов, которые оформляю на листах электронной книги формата Microsoft Excel.
Для наглядности приведу пример учебного плана по дополнительной предпрофессиональной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Фортепиано» (таблица 1). За основу расчетов беру базовый учебный план с примечаниями и пояснениями, которые дадут необходимую информацию для расчетных формул.
Таблица 1. Учебный план дополнительной предпрофессиональной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов |
Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов
|
Распределение по годам обучения |
|
|||||||
1-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
4-й класс |
5-й класс |
6-й класс |
7-й класс |
8-й класс
|
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
Структура и объем ОП
|
Количество недель аудиторных занятий |
|
|||||||
32 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
|
||
|
Обязательная часть |
Недельная нагрузка в часах |
|
|||||||
ПО.01. |
Музыкальное исполнительство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПО.01.УП.01 |
Специальность и чтение с листа |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
|
ПО.01.УП.02 |
Ансамбль |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
ПО.01.УП.03 |
Концертмейстерский класс |
|
|
|
|
|
|
1 |
1/0 |
|
ПО.01.УП.04 |
Хоровой класс |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|
ПО.02. |
Теория и история музыки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПО.02.УП.01 |
Сольфеджио |
1 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|
ПО.02.УП.02 |
Слушание музыки |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ПО.02.УП.03 |
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
|
Аудиторная нагрузка по двум предметным областям: |
5 |
5,5 |
5,5 |
7 |
7,5 |
7,5 |
8,5 |
8/7 |
|
|
В.00. |
Вариативная часть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В.01.УП.01 |
Ритмика |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
В.02.УП.02 |
Основы импровизации |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1/0 |
|
В.03.УП.03 |
История искусства (изобразительного, театрального, киноискусства) |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
В.04.УП.04 |
Элементарная теория музыки |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
В.05.УП.05 |
Ансамбль |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: |
6 |
6,5 |
5,5 |
7 |
7,5 |
8,5 |
9,5 |
12/10 |
|
|
К.03.00. |
Консультации |
Годовая нагрузка в часах |
|
|||||||
К.03.01. |
Специальность |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
|
К.03.02. |
Сольфеджио |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
4 |
|
К.03.03 |
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) |
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
4 |
|
К.03.04. |
Ансамбль/Концертмейстерский класс |
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
|
|
К.03.05. |
Сводный хор |
4 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
|
Пояснения к учебному плану.
1. При реализации образовательной программы (ОП) устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся:
· групповые занятия – от 11 человек;
· мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек);
· индивидуальные занятия.
2. При реализации учебного предмета «Хоровой класс» обучающиеся могут одновременно заниматься по другим ОП в области музыкального искусства.
3. Учебный предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первых классов; хор из обучающихся 2–4-х классов; хор из обучающихся 5–8-х классов. В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп.
4. По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной ОП, так и по другим ОП в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
5. Реализация учебного предмета «Концертмейстерский класс» предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов).
6. В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся образовательного учреждения или, в случае их недостаточности, работники ОУ. В случае привлечения в качестве иллюстратора работника ОУ планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.
7. Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются следующим образом:
· по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по «Сводному хору» не менее 80% от аудиторного времени;
· по учебному предмету «Ритмика» – до 100% аудиторного времени;
· по учебным предметам «Концертмейстерский класс» и «Ансамбль» – от 60% до 100% аудиторного времени в случае отсутствия обучающихся по другим ОП в области музыкального искусства.
Когда учебный план школы составлен и проанализирован, приступаю к корректировке списков обучающихся по данной программе, так как в течение учебного года обязательно существует движение контингента учащихся, и списки лучше всего корректировать вскоре после издания соответствующих приказов по школе. Списки учащихся дают отправную точку для расчёта фонда оплаты труда и тарификации педагогических кадров.
Приведу выдержку из списка обучающихся на отделе специального и общего фортепиано (7 класс), где за каждым учащимся закреплены конкретные преподаватели (таблица 2).
Таблица 2. Закрепление учащихся за преподавателями музыкального отделения.
№ п/п |
ФИО учащегося |
Дата рождения |
ФИО преподавателей учебных дисциплин |
||||
Специаль- ность |
Сольфеджио |
Слушание музыки/музыка-льная литература |
Коллективное музицирование (хор, оркестр) |
Предмет по выбору |
|||
1 |
Волхонова Алена |
2000 |
Лукьянова А.Л. |
Лифановская Л.И. |
Лифановская Л.И. |
Васильева Н.А. |
|
2 |
Дроздова Наталья |
1999 |
Козлова Е.М. |
Лифановская Л.И. |
Лифановская Л.И. |
Васильева Н.А. |
Цыпляева А.В. (общий вокал), Загоскина - концертмейстер. |
3 |
Скоромнов Андрей |
2000 |
Быкова Т.И. |
Лифановская Л.И. |
Лифановская Л.И. |
Анисимов А.М. (духовой оркестр) |
Анисимов А.М. (саксофон) |
Такой подход облегчает корректировку нагрузки педагогов, если в течение года по различным причинам происходит движение контингента учащихся школы. Можно провести точный расчёт количества групп по предметам коллективного музицирования. Одновременно такая таблица позволяет учитывать ежемесячную нагрузку преподавателей при составлении табеля учёта рабочего времени.
В таблице наглядно показано, например, что в случае выбытия обучающейся Дроздовой Натальи в середине учебного года изменится нагрузка у преподавателей индивидуальных дисциплин Козловой Е.М. и Цыпляевой А.В., а также у концертмейстера Загоскиной Е.Н.
Учащийся Скоромнов Андрей, будучи пианистом, с успехом занимается в духовом оркестре, следовательно, при расчёте количества групп он будет учитываться в группах духового оркестра. А любой старший музыкальный коллектив (хор, оркестр баянистов, духовой оркестр) формируется из обучающихся различных музыкальных специальностей.
Аналогичные списки обучающихся составляются по всем остальным программам.
Для удобства подсчетов педагогических и концертмейстерских часов согласно учебным планам, количество учащихся по различным специальностям, классам и срокам обучения (5-ти, 8-милетним, 4-хлетним) оформляю в таблице 3.
Таблица 3. Количественный состав классов музыкального отделения согласно курсам обучения.
Дополнительные предпрофессиональные общеразвивающие программы |
Дополнительные общеразвивающие программы |
|||||||
8-летний курс обучения |
5-летний курс обучения |
3-х, 4-хлетние курсы обучения |
||||||
Класс |
Наименование учебной программы |
Кол-во учащихся |
Класс |
Наименование учебной программы |
Кол-во учащихся |
Класс |
Наименование учебной программы |
Кол-во учащихся |
1 |
Фортепиано |
15 |
1 |
Духовые и ударные инструменты |
7 |
1 |
Электронные музыкальные инструменты |
3 |
Струнные инструменты |
5 |
Народные инструменты |
9 |
Балалайка и домра |
4 |
|||
Духовые и ударные инструменты |
10 |
|
|
Гитара |
4 |
|||
Хоровое пение |
17 |
|
|
Флейта |
3 |
|||
Музыкальный фольклор |
14 |
|
|
Фортепиано |
10 |
|||
|
|
|
|
Баяна и аккордеон |
6 |
|||
2 |
|
|
2 |
|
|
2 |
|
|
- |
|
|
- |
|
|
- |
|
|
8 |
|
|
5 |
|
|
3-4 |
|
|
В представленной таблице 3 содержится информация по количеству учащихся только первого класса всех учебных программ. Со второго по выпускные классы таблица оформляется аналогично с учётом численного состава на данный момент времени.
После детального изучения вышеуказанного учебного плана по программе «Фортепиано» в структуре электронной книги формата Microsoft Excel оформляю лист для расчетов. В первую очередь обращаюсь к таблице с количеством обучающихся по программе фортепиано по классам и в нужные ячейки ввожу эти данные. Вся необходимая информация содержится в развернутых таблицах 4 и 5.
Таблица 4. Расчёт педагогических и концертмейстерских часов по индивидуальному и мелкогрупповому обучению программы «Фортепиано».
Класс |
Количество уч-ся |
Индивидуальные и мелкогрупповые часы |
|||||||
Специальность и чтение с листа |
Ансамбль |
Концертмейстерский класс |
Основы импровизации |
Конц. часы (ансамбль-60% аудит. времени) |
Конц. часы (конц. класс до 80 % аудит. времени) |
Всего |
|||
инд. и мелкогрупповых часов |
конц. часов |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
15 |
30 |
|||||||
2 |
14 |
28 |
|||||||
3 |
10 |
20 |
|||||||
4 |
18 |
36 |
18 |
10,8 |
|||||
5 |
15 |
37,5 |
15 |
9 |
|||||
6 |
19 |
47,5 |
19 |
19 |
11,4 |
||||
7 |
12 |
30 |
12 |
12 |
12 |
7,2 |
9,6 |
||
8 |
16 |
40 |
8 |
8 |
6,4 |
||||
Итого |
119 |
269 |
64 |
20 |
39 |
38,4 |
16 |
392 |
54,4 |
|
Таблица 5. Расчёт педагогических и концертмейстерских часов по групповому обучению программы «Фортепиано».
Хоровой класс |
Сольфеджио |
Слушание музыки |
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) |
Ритмика |
История искусств |
Элементарная теория |
Конц. часы (хоровой класс) 80% аудит. времени |
Всего |
|||||||||
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во |
|||||||||
групп |
часов |
групп |
часов |
групп |
часов |
групп |
часов |
групп |
часов |
групп |
часов |
групп |
часов |
групп |
часов |
групп |
часов |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
0,8 |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
0,8 |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
0,8 |
|
|
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
2,4 |
|
|
3 |
1 |
1,5 |
2 |
3 |
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
1,2 |
|
|
1,5 |
2 |
3 |
2 |
3 |
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
2,4 |
|
|
3 |
1 |
1,5 |
1 |
1,5 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
1,2 |
|
|
1,5 |
1 |
1,5 |
2 |
3 |
|
|
2 |
3 |
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
1,2 |
|
|
1,5 |
10 |
13,5 |
13 |
18,5 |
4 |
4 |
13 |
10 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10,8 |
46 |
52 |
13,5 |
Алгоритм работы с таблицей расчета педагогических и концертмейстерских часов следующий:
1) В столбец 2 таблицы 4 ввожу данные по количеству учащихся.
2) Исходя из недельной нагрузки в часах для каждого ученика (таблица 1), в ячейки таблицы 4 ввожу формулы и произвожу расчет количества часов по индивидуальным и мелкогрупповым предметам (столбцы 3-6).
3) На основании пунктов 5 и 6 пояснений к учебному плану рассчитываю количество концертмейстерских часов для индивидуальных и мелкогрупповых занятий (столбцы 7,8 таблицы 4).
4) Подвожу итоговые значения в столбцах 9 и 10.
5) При расчете групповых часов (таблица 5) в первую очередь определяю количество групп, исходя из пунктов 1 и 2 примечаний к учебным планам.
6) Произвожу расчет количества педагогических и концертмейстерских часов групповых занятий по аналогии с индивидуальными (таблица 5).
Для удобства подсчетов часов итоговые часы индивидуальных занятий обозначаю синим цветом, групповых – красным, концертмейстерских часов – зеленым цветом.
В работе с таблицами 4, 5 использую лист электронной книги формата Microsoft Excel, что позволяет оптимизировать работу по подсчету всех часов на школу, так как обозначенные в ячейках формулы позволяют ежегодно включать в таблицу различное количество учащихся по классам.
На каждом из листов общей книги тарификации существует расчет часов по каждой из реализуемых школой учебных программ. В итоговом листе связываю результативные данные, расположенные в каждом из предыдущих листов и просчитываю вакансию, которая равняется формуле:
Вакансия учебных часов = Итоговые часы по учебным планам – ― Часы тарификационной нагрузки педагогических кадров.
Наконец, вся информация оформляется в таблицу, содержащую итоговые данные по тарификации педагогического состава всей школы. В данной статье я привожу подобную таблицу 6 для педагогов музыкального отделения школы.
Таблица 6. Сводные данные по тарификации педагогического состава
музыкального отделения МБОУДОД «ДШИ»
на 20__ – 20__ учебный год.
Класс |
Кол-во уч-ся |
Всего часов согласно учебным планам |
Всего тарификационных часов |
Вакансия |
||||||
инд. и мелкогрупповые часы |
конц. часы |
групповые часы |
инд. и мелкогрупповые часы |
конц. часы |
групповые часы |
инд. и мелкогрупповые часы |
конц. часы |
групповые часы |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тарификационная нагрузка педагогических кадров нагрузка каждого педагога учитывается в книге учета нагрузки преподавателей музыкального и других отделений школы. Табличную форму легко составить, распределяя недельную нагрузку с указанием фамилий обучающихся по месяцам учебного года. На каждого преподавателя составляется персональная страничка с реальной тарификационной нагрузкой конкретного учебного года. Ежемесячно вношу в эту книгу необходимые коррективы, на их основании издаются приказы по изменению нагрузки преподавателей. В конце учебного года распечатываю итоговый вариант книги учета нагрузки для архивирования.
В качестве примера приведу выдержку (таблица 7) одной из страниц моей «Настольной книги тарификации преподавателей» образца 2014 года.
Таблица 7.
Недельная нагрузка преподавателей музыкального отделения 2013-2014 учебного года.
КОЗЛОВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА |
||||||||||||
№ п/п |
Ф. И. учащегося |
Класс |
Тарификационные часы |
Недельная нагрузка по месяцам учебного года |
||||||||
конц. |
Пед. часы |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
|||||||
конц. |
Пед. часы |
конц. |
Пед.часы |
конц. |
Пед.часы |
конц. |
Пед.часы |
|||||
1 |
Романов Никита |
2 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
|||||
2 |
Казанина Полина |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|||||
3 |
Лаврентьева Юлиана |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|||||
4 |
Дроздова Наталья |
7 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|||||
5 |
Кон. часы у Васильевой |
9,5 |
|
9,5 |
|
8,5 |
|
8,5 |
|
8,5 |
|
|
Итого |
9,5 |
8,5 |
9,5 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
В таблице наглядно показано, что за сентябрь у преподавателя произошло движение концертмейстерских часов. Это позволило скорректировать тарификационную нагрузку на следующие месяцы учебного года.
Представленные таблицы ориентированы в книжном формате. На практике все страницы электронной книги желательно ориентировать в альбомном формате.
Для удобства подсчетов на каждый месяц учебного года имеем 2 колонки: концертмейстерские часы и педагогические часы. В случае изменений по какой-либо причине части нагрузки легко отследить итоговые показатели, а табличная форма является наиболее наглядной.
Подытоживая всё вышесказанное, отмечу, что работа по проведению тарификации педагогических кадров объёмная и кропотливая. Поэтому современному руководителю важно организовать свой труд с точки зрения эргономики, чтобы предотвратить профессиональное «выгорание».
Использование возможностей программы Microsoft Excel в ежегодной работе по расчету часов согласно учебным планам позволяет сэкономить время и облегчает работу в последующие годы после первичного создания электронной базы документов.
Выполненный по модульному принципу в виде конструктора расчёт педагогических и концертмейстерских часов позволяет создать любой отчетный или аналитический документ при минимальных затратах сил и времени.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аракелова А. О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных задач в области искусств: в 2 частях/сборник материалов для детских школ искусств – М.: Минкультуры России, 2012. – ч. 1., 118 с.
2. Маркина М. А., Миловзоров А. В. Введение в табличный процессор Microsoft Excel 2007: учебное пособие; областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования», - Рязань, 2012. – 57 с.
3. Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей школы: управление методческой работой: 2-е изд.. стереотип. – М.: Планета, 2012. – 367 с. – (Управление школой).
4. Плахова Л.М. Курс молодого бойца , или Азбука директора школы. В 3 вып. Вып. 2. Практ. пособие /М.: Просвещение, 2008. – 255 с.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.