Доклад на тему «Уроки русского языка и литературы в условиях ФГОС»
Оценка 4.7

Доклад на тему «Уроки русского языка и литературы в условиях ФГОС»

Оценка 4.7
Библиография +1
docx
русский язык +1
Взрослым
13.01.2021
Доклад на тему «Уроки русского языка и литературы в условиях ФГОС»
Работать по ФГОС сложно, но интересно. Современное образование призвано дать школьнику не комплекс учебных знаний по предметам, а научить детей мыслить, помочь каждому раскрыть свой потенциал, чтобы жить и созидать. Отсюда и выстаивается новый портрет выпускника:
Доклад на тему.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  СОШ№1 с.Чинар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему

«Уроки русского языка и литературы

в условиях ФГОС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Подготовила:

 учитель  русского языка и литературы 

Гасанова Минаханум Абдулгусеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Посредственный учитель излагает.

 Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

 Великий учитель вдохновляет"

 

Уильям Уорда

 

 

        Работать по ФГОС сложно, но   интересно. Современное образование призвано дать школьнику не комплекс учебных знаний по предметам, а научить детей мыслить, помочь каждому раскрыть свой потенциал, чтобы жить и созидать. Отсюда и выстаивается новый портрет выпускника:

успешных людей,профессионально-определившихся;коммуникативно-грамотных;владеющих информационными технологиями;обладающих навыками исследовательской деятельности;причастных к русской и мировой культуры;

Задача учителя работающего по новым стандартам, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто как можно проще, нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, является включение всех учащихся  в учебную деятельность.

    Ключевыми словами современного образования становится «открывать, искать, исследовать». Результативность таких «деятельностных» уроков зависит от следующих критериев:

1.Цели урока задаются с передачи функций от учителя к ученику.

2. Используются активные и интерактивные методы, приемы.

3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся отвечать и ставить вопросы.

4. На уроке четко организованы самоконтроль и самооценка учащимися своей деятельности.

5. Учитель оценивает  каждого ученика, поощряет успехи.

Чтоб  идти в ногу со временем, необходимо умение постоянно учиться и организовывать свою деятельность, умело составлять соответствующий план,   контролировать процесс и результаты своей деятельности, уметь определять трудности и  вести работу над преодолением трудности. Уметь постоянно работать над своим самообразованием, воспитывая в себе такие качества, как целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели и готовности к преодолению трудностей.

Урок я организую так, чтобы дети самостоятельно определяли тему и цели урока , овладевали новыми знаниями и самостоятельно   применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.   Переосмыслив  свой немалый педагогический опыт я  по-новому ответила на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, как формировать и развивать универсальные учебные действия. И здесь я не могла обойтись, да и не должна была, без технологии системно-деятельностного метода обучения.

  Важным  этапом на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке.   Дети должны быть увлечены и заинтересованы новой темой, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Мотивация может быть как в начале урока так и на любом этапе урока. Есть разные приёмы мотивации. В 5-ом классе я использую, конечно же, игры и игровые ситуации. Конечно, очень помогает памятка   в этапе целеполагание:

 я хочу УЗНАТЬ… я хочу ПОНЯТЬ… я хочу НАУЧИТЬСЯ…  

Его я использую на каждом уроке.

     На уроках я применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки. Игра - средство побуждения детей к познавательной деятельности. На уроке необходимо обеспечить активную работу  учащихся, обстановку  сотрудничества школьников с учителем, чтобы дети самостоятельно добывали знания и применяли свои знания для решения заданий. С  ними, использую такие формы и приёмы обучения, как мозговой штурм, ученическая исследовательская группа, придумывание сказок, спектакли, выпуск газет, журналов, буклетов, экскурсии, поездки. Как показывает результат диагностических работ, мои ученики не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении. Всё это помогает добиться правильной учебной мотивации школьников.

      Основная цель учителя   – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.

Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.

Самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований:

 

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить,

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

 

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем, теперь очень важно не только обучение но и воспитание.  Но 5 класс, много не сделаешь с опорой на ученическую риторику, их еще надо всему научить, пусть даже через прием элементарного подражания - «повтори за мной»! Поэтому цель и задачи на своих первых уроках я проговаривала сама, дети просто повторяли за мной, но уже через месяц дети стали активно     участвовать в целеполагании,   ставить цель и задачи на тот  или иной урок.

Очень важным при организации практической работы это  научить ребят работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных , коммуникативных. Но прежде чем ввести этот вид деятельности, в первом классе я провела воспитательную работу на классных часах «Я и мои товарищи на уроке», «Мы дружная команда», где мы рассматривали  основные правила работы в паре, в группах, в команде. В начале школьного обучения дети еще не умеют работать совместно. И для формирования умения учащихся   к совместной работе на классных часах я использовала следующие упражнения: «Зеркало».Первый  участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями.«Попугай». Один говорит (например, цвета радуги  или дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями.«Разминка пальчиков». Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

  Главное в работе   групп  - умение слушать партнера и слышать то, что он говорит. Это умение будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Его нельзя сформировать заранее.

Для работы детей в группах  сидящие за первой партой,   оборачиваются к тем, кто сидит за второй партой и так далее. Но надо не забывать, что наиболее продуктивно работают пары, сильно не отличающиеся по степени уровня (высокий - средний, средний - низкий). Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом. И уж точно учителю надо регулировать уровень шума в классе, работу в группах. Например, у меня в классе группы используют сигнальные смайлики: улыбающийся смайлик– завершили работу  , грустный  – нужна помощь.

Многие дети в этом возрасте   не могут делать объективную оценку. Поэтому  учу отмечать прежде всего положительное в ответе, а об отрицательном говорить  в форме пожеланий. Я приветствую  оценивания ответов аплодисментами, а ребята уже по громкости аплодисментов делают выводы: кому громче аплодировали, тот ответ лучший. При такой организации работы дети приучаются внимательно слушать говорящего. Учу ребят вести диалог друг с другом и с учителем.

Большие  изменения произошли и в деятельности учащихся. Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, чем раньше, причем изменился и характер деятельности учащихся. Он  стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. А я как учитель при этом формирую у учеников навыки самоконтроля и самооценки. Если прежде самостоятельная деятельность детей на уроке использовалась только с целью контроля уровня знаний и умений, то в условиях ФГОС самостоятельная деятельность осуществляется, в основном, для решения конкретных задач поставленных на данном этапе урока.

Большое значение уделяю рефлексии на уроке, когда даю возможность ребёнку  подумать о том, что ему было сегодня интересным,   в чём не испытали  затруднений, а в чём они не испытали трудности и почему. Рефлексия можно сказать это размышления   ученика с самим собой о том , что удалось , где испытал трудности. Рефлексию осуществляю на разных этапах урока. Например, на этапе планирования деятельности на уроке можно задать вопросы: С чего вы начнёте? Что предполагаете поставить вторым этапом?

После выполнения каждого задания учащиеся оценивают себя сигнальными кружочками: зелёный кружок- у меня всё получилось, жёлтый – я не очень доволен собой , что-то осталось непонятным, красный сигнализирует о том, что ничего не получилось , я не справился с заданием. Кружочки рисуют на полях тетради , напротив выполненного задания.

После того, как ребята «привыкли» к данному виду деятельности, ввела новое оценивание по этим же критериям  «индивидуальный лист достижений» , где работу в парах оценивал сосед по парте , в группе – команда. При этом  оценивать дети себя учились уже так, чтобы «оценки» совпадали. Затем я ввела (добавила) собственное оценивание  и тогда стали сверять результаты – у кого все три цвета «оценки» совпадали. Ученики учились постепенно оценивать свою работу объективно. Этот лист достижений на каждый урок должен быть разным, в зависимости от заданий подготовленных к уроку.   

Дети любят работать самостоятельно ,дома:

1.       Прочитай ,  а   затем   напиши
ответы по данному образцу.

У птички гнёздышко. У мышки .... 
У   белки .... У  лисы ... .  У  медведя ....
(норка, берлога, нора, дупло

2.       Раздели текст на предложения. Подчеркни  слова обозначающие предмет.

Наша улица.Красива наша улица тут много новых домов наш дом стоит на углу наши окна выходят на улицу около нашего дома растут высокие деревья

3.Прочитай
                                                
Лев.

Лев-царь зверей. У него длинная густая грива. Грива спасает голову и шею льва от зубов и когтей соперника, когда самцы устраивают между собой схватки за место вожака стаи. Львы так же, как тигры и леопарды, - огромные хищные кошки. Живут и охотятся львы небольшими стаями. Такая львиная стая называется ПРАЙД.

4.Вопросы -рефлексия

1.Чья работа сегодня вам понравилась? Почему?

2.Какие задания вы выполняли легко?

3.Какие задания не смогли выполнить? Почему?

       Этап рефлексии очень важен. Это размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание, самоанализ деятельности и ее результатов.Изменение традиционной структуры урока будет способствовать повышению продуктивности учебного процесса, созданию необходимых условий для успешного качественного обучения школьников, формированию универсальных учебных действий.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

Посредственный учитель излагает

Посредственный учитель излагает

Мотивация может быть как в начале урока так и на любом этапе урока

Мотивация может быть как в начале урока так и на любом этапе урока

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом

Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом

Раздели текст на предложения. Подчеркни слова обозначающие предмет

Раздели текст на предложения. Подчеркни слова обозначающие предмет
Скачать файл