Описание педагогического опыта
Оценка 4.6

Описание педагогического опыта

Оценка 4.6
Библиография +3
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
12.10.2021
Описание педагогического опыта
В данной работе предложено обобщение опыта по теме «Участие младших школьников в проектно - исследовательской деятельности как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве»
описание педагогического опыта.docx

x_93cd0d2e Описание педагогического опыта. Степаненко Татьяна Владимировна, МБОУ  «Ломоносовская средняя школа»,  учитель начальных классов. В данной работе предложено обобщение опыта по теме «Участие младших школьников в проектно - исследовательской деятельности как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве» Проектная деятельность связывается в статье с интересами как детей, так и самого учебно- воспитательного процесса.

 

Девиз: « Познаём мир вместе, а выбор делаем сами». Свою задачу вижу в том, чтобы обогатить духовный мир детей, показать и передать великолепие и разнообразие мира. И не просто познать, а сохранить в их душах на всю жизнь для того, чтобы они смогли донести этот богатый мир своим детям.

Рисунок11         

                      Я живу на земле Ломоносова.

                       Это правда, я здесь живу.

                       Да, живу, наслаждаюсь и радуюсь

                       Его жизни, что записана в труд. 

Копия 100_7185Это строки из стихотворения маленькой девочки, 3- классницы. Но откуда у неё такое стремление рассказать всем о своей родине? Почему она этим гордится? «Хочу рассказать тебе, мой друг, о чудесном месте, где мне довелось жить. Моя малая родина находится на острове и это так романтично. А скрывать тот момент, что здесь родился величайший учёный Михаил Васильевич Ломоносов, совсем не скромно. И я этим горжусь». А это написала девочка в письме сверстнику. Читая опубликованные строки из этого письма, понимаешь, не зря мы так долго с ними занимались проектно -  исследовательской деятельностью. Я горжусь ими, радуюсь вместе с ними их маленькими победами.   Как всё это начиналось? Почему я выбрала такой девиз в своей деятельности, что меня натолкнуло? Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно  проявить себя как классному руководителю, так и учащимся. Читая Б.Пастернака, мне запомнились такие слова:   «Во всём мне хочется дойти  до самой сути в работе, в поисках пути…»

            Очень часто от младшего школьника можно услышать просьбу: «Не говорите ответ. Я сам хочу догадаться». Так важно не оттолкнуть ребёнка равнодушием, не погасить горящие любознательностью глаза и огромное желание самому совершить своё маленькое открытие. Стремление ребёнка  к получению новых знаний и острейшая необходимость в этих знаниях создают благодатную почву для начала какой-то особенной деятельности именно в младшем школьном возрасте.

             Не столь новой, но востребованной в обучении и воспитании является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Другой особенностью маленьких исследователей являются их необычайная скурпулёзность, аккуратность и исполнительность, а также то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. И наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны отыскать и прочитать кучу книг на интересующую их тему, написать от руки или напечатать большие по размеру тексты, выполнить сложные схемы и рисунки, сделать своими руками приспособления для проведения опытов, сделать поделку - словом, посвятить много сил и времени работе.

   Ещё одно не новое изобретение, а несколько переосмысленное, хорошо забытое старое, к которому меня влекло - это метод проектов. Всё - таки над формированием своих научных убеждений учащиеся лучше работают в группах. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создаёт условия  для более широких контактов, положительно сказывается  на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая  основы  демократических начал в воспитании личности. Дело в том, что именно в мл. школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как  «проходной», малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно - познавательной деятельности обучающихся и части школьников, тогда не удаётся  впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.    Мне хотелось, чтобы ребята не просто занимались исследованиями, а ещё умели предвидеть результат, грамотно его преподносить и умели   ценить своё детище.  

IMG_8087            Чтобы объяснить детям,  как работать над проектом, заниматься исследованиями, я поняла, что должна сама быть увлечённым человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как я люблю это.

             Так как возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальной школы, а вовлекать их  нужно обязательно, я решила объединить  отдельные моменты этих видов деятельности, что дало в совокупности:  проектно -  исследовательскую деятельность. А в целом проект и исследование жить друг без друга не могут.

            Волков И.П. в статье «Учим творчеству» говорит: «Бессмысленно проектировать хороший процесс  обучения с хорошим содержанием, если нет чёткого определения конечной цели». 

             Как ввести ребят в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, исследования, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту и исследованию? И я начала исподволь готовить ребят к такой интересной захватывающей деятельности. Начали  вместе, с нашей малой родины. Гуляли, мечтали, говорили. Что знаем о своей малой родине. Да что мечтать? Можно многое самим узнать!

                          Вошли в проблему, цель поспешили мы наметить,

                          План действий, знали,…надо намечать,

                          Родителей мы не забыли пригласить.

                          Большим семейным коллективом

            Так увлеклись проектом, что остановиться было трудно. Продолжали записывать находки, собирать вырезки из газет, задания. Таким образом пришла идея создать портфолио проекта «Готовимся к 300-летию М.В.Ломоносова». Ребята регулярно подбирали стихи и ежегодно выступали у памятника  великого земляка. Они старались делать то, чтобы Он, великий  Ломоносов мог оценить, чем бы мог гордиться: различными делами  в школе, классе, детском саду, районе. Эта деятельность - долгосрочная. У каждого ребёнка остались  впечатления и рождались  новые мечты.

 У Вальтера Скотта есть замечательные слова: «Самое полезное в жизни - это собственный опыт».

             Опираясь на эту замечательную мысль, занялась  исследованием своей педагогической деятельности и вела своё портфолио, в которое собирала интересные, на мой взгляд, свои работы. Далеко не убирала и иногда просматривала. У ребят стали возникать  вопросы различного характера, заглядываясь на эту  папку. Так родилась идея составления индивидуального «Портфолио  учащегося», презентация которого прошла в конце учебного года на общем  с детьми родительском собрании, ну и , родители, приходя в школу на встречу с учителем, заглядывают в такой документ ребёнка и в их глазах читала гордость за дитя. У каждого воспитанника стала появляться папка с файлами, куда собирался весь материал, который ребятам казался наиболее интересным, ценным, достойным их внимания. Здесь их маленькие победы. Они учились не скрывать свои достоинства, гордиться достижениями.  А некоторые стремились  быть похожими на тех, кто смог чего-то  достичь.

             Умелое и последовательное применение классным  руководителем данного портфолио позволяет развивать  у учащихся стремление к самостоятельному открытию новых знаний, развивает творческие способности, логическое мышление, коммуникативные умения, необходимые человеку для того, чтобы он смог успешно проявить  себя в современной действительности независимо от того, станет ли он в будущем заниматься наукой или нет, что и требуют ФГОС нового поколения.

            За  годы  работы в школе по - разному собирала фотографии с различного рода мероприятий. А потом? Куда их? Пришла идея создания нового проекта, презентация которого происходила на родительских собраниях, а дальше на выпускных вечерах. (Портфолио проекта «Это наш дружный класс»). Рассматривая на  встречах это портфолио, можно было услышать от родителей: «А почему мой сын грустный?», «Разве у моей дочери есть такой джемпер?», «Ой, какая она счастливая!» и т.д. Эта небольшая  на первый взгляд папка давала  возможность увидеть родителям своих детей со стороны и самим ребятам оценить своё поведение, свой внешний вид. А разве ли это не исследование?!

            В один из дней, придя в  школу, меня  ребята поразили  новой идеей:  личные  достижения  хранятся в личном портфолио,  а общегрупповые  повисят  в уголке  группы и всё, убираются. А куда? После таких рассуждений   появилось и такое  портфолио проекта («Наши достижения»). Поставили цель, задачи и за работу. Тоже проект - долгосрочный, а презентация  проходила на отчётном собрании и, конечно, по окончании начальной школы, когда и дети, и родители увидят, img110чего вместе добились за годы обучения на первой ступени.

              А какая интересная проектно - исследовательская работа «Хлеб - всему голова», презентация  которой прошла на открытом классном часе и имела большой успех. У каждого ученика появились блокноты с записями. Проект вышел за пределы  школы, вошёл в дома учащихся,  в мой собственный дом. Учащиеся видели, что  мне интересно всё, что они делают. В одном лице я была вдохновителем, и руководителем, и экспертом, и специалистом в разных областях знаний. А самая главная роль -  создатель   условий для  развития творческих  способностей и познавательных интересов, атмосферы сотрудничества и сотворчества. Этот классный час  внёс свой положительный момент к формированию собственных ценностей и смыслов приобретённых  знаний. 

            Что будет дальше? Теперь, я думаю, дети справятся со многими вопросами сами.

 А ещё мы исследовали с ребятами один из главных вопросов их жизни: «Кем быть?». Почему в начальной школе? Да потому, что они подрастающее поколение. Мы должны  их научить  делать свой выбор. К тому  времени они собрали достаточно материала, куда вошли: различные иллюстрации с изображениями людей разных профессий; загадки об орудиях труда; пословицы и поговорки о труде; стихи о профессиях; и многое другое. А вот в классное портфолио «Кем быть?» вошли рисунки, где изображены родители разных профессий; рассказы о людях труда и др.  У нас проходили разные классные часы, связанные с этой общей темой, но более узкого характера: «Профессия- политик. Президент РФ», «Знакомство с профессией библиотекаря». Мы ещё раз дружно посетили не только школьную, сельскую, но и районную библиотеки. Ну, а презентация этой проектно - исследовательской деятельности прошла на спортивно - познавательной игре, в которой вместе с ребятами приняли участие и их родители. А также изучили литературу, создали программу и трудится уже не одно поколение  в кружке   «Мукосольки».

DSCN2335

100_1580IMG_1913IMG_3557

 

            Надо видеть, как работали  и работают сейчас малыши! Старательно, увлечённо, сосредоточенно. Причём все работы выполнены на высоком уровне мастерства, тщательно и красиво. Ребята, по - разному комбинируя усвоенные элементы, видят главное в изделии. И в то же время ни одной похожей работы: в каждую внесена выдумка, фантазия, какие - то свои детали.

Кто они: вундеркинды или просто дети, способности которых вовремя замечены и своевременно развиты? У ребят рождались  всё новые идеи, которые я, классный руководитель помогала воплощать в жизнь.

   В чём заключается педагогическая значимость проектно - исследовательской деятельности?

 * Открывает возможности формирования жизненного опыта.

 * Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность  в самореализации, самовыражении.

 * Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

 * Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

 * Ведёт учащихся по ступенькам роста личности от исследования и проекта к другому исследованию и проекту.

             В заключение хочу отметить, что классному руководителю нужно умело регулировать  эту работу, регламентируя  умственные  и эмоциональные  нагрузки учащихся, тщательно контролируя их влияние на здоровье и психику детей.

  Особо  подчеркну: классный руководитель не должен навязывать тему исследования. Пусть дети познают  то, что для них значимо. И хотя в этом  возрасте работы детей имеют реферативный, описательный  характер, они пишут то, о чём прочитали в  разных книгах, всё равно они исследователи, первооткрыватели. Пусть исследуют! Пусть открывают! Парадоксально, но педагог, работающий в русле  идей исследовательского обучения, может научить ребёнка даже тому, чего не знает сам. В условиях проектно - исследовательской деятельности кл. рук. не обязан знать ответы на все вопросы, но он должен  уметь исследовать разные проблемы и таким образом находить любые  ответы и уметь научить этому ребят.

            Такой вид работы позволяет увидеть детей «генераторов» идей, исполнителей, спорщиков и готовых идти на компромисс. Классный руководитель выступает как координатор детской деятельности. Цикл коллективного исследования обычно завершается  играми, викторинами, выпуском стенгазет, классными часами, праздниками и т.д. В процессе такой работы между ребятами  формируются взаимоотношения, которые определяются  особенностями личности каждого. Складывающиеся взаимоотношения определяют и дальнейший ход развития личности. Обучение приёмам коллективной деятельности составляет особую, специальную задачу классного руководителя. Возникающие в коллективной работе деловые  отношения между учащимися во многом регулируются взрослыми.  Классному руководителю необходимо предъявлять чёткие требования не только к качеству труда, процессу игры, но и к отношениям, которые возникают между участниками совместной деятельности.

            Нашими помощниками и союзниками стали родители. Привлекая родителей к воспитательной работе, тем самым определяем основное содержание этой работы. Безусловно, не все родители принимают активное участие в школьной воспитательной работе. Но, в том числе, есть родители, которые с радостью сотрудничают. Вижу  задачу классного руководителя в том, чтобы создавать условия для совместной деятельности «кл.рук.- ребёнок - родитель».

              Вывод: В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шёл путём открытий незнакомого,  неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Каждый мог реализовать свои возможности.

              Каждый  коллектив и каждый ребёнок неповторимы, неповторимо и то, что делает учитель, являясь  классным руководителем. Но остаются опыт, знания.                                                                                                                          Зачем повторяться? Придёт новое открытие мира в ярких красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

IMG_3811IMG_3794             Педагог играет немаловажную роль в выполнении проектно - исследовательской деятельности ребят: контролирует, направляет, помогает, сам получает новые знания. Оценка деятельности происходит в несколько этапов: оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита) этапы деятельности детей. Главное - заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. Думаю, что вся работа, которую проводила и продолжаем  проводить с учащимися по проектно- исследовательской деятельности не напрасна.

  Как приятно видеть горящие глаза Максима Б. (уч. 4 кл.),  восторг от того, что он сам отыскал (исследование) в сельской библиотеке новую книгу о М.В.Ломоносове,  прочитал её, сделал открытия и поделился ими  с ребятами на классном часе (презентация проекта). А ещё Ирина Г. С Катей В. (ученицы 4 кл.) сами посетили музей, прошлись по тем местам, где были до этого не раз, но заметили  новое (исследование) и смогли выразить это в своих записях ( проект),  которые положили в портфолио проекта «Готовимся к 300- летию М.В.Ломоносова».  А разве не замечательно  то, что, читая местную газету «Холмогорская жизнь», ребёнок  находит (исследование) объявление о каком- нибудь конкурсе, принимает сам для себя решение: «участвую». И не боится предложить участвовать в этом одноклассникам: «Пусть будут соперники, так ещё интереснее». А потом, трудясь (исследование), отсылает готовую работу ( проект) и побеждает  (результат проектно - исследовательской деятельности).

работа коллективная                                         Мой опыт самых честных правил,

                                         Когда родиться захотел,

                                         Он уважать себя заставил!

                                         Трудиться, мыслить - вот удел.

                                         И опыт мой - другим наука.

                                         И это вовсе, знай, не скука:

                                         Трудиться, мыслить, рассуждать,

                                         Исследовать и оформлять.              Коллективная работа учащихся 3 класса


 

Описание педагогического опыта

Описание педагогического опыта

Чтобы объяснить детям, как работать над проектом, заниматься исследованиями, я поняла, что должна сама быть увлечённым человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели…

Чтобы объяснить детям, как работать над проектом, заниматься исследованиями, я поняла, что должна сама быть увлечённым человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели…

Поставили цель, задачи и за работу

Поставили цель, задачи и за работу

В условиях проектно - исследовательской деятельности кл

В условиях проектно - исследовательской деятельности кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2021