Могучий и великий русский язык

  • docx
  • 29.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Могучий и великий русский язык.docx

«Могучий и великий русский язык»

 

Ход мероприятия

 

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

Международный день грамотности — один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. А 8 сентября — день торжественного открытия этой конференции.

Грамотность — истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов. Однако, грамотность для всех — детей, молодежи и взрослых — еще не до конца достигнутая цель. 

А сейчас мы с вами проведем игру, связанную с Днём грамотности.

I. Отборочный тур

 

1. Сколько нужно взять «А», чтобы получить птицу? (сорок-А)

2. В каком слове 100 «Л»? (сто-Л)

3. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-Мы)

4. Сколько личных местоимений в слове «семья» (7-Я)

5. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)

6. Какое слово состоит из одного местоимения? (Я)

7. В каком наречии 5 «О»? (О-пять)

8. Что нужно сделать с существительным «жаркóе», чтобы оно стало прилагательным? (надо изменить ударение)

9. Какое из данных слов лишнее? (четырёхугольник, четыре, четвёрка)

10. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)

11. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)

12. Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы? (поставить существительные во множественное число)

 

 

1. Определить часть речи у следующих словL (на карточках задание)

 

Двойной (прил.), тройка (сущ.), удвоить (гл.), второй (числ.), пятидневный (прил.), три (числ.), восьмёрка (сущ.), десятка (сущ.), трёхчасовой (прил.), односторонний (прил.), сотня (сущ.), сотый (числ.), удесятерить (гл.), двадцать пять (числ.), седьмой (числ.), пятилетка (сущ.), тройной (прил.), одиннадцать (числ.), четверг (сущ.), сороковой (числ.), десять (числ.).

 

Конкурс с болельщиками

3. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?
(Аксинья, Анисья, Наталья, Татьяна, Ульяна)


4. Встречались ли вам слова, в которых три одинаковые буквы располагаются подряд?

(согласные – нет, гласные: змееед, длинношеее)


5. Назовите два слова, начинающиеся с четырёх согласных.
(всплеск, взгляд, встреча)


6. Какое слово принадлежит только каждому из вас, а употребляют его чаще всего ваши друзья, родные?
(имя)


7. О чём ведётся разговор?
-Это чёрная?
-Нет, это красная.
-А почему она белая?
-Потому что ещё зелёная.
(разговор ведётся о смородине)


8. Найдите в тексте слово, образованное путём перехода одной части речи в другую.


Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
(выходной- день не рабочий,    выходной день)


9. Как большой дом превратить в маленький?
(с помощью суффикса -ик: дом – домик)


12. Найдите «четвёртое лишнее»: брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
(дверцы – существительное имеет форму и единственного, и множественного числа)


19. В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз?
(стоНЕТ)

2.

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ – 1 балл.)

1.      Что посеешь, … (то и пожнешь).

2.      Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3.      Кончил дело – … (гуляй смело).

4.      Волков бояться – … (в лес не ходить).

5.      С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6.      Как аукнется – … (так и откликнется).

7.      За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8.      Тяжело в учении – … (легко в бою).

9.      Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

10.  Учение – свет, … (а неученье – тьма).

11.  Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12.  Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

 

 

3. Определить падеж у выделенных слов в пословицах. (на карточках задание)

 

1.    Дело шуток не любит. (Им. п.)

2.    От слова до дела целая верста. (Род. п.)

3.    Не по сути дело, а по делу суть. (Им. п., Дат. п.)

4.    Ты за дело, а дело за тебя. (Вин. п., Им. п.)

5.    Велик телом, да мал делом. (Тв. п.)

6.    И умён, и крепок, и в деле гож. (Предл. п.)

7.    Всех дел не переделаешь. (Род. п.)

8.    Языком не спеши, а делами не смеши. (Тв. п.)

9.    Умён на словах, да глуп на делах. (Предл. п.)

10.  По твоим делам о тебе судят. (Дат. п.)

 

4. Конкурс с болельщиками.    -----

Пока наши участники определяют падеж, мы немного поиграем с болельщиками. Вам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.

 

Ответы:

Ум хорошо, а два лучше.

Один в поле не воин

. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один с сошкой, а семеро с ложкой.

 

5. Исправьте ошибки (на карточках)

 

ФАНАРЕК

Мне не скучьно без агня —

Есть фонарек уменя.

На него пасмотришь днём —

Ничего не видно внём,

А посмотриш вечерком —

Он с зелёном огоньком.

Это вбаночьки с тровой

Свитлячок сидит жывой.

А.Л.Барто

 

 

Компьютер.

 

Предлагаю вам показать свой уровень грамотности.
Попробуйте исправить ошибки:

hello_html_13e0a329.jpg

hello_html_32bc1124.jpg



hello_html_26a38542.jpg


К словам из левого столбца нужно подобрать соответствующие по употреблению слова из правого столбца

hello_html_m53f36f8e.jpg


Учитель
Объясните значение фразеологизмов

hello_html_30f39e1e.jpg



hello_html_m4f30fa3e.jpg


3 чтец
Пусть грамота

 

Отрывки из произведений.    На листке

 

10. Конкурс с болельщиками.

КОВАРНАЯ ВИКТОРИНА ПРО СЛОВА

 

hello_html_m15d1d7e7.png Внутри какого насекомого помещается бочка, а внутри какого домашнего животного помещается бак?

(Бабочка и собака)

hello_html_m15d1d7e7.png В состав какого мясного продукта входит химическая колба?

(Колбаса)

hello_html_m15d1d7e7.png Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти?

(Катер - скатерть)

hello_html_m15d1d7e7.png Как из ствола дерева без единого инструмента быстро сделать стол?

(Убрать букву «В»: ствол - стол)

hello_html_m15d1d7e7.png С каким цветком всегда и повсюду ходят все шпионы, чемпионы и пионеры?

(С пионом - шпион, чемпион, пионер)

hello_html_m15d1d7e7.png Какое животное жить не может без уроков?

урок)

hello_html_m15d1d7e7.png Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?

(Рис - турист)

hello_html_m15d1d7e7.png Что общего у медведя и медузы?

(Три первых буквы: медведь - медуза)

hello_html_m15d1d7e7.png Что шумит на ветру в каждом колесе?

(Лес - колесо)

hello_html_m15d1d7e7.png С каким знаком препинания неразлучны все ласточки?

(С точкой - ласточка)

hello_html_m15d1d7e7.png Какие конфеты, любимые многими детьми, содержат мел?

(Мармелад и карамель)

hello_html_m15d1d7e7.png Где всегда прячется лев: справа или слева от вас?

лева)

hello_html_m15d1d7e7.png В каком учебном заведении круглые сутки без перерыва гимн звучит?

(В гимназии)

hello_html_m15d1d7e7.png Какие животные постоянно живут в волосах даже самого чистоплотного человека?

(Вол и осы: волосы)

hello_html_m15d1d7e7.png Что нужно поменять местами в карете, чтобы она смогла летать?

(Буквы К и Р: карета - ракета)

hello_html_m15d1d7e7.png Как называется дорожка, ведущая от буквы «А» до буквы «Я»?                                                

(Аллея)

hello_html_m15d1d7e7.png Какая цифра всегда катается в электричке?

 

 

 

 

(Цифра три - электричка)

 

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл).

1)      Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

2)      Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

3)      Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).

4)      Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

 

Конкурс с болельщиками.

Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов и самое большое слово.

 

Вам необходимо из следующих букв составить телеграмму так, чтобы каждое слово начиналось с определённой буквы:

З, Д, А, Ж, В, Л, Е, Н, Я, Ч, О, Д, Ц.

 

Конкурс с болельщиками:

Пока наши участники выполняют задание, я вам предлагаю такой конкурс.

1.      Сколько букв в русском алфавите? (33)

2.      Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)

3.      Часть речи, обозначающая предмет (существительное).

4.      Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).

5.      Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).

7.      Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).

8.      Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).

9.      Часть слова без окончания (основа).

10.  Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).

11.  Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).

12.  Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).

 

 

МИНИВИКТОРИНА ПРО ЛЯГУШКУ-КВАКУШКУ

 

Лягушке нравятся слова,

В которых есть три буквы - КВА.

 

hello_html_562f5ef3.png Назовите любимые напитки лягушки Квакушки.

(Квас и простокваша)

hello_html_562f5ef3.png Какие овощи больше всего любит лягушка Квакушка?

(Тыква, брюква и квашеная капуста)

hello_html_562f5ef3.png А какая её любимая ягода?

(Клюква)

hello_html_562f5ef3.png Назовите её любимое мясное блюдо.

кварки)

hello_html_562f5ef3.png Какая у лягушки Квакушки любимая книжка?

(Букварь)

hello_html_562f5ef3.png В каком ансамбле очень любит петь Квакушка?

(Квартет)

hello_html_562f5ef3.png Назовите её любимый город.

(Москва)

hello_html_562f5ef3.png А какая её любимая страна?

(Эквадор)

hello_html_562f5ef3.png Какую геометрическую фигуру предпочитает лягушка Квакушка?

(Квадрат)

hello_html_562f5ef3.png Чем она любит рисовать?

кварелью)

hello_html_562f5ef3.png В каком жилище она мечтает жить?

(В квартире)

hello_html_562f5ef3.png Какую мебель предпочитает лягушка Квакушка?

(Антикварную)

 

 

 

6

На странице букваря –
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит.)

У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф.)

Поселились мудрецы
В застеклённые дворцы, в тишине наедине
Открывают тайны мне.
(Книга.)

Сама молчит,
А сто друзей научить может.
(Книга.)
1 чтец
Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И - не сходя при этом с места -
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать – ХОДИТ ГЛАЗАМИ:
За ручку с мамой, после - сами.
Ходить - ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз,
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы
И вы пошли, пошли, пошли –
И слово первое прочли!
От слова к слову - как по кочкам –
Помчитесь весело по строчкам...
И так научитесь читать –
Как бегать,
прыгать...
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы станете как птицы...
Ведь необъятен и велик,
Как небо –
мир волшебный книг!
Учитель
Большая проблема стоит перед миром. Это борьба с неграмотностью. Во многих странах неграмотными остаются 860 миллионов взрослых и более 100 миллионов детей не посещают школу.
Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». Почему важно быть грамотным? •
А множество детей и взрослых и посещают школу, но их грамотными назвать нельзя. Так как в современном мире не менее важным, чем письмо и чтение, стала и компьютерная грамотность.
День грамотности стал одним из главных в школах, и высших заведениях России. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным. . К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться. И помните, что главное на пути к свету — саморазвитие и самообразование.
Предлагаю вам показать свой уровень грамотности.
Попробуйте исправить ошибки:

hello_html_13e0a329.jpg

hello_html_32bc1124.jpg



hello_html_26a38542.jpg


К словам из левого столбца нужно подобрать соответствующие по употреблению слова из правого столбца

hello_html_m53f36f8e.jpg


Учитель
Объясните значение фразеологизмов

hello_html_30f39e1e.jpg



hello_html_m4f30fa3e.jpg

 

 


(2 человека -лицом к классу. На стуле – приз ручка)

 Расскажу я вам рассказ,

 В полтора десятка фраз.

 Лишь скажу я слово «три»,

 Приз немедленно бери.

 Понятно, когда брать приз?

 - Мечтает мальчик закалённый

 Стать олимпийским чемпионом.

 Смотри, на старте не хитри,

 А жди команду: «Раз, два, ….. марш!»

 - Когда стихи запомнить хочешь,

 Их не зубри до поздней ночи.

 А про себя их повтори

 Разок, другой, но лучше …. Пять!

 - Недавно поезд на вокзале

 Мне три часа пришлось прождать,

 Ну, что ж, вы приз, друзья, не взяли,

 Когда была возможность взять.

 

 

 

3 чтец
Пусть грамота ошибки исправляет,
И ты не прекращай её учить,
Кто учиться, тот многое познает,
И проще будет нам в России жить.
Работай с пунктуацией и чаще,
За книгу вечерком садись, читай,
Пусть будет жизнь твоя разнообразней,
Лишь знания, не бойся – поглощай.





Под кроватью лежит квадратный и полосатый арбуз. А почему квадратный? (чтобы не укатился).

 Общеразвивающий дин.

 1. Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи? (33 года).

 2. Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная).

 3. Вспомните, какое заклинание знал Маугли? («Мы с тобой одной крови — ты и я»).

 4. Вспомните, в какой сказке А. С. Пушкина была введена принципиально новая система оплаты труда. Покажите ее. (Три щелчка).

 5. У кого усы длиннее ног? (У таракана).

 6. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива).

 7. Что носил на передней лапе пудель Артемон из сказки А. Толстого «Золотой ключик»? (Серебряные часы).

 8. Как называется жилое помещение для команды на корабле? (Кубрик).

 9. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски. Их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то от него отрубали часть. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (Рубль).

Блицвопросы.

 I.

 1. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры).

 2. Какое топливо добывают на болоте? (Торф).

 3. Где танцуют лезгинку? (В Грузии).

 II.

 1. Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Под мокрым).

 2. Самая маленькая птичка. (Колибри).

 3. Что такое чардаш? (Венгерский танец).

 III.

 1. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив).

 2. Какую страну носят на голове? (Панаму).

 3. Когда бывают яйца вкусны? (Когда их ешь).

 

 

 

 I Дин

 Вед. Один человек от команды должен суметь объяснить слово, которое записано на карточке, не называя его вслух. Если знает команда, может отвечать. А также можно вести диалог с представителем команды, задавать уточняющие вопросы.

 Участникам команд предлагаются карточки со словами:

 доска линейка

 журнал отметка

 пенал тетрадь

 (После отгаданного слова учитель предлагает детям сведения из истории школьных вещей.)

 Доска.

 В старину у школьников вместо тетрадей были маленькие аспидные доски в деревянной рамке. Аспидными они назывались потому, что доски эти были покрыты слоем серовато-чешуйчатого сланца – аспида. Сколько в те времена было школьников, столько и досок. Буквы на них выводили грифелем, стирали тряпочкой. Ничего не скажешь, хороша была доска – тетрадка: писать легко, буквы получались чёткими. Одно плохо – невместительная. Насколько же удобные нынешние тетрадки! С той поры прошло много лет. Взгляните на классную доску. Это ведь тоже доска – тетрадка! Только теперь она вон, какая громадная! На ней пишут не грифелем, а мелом.

 Линейка.

 Линейка прямолинейна. Она твёрдо усвоила, что кратчайшее расстояние между двумя точками – это прямая линия. Ни один школьник не обойдётся без линейки, которая всегда должна быть под рукой. Как же без неё отметить линию, подчеркнуть карандашом подлежащее и сказуемое, сделать чертёж?

 Журнал.

 Старику классному журналу лет столько, сколько и самой школе. Сейчас наш классный журнал – сама справедливость. Но было время (правда, очень давно, когда на свете не было ещё наших пап имам), когда классный журнал был не другом, а врагом учеников. Он подсматривал за учениками, ябедничал на них. То и дело в штрафном журнале появлялись, например, такие записи: «Ученик Петров был встречен на улице после 7 часов вечера» или «Ученик Смирнов в коридоре гимназии не соизволил поклониться учителю закона божьего. Оставить на 2 часа после уроков». Часто одна или несколько ябед в журнале служили причиной исключения ученика из учебного заведения с волчьим билетом. Это означало, что его обладатель навсегда

 лишался права где-нибудь учиться. Нынешние классные журналы рассказывают правду об учениках и желают им только добра.

 Отметка.

 Наша система называется пятибалльной, а в некоторых зарубежных школах – двенадцатибальной. 12 – значит «отлично», 11 и 10 – «хорошо», а всё, что ниже 6 – «плохо». А в Германии дети хвастаются единицами и двойками – хорошие оценки, а плохие – пятёрки и четвёрки. Часто случается так, что ребята разных стран сильно удивляли друг друга своими школьными отметками. Пишет, например, в Москву девочка из Германии. В конце письма она сообщает: «А теперь моя милая Машенька, я хочу поделиться с тобой своей радостью. Как раз сегодня учительница выдала нам табели. Знаешь, какие у меня отметки? По арифметике – единица, по немецкому – единица, по истории – двойка. По всем предметам сплошные единицы и двойки. Так что я теперь – двоечница. Чего и тебе желаю». Представляете, как была удивлена Машенька этому известию! И чего думает, бедная подружка радуется, когда ей следовало бы заливаться горючими слезами? Невдомёк Машеньке, что точно так же рассуждает и жалеет её немецкая девочка. Машенька написала ей о своих отметках: по арифметике – 5, по русскому языку – 5, по истории – 4. Но потом всё объяснилось!

 Пенал.

 У каждого ученика есть небольшой деревянный или пластмассовый сундучок, в котором хранятся бесценные сокровища школьников. Настоящее имя сундучка известно всем: это пенал. Вначале в сундучке хранили перья, а по-латыни «перо» будет «пена», отсюда и название – пенал.

 Тетрадь.

 Почему тетрадка зовётся тетрадкой? Её имя произошло от греческого «тетро», что значит «сложенный вчетверо». Ведь бумажный лист как раз и складывали в несколько раз, но теперь уже вовсе не вчетверо. А тетрадка так и называется по-прежнему тетрадкой.

 II Дин

 Вед. У каждого из вас есть листочек. Я объясняю слово, о котором, как вы думаете, идёт речь. В случае совпадения ответов всей команды, получаете жетон.

глобус библиотека

 Глобус

 Это земной шар. С материками и океанами, горами и пустынями, городами и реками, полюсами и тропинками. Можно такой земной шар поднять рукой. Это модель земного шара, ей пользуются люди самых разных профессий (космонавты, астрономы), а также знакомятся школьники на уроках.

 Библиотека

 Это есть в любой школе – небольшая комната, где живёт тысяча, а то и больше молчаливых мудрецов. Каждый ученик время от времени заходит сюда, чтобы посоветоваться со своими мудрыми и учёными друзьями. А они всем рады услужить. Эта комната называется…

 III Дин

 Вед. Этот конкурс ассоциаций. Какие слова вам приходят в голову при произнесении каких-либо слов. Например, когда говорят слово «перемена», я вспоминаю: весело, шум, отдых и т.д. 2 человека от каждой команды выйдут из класса, а командам я сообщу слова, к которым они подберут по 5 слов – ассоциаций. А два ученика постараются сделать как можно больше совпадений.

каникулы школа

 Учитель: Игра на внимание. Ведь в школе невозможно хорошо учиться без усидчивости и внимания.

 

 

(2 человека -лицом к классу. На стуле – приз ручка)

 Расскажу я вам рассказ,

 В полтора десятка фраз.

 Лишь скажу я слово «три»,

 Приз немедленно бери.

 Понятно, когда брать приз?

 - Мечтает мальчик закалённый

 Стать олимпийским чемпионом.

 Смотри, на старте не хитри,

 А жди команду: «Раз, два, ….. марш!»

 - Когда стихи запомнить хочешь,

 Их не зубри до поздней ночи.

 А про себя их повтори

 Разок, другой, но лучше …. Пять!

 - Недавно поезд на вокзале

 Мне три часа пришлось прождать,

 Ну, что ж, вы приз, друзья, не взяли,

 Когда была возможность взять.

 

 

 

 Весёлые зверята на опушке

 Командам предлагается встать группами, свободно, но на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Звучит маршевая музыка (или любая ритмическая). Ребята маршируют под музыку свободно, у кого как получается. Возможно выполнение танцевальных движений.

 Ведущий произвольно с разными интервалами и вперемешку даёт команды. Ученики должны реализовать движения в соответствии с командой.

 Команда. Движение детей.

 Зайчики! Прыгают, имитируя движения зайца.

 Лошадки! Ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьёт копытом.

 Птицы! Бегут, раскинув руки.

 Цапля! Стоят на одной ноге.

 Лягушка! Скачут вприпрыжку.

 Собачки! Сгибают руки и лают.

 Курочки! Ходят, ищут зёрна, произносят звуки «ко-ко-ко»

 Коровки! Встают на руки и ноги (4 ноги у коровы) и произносят «му-му-му»

 В конце игры отмечаются самые внимательные и артистичные.

 Подведение итогов игры, награждение

 Вед. А сейчас для вас прозвучат указы – напутствия.

 Читаю указ!

Написан для вас!

 Писано – переписано.

 После Сеньки Денисова.

 Писал Макарко

 Чёрным огарком

 В бане на двери.

 Слушай, не вертись,

 Уму – разуму учись!

 Все с сегодняшнего дня

 В школу допускаются!

 Все уроки, как всегда,

 В восемь начинаются!

 И большим, и маленьким,

 С веснушками и без

 Приказано учиться,

 Стараться, не лениться,

 Чтоб было чем гордиться!

 Всем! Всем! Всем!

 Указ!

 Сразу после лета,

 Хотите, вы иль нет,

 Мальчишкам и девицам –

 Всем пора учиться.

 Прогоните скуку прочь

 Спрячьте под подушки

 И держите круглый год

 Ушки на макушке!

 Вед. Коль указ прочитан здесь

 И народ собрался весь,

 Пора учебный год нам начинать,

 И первый звонок подавать.

 Что нужно

 1. Плакаты

 2. Цветы, листья

 3. Шарики

 4. Жетоны «Успех»

 5. Карточки со словами: доска, журнал, пенал, линейка, оценка, тетрадь, глобус, библиотека, каникулы, школа

 6. Призы

 7. Музыка «Школа», веселая

 8. Телеграммы

 9. Указы

 I Дин

 Вед. Один человек от команды должен суметь объяснить слово, которое записано на карточке, не называя его вслух. Если знает команда, может отвечать. А также можно вести диалог с представителем команды, задавать уточняющие вопросы.

 Участникам команд предлагаются карточки со словами:

 доска линейка

 журнал отметка

 пенал тетрадь

 (После отгаданного слова учитель предлагает детям сведения из истории школьных вещей.)

 Доска.

 В старину у школьников вместо тетрадей были маленькие аспидные доски в деревянной рамке. Аспидными они назывались потому, что доски эти были покрыты слоем серовато-чешуйчатого сланца – аспида. Сколько в те времена было школьников, столько и досок. Буквы на них выводили грифелем, стирали тряпочкой. Ничего не скажешь, хороша была доска – тетрадка: писать легко, буквы получались чёткими. Одно плохо – невместительная. Насколько же удобные нынешние тетрадки! С той поры прошло много лет. Взгляните на классную доску. Это ведь тоже доска – тетрадка! Только теперь она вон, какая громадная! На ней пишут не грифелем, а мелом.

 Линейка.

 Линейка прямолинейна. Она твёрдо усвоила, что кратчайшее расстояние между двумя точками – это прямая линия. Ни один школьник не обойдётся без линейки, которая всегда должна быть под рукой. Как же без неё отметить линию, подчеркнуть карандашом подлежащее и сказуемое, сделать чертёж?

 Журнал.

 Старику классному журналу лет столько, сколько и самой школе. Сейчас наш классный журнал – сама справедливость. Но было время (правда, очень давно, когда на свете не было ещё наших пап имам), когда классный журнал был не другом, а врагом учеников. Он подсматривал за учениками, ябедничал на них. То и дело в штрафном журнале появлялись, например, такие записи: «Ученик Петров был встречен на улице после 7 часов вечера» или «Ученик Смирнов в коридоре гимназии не соизволил поклониться учителю закона божьего. Оставить на 2 часа после уроков». Часто одна или несколько ябед в журнале служили причиной исключения ученика из учебного заведения с волчьим билетом. Это означало, что его обладатель навсегда

 лишался права где-нибудь учиться. Нынешние классные журналы рассказывают правду об учениках и желают им только добра.

 Отметка.

 Наша система называется пятибалльной, а в некоторых зарубежных школах – двенадцатибальной. 12 – значит «отлично», 11 и 10 – «хорошо», а всё, что ниже 6 – «плохо». А в Германии дети хвастаются единицами и двойками – хорошие оценки, а плохие – пятёрки и четвёрки. Часто случается так, что ребята разных стран сильно удивляли друг друга своими школьными отметками. Пишет, например, в Москву девочка из Германии. В конце письма она сообщает: «А теперь моя милая Машенька, я хочу поделиться с тобой своей радостью. Как раз сегодня учительница выдала нам табели. Знаешь, какие у меня отметки? По арифметике – единица, по немецкому – единица, по истории – двойка. По всем предметам сплошные единицы и двойки. Так что я теперь – двоечница. Чего и тебе желаю». Представляете, как была удивлена Машенька этому известию! И чего думает, бедная подружка радуется, когда ей следовало бы заливаться горючими слезами? Невдомёк Машеньке, что точно так же рассуждает и жалеет её немецкая девочка. Машенька написала ей о своих отметках: по арифметике – 5, по русскому языку – 5, по истории – 4. Но потом всё объяснилось!

 Пенал.

 У каждого ученика есть небольшой деревянный или пластмассовый сундучок, в котором хранятся бесценные сокровища школьников. Настоящее имя сундучка известно всем: это пенал. Вначале в сундучке хранили перья, а по-латыни «перо» будет «пена», отсюда и название – пенал.

 Тетрадь.

 Почему тетрадка зовётся тетрадкой? Её имя произошло от греческого «тетро», что значит «сложенный вчетверо». Ведь бумажный лист как раз и складывали в несколько раз, но теперь уже вовсе не вчетверо. А тетрадка так и называется по-прежнему тетрадкой.

 II Дин

 Вед. У каждого из вас есть листочек. Я объясняю слово, о котором, как вы думаете, идёт речь. В случае совпадения ответов всей команды, получаете жетон.

глобус библиотека

 Глобус

 Это земной шар. С материками и океанами, горами и пустынями, городами и реками, полюсами и тропинками. Можно такой земной шар поднять рукой. Это модель земного шара, ей пользуются люди самых разных профессий (космонавты, астрономы), а также знакомятся школьники на уроках.

 Библиотека

 Это есть в любой школе – небольшая комната, где живёт тысяча, а то и больше молчаливых мудрецов. Каждый ученик время от времени заходит сюда, чтобы посоветоваться со своими мудрыми и учёными друзьями. А они всем рады услужить. Эта комната называется…

 III Дин

 Вед. Этот конкурс ассоциаций. Какие слова вам приходят в голову при произнесении каких-либо слов. Например, когда говорят слово «перемена», я вспоминаю: весело, шум, отдых и т.д. 2 человека от каждой команды выйдут из класса, а командам я сообщу слова, к которым они подберут по 5 слов – ассоциаций. А два ученика постараются сделать как можно больше совпадений.

каникулы школа