Ф.И.О. |
|
Учреждение |
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии- специальная (коррекционная) школа- интернат VIII вида |
Должность |
Учитель начальных классов |
Стаж работы |
20 лет |
1. Тема инновационного педагогического опыта |
Повышение интереса к чтению, через использование разнообразных форм, приёмов работы с текстом. |
2.Источник изменений |
Необходимость поиска и применения новых форм, приёмов обеспечивающих учащимся с нарушением интеллекта эффективного осознания прочитанного, способствует в дальнейшем успешной социальной адаптации в обществе. Выпускник коррекционной школы - интернат должен владеть навыками полноценного чтения: правильностью, беглостью, выразительностью, сознательностью.А совершенствование данных навыков невозможно без сознательного интереса к чтению. Формирование навыка чтения можно представить как музыку, разыгрывающуюся на огромном органе, у которого множество клавиатур, включающихся в определённое время и на определённый срок. Если в это время не сыграть в этом регистре, он замолкнет навсегда. То, что не сформировалось у ребёнка в нужное время, может быть исправлено потом лишь частично, да и то не всегда. Это время мы называем начальная школа. Вспоминая слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать ещё раз подтверждают значимость чтения. С этими словами нельзя не согласиться. Мудрые слова великого педагога В.А. Ушинского, утверждающего о том, что дитя утомляется не деятельностью,а её однообразием и односторонностью «подталкивает» нас, учителей к разработке и применению инновационных технологий. |
3. Идея изменений |
Сущность изменений заключается в формировании интереса к чтению через использование на уроках чтения разнообразных форм и приёмов работы с текстом, позволяющих разнообразить урок, внести элементы новизны в образовательный процесс. |
4. Концепция изменений |
Эффективность реализации данной программы напрямую зависит от заинтересованности учащихся. Для поддержания, чего необходима систематическая работа в этом направлении. |
5. Условия реализации изменений |
Постоянное совершенствование профессионального уровня педагога по актуальным проблемам коррекционной педагогики через самообразование и прохождение курсовой подготовки. |
6. Публикации |
Нет. |
7. Результат изменений |
Результатом изменений можно считать следующее: разнообразие форм и приёмов работы с текстом повышают мотивацию и интерес к чтению.Помогают решить сопутствующие задачи: формирование техники чтения; расширение кругозора детей; развитие речи и обогащение словаря; развитие познавательных процессов; осуществление межпредметной связи с воспитательскими занятиями, что способствует в дальнейшем успешной социальной адаптации в обществе. Доступность содержания текстов по речевой разминке, простота, относительная занимательность сюжета вызывают положительные эмоции у детей, что способствует созданию ситуации успеха. Различный объём текстов, сложность фабулы способствует осуществлению дифференцированного подхода к школьникам, а увеличивающееся количество слов в тексте позволяет отследить динамику развития школьника.
|
Составляющие образования. |
Обучение. |
Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться.
В.А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения творческих работ, развивает их мышление, воображение, речь, создаёт базу для усвоения всех школьных дисциплин.
В современном мире с увеличивающимся потоком информации, расширением сфер применения компьютерной техники владение полноценным навыком чтения остаётся важным условием существования человека.
Полноценный навык чтения характеризуется четырьмя качествами: правильностью, беглостью, выразительностью, сознательностью.
Становление качества чтения у детей с нарушением интеллекта – процесс длительный. Это обуславливается многими причинами, в частности недостатками понимания читаемого, несовершенством речевого развития детей, ограниченностью объёма и зрительного восприятия, что ведёт к инертности, отсутствию интереса к чтению, к отрицательным эмоциональным моментам на уроках.
Опыт работы с учащимися специальной школы приводит к выводу о необходимости поиска и применения новых форм, которые смогли бы активизировать познавательную деятельность, сделать чтение интересной и желанной деятельностью; обеспечить школьнику коррекционной школы-интерната эффективное восприятие и осознание прочитанного.
Необходимость введения инновационных приёмов была вызвана ещё тем, что художественные тексты в книгах для чтения, хотя и несколько адаптированные вызывают определённые трудности у детей в процессе чтения из-за сложных смысловых связей, наличия незнакомых слов. Чтение таких текстов замедляет темп чтения, снижает интерес, вызывает ситуацию неуспеха.
Проанализировав выше сказанное, сочла необходимым использовать разнообразные формы и приёмы работы с текстом на уроках чтения в начальных классах, повышающих интерес к чтению.
Все имеющиеся приёмы я разделила на следующие группы:
1) Приём « речевая разминка»
Выбор термина «речевая разминка», во-первых, обоснован тем, что чтение является видом речевой деятельности, поэтому упражнения в чтении можно считать речевыми. Во-вторых, тренировка быстрого чтения проводится в начале урока, перед изучением основного произведения, в результате чего работа с дополнительным материалом оказывается как бы «разминкой».
Речевая разминка может проводиться, начиная со второго года обучения. Однако наиболее эффективное использование данного приёма возможно с четвёртого класса, т.е. тогда, когда в качестве речевого материала можно подбирать текст, а не отдельные слова или предложения. Именно в пределах этих лет обучения школьники переходят в основном на чтение целым словом, увеличивается объём словаря, что создаёт предпосылки для продолжения работы по совершенствованию способов чтения и ускорения его темпа.
Для речевой разминки подбираются специальные тексты, с учётом следующих требований:
- доступности их содержания;
- простоты структуры слов и предложений, входящих в текст;
- относительной занимательности сюжета;
- различий в объёме текстов и сложности фабулы для обеспечения дифференцированного подхода к школьникам.
Примерная методика работы в период проведения речевой разминки может быть следующей:
1. Тексты на карточках (разные по содержанию и объёму) раздаются учащимся. Объём текстов соответствует технике чтения каждого ученика. При этом слежу за тем, чтобы количество слов в рассказах постепенно увеличивалось по мере продвижения ребёнка в технике чтения.
2. Школьникам предлагается задание: в течение одной минуты прочитать текст, напечатанный на карточке, про себя или шёпотом, подготавливаясь к быстрому и плавному чтению вслух. При этом необходимо придерживаться отведённого времени, но не забывать, что данное упражнение своего рода игра, которая должна вызывать удовольствие, успех. В связи с этим можно несколько «растянуть» минуту, если дети не укладываются в отведённое время.
3. После окончания чтения вызываются 2-3 ученика для чтения вслух своего текста, в пределах одной минуты.
4.После чего задаётся вопрос классу по прочитанному материалу, чтобы убедиться. Как школьники поняли текст, а также для того, чтобы привлечь внимание каждого ученика к содержанию нового для них рассказа. По мере приобретения навыка работы на «речевой разминке» обязанность задавать вопрос переходит к самим читающим. В результате каждый ученик в процессе чтения выполняет два задания: читает текст и формулирует один вопрос, который он задаёт классу, если его вызовут для чтения. При регулярном проведении речевой разминки каждый ученик класса выполняет роль «маленького учителя» с большей или меньшей помощью преподавателя. Для поддержания интереса к чтению постепенно вносятся элементы новизны. Например, придумать своё заглавие тексту, кратко его пересказать и т.д.
5. Класс оценивает технику чтения своего товарища с учётом соблюдения времени ( условно со слов учителя ), правильности, выразительности чтения и сложности подготовленного вопроса. Оценка может демонстрироваться цветовыми сигналами: зелёный – 5, жёлтый – 4, красный – неудача. Оценка комментируется учениками. В журнал ставится та отметка, которая названа большинством детей. Как правило, отметка «3» в журнал не ставится. Ребёнку предлагается в следующий раз лучше подготовиться и получить более высокую оценку товарищей.
Слабые в технике чтения школьники участвуют в речевой разминке наряду с другими детьми, но с текстами значительно меньшими по объёму и предельно упрощёнными по содержанию.
Занимательность сюжета, простота, постепенно нарастающий объём текста
2) Приёмы подготовки учащихся к восприятию художественного текста.
Данная группа приёмов подготавливает учащихся к восприятию текста.
К ним относятся: прогнозирование, рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок о героях произведения, расшифровка имени писателя или темы способом перестановки букв, способом сопоставления таблиц, способом чтения через слог.
3) Формы и приёмы работы учащихся по анализу прочитанного произведения.
Эти приёмы направлены на формирование осознанности чтения. К ним относятся: цифровой диктант, составление цифрового диктанта индивидуально, по группам, фронтально, составление учащимися вопросов к тексту, составление плана текста в нужную последовательность, выбор слов, описывающих характер героя, подбор пословиц к произведению, найди лишнее слово с использованием анаграмм, угадай произведение по опорным словам, угадайте из какого произведения этот предмет.
Использование банка заданий, повышающих интерес: динамическое чтение, бинарное чтение, чтение через слово, нахождение и дочитывание предложений по его началу, круговое чтение, выборочное чтение, восстановление логической последовательности текста, разрезанного на части, задания творческого характера: придумать продолжение рассказа, как бы вы поступили на месте героя.
4) Разнообразные формы проведения урока: урок-конкурс, урок-путешествия, урок-сказка.
Настроение школьника на уроке, его интерес, успех позволяет выявить рефлексия.
Детям предлагается оценить урок с помощью тучки и солнышка; с помощью цвета (чёрный - урок неинтересный; жёлтый – урок немного понравился; зелёный – урок интересный.); с помощью лиц (показать грустное лицо, либо весёлое лицо) и т.д.
Примерные формы и приёмы работы учащихся по анализу прочитанного произведения.
Соедени начало и конец пословиц. Подчеркни пословицу которая подходит к сказке «Соломинка, уголёк и боб».
1. У страха… …товарища выручай.
2. Волков бояться… … не смейся.
3. Над чужим горем… … глаза велики.
4. Сам погибай,а … …в лес не ходить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.