Мои инновации в образовании "Занимательные приёмы работы с текстом на уроках в начальной школе VIII вида.
Оценка 4.6

Мои инновации в образовании "Занимательные приёмы работы с текстом на уроках в начальной школе VIII вида.

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
чтение
4 кл
14.01.2017
Мои инновации в образовании "Занимательные приёмы работы с текстом на уроках в начальной школе VIII вида.
Сущность инновационных изменений заключается в формировании интереса к чтению через использование на уроках чтения разнообразных форм и приёмов работы с текстом, позволяющих разнообразить урок, внести элементы новизны в образовательный процесс. В данной статье приводятся примерные формы и приёмы работы учащихся по подготовке к восприятию художественного произведения, анализу прочитанного произведения. т.д.
Приёмы работы с текстом ..doc

Ф.И.О.

 

Учреждение

 Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии- специальная (коррекционная) школа- интернат VIII вида

Должность

Учитель начальных классов

Стаж работы

20  лет

1. Тема       инновационного педагогического опыта

Повышение интереса к чтению, через использование разнообразных форм, приёмов работы с текстом.

2.Источник изменений

Необходимость поиска и применения новых форм, приёмов обеспечивающих учащимся с нарушением  интеллекта эффективного осознания прочитанного, способствует в дальнейшем  успешной социальной адаптации в обществе. Выпускник коррекционной школы - интернат должен владеть навыками полноценного чтения: правильностью, беглостью, выразительностью, сознательностью.А  совершенствование  данных навыков невозможно без  сознательного интереса к чтению.  Формирование навыка чтения можно представить как музыку, разыгрывающуюся на огромном органе, у которого множество клавиатур, включающихся в определённое время и на определённый срок. Если в это время не сыграть в этом регистре, он замолкнет навсегда. То, что не сформировалось у ребёнка в нужное время, может быть исправлено потом лишь частично, да и то не всегда.

Это время  мы называем начальная школа.

Вспоминая слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя  быть счастливым, не умея читать ещё раз  подтверждают значимость чтения. С этими словами нельзя не согласиться. Мудрые слова великого педагога В.А. Ушинского, утверждающего о том, что дитя утомляется не деятельностью,а её однообразием и односторонностью «подталкивает» нас, учителей к разработке и  применению инновационных технологий.

3. Идея изменений

Сущность изменений заключается в формировании интереса к чтению через использование на уроках чтения разнообразных форм и приёмов работы с текстом, позволяющих разнообразить урок, внести элементы новизны в образовательный процесс.

4. Концепция                                изменений 

Эффективность реализации данной программы напрямую зависит от заинтересованности учащихся. Для поддержания, чего необходима систематическая работа в этом направлении.

5. Условия реализации изменений

Постоянное совершенствование профессионального уровня педагога по актуальным проблемам коррекционной педагогики через самообразование и прохождение курсовой подготовки.

6. Публикации

Нет.

7. Результат изменений

Результатом изменений можно считать следующее: разнообразие форм и приёмов работы с текстом повышают мотивацию и интерес к чтению.Помогают решить сопутствующие задачи: формирование  техники чтения;  расширение кругозора детей; развитие речи  и  обогащение словаря; развитие познавательных процессов; осуществление  межпредметной связи с воспитательскими занятиями, что  способствует  в дальнейшем успешной социальной адаптации в обществе.  Доступность содержания текстов по речевой  разминке, простота, относительная занимательность сюжета вызывают положительные эмоции у детей, что способствует созданию ситуации успеха. Различный объём текстов, сложность фабулы способствует осуществлению дифференцированного подхода к школьникам, а увеличивающееся количество слов в тексте позволяет отследить динамику развития школьника.

 

 Составляющие образования.

Обучение.

 

Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться.

В.А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения творческих работ, развивает их мышление, воображение, речь, создаёт базу для усвоения всех школьных дисциплин.

В современном мире с увеличивающимся потоком информации, расширением сфер применения компьютерной техники владение полноценным навыком чтения остаётся важным условием существования человека.

Полноценный навык чтения характеризуется четырьмя качествами: правильностью, беглостью, выразительностью, сознательностью.

Становление качества  чтения у детей с нарушением интеллекта – процесс длительный. Это обуславливается многими причинами, в частности недостатками понимания читаемого, несовершенством речевого развития детей, ограниченностью объёма и зрительного восприятия, что ведёт к инертности, отсутствию интереса к чтению, к отрицательным эмоциональным моментам на уроках.

Опыт работы с учащимися специальной школы приводит к выводу о необходимости поиска и применения новых форм, которые смогли бы активизировать познавательную деятельность, сделать чтение интересной и желанной деятельностью; обеспечить школьнику коррекционной школы-интерната эффективное восприятие и осознание прочитанного.

Необходимость введения  инновационных приёмов была вызвана ещё тем, что художественные тексты в книгах для чтения, хотя и несколько адаптированные вызывают определённые трудности  у детей в процессе чтения из-за сложных смысловых связей, наличия незнакомых слов. Чтение таких текстов замедляет темп чтения, снижает интерес, вызывает ситуацию неуспеха.

Проанализировав выше сказанное, сочла необходимым использовать разнообразные формы и приёмы работы с текстом на уроках чтения в начальных классах, повышающих интерес к чтению.

Все имеющиеся приёмы я разделила на следующие группы:

 

1) Приём  « речевая разминка»

Выбор термина «речевая разминка», во-первых, обоснован тем, что чтение является  видом речевой деятельности, поэтому упражнения в чтении можно считать речевыми. Во-вторых, тренировка быстрого чтения проводится  в начале урока, перед изучением основного произведения, в результате чего работа с дополнительным  материалом оказывается как бы «разминкой».

Речевая разминка может проводиться, начиная со второго года обучения. Однако наиболее эффективное использование данного приёма возможно с четвёртого класса, т.е. тогда, когда в качестве речевого  материала можно подбирать текст, а не отдельные слова или предложения. Именно в пределах этих лет обучения школьники переходят в основном на чтение целым словом, увеличивается объём словаря, что создаёт предпосылки для продолжения работы по совершенствованию способов чтения и ускорения его темпа.

Для речевой разминки подбираются специальные тексты, с учётом следующих требований:

- доступности их содержания;

- простоты структуры слов и предложений, входящих в текст;

- относительной занимательности  сюжета;

- различий в объёме текстов и сложности фабулы для обеспечения дифференцированного  подхода к школьникам.

 Примерная методика работы в период проведения речевой разминки может быть следующей:

1. Тексты на карточках (разные по содержанию и объёму) раздаются учащимся. Объём текстов соответствует технике чтения каждого ученика. При этом слежу за тем, чтобы количество слов в рассказах постепенно увеличивалось по мере продвижения ребёнка в технике чтения.

 

2. Школьникам предлагается задание: в течение одной минуты прочитать текст, напечатанный на карточке, про себя или шёпотом, подготавливаясь к быстрому и плавному чтению вслух.  При этом необходимо придерживаться отведённого времени, но не забывать, что данное упражнение своего рода игра, которая должна вызывать  удовольствие, успех. В связи с этим можно несколько «растянуть» минуту, если дети не укладываются в отведённое время.

 

3. После окончания чтения вызываются 2-3 ученика для чтения вслух своего текста, в пределах одной минуты.

 4.После чего задаётся вопрос классу по прочитанному материалу, чтобы убедиться.  Как школьники поняли текст, а также для того, чтобы привлечь внимание каждого ученика к содержанию нового для них рассказа. По мере приобретения  навыка работы на «речевой разминке» обязанность задавать вопрос  переходит к самим читающим. В результате каждый ученик в процессе чтения выполняет два задания: читает текст и формулирует один  вопрос, который он задаёт классу, если его вызовут для чтения.  При регулярном проведении речевой разминки  каждый ученик класса  выполняет роль  «маленького учителя» с большей или меньшей помощью преподавателя. Для поддержания интереса к чтению постепенно вносятся элементы новизны. Например, придумать своё заглавие тексту, кратко его пересказать и т.д.

 

5. Класс оценивает  технику чтения своего товарища с учётом соблюдения времени ( условно со слов учителя ), правильности, выразительности чтения и сложности подготовленного вопроса. Оценка может демонстрироваться цветовыми  сигналами: зелёный – 5, жёлтый – 4, красный – неудача. Оценка комментируется учениками. В журнал ставится та отметка, которая названа большинством детей. Как правило, отметка  «3» в журнал не ставится. Ребёнку предлагается в следующий раз лучше подготовиться  и получить более высокую оценку товарищей.

Слабые в технике чтения школьники участвуют в речевой разминке  наряду с другими детьми, но с текстами значительно меньшими по объёму и предельно упрощёнными по содержанию.

Занимательность сюжета, простота, постепенно нарастающий объём текста

 

2) Приёмы подготовки учащихся к восприятию художественного текста.

Данная группа приёмов подготавливает учащихся к восприятию текста.

К ним относятся: прогнозирование, рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок о героях произведения, расшифровка имени писателя или темы способом перестановки букв, способом сопоставления таблиц, способом чтения через слог.

 

3) Формы и приёмы работы учащихся по анализу прочитанного произведения.

Эти приёмы направлены на формирование осознанности чтения. К ним относятся: цифровой диктант, составление цифрового диктанта  индивидуально, по группам, фронтально, составление учащимися вопросов к тексту, составление плана текста в нужную последовательность, выбор слов, описывающих характер героя, подбор пословиц к произведению, найди лишнее слово с использованием анаграмм, угадай произведение по опорным словам, угадайте из какого произведения этот предмет.

Использование банка заданий, повышающих интерес: динамическое чтение, бинарное чтение, чтение через слово, нахождение  и дочитывание предложений по его началу, круговое чтение, выборочное чтение, восстановление логической последовательности текста, разрезанного на части, задания творческого характера: придумать продолжение рассказа, как бы вы поступили на месте героя.

 

4) Разнообразные формы проведения урока: урок-конкурс, урок-путешествия, урок-сказка.

 

 

Настроение школьника на уроке, его интерес, успех позволяет выявить рефлексия.

Детям предлагается оценить урок с помощью тучки и солнышка; с помощью цвета (чёрный  - урок неинтересный; жёлтый – урок немного понравился; зелёный – урок интересный.); с помощью лиц (показать грустное лицо,  либо весёлое лицо) и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

   Примерные формы и приёмы работы учащихся по анализу           прочитанного произведения.

 

 

Соедени начало и конец пословиц. Подчеркни пословицу которая подходит к сказке «Соломинка, уголёк и боб».

 

 

 

1. У страха…                  …товарища выручай.

 

 

2. Волков бояться…                    … не смейся.

 

 

3. Над чужим горем…            … глаза велики.

 

 

4. Сам погибай,а …             …в лес не ходить.


Ф.И.О. Учреждение

Ф.И.О. Учреждение

Условия реализации изменений

Условия реализации изменений

Необходимость введения инновационных приёмов была вызвана ещё тем, что художественные тексты в книгах для чтения, хотя и несколько адаптированные вызывают определённые трудности у детей в…

Необходимость введения инновационных приёмов была вызвана ещё тем, что художественные тексты в книгах для чтения, хотя и несколько адаптированные вызывают определённые трудности у детей в…

После окончания чтения вызываются 2-3 ученика для чтения вслух своего текста, в пределах одной минуты

После окончания чтения вызываются 2-3 ученика для чтения вслух своего текста, в пределах одной минуты

Использование банка заданий, повышающих интерес: динамическое чтение, бинарное чтение, чтение через слово, нахождение и дочитывание предложений по его началу, круговое чтение, выборочное чтение, восстановление логической…

Использование банка заданий, повышающих интерес: динамическое чтение, бинарное чтение, чтение через слово, нахождение и дочитывание предложений по его началу, круговое чтение, выборочное чтение, восстановление логической…

Примерные формы и приёмы работы учащихся по анализу прочитанного произведения

Примерные формы и приёмы работы учащихся по анализу прочитанного произведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017