Мой профессиональный бренд
Ильина Татьяна Владимировна
Краткие сведения:
Образование: высшее
Стаж работы: 30 лет
Место работы: Тюменская область, город Ялуторовск, МАОУ «СОШ № 4»
Должность: учитель начальных классов
Педагогическое кредо: «Увидеть в каждом ребёнке одарённую личность трудно, но возможно!»
Творенье может пережить
творца:
Творец уйдет,
Природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело
Самым ярким воспоминанием о школьных годах в жизни любого человека остается Учитель! Я не боюсь это слово писать с большой буквы. Учитель, к которому и через двадцать – тридцать лет после окончания школы приходят со своими радостями и бедами, приходят за советом и поддержкой, а иногда и без серьезной причины - просто потому, что захотелось увидеть близкого человека, улыбнуться ему, услышать его, сказать ему теплое слово.
За свою длительную педагогическую деятельность не раз приходилось размышлять над тем, что значит, для меня быть учителем… Я до сих пор понимаю, что не могу провести черту, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Для меня учитель – это уже не просто профессия, а целая жизнь, счастливая жизнь!
Что такое счастье? Каждый человек сам определяет для себя своё собственное счастье. В моём представлении счастье - это драгоценный камень с множеством граней и для каждой из них существует своё маленькое «счастьице». Счастье - в крепком здоровье дорогих тебе людей, в любимом человеке рядом с тобой, в материнстве… В этом драгоценном камне обязательно существует грань – любимая профессия.
В школе учителем начальных классов я работаю 30 лет. Профессия очень сложная, но необыкновенно интересная. Я ведь первая учительница маленького человечка, который приходит первый раз в школу. Сколько уже было учеников?! И сколько будет! Но какие они все разные, не похожие друг на друга! Я понимаю, что от того, кем они станут в будущем, очень многое зависит от меня. В природе изменения происходят быстро: несколько мгновений – и куколка превращается в прекрасную бабочку. В жизни человека сложнее. Такими прекрасными бабочками представляются мне выпускники, когда они красивые и весёлые, вылетают из стен школы в свою взрослую жизнь. А приходят сюда, держась за мамину руку, робкие, наивные, любопытные малыши. Научить их учиться, помочь приобрести друзей, вселить уверенность в себя, привить любовь к знаниям – трудная задача. А ещё вместе с ними радоваться и огорчаться, учить держать ручку и выводить первые буквы, складывать слова в предложения, решать задачи; завязывать им шнурки и разрешать их неразрешимые проблемы… Да, учителю надо ждать годы, чтобы увидеть результат своего творения и почувствовать себя счастливым.
Учитель - это друг, наставник, помощник, союзник и советчик. Очень важно понять ребенка, оценить его состояние, быть с ним искренним. Все время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам на уроках, создать творческую обстановку в классе. Не боюсь говорить ребенку, что у него сегодня на уроке все получается, даже тогда, когда его успехи более чем скромны. Это воспитывает у него уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг, пробуждает интерес к знаниям. Моя задача - помочь ученику, раскрыть свои способности и талант, да и просто найти себя. Понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства.
Сейчас у меня первоклассники. Они ещё не ученики – просто дети, способные и не очень, старательные и не слишком, подвижные и медлительные, внимательные и рассеянные. Они живут в своём мире, у них своё представление о добре и зле, свои критерии красоты, даже своё измерение времени, где год равен вечности. Как попасть в это измерение? Каждый раз мне приходится искать ключик, который пустит меня в мир детской души. Но всегда при этом понимаешь, что терпение и только терпение, и ещё любовь к детям – вот пропуск в их особый мир Я люблю детей, они такие разные, а детский мир такой богатый и разнообразный! Важно в каждом ребёнке видеть одарённую личность, помогать ей раскрыться, развивать стремление к творчеству, сделать успешными первые шаги в радостную, наполненную смыслом жизнь – вот к чему я стремлюсь. «Каждый ребёнок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребёнок» (Артур Шопенгауэр). В каждом гении есть творческое начало, а значит начало творчества учителя - дети…
С каждым годом все больше убеждаюсь, как это трудно – УЧИТЬ. Тебе верят, тебя любят, на тебя надеются, за тобой идут… Как важны каждый взгляд, каждая мысль, каждое твое слово…
Вот открываю дверь в класс… Вижу детские глаза… Добрые, любопытные. Детские глаза, которые ждут. Ждут - чего? Понимания? Доброты? Тепла? Да, безусловно. Ждут заветного: «Доброе утро! Я очень рада вас видеть!» Ждут, когда я улыбнусь им и начну урок. Урок, длиною в целую жизнь, наполненный общением, ведущий к открытиям.
Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию. Должно появиться желание сделать урок еще лучше и интереснее. Считаю, что с самых первых уроков надо включать детей в деятельность, создавать ситуации, когда ребенок сам добывает знания, а не ждет их в готовом виде, когда он анализирует, обобщает, корректирует, договаривается с собеседниками при работе в паре и в группе, учится слышать и слушать, соглашаться и отстаивать свою точку зрения. Решение проблемной ситуации, создание алгоритма действий, определение темы урока, постановка целей и задач – все это является неотъемлемой частью моей учительской деятельности. Если педагог строит свои уроки в соответствии с этим, успех гарантирован. Я испытала чувство глубокого удовлетворения, когда стала замечать в глазах ребят искорку интереса и желание узнавать новое, неизведанное. И это здорово! А каждый урок перестал быть похожим на предыдущий.
Одно из важных своих качеств как учителя считаю способность и желание «расти». Чтобы иметь право учить, нужно постоянно совершенствоваться. Учитель всегда должен идти в ногу со временем, а может быть даже на шаг вперед, ведь наши дети меняются быстрее, чем мы. Эмиль Золя писал «Единственное счастье в жизни – это стремление вперёд». Я счастлива, что обучала детей XX века…Это было поколение книг. Сейчас общение чаще ограничено видеорядом: телевидение, компьютер. Это привело к тому, что школа перестала быть единственным источником знаний и информации. На мой взгляд, просто глупо пытаться отменить целый мир, который уже существует. Надо умело использовать в своей практике новые возможности, научиться жить в этом мире, открывая новые перспективы. Когда стали появляться компьютерные технологии, я поняла - это то, что поможет сделать мне тот самый шаг вперёд на пути к профессионализму, используя инновационные подходы в подготовке будущих творцов. Теперь главная моя задача как учителя состоит в том, чтобы не «отстать от ученика», использовать новые информационные технологии, чтобы научить юное поколение адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Тема моего самообразования с 2018 года «Использование инновационных технологий - средство активизации учебной деятельности младших школьников».
Сейчас уже трудно представить современный урок без использования ИКТ. Применение на уроках компьютерных технологий позволило мне открыть новые возможности в преподавании. Необходимость применения средств ИКТ в своей работе диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Применение компьютеров на уроках значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.
Основными направлениями своей работы при использования ИКТ являются:
- мультимедиа-уроки, которые провожу на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки окружающего мира» для 1-4 классов;
- уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме исследовательских и творческих проектов учащихся;
- дистанционные олимпиады и конкурсы.
Мои ученики активные участники разных конкурсов, как интеллектуальных, так и творческих. Каждый год их число растет. И они уже не только участники, но часто становятся призерами и победителями. Позволю перечислить лишь некоторые из них:
2016г.- Победитель муниципального конкурса научно-исследовательских работ «Конференция первого доклада» - диплом I степени
2016г. - Призер Всероссийского конкурса исследовательских работ «Юный академик» - диплом II степени
2016г. - Победители и призеры муниципального этапа олимпиады «Занковский марафон» (3 победителя, 3 призера)
2016г.- Победитель регионального этапа олимпиады «Занковский марафон» (номинация «Литературное чтение»)
2018г. - Призер муниципального конкурса научно-исследовательских работ «Конференция первого доклада» - диплом III степени
2018г. - Победитель муниципального этапа IX областной олимпиады, посвященной «Году единства России» для детей с ограниченными возможностями здоровья в секции «Исследовательские работы»
2018г. - Победитель Всероссийского математического турнира «Зеленая математика» -1 место.
2019г. – Призеры муниципального этапа олимпиады по математике и технологии.
И еще многие другие конкурсы и победы… Это ли не результат нашей совместной работы?!
Важным в своей работе считаю и то, что компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, тематический, итоговый) контроль учебного процесса. Он помогает мне сэкономить учебное время, что даёт возможность уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися. Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках. Учащиеся могут использовать компьютер и для самоконтроля полученных знаний. В этом мне помогает использование образовательных платформ, доступ к которым открыт для каждого ученика, учителя, родителя бесплатно. В своей работе я применяла онлайн-ресурсы платформ «Учи.ру» и «Якласс» с 2017 года, а «РЭШ» - с 2020 года.
Достоинства образовательной платформы «Учи.ру»:
- Ученикам каждый день доступно 20 бесплатных заданий, а также для них бесплатно всё, что задаст учитель. Очень удобна функция «Начать урок», позволяющая ребятам выполнять неограниченное количество заданий в течение урока (60 минут).
- Предлагаю детям участвовать в олимпиадах, даже слабые ученики занимают здесь призовые места, что дает возможность пополнять портфолио любого ребенка.
- Активность детей повышается во время проведения марафонов, которые вызывают интерес и добавляют элемент соревнования при обучении. Я очень горжусь тем, что мои дети всегда свой класс выводят на призовые места. Это говорит и о командном духе ребят.
- На сайте появились новые сервисы для дистанционного обучения: «Онлайн-уроки», «Виртуальный класс», «Задания от учителя», «Проверка знаний».
Платформа даёт возможность каждому ученику осваивать учебный материал, играя, а учителю – мотивировать ребенка и активизировать его работу.
Использовать только "Учи.ру" невозможно, так как на платформе отсутствует теоретический материал. Портал "Российская электронная школа" – бесплатный ресурс, содержащий готовые уроки, построенные в логике ФГОС. Каждый урок содержит блок целеполагания, видеоматериал, задания на отработку, контрольные задания двух вариантов.
Для отработки практических навыков, контроля знаний активно использую платформу «ЯКласс». Учитель может сразу увидеть результаты выполнения проверочных работ учащегося и выставить отметки, а ученики – провести работу над ошибками. Очень удобно и быстро.
Еще в своей работе уже второй год использую универсальную цифровую образовательную платформу «LECTA», которая включает в себя не только электронные формы учебников (ЭФУ) по всем предметам, но и бесплатные образовательные сервисы для учителей и учеников, такие, как «Классная работа», «Контрольная работа», «Атлас+», «ВПР-тренажеры», «Книговыдача» и другие возможности. Они позволяют учителю составить рабочую программу, быстро контролировать и оценивать знания учащихся, повышать познавательную активность учащихся, и наглядно представлять новый материал. В разделе «Классная работа» я использую готовые материалы для проведения уроков в виде презентаций с иллюстрациями, мультимедийным контентом и интерактивными заданиями. Важно, что эти материалы можно менять по своему усмотрению, добавляя и новый материал. Это позволяет делать урок насыщенным и экономить время учителя на поиск учебных материалов.
Мой кабинет оснащен мультимедийным проектором, интерактивной доской, компьютером – все это помогает активизировать учебную деятельность моих учеников, применяя инновационные технологии. Я считаю, что иду в правильном направлении.
Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимой к ошибкам других, но требовательной к самой себе, а самое главное - научили бережнее относиться к детям. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. Учитель должен быть ЛИЧНОСТЬЮ. Как говорил Ушинский: «Только личность может воспитать личность». А для этого нужно много учиться, работать над собой, уметь изменяться, идти в ногу со временем.
Иногда понимаешь, что не успеваешь за потоком информации, поэтому необходимо пополнять свои знания опытом коллег, делиться с ними своими находками на методических объединениях, участвовать в научно-практических семинарах, конференциях, мастер-классах. Именно тогда ты понимаешь, каким должен быть современный учитель. Он является одновременно и преподавателем, и воспитателем, организатором деятельности детей, советчиком, наставником для родителей и коллег, психологом, тонким и умелым знатоком детских душ и, конечно же, «учеником», который постоянно учится, совершенствуется, стремится к лучшему, ведь он - пример для своих детей. Поэтому провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, принимаю участие в конкурсах различных уровней:
2017г. – Диплом III степени Всероссийского конкурса профессионального мастерства Педагогического клуба «Наука и творчество» в номинации «Мой лучший урок по ФГОС»
2018 г.- Всероссийский конкурс методических разработок «Цифровой урок», Институт стратегии развития образования, «Экзамен-Медиа», 1 место в номинации « Начальная школа. Литературное чтение с « Экзамен-Медиа».
2018 г.- Участник муниципальных педагогических чтений «Реализация регионального стандарта изменений через трансформацию урока и проектирование среды развития»
2018г. - Муниципальный конкурс интегрированных уроков «Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия» диплом II степени
2018г. - Международный педагогический конкурс «Секреты педагогического мастерства» - диплом II степени
2018 г. - Областной конкурс «Узнай героя-земляка». Номинация конкурса: «Лучшая презентация, посвященная герою-земляку».
2019г.- Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший специалист сферы образования»,3 место.
2019г. – Муниципальный смотр-конкурс уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов. Диплом победителя.
2018, 2019, 2020г. - Почётная грамота «Активный учитель региона» («Учи.ру»);
2020г.-Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Ярмарка педагогических идей»,1 место.
2020г.- Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мастерская педагогического опыта современного педагога»,1 место.
Своими методическими находками, опытом работы я делюсь на своей страничке образовательного портала для педагогов «Знанио» (https://znanio.ru/person/z65851659). Здесь можно найти исследовательские проекты моих учеников, разработки и презентации уроков, внеклассных мероприятий, советы для родителей…
Я убеждена, что современный учитель должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим и искренним, уважающим и ценящим своих учеников. Именно такими жизненными позициями я руководствуюсь в своей профессии педагога. Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом. И как бы не сложилась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников, их успехи - высшая награда для меня. И нам вопросы: «Кто Вы по профессии?» Всегда с гордостью говорю: «Я – учитель!»
Список литературы:
Образовательные платформы /Электронный режим/ Режим доступа
Образовательная социальная сеть / Электронный ресурс/ Режим доступ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/03/10/ispolzovanie-innovatsionnyh-tehnologiy-kak-sredstvo-aktivizatsii
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.