Актуальность
Первый класс – особый этап в жизни ребенка, связанный с изменением ведущей деятельности, освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, необходимостью регулировать свое поведение. В связи с этим у многих первоклассников, может возникнуть напряженность, тревога, а порой и мотив с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Данная программа имеет социально-психологическую направленность и призвана осуществить комфортный, и успешный процесс адаптации, предотвратить возможную дезадаптацию, формировать универсальные учебные действия и сплоченность класса.
Цель: развитие личности ребёнка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности.
Задачи:
помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на развитие всей системы восприятия окружающего мира;
научить детей осознавать и называть собственные переживания;
учить методам и приёмам познания себя;
ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.
Принципы построения программы
Программа «Мой волшебный мир» состоит из 32 занятий.
Продолжительность каждого занятия 40 минут.
Программа включает в себя 3 раздела:
«Я - школьник» (15 часов).
«Мои помощники»(8 часов).
«Мои чувства» (9 часов).
I раздел «Я - школьник»
Занятия этого раздела посвящены знакомству с учениками своего класса, привыканию к требованиям обучения, а также на снижение тревожности и повышение уверенности в себе.
Каждое занятие предполагает для работы тетрадь и цветные карандаши. Выполнение некоторых заданий предполагает самостоятельность деятельности. Остальные упражнения и этюды выполняются в пространстве класса.
Многие упражнения выполняются после небольшой инструкции, что позволяет формировать умение воспринимать и принимать инструкцию.
IIраздел «Мои помощники»
Занятия этого раздела знакомят детей с ролью познавательных процессов в познании окружающего мира, а также содействуют осознанию актуального состоянию своего внимания, памяти и восприятия.
На занятиях активно используется демонстрационный материал, чтобы в процесс осознания и тренировки памяти, внимания и восприятия были включены разнообразные аспекты (органы чувств, эмоции, движения, речь и т.д.) Во время занятий данного раздела происходит и межполушарное взаимодействие, что позволяет полноценно развиваться учащимся.
IIIраздел «Мои чувства»
На занятиях этого раздела первоклассники знакомятся с многообразием и богатством эмоциональных проявлений собственных и окружающих людей.
Упражнения направлены на понимание собственных и чужих эмоций, развитие способности к «прочтению» мимических и жестовых выражений эмоций.
В итоге происходит:
- осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодействия;
- использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций;
- зачатки эмпатии как понимания чувств других людей.
Структура занятий
Разминка:
направлена на создание положительного эмоционального фона, снятие напряжения, активизацию мыслительной деятельности, формирование познавательного интереса и позитивного настроя на занятие.
Основное содержание:
направлено на формирование нового опыта, овладение практическими умениями и навыками, связанные с темой занятия. Включает в себя упражнения на развитие познавательных возможностей и способностей ребенка, его интеллекта, упражнения на развитие знаний о себе, своей индивидуальности и индивидуальности других детей, правильных нормах поведения, коррекцию эмоционально – личностной сфер и т.д. Кроме упражнений в занятия включаются сказки и мультфильмы. В середине основной части проводится пауза(3-5 минут) направленная на усвоение здоровье - сберегающих приемов и методов саморегуляции, снятие психомышечного и эмоционального напряжения.
Структура занятий
Подведение итогов, рефлексия:
включает в себя отработку личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, чувств испытанных в процессе работы, выявление эмоционального отношения к проведенному занятию, с помощью рефлексивного упражнения. Закрепление полученных знаний, умений и навыков, перенос их в реальность.
Средства коррекции и развития
Изобразительные игры, эмоциональная гимнастика, упражнения на развитие невербального общения.
(«Угадай какую букву тебе написали на спине», «Ветер дует на…», «Буратино забыл слова» и т.д.)
Диагностические методики рисуночного и вербального типов, элементы арт - терапии.
Упражнения, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков.
(«Раскрасим рюкзак вместе», «Расскажи хорошее о своём однокласснике», «Снежный ком» и т.д.)
Средства коррекции и развития
Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.
Упражнения, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.
Упражнения на развитие психомоторных функций и регулирования поведения в коллективе.
Упражнения на коррекцию настроения, овладения приемами преодоления негативных, тревожных переживаний.
Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями:
активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;
эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;
метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются поведенческими метафорами – они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых очень много в программе, не могут обойтись без метафоры.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия (УУД)
Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях.
В этой связи у первоклассника будут сформированы:
1.1 внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально-положительного отношения к школе;
1.2 способность к оценке своей учебной деятельности;
1.3 начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
1.4 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
1.5 мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
1.6 самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
1.7 эпические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Планируемые результаты
2. Коммуникативные УУД
Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей – партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В этой связи первоклассник научится:
2.1 формулировать собственное мнение и позицию;
2.2 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
2.3допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
2.4 задавать вопросы.
Планируемые результаты
3. Регулятивные УУД
Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
В этой связи первоклассник научится:
3.1 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области;
3.2 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Планируемые результаты
4. Познавательные УУД
Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.
В этой связи первоклассник научится:
4.1 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
4.2 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
Список литературы
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. М. 2013
Здоровые дети в здоровом образовании. Из опыта работы учителей и педагогов-психологов муниципальной системы образования г.Новосибирска. Новосибирск, 2004.
Ильина М.В. Тренируем внимание и память. М., 2005.
Корепанова М.В., Харламова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей. М., 2004.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М., 2002
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М., 2009.
http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka/319-1-0-2642
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.