В настоящее время в программе школы, основывающейся на ФГОС второго поколения, изменились ориентиры: особое внимание государство делает попытки уделить предметам естественно-научного направления, в особенности физике и химии. Но, если в крупных школах есть возможность что-то изменить в лучшую сторону (может быть, благодаря спонсорам и связям с крупными предприятиями), то в малокомплектных и сельских школах. несмотря на Концепцию естественно-научного образования, "воз и поныне там". Задач очень много, и интернет и наличие компьютеров - это не панацея от всех школьных проблем.
Изучая различные приемы и методы, мы - учителя - пришли к выводу, что наилучший способ повысить мотивацию к изучению физики - это изучать ее проектным методом.
В данной статье представляю фрагменты моего опыта использования метода проектов.
опыт проектной деятельности.docx
Опыт проектной деятельности
Михайлюк Е.В.,
МБОУ СОШ с. Красное
Николаевского района Хабаровского края
Современная школа в настоящее время ориентируется на выполнение ФГОС второго
поколения. Особое место здесь занимают научноестественные дисциплины, в особенности,
химия и физика. В настоящее время, несмотря на опубликованную концепцию
естественнонаучного образования, сельские школы не готовы уделить требующееся
внимание, например, физике.
Метод проектов может быть использован как при работе с учебным материалом в
школьное время, так и во внеурочное время. Выбор метода научного познания, который
будет использован в проекте или исследовании, зависит от той проблемы, которую выбрал
ученик.
Первый этап – постановка проблемы является наиболее сложным для обучающихся,
в самом начале работы я прилагаю максимальный педагогический такт, чтобы помочь
ребенку найти то, что могло бы воплотиться в проекте (например, нами были выбраны
такие проблемы: «Как измерить диаметр футбольного мяча с помощью линейки», «Будет
ли гореть свеча на МКС?», «Как направлены силы трения между колесами и землей у
переднего и заднего колеса тележки?», «Как определить радиус большого зеркала»)
Следующий этап – целеполагание. На этом этапе ребята высказывают большое количество
идей, даже самых фантастических. Я определяю вместе с детьми, каким будет проектный
продукт, и мы решаем, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.
Следующий шаг – это планирование. Планирование представляет для них
определенную трудность. И здесь требуется моя значительная помощь. Важно только не
начать планировать вместо ребенка! Для этого я использую алгоритм планирования.
На следующем этапе проходит реализация намеченного плана – создание проектного
продукта. Тут ребята проявляют большую активность, действуют самостоятельно,
творчески.
Очень важной частью проекта является отчет о ходе работы и презентация проекта.
На различных этапах работы над проектом моя позиция:
руководитель проекта, коллега;
равноправный партнер;
эксперт – знаток.
Роль обучающихся:
активные участники процесса;
члены команды;
авторы проекта;
равноправные партнеры.
Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое
положительное педагогическое значение.
Проектная деятельность, связанная с физикой, привлекает не многих школьников.
Причины разные – страх перед данной областью знаний, опасение неудач, увлечение
другими занятиями и т.д. Поэтому свой курс «Практическая физика» строю, может,
традиционно, индуктивно, но это срабатывает: после введения в курс мы с детьми
начинаем научные игры, причем, каждая игра – проблема, которую требуется решить.
После первых двух – трех занятий подтягиваются другие дети. Способности и
возможности, разумеется, разные. Еще два – три занятия происходит ротация – часть детей отсеивается, остаются те, которыми движет научное любопытство. И это замечательно,
потому что, когда подходит время самостоятельных проектов, мы, вместе с проектным
продуктом получаем и такие важные результаты, как повышение самооценки и уровня
притязаний, появляется уверенность в себе.
Итак, первый этап. Несколько лет назад нашла в тоненькой методичке замечательную
подсказку для анкетирования. Несмотря на то, что таблицы ориентируются на учебные
школьные результаты, оказалось, что эта методика прекрасно подходит и для
дополнительных занятий, особенно, если учесть, что таблицы дети заполняют сами, потом
мы вместе анализируем результаты.
Второй этап – игры.
1. Приношу фен на занятия (раньше использовала еще обратную тягу пылесоса). Игра с
шариками. Поддержка бумажного самолетика.
2. Фотобол: два игрока с лазерными указками стоят полубоком напротив друг друга.
Цель игры: поймать луч противника и отразить в заданные границы.
Устанавливаются границы игры (например, только противоположные стены
кабинета). Выход за границы указанного поля – штраф. (Вначале ребята не совсем
понимают, как и что сделать, потом увлекаются.)
3. Линзы. Что можно сделать с линзами.
4. Игра с пружинками и резинками: растягиваем вверх и вниз.
5. Реактивное движение воздушных шариков.
И т.д.
Рефлексия: интерес проявился.
Третий этап – совместные проекты и исследования.
Четвертый этап – работа с подсказками.
Последний этап – самостоятельная работа (с минимальной коррекцией деятельности)
Подведение итогов и рефлексия.
Этот метод позволяет ребятам приобрести коммуникативные навыки общения,
практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и
знакомство с различными точками зрения. Обучающиеся овладевают умениями
использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов
помогает формировать у школьников критическое и творческое мышление.
Если школьник сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно
надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет
спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях,
совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные
учебные действия позволяет повысить мотивацию школьника и интерес к изучению
предмета «физика».
г. НиколаевскнаАмуре,
март, 2016
Мой опыт проектной деятельности
Мой опыт проектной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.