"Молчалины блаженствуют на свете?" (Репортаж с урока по «Горю от ума» А. С. Грибоедова.)
Оценка 4.9

"Молчалины блаженствуют на свете?" (Репортаж с урока по «Горю от ума» А. С. Грибоедова.)

Оценка 4.9
pdf
23.06.2020
"Молчалины блаженствуют на свете?" (Репортаж с урока по «Горю от ума» А. С. Грибоедова.)
Молчалины блаженствуют на свете.pdf

Андреева Алла Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МЦХШ при РАХ.  Г. Москва Молчалины блаженствуют на свете?

(Репортаж с урока по «Горю от ума» А. С. Грибоедова.)

                                 На моём открытом уроке в 9 классе по теме «Молчалины

блаженствуют на свете?» гостей заставило задуматься смещение аспекта, привычного для заключительного занятия по комедии «Горе от ума». Объектом живого диспута стал не Чацкий, споры о котором ведутся издавна,

а     Молчалин.     Коллеги     не     оспаривали,     а     размышляли:     почему

«молчалинщина»  так всколыхнула девятиклассников?

Итак, почему же оказался необходимым спор о Молчалине, а не о Чацком?

 Первое, о Чацком, провозвестнике новых идей, борце за права человека во всех сферах жизни, мечтательном идеалисте и просто страстно влюблённом молодом человеке, мы уже говорили на предыдущих занятиях -  и немало.

 Во-вторых, мне хотелось, чтобы учащиеся осознали, что конфликт главного героя развивается в двух направлениях.  Внешний конфликт –  в борьбе за прогресс, за свободу мыслей и действий, в противостоянии консерваторам, ярым крепостникам, «фамусовцам». Это – начало противостояния «века нынешнего и века минувшего». Глубинный же конфликт – в нравственной борьбе со своими ровесниками, в борьбе за выбор жизненных ориентиров для людей молодого поколения.

 Молчалин здесь - самый яркий антипод Чацкого. Хотя они вроде бы в открытую борьбу один против другого не вступали, но противодействие сохраняется от начала до конца драмы.  И именно Молчалин, втихомолку, но сильнее других, на мой взгляд, наносит удары надеждам и мечтаниям Чацкого, приводит умного, до этого уверенного в себе человека в отчаяние.

Он на какое-то время колеблет веру Чацкого в возможность скорого духовного возрождения молодых современников.  Удары, наносимые Молчалиным, оказались болезненнее, чем фамусовское отторжение.

                           В-третьих, хотя учащиеся в юношеском благородном пылу и

утверждали, что в нынешней жизни чацких больше, я в этом не уверена. Способных вступать в открытую борьбу словом и делом во все времена было не много. Но они – всегда на виду. С молчалиными же всё куда сложнее. Распознать молчалинщину не просто. Возможно, потому это явление так взволновало старшеклассников, чья нравственность формируется и реальной жизнью, и классическими образцами. Литературный герой Грибоедова, «жалчайшее созданье», вобрал в себя типичные черты, отвратительные, но живучие, и пока – трудно искоренимые. И это тоже почувствовали подростки.

Каковы были цели урока

 Прежде всего, преследовалась цель углубления, обобщения, систематизации знаний учащихся по теме.

 Я старалась помочь ученикам осознать обличительную силу грибоедовского образа, почувствовать актуальность классического персонажа, личностную значимость литературного материала. Мне хотелось пробудить в моих воспитанниках чувство активной неприязни к молчалинскому раболепию, угодливости, двуличию, научить  распознавать их и осознавать вред, наносимый ими обществу.

Введение в тему урока

 Тема заключительного урока «Молчалин и молчалинщина»  была объявлена учащимся накануне, чтобы они могли подобрать необходимый материал, обдумать его и предварительно обсудить между собой. Для этого заранее определились группы по 5-6 человек; в таком составе они работали и на уроке.

 Предварительно был проведён и соцопрос учащихся. (Отмечу, что всего было опрошено 100 старшеклассников.) Цель опроса – поставить учеников  в ситуацию нравственного выбора, наметить ассоциативные связи литературного образа с жизнью.

Наш урок  начался с информации ученика-статиста (она была на уроке выведена на экран). Привожу в виде таблицы вопросы, результаты распределения мнений и реплики учеников, которые звучали по ходу комментария результатов анкетирования.

Информация статиста по результатам соцопроса

Вопрос  теста

Результат опроса

Реплики вслух

1

2

3

1.Представьте себе, что в обществе, где вспыхнул бурный спор, один молодой человек внимательно слушает всех, но сам молчит. Что Вы подумаете о нём?

          

-Великое искусство нравиться! -Такой приём часто используется людьми изворотливыми, неумными. Но промолчать ума хватает…

А).Воспитан. Не перебивает других и не торопится высказаться.

80

-Прямо по Корнеги!

 

Б).Умён. Осмысляет слова говорящих.

16

-Молчанье – золото!

В).Глуп. Ему самому нечего сказать.

4

-Всего четверо?

2.Вам как руководителю предстоит выбрать подчинённого. Кого предпочтёте Вы?

 

-Зависит от того, какое вакантное место: секретаря или инженера…

А).Исполнительного, аккуратного, услужливого, но безынициативного, не имеющего собственного мнения.

58

-«Умеренность и аккуратность…» -Это выбор тех, кто «любит бессловесных».

Б).Умного, в голове которого много новых идей, но вступающего в конфликты с начальством при отстаивании своей точки зрения.

42

-Среди нас таких меньше. «Горе от ума…» 

3.Приходилось ли Вам когда-либо в жизни (или допускаете возможность такого) говорить неискренние хвалебные слова?

 

 

А).Нет.

14

 

Б).Да.

86

-Лесть – оружие. Оказывается, мы уже приготовились им пользоваться.

-Если «да», то почему?

 

 

А).Слышал(а), что это очень

24

-«Не тот ли, вы к кому меня ещё с

влиятельный человек, с большими связями. Сгодится.

 

пелён, для замыслов каких-то непонятных, дитёй возили на поклон?»  

Б).Все говорили: некстати было идти против.

25

-«Не должно сметь своё суждение иметь…»

В).Просто так, не задумываясь.

23

-Въелось?

Г).Я не люблю говорить плохое – это неприятно ни мне, ни собеседнику.

14

-Это хорошо, когда искренне.

4.Вы руководитель. Возьмёте ли Вы на службу человека без связей, без денег, без талантов?

 

-Легко ли сегодня продвинуться «середнячкам»?

А).Нет.

28

-«В чинах мы небольших…»

Б).Да.

72

 

-Если «да», то чем будете руководствоваться?

 

 

А).Будет ценить работу (должность).

23

 

Б).Будет исполнителен.

19

-«Затем, что деловой…»

В).Мне нужен «свой» человек в коллективе.

17

-«При мне служащие чужие очень редки…»

Г).Это демократично. Утвердит хорошее мнение обо мне в обществе.

7

-Как о Фамусове?

Д).Мне жалко таких, обиженных.

6

-Прекрасное чувство. Только не ошибитесь.

5.Попадались ли Вы на удочку лести?

 

 

А).Нет.

23

 

Б).Да.

77

 

-Если «да», то почему?

 

 

А).Думал(а), что собеседник искренен.

36

-Личину сложно распознать…

Б).Знал(а), что это лесть, но было приятно её слышать.

25

-Вот она, благодатная почва для… -…молчалинщины!

В).Хотелось верить, что то, в чём польстили, - правда.

16

-Современные Софьи.

-«Я сам обманываться рад» (А.С.

Пушкин).

             

Итак, размышляя о тех или иных предпочтениях в ответах на поставленные вопросы, ученики погружаются в тему урока. Введению в предстоящий серьёзный и нелёгкий разговор служит и эпиграф урока – слова Софьи, сказанные ею о Молчалине:

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

Увидим – будто век знакомы,

Явился тут со мной, и вкрадчив, и умён.

 Таким образом, эпиграфом и уже завязавшимся разговором о непростых вопросах жизни подготовлена почва для дальнейшей активной интерпретации литературного материала – как жизненно востребованной нравственной дидактики.

 

Примерь одёжку Молчалина!

 Следующий этап урока – игровой. Группы получают задание: сыграть роль Молчалина – отнести бумаги на подпись Фамусову. «Бумаги» лежат на столе учителя. Сюртучок для перевоплощения уже приготовлен, висит на стуле. Остаётся только внести свой штрих: одной репликой, позой, жестом передать типичное для этого персонажа. Посмотрим, чей Молчалин убедительнее и выразительнее!

 В классе – смех, оживление. Надо видеть, как меняются осанка и мимика исполнителя роли Молчалина! Лучший – «вот он, на цыпочках и не богат словами», съёжившийся, шкодливо озирающийся по сторонам…

         -Удобно ли вам?

 

Подготовка концептуальных карт

Так что же такое  молчалинщина?

 Для осмысления поставленной проблемы я предлагаю учащимся выработать собственную концепцию и на ватмане набросать путеводитель мысли с сигнальными словесными, графическими или художественными символами. «Мозговой штурм» проходит в быстром темпе, 12-15 минут. Но этому, разумеется, предшествовала кропотливая работа на уроках, где освещались сюжетные тайники комедии, где подбирались цитаты и давались комментарии к ним, где заучивались наизусть монологи и ключевые фразы.

 Сейчас ребята пытаются увидеть проблему целиком. Они соотносят имеющуюся у них информацию, своё понимание вопроса с мнением товарищей. Пробуждается дух состязательности и творчества.

 Путеводители представлены яркими, зрелищными сигналами. Изобретательность учеников в шифровке информации и идей не знает границ. Здесь и двуликий Янус. И волчья морда из-под овечьей шкуры. И пушистый кот, крадущийся к сметане. И собачка на коротком поводке. И человеческое лицо со ртом, запертым на замок. И размытый, трудно определяемый контур подобия человеческой личности. И даже крыса, маршрут которой прочерчен: «Тверь→Москва→Петербург (под вопросом)»…

Защита концепций

 Наступает кульминационный для каждой группы момент урока. Учащиеся должны представить на общий суд своё суждение о герое и явлении. На это каждой группе отводится 5-6 минут. Когда позиция осмыслена, подкреплена фактами, цитатами, а логика рассуждения и его последовательность перед тобой, этого времени вполне достаточно, чтобы четко и убедительно сформулировать свои мысли.

 После каждого выступления – вопросы от групп-слушательниц, которыми хотят что-то прояснить, уточнить или побудить отвечающих усомниться в правильности их позиции либо какого-то её звена.

 Должна заметить, что вкус к постановке таких вопросов развивается у учащихся постепенно в ходе кропотливой ежеурочной работы. Но на неё не стоит жалеть времени, потому что ученический вопрос (или даже попытка его сформулировать) – это показатель живой мыслительной деятельности ученика, его потребности что-то узнать и понять. Ничего, что эти вопросы бывают, особенно на первых порах, наивными.

 Кстати, наш первый урок по «Горю от ума» начинался именно с беседы по  вопросам учеников. То было их первичное «проникновение» в текст произведения.

          Но на этом уроке вопросы, естественно, - о Молчалине. Например, такие:

         -Выполнил ли Молчалин завет отца?

 -Молчалиным упомянуты его «вещицы три» - явно женские аксессуары. Зачем они ему?

 -В диалоге с Чацким Молчалин три раза подряд произносит имя влиятельной Татьяны Юрьевны. После первого упоминания – один восклицательный знак, после второго - два, после третьего – три восклицательных знака. О чём это говорит?

 -Заметили ли вы, что Молчалин появляется чаще всего рядом с женщинами? Почему?

 -Как долго, на ваш взгляд, травмированный Молчалин будет носить повязку на руке?

 -В какой профессиональной сфере особенно интенсивно «плодятся» молчалины?

 -Скалозуб с братом получили награды за то, что во время боевых действий «засели… в траншею», а за что получил три награжденья Молчалин?

          -Какого мнения Молчалин о своём уме?

         -Каких авторов и какие книги предпочитает Молчалин?

(И ещё много других вопросов.)

«Молчалины блаженствуют на свете…»

 Эта фраза стала ключевой в позиции первой группы. Однако прозвучала она со знаком вопроса. Поставлено под сомненье «блаженство» людей молчалинского типа. Молчалины, считают защитники этой концепции, для достижения своих целей способны изуродовать всё вокруг себя – идеалы, чувства, взаимоотношения. Служба у них превращается в прислуживание; исполнение приказаний начальника – в угодливость; почтение к женщине, к старику – в ханжество; любовь – в должностную обязанность.

«Неужели с такими чувствами, с такой душой, с таким мерзким восприятием мира можно испытывать блаженство?» -  спрашивают ученики. И отвечают: «Нет!» Они считают людей, подобных Молчалину, глубоко несчастными, потому что у них в душе нет ничего высокого, чистого, светлого.

         Молчалиным,      говорят      выступающие,      приходится     постоянно

унижаться, пресмыкаться, забывать о чувстве собственного достоинства. Грибоедовский Молчалин вынужден выслушать от Хлёстовой «собачью» команду: «Молчалин, вон чуланчик твой!» А от хозяина – бесцеремонное напоминание: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?»  И он не настолько глуп, рассуждают ребята, чтобы не понять презрительный смысл таких реплик Чацкого, как «Я езжу к женщинам – да только не за этим» или «Зачем же мнения чужие только святы? (и им подобных). Все эти горькие пилюли приходится молча глотать. И он  «молчит, когда его бранят».

Это мерзкий привкус молчалинщины.

Вывод первой конципции

 «Разве это блаженство? Сам себя презирать начнёшь», - горячатся сторонники такого мнения.

«Жалчайшее созданье»

 В разговор включается вторая группа. Они оспаривают мнение выступивших. Их позиция: Молчалины всё же могут по-своему испытать «блаженство». Их ценности непритязательны. Для них если удобно устроиться в жизни, если ещё удастся «и награжденья брать, и весело пожить», - то это их «блаженство»!

 Размышляя над вопросом, почему молчалины такие «жалчайшие созданья», ребята высказывают следующее мнение: молчалины изначально унижены и отодвинуты на задворки общества. Судьба обошла их: нет у них ни достатка, ни знатности, ни ума. Комплекс неполноценности заложен в генах. Завет «угождать всем людям без изъятья» - это завет предков.

 Что поделаешь… Приходится забыть о гордости. И угождать не только вышестоящим, а всем, кто может быть полезным. «Это их, молчалиных, веками   пристреленное оружие», - заключают ученики. Кроткое молчание, льстивое слово, точный расчёт, кому и как угодить - это и есть, по мнению учащихся, молчалинщина.

 Кому моську погладить, чью ручку к сердцу прижать, когда «карточку втереть» -  в этом грибоедовский Молчалин преуспел, говорят ученики. И он вполне может считать себя удачливым и счастливым.

 Между тем ученики ещё раз подчёркивают, что непригляднейшие черты – лицемерие, ханжество, безропотность, самоуничижение – всё это востребовано молчалинскими хозяевами, теми, кто в «чинах больших». Ведь только в таком обличье хозяева допускают молчалиных до своих милостей.

Вывод второй концепции

 Жалкие они существа! Но не будь они такими, заключают эти выступающие, им было бы ещё хуже. «Перетерпи, промолчи!» -  трезвый, жизненно удобный принцип для людей такого типа.

А так ли уж жалок Молчалин?

 Третья группа учащихся рассуждала о хищнической сущности молчалиных. По мнению ребят, это изворотливые, пронырливые типы, которые прекрасно знают, чего они хотят. «Жалкие униженные существа» - так  охарактеризовали молчалиных ребята второй группы. - А мы  считаем такое утверждение спорным». Они бросают  вызов одноклассникам.

 Ими замечена двуличность молчалиных. Внешнее обличье – невинные овечки, жалкие, подобострастные, вроде бы нуждающиеся в опеке и защите. Внутренняя же, истинная их сущность – хищная и опасная. Желание доползти до своей цели любой ценой, неудовлетворённые амбиции плюс ненависть ко всему и ко всем за неудавшуюся судьбу – всё это вместе подобно грозной взрывной силе. 

 Молчалины действуют хладнокровно, аккуратно, исподтишка. Истинных чувств у них нет, есть лишь холодный расчёт. Потому-то и душевных утрат нет – терять нечего. Зато приобретения всюду: у Чацкого стишок перепишет, от Татьяны Юрьевны сплетню вынесет, у неё и ей подобных покровительство найдёт.

 Ученики замечают, что Молчалин не испытывает благодарности ни к кому, даже к своим покровителям.

Вывод третьей концепции

 Вывод, к которому приходит группа, категоричен: молчалины не жалкие, а опасные создания. Они используют людей в своих целях, это своего рода вампиры. Людей они сортируют так: этот – для пользы, а тот – для удовольствия.

Молчалинщина – явление не социальное, а нравственное?

 В основу позиции четвёртой группы положено мнение о самооценке молчалиных. «Есть ли гордость у молчалиных? - задались вопросом учащиеся. - И зачем она им нужна?»

 Споря с ранее выступавшими, они попытались доказать, что молчалины знают себе цену! Их мнение о себе даже завышено. Например, Молчалин гордится награждениями, полученными на ниве бумаготворчества. «А сколько самоуверенности звучит в его беседе с Чацким!»- справедливо подмечают ребята. И поясняют: «А зачем ему церемониться! Чацкий не в фаворе: с министрами – разрыв, с Фамусовым – конфликт, от Софьи – неблагосклонность. Молчалин даже осмеливается наставлять Чацкого: «Съездить бы вам…» - и – в том же духе».

 Эта группа попыталась также оспорить мнение предыдущих групп о том, что молчалинский вирус развивается в среде небогатых, социально незащищённых слоёв общества. По убеждению этих ребят, приметы молчалинщины можно разглядеть повсюду. Вот только производительная сфера – не для них. Они, с их самомнением, до такого не опускаются. Они нацелились занять (и занимают!) прочное место в обществе – «местечко» потеплее, посытнее, попрестижнее. Достигается это молчалиными всех времён  безнравственными, подленькими способами.

Вывод четвертой концепции

 Молчалинщина, считают ребята, не есть явление, присущее тому или иному классу. Явление это – чисто нравственное. Они разглядели молчалинское начало и в Фамусове. Например, в том эпизоде, когда он обхаживал полковника Скалозуба: «А мы вас ждали, ждали, ждали». Почувствовали они молчалинскую сущность, уже заматеревшую, доведённую «до совершенства»,  и в Загорецком. А «согнувшийся вперегиб» дядя Фамусова - Максим Петрович? Да и все те, «кто не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея»? Все они –  единомышленники молчалиных.

 Не меньше молчалинщины и в современном нам мире, считают девятиклассники. Унаследован иными нынешними чиновниками от грибоедовского Молчалина, человека-тени, принцип – «Нашкодил – ускользни вовремя!» А уползать в свой чуланчик они выдрессированы. «Сколько раз, - говорят ребята, - слышали мы об ускользающих от ответственности за финансовые, экономические и аморальные преступления лицах!» 

«Один из тех…» - один из нас?

 Как бы продолжая раздумья о нашем времени, представители пятой группы снова заговорили об опасности во все времена молчалинской позиции. У нас, считают выступающие, найдётся немало недовольных своей судьбой, своим положением.  Тех, кто стремится любой ценой «ловить удачу». Кое-кто из них ради собственного благополучия готов идти по судьбам и чувствам других людей, способен предать, преступить закон. И такие люди не останавливаются, урвав от жизни, а продираются дальше.

                         Так и Молчалин уже крысой прошмыгнул из Твери в Москву,

пригрелся в фамусовском доме, принимается московскими барынями, играет с ними в карты, развлекается на балах, получает знаки отличия. И это не предел.

 Недаром Чацкий, внимательно вглядевшись в скромненькую мордашку Молчалина, пророчит: «Он дойдёт до степени известных – ведь нынче любят бессловесных». «И мы уверены, - соглашаются ученики, - дойдёт! Без сомнения!» Такие, по их убеждению, в огне не горят, в воде не тонут.  Неприметные, они и из своей неприметности извлекут выгоду. Они ещё сильнее «скукожатся», сыграют на человеческой жалости к несчастненьким, на человеческой потребности опекать жалкеньких.

 «В чинах мы небольших», «В мои лета не должно сметь…»  «Да это же просто пай-мальчик! -  восклицают защитники этой концепции. - Смешно? Всё это было бы смешно, когда бы ни было так грустно». Ребята доказывают: недооценил своего секретаря опытный старик Фамусов. Не почувствовала фальши в поползновениях ухажёра начитанная барышня Софья. И даже Чацкий, умнейший молодой человек, ошибся, проглядев в нём соперника.

«Спрятавшиеся под маску скромности, деликатного молчания, улыбчивости, лести, - молчалины живут и среди нас», - заключают ребята.

Вывод пятой концепции

Они обращаются к тем строчкам комедии, которые были взяты нами в качестве эпиграфа к уроку – «Один из тех…»

-А может, один из нас? -  их почти риторический вопрос.

Это был, пожалуй, финальный аккорд дискуссии. Он, как, впрочем, в основном и весь урок-спор, произвёл сильное впечатление на коллег, присутствовавших на нём. Впечатлил этот финал и меня, именно такая – афористичная – концовка была в какой-то мере неожиданной для организатора учебного диспута.

Самоанализ 

Правда, не всё в прошедшем уроке меня удовлетворило. Порой ребята больше говорили о молчалинщине вообще, чем о конкретном литературном персонаже. Отчасти в этом «повинна» была тема урока, сформулированная мною в публицистическом ключе и воспринятая учениками со свойственной молодёжи прямолинейностью. К тому же в запальчивом стремлении отстоять своё мнение во что бы то ни стало, ученики временами впадали в крайности и в юношескую риторику.

Но в основе всего был мощный импульс, заданный немолчно пульсирующим грибоедовским текстом. Импульс, обретший резонанс в тех животрепещущих вопросах, которые волновали и волнуют наших ребят сегодня. А сам этот текст на уроке звучал постоянно - и звучал в полную свою силу.

Литература

 

1.       Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. М.:

«Независимая газета», 1991. С.38-44.

2.       Лебедев А.А. А. С. Грибоедов. Факты  и гипотезы. М.: Искусство,  1980.

С. 224-230.

3.       Пиксанов Н.К. А.С. Грибоедов. Творческая история  «Горе от ума.». М.:

Наука,  1971. С. 297-298.

4.       Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий.

Книга для учителя. – М.: Прсвещение, 1983. – 208 с.

Андреева Алла Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Андреева Алла Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Чацкого, приводит умного, до этого уверенного в себе человека в отчаяние

Чацкого, приводит умного, до этого уверенного в себе человека в отчаяние

Для этого заранее определились группы по 5-6 человек; в таком составе они работали и на уроке

Для этого заранее определились группы по 5-6 человек; в таком составе они работали и на уроке

Приходилось ли Вам когда-либо в жизни (или допускаете возможность такого) говорить неискренние хвалебные слова?

Приходилось ли Вам когда-либо в жизни (или допускаете возможность такого) говорить неискренние хвалебные слова?

Б).Знал(а), что это лесть, но было приятно её слышать

Б).Знал(а), что это лесть, но было приятно её слышать

Подготовка концептуальных карт

Подготовка концептуальных карт

После каждого выступления – вопросы от групп-слушательниц , которыми хотят что-то прояснить, уточнить или побудить отвечающих усомниться в правильности их позиции либо какого-то её звена

После каждого выступления – вопросы от групп-слушательниц , которыми хотят что-то прояснить, уточнить или побудить отвечающих усомниться в правильности их позиции либо какого-то её звена

Скалозуб с братом получили награды за то, что во время боевых действий «засели… в траншею», а за что получил три награжденья

Скалозуб с братом получили награды за то, что во время боевых действий «засели… в траншею», а за что получил три награжденья

Вывод первой конципции «Разве это блаженство?

Вывод первой конципции «Разве это блаженство?

Вывод второй концепции Жалкие они существа!

Вывод второй концепции Жалкие они существа!

Людей они сортируют так: этот – для пользы, а тот – для удовольствия

Людей они сортируют так: этот – для пользы, а тот – для удовольствия

Скалозуба: «А мы вас ждали, ждали, ждали»

Скалозуба: «А мы вас ждали, ждали, ждали»

Неприметные, они и из своей неприметности извлекут выгоду

Неприметные, они и из своей неприметности извлекут выгоду

Но в основе всего был мощный импульс, заданный немолчно пульсирующим грибоедовским текстом

Но в основе всего был мощный импульс, заданный немолчно пульсирующим грибоедовским текстом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2020