"Молчалины блаженствуют на свете?" (Репортаж с урока по «Горю от ума» А. С. Грибоедова.)

  • pdf
  • 23.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Молчалины блаженствуют на свете.pdf

Андреева Алла Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МЦХШ при РАХ.  Г. Москва Молчалины блаженствуют на свете?

(Репортаж с урока по «Горю от ума» А. С. Грибоедова.)

                                 На моём открытом уроке в 9 классе по теме «Молчалины

блаженствуют на свете?» гостей заставило задуматься смещение аспекта, привычного для заключительного занятия по комедии «Горе от ума». Объектом живого диспута стал не Чацкий, споры о котором ведутся издавна,

а     Молчалин.     Коллеги     не     оспаривали,     а     размышляли:     почему

«молчалинщина»  так всколыхнула девятиклассников?

Итак, почему же оказался необходимым спор о Молчалине, а не о Чацком?

 Первое, о Чацком, провозвестнике новых идей, борце за права человека во всех сферах жизни, мечтательном идеалисте и просто страстно влюблённом молодом человеке, мы уже говорили на предыдущих занятиях -  и немало.

 Во-вторых, мне хотелось, чтобы учащиеся осознали, что конфликт главного героя развивается в двух направлениях.  Внешний конфликт –  в борьбе за прогресс, за свободу мыслей и действий, в противостоянии консерваторам, ярым крепостникам, «фамусовцам». Это – начало противостояния «века нынешнего и века минувшего». Глубинный же конфликт – в нравственной борьбе со своими ровесниками, в борьбе за выбор жизненных ориентиров для людей молодого поколения.

 Молчалин здесь - самый яркий антипод Чацкого. Хотя они вроде бы в открытую борьбу один против другого не вступали, но противодействие сохраняется от начала до конца драмы.  И именно Молчалин, втихомолку, но сильнее других, на мой взгляд, наносит удары надеждам и мечтаниям Чацкого, приводит умного, до этого уверенного в себе человека в отчаяние.

Он на какое-то время колеблет веру Чацкого в возможность скорого духовного возрождения молодых современников.  Удары, наносимые Молчалиным, оказались болезненнее, чем фамусовское отторжение.

                           В-третьих, хотя учащиеся в юношеском благородном пылу и

утверждали, что в нынешней жизни чацких больше, я в этом не уверена. Способных вступать в открытую борьбу словом и делом во все времена было не много. Но они – всегда на виду. С молчалиными же всё куда сложнее. Распознать молчалинщину не просто. Возможно, потому это явление так взволновало старшеклассников, чья нравственность формируется и реальной жизнью, и классическими образцами. Литературный герой Грибоедова, «жалчайшее созданье», вобрал в себя типичные черты, отвратительные, но живучие, и пока – трудно искоренимые. И это тоже почувствовали подростки.

Каковы были цели урока

 Прежде всего, преследовалась цель углубления, обобщения, систематизации знаний учащихся по теме.

 Я старалась помочь ученикам осознать обличительную силу грибоедовского образа, почувствовать актуальность классического персонажа, личностную значимость литературного материала. Мне хотелось пробудить в моих воспитанниках чувство активной неприязни к молчалинскому раболепию, угодливости, двуличию, научить  распознавать их и осознавать вред, наносимый ими обществу.

Введение в тему урока

 Тема заключительного урока «Молчалин и молчалинщина»  была объявлена учащимся накануне, чтобы они могли подобрать необходимый материал, обдумать его и предварительно обсудить между собой. Для этого заранее определились группы по 5-6 человек; в таком составе они работали и на уроке.

 Предварительно был проведён и соцопрос учащихся. (Отмечу, что всего было опрошено 100 старшеклассников.) Цель опроса – поставить учеников  в ситуацию нравственного выбора, наметить ассоциативные связи литературного образа с жизнью.

Наш урок  начался с информации ученика-статиста (она была на уроке выведена на экран). Привожу в виде таблицы вопросы, результаты распределения мнений и реплики учеников, которые звучали по ходу комментария результатов анкетирования.

Информация статиста по результатам соцопроса

Вопрос  теста

Результат опроса

Реплики вслух

1

2

3

1.Представьте себе, что в обществе, где вспыхнул бурный спор, один молодой человек внимательно слушает всех, но сам молчит. Что Вы подумаете о нём?

          

-Великое искусство нравиться! -Такой приём часто используется людьми изворотливыми, неумными. Но промолчать ума хватает…

А).Воспитан. Не перебивает других и не торопится высказаться.

80

-Прямо по Корнеги!

 

Б).Умён. Осмысляет слова говорящих.

16

-Молчанье – золото!

В).Глуп. Ему самому нечего сказать.

4

-Всего четверо?

2.Вам как руководителю предстоит выбрать подчинённого. Кого предпочтёте Вы?

 

-Зависит от того, какое вакантное место: секретаря или инженера…

А).Исполнительного, аккуратного, услужливого, но безынициативного, не имеющего собственного мнения.

58

-«Умеренность и аккуратность…» -Это выбор тех, кто «любит бессловесных».

Б).Умного, в голове которого много новых идей, но вступающего в конфликты с начальством при отстаивании своей точки зрения.

42

-Среди нас таких меньше. «Горе от ума…» 

3.Приходилось ли Вам когда-либо в жизни (или допускаете возможность такого) говорить неискренние хвалебные слова?

 

 

А).Нет.

14

 

Б).Да.

86

-Лесть – оружие. Оказывается, мы уже приготовились им пользоваться.

-Если «да», то почему?

 

 

А).Слышал(а), что это очень

24

-«Не тот ли, вы к кому меня ещё с

влиятельный человек, с большими связями. Сгодится.

 

пелён, для замыслов каких-то непонятных, дитёй возили на поклон?»  

Б).Все говорили: некстати было идти против.

25

-«Не должно сметь своё суждение иметь…»

В).Просто так, не задумываясь.

23

-Въелось?

Г).Я не люблю говорить плохое – это неприятно ни мне, ни собеседнику.

14

-Это хорошо, когда искренне.

4.Вы руководитель. Возьмёте ли Вы на службу человека без связей, без денег, без талантов?

 

-Легко ли сегодня продвинуться «середнячкам»?

А).Нет.

28

-«В чинах мы небольших…»

Б).Да.

72

 

-Если «да», то чем будете руководствоваться?

 

 

А).Будет ценить работу (должность).

23

 

Б).Будет исполнителен.

19

-«Затем, что деловой…»

В).Мне нужен «свой» человек в коллективе.

17

-«При мне служащие чужие очень редки…»

Г).Это демократично. Утвердит хорошее мнение обо мне в обществе.

7

-Как о Фамусове?

Д).Мне жалко таких, обиженных.

6

-Прекрасное чувство. Только не ошибитесь.

5.Попадались ли Вы на удочку лести?

 

 

А).Нет.

23

 

Б).Да.

77

 

-Если «да», то почему?

 

 

А).Думал(а), что собеседник искренен.

36

-Личину сложно распознать…

Б).Знал(а), что это лесть, но было приятно её слышать.

25

-Вот она, благодатная почва для… -…молчалинщины!

В).Хотелось верить, что то, в чём польстили, - правда.

16

-Современные Софьи.

-«Я сам обманываться рад» (А.С.

Пушкин).

             

Итак, размышляя о тех или иных предпочтениях в ответах на поставленные вопросы, ученики погружаются в тему урока. Введению в предстоящий серьёзный и нелёгкий разговор служит и эпиграф урока – слова Софьи, сказанные ею о Молчалине:

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

Увидим – будто век знакомы,

Явился тут со мной, и вкрадчив, и умён.

 Таким образом, эпиграфом и уже завязавшимся разговором о непростых вопросах жизни подготовлена почва для дальнейшей активной интерпретации литературного материала – как жизненно востребованной нравственной дидактики.

 

Примерь одёжку Молчалина!

 Следующий этап урока – игровой. Группы получают задание: сыграть роль Молчалина – отнести бумаги на подпись Фамусову. «Бумаги» лежат на столе учителя. Сюртучок для перевоплощения уже приготовлен, висит на стуле. Остаётся только внести свой штрих: одной репликой, позой, жестом передать типичное для этого персонажа. Посмотрим, чей Молчалин убедительнее и выразительнее!

 В классе – смех, оживление. Надо видеть, как меняются осанка и мимика исполнителя роли Молчалина! Лучший – «вот он, на цыпочках и не богат словами», съёжившийся, шкодливо озирающийся по сторонам…

         -Удобно ли вам?

 

Подготовка концептуальных карт

Так что же такое  молчалинщина?

 Для осмысления поставленной проблемы я предлагаю учащимся выработать собственную концепцию и на ватмане набросать путеводитель мысли с сигнальными словесными, графическими или художественными символами. «Мозговой штурм» проходит в быстром темпе, 12-15 минут. Но этому, разумеется, предшествовала кропотливая работа на уроках, где освещались сюжетные тайники комедии, где подбирались цитаты и давались комментарии к ним, где заучивались наизусть монологи и ключевые фразы.

 Сейчас ребята пытаются увидеть проблему целиком. Они соотносят имеющуюся у них информацию, своё понимание вопроса с мнением товарищей. Пробуждается дух состязательности и творчества.

 Путеводители представлены яркими, зрелищными сигналами. Изобретательность учеников в шифровке информации и идей не знает границ. Здесь и двуликий Янус. И волчья морда из-под овечьей шкуры. И пушистый кот, крадущийся к сметане. И собачка на коротком поводке. И человеческое лицо со ртом, запертым на замок. И размытый, трудно определяемый контур подобия человеческой личности. И даже крыса, маршрут которой прочерчен: «Тверь→Москва→Петербург (под вопросом)»…

Защита концепций

 Наступает кульминационный для каждой группы момент урока. Учащиеся должны представить на общий суд своё суждение о герое и явлении. На это каждой группе отводится 5-6 минут. Когда позиция осмыслена, подкреплена фактами, цитатами, а логика рассуждения и его последовательность перед тобой, этого времени вполне достаточно, чтобы четко и убедительно сформулировать свои мысли.

 После каждого выступления – вопросы от групп-слушательниц, которыми хотят что-то прояснить, уточнить или побудить отвечающих усомниться в правильности их позиции либо какого-то её звена.

 Должна заметить, что вкус к постановке таких вопросов развивается у учащихся постепенно в ходе кропотливой ежеурочной работы. Но на неё не стоит жалеть времени, потому что ученический вопрос (или даже попытка его сформулировать) – это показатель живой мыслительной деятельности ученика, его потребности что-то узнать и понять. Ничего, что эти вопросы бывают, особенно на первых порах, наивными.

 Кстати, наш первый урок по «Горю от ума» начинался именно с беседы по  вопросам учеников. То было их первичное «проникновение» в текст произведения.

          Но на этом уроке вопросы, естественно, - о Молчалине. Например, такие:

         -Выполнил ли Молчалин завет отца?

 -Молчалиным упомянуты его «вещицы три» - явно женские аксессуары. Зачем они ему?

 -В диалоге с Чацким Молчалин три раза подряд произносит имя влиятельной Татьяны Юрьевны. После первого упоминания – один восклицательный знак, после второго - два, после третьего – три восклицательных знака. О чём это говорит?

 -Заметили ли вы, что Молчалин появляется чаще всего рядом с женщинами? Почему?

 -Как долго, на ваш взгляд, травмированный Молчалин будет носить повязку на руке?

 -В какой профессиональной сфере особенно интенсивно «плодятся» молчалины?

 -Скалозуб с братом получили награды за то, что во время боевых действий «засели… в траншею», а за что получил три награжденья Молчалин?

          -Какого мнения Молчалин о своём уме?

         -Каких авторов и какие книги предпочитает Молчалин?

(И ещё много других вопросов.)

«Молчалины блаженствуют на свете…»

 Эта фраза стала ключевой в позиции первой группы. Однако прозвучала она со знаком вопроса. Поставлено под сомненье «блаженство» людей молчалинского типа. Молчалины, считают защитники этой концепции, для достижения своих целей способны изуродовать всё вокруг себя – идеалы, чувства, взаимоотношения. Служба у них превращается в прислуживание; исполнение приказаний начальника – в угодливость; почтение к женщине, к старику – в ханжество; любовь – в должностную обязанность.

«Неужели с такими чувствами, с такой душой, с таким мерзким восприятием мира можно испытывать блаженство?» -  спрашивают ученики. И отвечают: «Нет!» Они считают людей, подобных Молчалину, глубоко несчастными, потому что у них в душе нет ничего высокого, чистого, светлого.

         Молчалиным,      говорят      выступающие,      приходится     постоянно

унижаться, пресмыкаться, забывать о чувстве собственного достоинства. Грибоедовский Молчалин вынужден выслушать от Хлёстовой «собачью» команду: «Молчалин, вон чуланчик твой!» А от хозяина – бесцеремонное напоминание: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?»  И он не настолько глуп, рассуждают ребята, чтобы не понять презрительный смысл таких реплик Чацкого, как «Я езжу к женщинам – да только не за этим» или «Зачем же мнения чужие только святы? (и им подобных). Все эти горькие пилюли приходится молча глотать. И он  «молчит, когда его бранят».

Это мерзкий привкус молчалинщины.

Вывод первой конципции

 «Разве это блаженство? Сам себя презирать начнёшь», - горячатся сторонники такого мнения.

«Жалчайшее созданье»

 В разговор включается вторая группа. Они оспаривают мнение выступивших. Их позиция: Молчалины всё же могут по-своему испытать «блаженство». Их ценности непритязательны. Для них если удобно устроиться в жизни, если ещё удастся «и награжденья брать, и весело пожить», - то это их «блаженство»!

 Размышляя над вопросом, почему молчалины такие «жалчайшие созданья», ребята высказывают следующее мнение: молчалины изначально унижены и отодвинуты на задворки общества. Судьба обошла их: нет у них ни достатка, ни знатности, ни ума. Комплекс неполноценности заложен в генах. Завет «угождать всем людям без изъятья» - это завет предков.

 Что поделаешь… Приходится забыть о гордости. И угождать не только вышестоящим, а всем, кто может быть полезным. «Это их, молчалиных, веками   пристреленное оружие», - заключают ученики. Кроткое молчание, льстивое слово, точный расчёт, кому и как угодить - это и есть, по мнению учащихся, молчалинщина.

 Кому моську погладить, чью ручку к сердцу прижать, когда «карточку втереть» -  в этом грибоедовский Молчалин преуспел, говорят ученики. И он вполне может считать себя удачливым и счастливым.

 Между тем ученики ещё раз подчёркивают, что непригляднейшие черты – лицемерие, ханжество, безропотность, самоуничижение – всё это востребовано молчалинскими хозяевами, теми, кто в «чинах больших». Ведь только в таком обличье хозяева допускают молчалиных до своих милостей.

Вывод второй концепции

 Жалкие они существа! Но не будь они такими, заключают эти выступающие, им было бы ещё хуже. «Перетерпи, промолчи!» -  трезвый, жизненно удобный принцип для людей такого типа.

А так ли уж жалок Молчалин?

 Третья группа учащихся рассуждала о хищнической сущности молчалиных. По мнению ребят, это изворотливые, пронырливые типы, которые прекрасно знают, чего они хотят. «Жалкие униженные существа» - так  охарактеризовали молчалиных ребята второй группы. - А мы  считаем такое утверждение спорным». Они бросают  вызов одноклассникам.

 Ими замечена двуличность молчалиных. Внешнее обличье – невинные овечки, жалкие, подобострастные, вроде бы нуждающиеся в опеке и защите. Внутренняя же, истинная их сущность – хищная и опасная. Желание доползти до своей цели любой ценой, неудовлетворённые амбиции плюс ненависть ко всему и ко всем за неудавшуюся судьбу – всё это вместе подобно грозной взрывной силе. 

 Молчалины действуют хладнокровно, аккуратно, исподтишка. Истинных чувств у них нет, есть лишь холодный расчёт. Потому-то и душевных утрат нет – терять нечего. Зато приобретения всюду: у Чацкого стишок перепишет, от Татьяны Юрьевны сплетню вынесет, у неё и ей подобных покровительство найдёт.

 Ученики замечают, что Молчалин не испытывает благодарности ни к кому, даже к своим покровителям.

Вывод третьей концепции

 Вывод, к которому приходит группа, категоричен: молчалины не жалкие, а опасные создания. Они используют людей в своих целях, это своего рода вампиры. Людей они сортируют так: этот – для пользы, а тот – для удовольствия.

Молчалинщина – явление не социальное, а нравственное?

 В основу позиции четвёртой группы положено мнение о самооценке молчалиных. «Есть ли гордость у молчалиных? - задались вопросом учащиеся. - И зачем она им нужна?»

 Споря с ранее выступавшими, они попытались доказать, что молчалины знают себе цену! Их мнение о себе даже завышено. Например, Молчалин гордится награждениями, полученными на ниве бумаготворчества. «А сколько самоуверенности звучит в его беседе с Чацким!»- справедливо подмечают ребята. И поясняют: «А зачем ему церемониться! Чацкий не в фаворе: с министрами – разрыв, с Фамусовым – конфликт, от Софьи – неблагосклонность. Молчалин даже осмеливается наставлять Чацкого: «Съездить бы вам…» - и – в том же духе».

 Эта группа попыталась также оспорить мнение предыдущих групп о том, что молчалинский вирус развивается в среде небогатых, социально незащищённых слоёв общества. По убеждению этих ребят, приметы молчалинщины можно разглядеть повсюду. Вот только производительная сфера – не для них. Они, с их самомнением, до такого не опускаются. Они нацелились занять (и занимают!) прочное место в обществе – «местечко» потеплее, посытнее, попрестижнее. Достигается это молчалиными всех времён  безнравственными, подленькими способами.

Вывод четвертой концепции

 Молчалинщина, считают ребята, не есть явление, присущее тому или иному классу. Явление это – чисто нравственное. Они разглядели молчалинское начало и в Фамусове. Например, в том эпизоде, когда он обхаживал полковника Скалозуба: «А мы вас ждали, ждали, ждали». Почувствовали они молчалинскую сущность, уже заматеревшую, доведённую «до совершенства»,  и в Загорецком. А «согнувшийся вперегиб» дядя Фамусова - Максим Петрович? Да и все те, «кто не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея»? Все они –  единомышленники молчалиных.

 Не меньше молчалинщины и в современном нам мире, считают девятиклассники. Унаследован иными нынешними чиновниками от грибоедовского Молчалина, человека-тени, принцип – «Нашкодил – ускользни вовремя!» А уползать в свой чуланчик они выдрессированы. «Сколько раз, - говорят ребята, - слышали мы об ускользающих от ответственности за финансовые, экономические и аморальные преступления лицах!» 

«Один из тех…» - один из нас?

 Как бы продолжая раздумья о нашем времени, представители пятой группы снова заговорили об опасности во все времена молчалинской позиции. У нас, считают выступающие, найдётся немало недовольных своей судьбой, своим положением.  Тех, кто стремится любой ценой «ловить удачу». Кое-кто из них ради собственного благополучия готов идти по судьбам и чувствам других людей, способен предать, преступить закон. И такие люди не останавливаются, урвав от жизни, а продираются дальше.

                         Так и Молчалин уже крысой прошмыгнул из Твери в Москву,

пригрелся в фамусовском доме, принимается московскими барынями, играет с ними в карты, развлекается на балах, получает знаки отличия. И это не предел.

 Недаром Чацкий, внимательно вглядевшись в скромненькую мордашку Молчалина, пророчит: «Он дойдёт до степени известных – ведь нынче любят бессловесных». «И мы уверены, - соглашаются ученики, - дойдёт! Без сомнения!» Такие, по их убеждению, в огне не горят, в воде не тонут.  Неприметные, они и из своей неприметности извлекут выгоду. Они ещё сильнее «скукожатся», сыграют на человеческой жалости к несчастненьким, на человеческой потребности опекать жалкеньких.

 «В чинах мы небольших», «В мои лета не должно сметь…»  «Да это же просто пай-мальчик! -  восклицают защитники этой концепции. - Смешно? Всё это было бы смешно, когда бы ни было так грустно». Ребята доказывают: недооценил своего секретаря опытный старик Фамусов. Не почувствовала фальши в поползновениях ухажёра начитанная барышня Софья. И даже Чацкий, умнейший молодой человек, ошибся, проглядев в нём соперника.

«Спрятавшиеся под маску скромности, деликатного молчания, улыбчивости, лести, - молчалины живут и среди нас», - заключают ребята.

Вывод пятой концепции

Они обращаются к тем строчкам комедии, которые были взяты нами в качестве эпиграфа к уроку – «Один из тех…»

-А может, один из нас? -  их почти риторический вопрос.

Это был, пожалуй, финальный аккорд дискуссии. Он, как, впрочем, в основном и весь урок-спор, произвёл сильное впечатление на коллег, присутствовавших на нём. Впечатлил этот финал и меня, именно такая – афористичная – концовка была в какой-то мере неожиданной для организатора учебного диспута.

Самоанализ 

Правда, не всё в прошедшем уроке меня удовлетворило. Порой ребята больше говорили о молчалинщине вообще, чем о конкретном литературном персонаже. Отчасти в этом «повинна» была тема урока, сформулированная мною в публицистическом ключе и воспринятая учениками со свойственной молодёжи прямолинейностью. К тому же в запальчивом стремлении отстоять своё мнение во что бы то ни стало, ученики временами впадали в крайности и в юношескую риторику.

Но в основе всего был мощный импульс, заданный немолчно пульсирующим грибоедовским текстом. Импульс, обретший резонанс в тех животрепещущих вопросах, которые волновали и волнуют наших ребят сегодня. А сам этот текст на уроке звучал постоянно - и звучал в полную свою силу.

Литература

 

1.       Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. М.:

«Независимая газета», 1991. С.38-44.

2.       Лебедев А.А. А. С. Грибоедов. Факты  и гипотезы. М.: Искусство,  1980.

С. 224-230.

3.       Пиксанов Н.К. А.С. Грибоедов. Творческая история  «Горе от ума.». М.:

Наука,  1971. С. 297-298.

4.       Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий.

Книга для учителя. – М.: Прсвещение, 1983. – 208 с.

Посмотрите также