Андреева Алла Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МЦХШ при РАХ. Г. Москва Молчалины блаженствуют на свете?
(Репортаж с урока по «Горю от ума» А. С. Грибоедова.)
На моём открытом уроке в 9 классе по теме «Молчалины
блаженствуют на свете?» гостей заставило задуматься смещение аспекта, привычного для заключительного занятия по комедии «Горе от ума». Объектом живого диспута стал не Чацкий, споры о котором ведутся издавна,
а Молчалин. Коллеги не оспаривали, а размышляли: почему
«молчалинщина» так всколыхнула девятиклассников?
Итак, почему же оказался необходимым спор о Молчалине, а не о Чацком?
Первое, о Чацком, провозвестнике новых идей, борце за права человека во всех сферах жизни, мечтательном идеалисте и просто страстно влюблённом молодом человеке, мы уже говорили на предыдущих занятиях - и немало.
Во-вторых, мне хотелось, чтобы учащиеся осознали, что конфликт главного героя развивается в двух направлениях. Внешний конфликт – в борьбе за прогресс, за свободу мыслей и действий, в противостоянии консерваторам, ярым крепостникам, «фамусовцам». Это – начало противостояния «века нынешнего и века минувшего». Глубинный же конфликт – в нравственной борьбе со своими ровесниками, в борьбе за выбор жизненных ориентиров для людей молодого поколения.
Молчалин здесь - самый яркий антипод Чацкого. Хотя они вроде бы в открытую борьбу один против другого не вступали, но противодействие сохраняется от начала до конца драмы. И именно Молчалин, втихомолку, но сильнее других, на мой взгляд, наносит удары надеждам и мечтаниям Чацкого, приводит умного, до этого уверенного в себе человека в отчаяние.
Он на какое-то время колеблет веру Чацкого в возможность скорого духовного возрождения молодых современников. Удары, наносимые Молчалиным, оказались болезненнее, чем фамусовское отторжение.
В-третьих, хотя учащиеся в юношеском благородном пылу и
утверждали, что в нынешней жизни чацких больше, я в этом не уверена. Способных вступать в открытую борьбу словом и делом во все времена было не много. Но они – всегда на виду. С молчалиными же всё куда сложнее. Распознать молчалинщину не просто. Возможно, потому это явление так взволновало старшеклассников, чья нравственность формируется и реальной жизнью, и классическими образцами. Литературный герой Грибоедова, «жалчайшее созданье», вобрал в себя типичные черты, отвратительные, но живучие, и пока – трудно искоренимые. И это тоже почувствовали подростки.
Каковы были цели урока
Прежде всего, преследовалась цель углубления, обобщения, систематизации знаний учащихся по теме.
Я старалась помочь ученикам осознать обличительную силу грибоедовского образа, почувствовать актуальность классического персонажа, личностную значимость литературного материала. Мне хотелось пробудить в моих воспитанниках чувство активной неприязни к молчалинскому раболепию, угодливости, двуличию, научить распознавать их и осознавать вред, наносимый ими обществу.
Введение в тему урока
Тема заключительного урока «Молчалин и молчалинщина» была объявлена учащимся накануне, чтобы они могли подобрать необходимый материал, обдумать его и предварительно обсудить между собой. Для этого заранее определились группы по 5-6 человек; в таком составе они работали и на уроке.
Предварительно был проведён и соцопрос учащихся. (Отмечу, что всего было опрошено 100 старшеклассников.) Цель опроса – поставить учеников в ситуацию нравственного выбора, наметить ассоциативные связи литературного образа с жизнью.
Наш урок начался с информации ученика-статиста (она была на уроке выведена на экран). Привожу в виде таблицы вопросы, результаты распределения мнений и реплики учеников, которые звучали по ходу комментария результатов анкетирования.
Информация статиста по результатам соцопроса
Вопрос теста |
Результат опроса |
Реплики вслух |
1 |
2 |
3 |
1.Представьте себе, что в обществе, где вспыхнул бурный спор, один молодой человек внимательно слушает всех, но сам молчит. Что Вы подумаете о нём? |
|
-Великое искусство нравиться! -Такой приём часто используется людьми изворотливыми, неумными. Но промолчать ума хватает… |
А).Воспитан. Не перебивает других и не торопится высказаться. |
80 |
-Прямо по Корнеги!
|
Б).Умён. Осмысляет слова говорящих. |
16 |
-Молчанье – золото! |
В).Глуп. Ему самому нечего сказать. |
4 |
-Всего четверо? |
2.Вам как руководителю предстоит выбрать подчинённого. Кого предпочтёте Вы? |
|
-Зависит от того, какое вакантное место: секретаря или инженера… |
А).Исполнительного, аккуратного, услужливого, но безынициативного, не имеющего собственного мнения. |
58 |
-«Умеренность и аккуратность…» -Это выбор тех, кто «любит бессловесных». |
Б).Умного, в голове которого много новых идей, но вступающего в конфликты с начальством при отстаивании своей точки зрения. |
42 |
-Среди нас таких меньше. «Горе от ума…» |
3.Приходилось ли Вам когда-либо в жизни (или допускаете возможность такого) говорить неискренние хвалебные слова? |
|
|
А).Нет. |
14 |
|
Б).Да. |
86 |
-Лесть – оружие. Оказывается, мы уже приготовились им пользоваться. |
-Если «да», то почему? |
|
|
А).Слышал(а), что это очень |
24 |
-«Не тот ли, вы к кому меня ещё с |
влиятельный человек, с большими связями. Сгодится. |
|
пелён, для замыслов каких-то непонятных, дитёй возили на поклон?» |
Б).Все говорили: некстати было идти против. |
25 |
-«Не должно сметь своё суждение иметь…» |
В).Просто так, не задумываясь. |
23 |
-Въелось? |
Г).Я не люблю говорить плохое – это неприятно ни мне, ни собеседнику. |
14 |
-Это хорошо, когда искренне. |
4.Вы руководитель. Возьмёте ли Вы на службу человека без связей, без денег, без талантов? |
|
-Легко ли сегодня продвинуться «середнячкам»? |
А).Нет. |
28 |
-«В чинах мы небольших…» |
Б).Да. |
72 |
|
-Если «да», то чем будете руководствоваться? |
|
|
А).Будет ценить работу (должность). |
23 |
|
Б).Будет исполнителен. |
19 |
-«Затем, что деловой…» |
В).Мне нужен «свой» человек в коллективе. |
17 |
-«При мне служащие чужие очень редки…» |
Г).Это демократично. Утвердит хорошее мнение обо мне в обществе. |
7 |
-Как о Фамусове? |
Д).Мне жалко таких, обиженных. |
6 |
-Прекрасное чувство. Только не ошибитесь. |
5.Попадались ли Вы на удочку лести? |
|
|
А).Нет. |
23 |
|
Б).Да. |
77 |
|
-Если «да», то почему? |
|
|
А).Думал(а), что собеседник искренен. |
36 |
-Личину сложно распознать… |
Б).Знал(а), что это лесть, но было приятно её слышать. |
25 |
-Вот она, благодатная почва для… -…молчалинщины! |
В).Хотелось верить, что то, в чём польстили, - правда. |
16 |
-Современные Софьи. -«Я сам обманываться рад» (А.С. Пушкин). |
Итак, размышляя о тех или иных предпочтениях в ответах на поставленные вопросы, ученики погружаются в тему урока. Введению в предстоящий серьёзный и нелёгкий разговор служит и эпиграф урока – слова Софьи, сказанные ею о Молчалине:
Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
Увидим – будто век знакомы,
Явился тут со мной, и вкрадчив, и умён.
Таким образом, эпиграфом и уже завязавшимся разговором о непростых вопросах жизни подготовлена почва для дальнейшей активной интерпретации литературного материала – как жизненно востребованной нравственной дидактики.
Примерь одёжку Молчалина!
Следующий этап урока – игровой. Группы получают задание: сыграть роль Молчалина – отнести бумаги на подпись Фамусову. «Бумаги» лежат на столе учителя. Сюртучок для перевоплощения уже приготовлен, висит на стуле. Остаётся только внести свой штрих: одной репликой, позой, жестом передать типичное для этого персонажа. Посмотрим, чей Молчалин убедительнее и выразительнее!
В классе – смех, оживление. Надо видеть, как меняются осанка и мимика исполнителя роли Молчалина! Лучший – «вот он, на цыпочках и не богат словами», съёжившийся, шкодливо озирающийся по сторонам…
-Удобно ли вам?
Так что же такое молчалинщина?
Для осмысления поставленной проблемы я предлагаю учащимся выработать собственную концепцию и на ватмане набросать путеводитель мысли с сигнальными словесными, графическими или художественными символами. «Мозговой штурм» проходит в быстром темпе, 12-15 минут. Но этому, разумеется, предшествовала кропотливая работа на уроках, где освещались сюжетные тайники комедии, где подбирались цитаты и давались комментарии к ним, где заучивались наизусть монологи и ключевые фразы.
Сейчас ребята пытаются увидеть проблему целиком. Они соотносят имеющуюся у них информацию, своё понимание вопроса с мнением товарищей. Пробуждается дух состязательности и творчества.
Путеводители представлены яркими, зрелищными сигналами. Изобретательность учеников в шифровке информации и идей не знает границ. Здесь и двуликий Янус. И волчья морда из-под овечьей шкуры. И пушистый кот, крадущийся к сметане. И собачка на коротком поводке. И человеческое лицо со ртом, запертым на замок. И размытый, трудно определяемый контур подобия человеческой личности. И даже крыса, маршрут которой прочерчен: «Тверь→Москва→Петербург (под вопросом)»…
Наступает кульминационный для каждой группы момент урока. Учащиеся должны представить на общий суд своё суждение о герое и явлении. На это каждой группе отводится 5-6 минут. Когда позиция осмыслена, подкреплена фактами, цитатами, а логика рассуждения и его последовательность перед тобой, этого времени вполне достаточно, чтобы четко и убедительно сформулировать свои мысли.
После каждого выступления – вопросы от групп-слушательниц, которыми хотят что-то прояснить, уточнить или побудить отвечающих усомниться в правильности их позиции либо какого-то её звена.
Должна заметить, что вкус к постановке таких вопросов развивается у учащихся постепенно в ходе кропотливой ежеурочной работы. Но на неё не стоит жалеть времени, потому что ученический вопрос (или даже попытка его сформулировать) – это показатель живой мыслительной деятельности ученика, его потребности что-то узнать и понять. Ничего, что эти вопросы бывают, особенно на первых порах, наивными.
Кстати, наш первый урок по «Горю от ума» начинался именно с беседы по вопросам учеников. То было их первичное «проникновение» в текст произведения.
Но на этом уроке вопросы, естественно, - о Молчалине. Например, такие:
-Выполнил ли Молчалин завет отца?
-Молчалиным упомянуты его «вещицы три» - явно женские аксессуары. Зачем они ему?
-В диалоге с Чацким Молчалин три раза подряд произносит имя влиятельной Татьяны Юрьевны. После первого упоминания – один восклицательный знак, после второго - два, после третьего – три восклицательных знака. О чём это говорит?
-Заметили ли вы, что Молчалин появляется чаще всего рядом с женщинами? Почему?
-Как долго, на ваш взгляд, травмированный Молчалин будет носить повязку на руке?
-В какой профессиональной сфере особенно интенсивно «плодятся» молчалины?
-Скалозуб с братом получили награды за то, что во время боевых действий «засели… в траншею», а за что получил три награжденья Молчалин?
-Какого мнения Молчалин о своём уме?
-Каких авторов и какие книги предпочитает Молчалин?
(И ещё много других вопросов.)
«Молчалины блаженствуют на свете…»
Эта фраза стала ключевой в позиции первой группы. Однако прозвучала она со знаком вопроса. Поставлено под сомненье «блаженство» людей молчалинского типа. Молчалины, считают защитники этой концепции, для достижения своих целей способны изуродовать всё вокруг себя – идеалы, чувства, взаимоотношения. Служба у них превращается в прислуживание; исполнение приказаний начальника – в угодливость; почтение к женщине, к старику – в ханжество; любовь – в должностную обязанность.
«Неужели с такими чувствами, с такой душой, с таким мерзким восприятием мира можно испытывать блаженство?» - спрашивают ученики. И отвечают: «Нет!» Они считают людей, подобных Молчалину, глубоко несчастными, потому что у них в душе нет ничего высокого, чистого, светлого.
Молчалиным, говорят выступающие, приходится постоянно
унижаться, пресмыкаться, забывать о чувстве собственного достоинства. Грибоедовский Молчалин вынужден выслушать от Хлёстовой «собачью» команду: «Молчалин, вон чуланчик твой!» А от хозяина – бесцеремонное напоминание: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?» И он не настолько глуп, рассуждают ребята, чтобы не понять презрительный смысл таких реплик Чацкого, как «Я езжу к женщинам – да только не за этим» или «Зачем же мнения чужие только святы? (и им подобных). Все эти горькие пилюли приходится молча глотать. И он «молчит, когда его бранят».
Это мерзкий привкус молчалинщины.
«Разве это блаженство? Сам себя презирать начнёшь», - горячатся сторонники такого мнения.
«Жалчайшее созданье»
В разговор включается вторая группа. Они оспаривают мнение выступивших. Их позиция: Молчалины всё же могут по-своему испытать «блаженство». Их ценности непритязательны. Для них если удобно устроиться в жизни, если ещё удастся «и награжденья брать, и весело пожить», - то это их «блаженство»!
Размышляя над вопросом, почему молчалины такие «жалчайшие созданья», ребята высказывают следующее мнение: молчалины изначально унижены и отодвинуты на задворки общества. Судьба обошла их: нет у них ни достатка, ни знатности, ни ума. Комплекс неполноценности заложен в генах. Завет «угождать всем людям без изъятья» - это завет предков.
Что поделаешь… Приходится забыть о гордости. И угождать не только вышестоящим, а всем, кто может быть полезным. «Это их, молчалиных, веками пристреленное оружие», - заключают ученики. Кроткое молчание, льстивое слово, точный расчёт, кому и как угодить - это и есть, по мнению учащихся, молчалинщина.
Кому моську погладить, чью ручку к сердцу прижать, когда «карточку втереть» - в этом грибоедовский Молчалин преуспел, говорят ученики. И он вполне может считать себя удачливым и счастливым.
Между тем ученики ещё раз подчёркивают, что непригляднейшие черты – лицемерие, ханжество, безропотность, самоуничижение – всё это востребовано молчалинскими хозяевами, теми, кто в «чинах больших». Ведь только в таком обличье хозяева допускают молчалиных до своих милостей.
Жалкие они существа! Но не будь они такими, заключают эти выступающие, им было бы ещё хуже. «Перетерпи, промолчи!» - трезвый, жизненно удобный принцип для людей такого типа.
А так ли уж жалок Молчалин?
Третья группа учащихся рассуждала о хищнической сущности молчалиных. По мнению ребят, это изворотливые, пронырливые типы, которые прекрасно знают, чего они хотят. «Жалкие униженные существа» - так охарактеризовали молчалиных ребята второй группы. - А мы считаем такое утверждение спорным». Они бросают вызов одноклассникам.
Ими замечена двуличность молчалиных. Внешнее обличье – невинные овечки, жалкие, подобострастные, вроде бы нуждающиеся в опеке и защите. Внутренняя же, истинная их сущность – хищная и опасная. Желание доползти до своей цели любой ценой, неудовлетворённые амбиции плюс ненависть ко всему и ко всем за неудавшуюся судьбу – всё это вместе подобно грозной взрывной силе.
Молчалины действуют хладнокровно, аккуратно, исподтишка. Истинных чувств у них нет, есть лишь холодный расчёт. Потому-то и душевных утрат нет – терять нечего. Зато приобретения всюду: у Чацкого стишок перепишет, от Татьяны Юрьевны сплетню вынесет, у неё и ей подобных покровительство найдёт.
Ученики замечают, что Молчалин не испытывает благодарности ни к кому, даже к своим покровителям.
Вывод, к которому приходит группа, категоричен: молчалины не жалкие, а опасные создания. Они используют людей в своих целях, это своего рода вампиры. Людей они сортируют так: этот – для пользы, а тот – для удовольствия.
Молчалинщина – явление не социальное, а нравственное?
В основу позиции четвёртой группы положено мнение о самооценке молчалиных. «Есть ли гордость у молчалиных? - задались вопросом учащиеся. - И зачем она им нужна?»
Споря с ранее выступавшими, они попытались доказать, что молчалины знают себе цену! Их мнение о себе даже завышено. Например, Молчалин гордится награждениями, полученными на ниве бумаготворчества. «А сколько самоуверенности звучит в его беседе с Чацким!»- справедливо подмечают ребята. И поясняют: «А зачем ему церемониться! Чацкий не в фаворе: с министрами – разрыв, с Фамусовым – конфликт, от Софьи – неблагосклонность. Молчалин даже осмеливается наставлять Чацкого: «Съездить бы вам…» - и – в том же духе».
Эта группа попыталась также оспорить мнение предыдущих групп о том, что молчалинский вирус развивается в среде небогатых, социально незащищённых слоёв общества. По убеждению этих ребят, приметы молчалинщины можно разглядеть повсюду. Вот только производительная сфера – не для них. Они, с их самомнением, до такого не опускаются. Они нацелились занять (и занимают!) прочное место в обществе – «местечко» потеплее, посытнее, попрестижнее. Достигается это молчалиными всех времён безнравственными, подленькими способами.
Молчалинщина, считают ребята, не есть явление, присущее тому или иному классу. Явление это – чисто нравственное. Они разглядели молчалинское начало и в Фамусове. Например, в том эпизоде, когда он обхаживал полковника Скалозуба: «А мы вас ждали, ждали, ждали». Почувствовали они молчалинскую сущность, уже заматеревшую, доведённую «до совершенства», и в Загорецком. А «согнувшийся вперегиб» дядя Фамусова - Максим Петрович? Да и все те, «кто не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея»? Все они – единомышленники молчалиных.
Не меньше молчалинщины и в современном нам мире, считают девятиклассники. Унаследован иными нынешними чиновниками от грибоедовского Молчалина, человека-тени, принцип – «Нашкодил – ускользни вовремя!» А уползать в свой чуланчик они выдрессированы. «Сколько раз, - говорят ребята, - слышали мы об ускользающих от ответственности за финансовые, экономические и аморальные преступления лицах!»
«Один из тех…» - один из нас?
Как бы продолжая раздумья о нашем времени, представители пятой группы снова заговорили об опасности во все времена молчалинской позиции. У нас, считают выступающие, найдётся немало недовольных своей судьбой, своим положением. Тех, кто стремится любой ценой «ловить удачу». Кое-кто из них ради собственного благополучия готов идти по судьбам и чувствам других людей, способен предать, преступить закон. И такие люди не останавливаются, урвав от жизни, а продираются дальше.
Так и Молчалин уже крысой прошмыгнул из Твери в Москву,
пригрелся в фамусовском доме, принимается московскими барынями, играет с ними в карты, развлекается на балах, получает знаки отличия. И это не предел.
Недаром Чацкий, внимательно вглядевшись в скромненькую мордашку Молчалина, пророчит: «Он дойдёт до степени известных – ведь нынче любят бессловесных». «И мы уверены, - соглашаются ученики, - дойдёт! Без сомнения!» Такие, по их убеждению, в огне не горят, в воде не тонут. Неприметные, они и из своей неприметности извлекут выгоду. Они ещё сильнее «скукожатся», сыграют на человеческой жалости к несчастненьким, на человеческой потребности опекать жалкеньких.
«В чинах мы небольших», «В мои лета не должно сметь…» «Да это же просто пай-мальчик! - восклицают защитники этой концепции. - Смешно? Всё это было бы смешно, когда бы ни было так грустно». Ребята доказывают: недооценил своего секретаря опытный старик Фамусов. Не почувствовала фальши в поползновениях ухажёра начитанная барышня Софья. И даже Чацкий, умнейший молодой человек, ошибся, проглядев в нём соперника.
«Спрятавшиеся под маску скромности, деликатного молчания, улыбчивости, лести, - молчалины живут и среди нас», - заключают ребята.
Они обращаются к тем строчкам комедии, которые были взяты нами в качестве эпиграфа к уроку – «Один из тех…»
-А может, один из нас? - их почти риторический вопрос.
Это был, пожалуй, финальный аккорд дискуссии. Он, как, впрочем, в основном и весь урок-спор, произвёл сильное впечатление на коллег, присутствовавших на нём. Впечатлил этот финал и меня, именно такая – афористичная – концовка была в какой-то мере неожиданной для организатора учебного диспута.
Самоанализ
Правда, не всё в прошедшем уроке меня удовлетворило. Порой ребята больше говорили о молчалинщине вообще, чем о конкретном литературном персонаже. Отчасти в этом «повинна» была тема урока, сформулированная мною в публицистическом ключе и воспринятая учениками со свойственной молодёжи прямолинейностью. К тому же в запальчивом стремлении отстоять своё мнение во что бы то ни стало, ученики временами впадали в крайности и в юношескую риторику.
Но в основе всего был мощный импульс, заданный немолчно пульсирующим грибоедовским текстом. Импульс, обретший резонанс в тех животрепещущих вопросах, которые волновали и волнуют наших ребят сегодня. А сам этот текст на уроке звучал постоянно - и звучал в полную свою силу.
Литература
1. Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. М.:
«Независимая газета», 1991. С.38-44.
2. Лебедев А.А. А. С. Грибоедов. Факты и гипотезы. М.: Искусство, 1980.
С. 224-230.
3. Пиксанов Н.К. А.С. Грибоедов. Творческая история «Горе от ума.». М.:
Наука, 1971. С. 297-298.
4. Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий.
Книга для учителя. – М.: Прсвещение, 1983. – 208 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.