С целью изучения способностей и возможностей каждого учащегося школы проводится мониторинг уровня физического развития школьника. Мониторинг отражает уровень физического развития учащегося на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении. Анализируя результаты отслеживания физической подготовленности школьников, педагогом были внесены некоторые изменения в содержание программного материала. С целью повышения мотивации учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями была разработана система оценивания школьников на уроке. Она основана на достижении собственных результатов на своем уровне. В период проведения мониторинга каждый ребенок провел самооценку своей подготовленности, составил программу своего дальнейшего физического развития.
Мониторинг физического развития школьников
С целью изучения способностей и возможностей каждого учащегося
школы проводится мониторинг уровня физического развития
школьника. Мониторинг отражает уровень физического развития
учащегося на протяжении всего периода его обучения в
образовательном учреждении. Анализируя результаты отслеживания
физической подготовленности школьников, педагогом были внесены
некоторые изменения в содержание программного материала. С целью
повышения мотивации учащихся к регулярным занятиям физическими
упражнениями была разработана система оценивания школьников на
уроке. Она основана на достижении собственных результатов на своем
уровне. В период проведения мониторинга каждый ребенок провел
самооценку своей подготовленности, составил программу своего
дальнейшего физического развития.
Таким образом, учитель попытался разрешить возникшее в его
педагогической деятельности основное противоречие. Снижение
интереса учащихся к предмету «Физическая культура», недостаточная
учебноматериальная (спортивная) база школы, недостаточное
финансирование и неподготовленность части обучаемых к регулярным
занятиям физической культурой вследствие заниженной самооценки
своих физических возможностей и способностей привели педагога к
необходимости достижения качества образования по физической
культуре.
Для разрешения данного вопроса педагогом были сформулированы
задачи, включающие в себя следующее:
подбор и изучение психологопедагогической, научно
методической литературы;
ознакомление с опытом работы педагогов, работающих по данному
направлению, и его изучение;
разработка и апробирование новых методических приемов
разработка технологии по проведению мониторинга физического
обучения;
развития школьников;
применение на практике наиболее перспективных педагогических
технологий обучения учащихся, в частности технологии разно
уровневого обучения;
При организации и проведении мониторинга были поставлены задачи:
1. Научить учащихся определять свой уровень физической
подготовленности в соответствии с учебной программой и
образовательным стандартом.мотивации к урокам физической культуры и самостоятельным
занятиям по повышению индивидуального уровня физической
подготовленности.
4. Вносить некоторые коррективы в учебный план в соответствии с
анализом полученных результатов мониторинга.
2. Научить каждого учащегося давать самооценку своих результатов
для дальнейшего роста и повышения уровня физической
подготовленности.
3. Определить влияние результатов на развитие осознанной
Исходя из поставленных учителем задач, следует сделать вывод:
педагогу предстояло научить детей тому, что они никогда не делали –
самостоятельно определять уровень своего физического развития.
Как же на практике осуществляются намеченные задачи?
Проводится мониторинг физического развития и физической
подготовленности.
Для определения уровня физической подготовленности учитель
также широко использует тестирование, которое помогает создать
ситуацию критической самооценки путем сравнения результатов с
нормой.
По результатам тестирования, для успешного перехода на более
высокий уровень физической подготовленности учитель предлагает
каждому ученику перечень физических упражнений, с помощью
которых педагог составляет индивидуальную программу для работы,
как на уроке, так и во время самостоятельных занятий. Последующим
тестированием педагог отслеживает степень достижений учащегося.
Даже незначительное улучшение показателей ребенка может быть
оценено на «отлично», чем и создается ситуация успеха, вызывающая
положительные эмоции и стремление к дальнейшему улучшению
показателей физического развития.
Такая диагностика проводится учителем два раза в течение учебного
года, что позволяет отслеживать физическое состояние организма,
поддерживать необходимую мотивацию на выполнение индивидуальных
программ, своевременно вносить определенные коррективы, решать
проблемы личностно ориентированного подхода к обучению
школьников.
Достижению высоких результатов каждым учащимся, по утверждению
педагога, способствует рабочая программа, составленная учителем при
поддержки методистов , в основу которой положены Федеральный
стандарт, авторская программа В.И. Ляха и внутри школьный
образовательный стандарт. Учителем совместно с методистами
проведена работа по корректировке содержания учебной программы,
распределению учебного материала по четвертям, введению в режим
дня школьников физкультурнооздоровительных и других мероприятий,направленных на повышение уровня физического развития и
физической подготовленности учащихся. Научнометодическое
обеспечение предмета отвечает современным требованиям,
предъявляемым к выпускникам общеобразовательного учреждения.
Анализируя учебные достижения учащихся за последние пять лет,
отмечаем положительную динамику роста обученности и качества
знаний. Знания и умения учащихся соответствуют государственному
образовательному стандарту, качество обученности соответствует
возможностям учащихся.
Вот некоторые результаты, в которых просматривается динамика
успешности учащихся школы
Результаты работы учителя физической культуры за три года
Предмет Обучалось
20122013
20132014
20142015
всего
ФК
ФК
ФК
«5»
«4»
170
173
177
Учебный год
«3» «2»
%
успеваемости
19
17
12
Качество знаний
100
100
100
90
91
94
Приведенные выше результаты обученности школьников и уровни их
физической подготовленности за последние три учебных года
убеждают в том, что педагог выбрал верное направление своей
деятельности и доказал состоятельность применяемых методических
приемов обучения учащихся.
Диагностика физической подготовленности учащихся проводится
учителем в течение учебного года 2 раза (сентябрь, май), что позволяет
отслеживать физическое состояние организма, поддержать
необходимую мотивацию на выполнение индивидуальных программ
обучения, а также своевременно вносить определенные коррективы в
реализацию индивидуальной двигательной активности физического
здоровья учащихся, то есть позволяет решить проблему личностно
ориентированного подхода.
Педагог делает сводные протоколы по классам, определяя физические
показатели юношей и девушек отдельно. Такие наглядные материалы
учитель использует для информации и анализа на заседаниях
педагогического совета школы и на родительских собраниях.
Результаты тестирования используются при разработке учебного
плана, содержания домашних заданий, а также рекомендаций для
внеклассных занятий.
По результатам проведенного мониторинга педагог определяет уровень
физической подготовленности учащихся.Особый интерес в работе вызывает проведение тестов для
определения уровня физической подготовленности школьника через
выполнение заданий. Например, выполнение тестов на развитие
физических способностей:
скоростные (бег 30 м., с.);
координационные (челночный бег 3х10 м., с.);
скоростносиловые (прыжок в длину с места, см.);
выносливость (6ти минутный бег, м.);
гибкость (наклон вперед из положения сидя, см.);
силовые (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание
рук в упоре лёжа, поднимание туловища лежа на спине,
количество раз).
По таблице В.И. Ляха «Уровень физической подготовленности
учащегося» школьники, используя цветовую гамму, определяют лично
свой уровень подготовленности. Следует различать три уровня:
1ый – высокий
2ой – средний
3ий – низкий
Приведем для большей убедительности некоторые результаты
мониторинга:
6кл(60ч.)
7кл(60ч.
)
8кл(60ч.) 9кл(60ч.)
10кл.(35ч.)
Учебный год
2010
20112012
20122013 20132014
20142015
2011
н
27 9
в с
2
4
3
3
с
в
24 28
17 10 33 18
29 4
29 27
22 10 28 23
Уровень физической
подготовленности
Скоростные
Координаци
и-
оные
Скоростно-
силовые
Выносливост
ь
Гибкость
Силовые
2
7
2
8
1
0
2
3
н
8
9
4
9
с
н
в
25 28 7
с
в
27 26
34 18 8
35 18
31 25 4
33 24
29 23 8
31 22
н
7
7
3
7
в с
19
1
0
1
1
21
6 25
13
1
7
7 26
19
1
2
н
6
3
4
5
2
4
34 16 10 35
15
10 36 14 11 36
13
28 9
25 27
8
26 29 5
27 28
5Результаты подобного тестирования учащихся позволяют создать им
собственные ситуации успеха или неуспеха. Сравнивая результаты,
ребенок начинает понимать, что он представляет собой сейчас и каким
он хотел бы стать в будущем. А это и есть ни, что иное, как мотивация к
учению, преодоление трудностей и удовлетворение от достигнутых
результатов.
Анализ проведенных измерений показал положительную динамику в
физическом развитии и физической подготовленности учащихся.
Повысился процент учащихся с нормальной массой тела, здоровых
детей с нормальным физическим развитием, учащихся, выполняющих
нормативы. Понизился процент детей со значительным отклонением в
физическом развитии. Повысился процент уровня физической
подготовленности учащихся.
Благодаря работе, проведенной в школе, по оздоровлению учащихся:
проведение ежедневной утренней зарядки;
дней Здоровья;
проведение физкультминутки на уроках в начальной школе;
дополнительных занятий в спортивных секциях;
привлечение тренеров ДЮСШ для проведения занятий в школьных
спортивных секциях дали положительный результат.
По результатам фактических измерений и расчетов для каждого
учащегося в мониторинге отслеживается динамика качественных и
количественных характеристик.Уровень физической подготовленности учащихся 7 -10 лет
Контрольное
Упражнение
(тест)
Воз
раст
(лет)
Бег на 30 м (с)
Физически
е
способност
и
Скоростны
е
№
п/
п
1.
2.
Координац
ии-
Оные
Челночный бег
3*10 м (с)
3.
Скоростно-
силовые
Прыжок
в длину
с места (см)
4.
Выносливо
сть
6-минутный бег
(м)
5.
Гибкость
6.
Силовые
Наклон вперед
Из положения
Сидя (см)
Подтягивание
на высокой
перекладине
из виса
(мальчики),
(раз), на
мальчики
средни
й
7,3-6,2
7,0-6,0
6,7-5,7
6,5-5,5
10,8-
10,3
10,0-
9,5
9,9-9,3
9,5-9,0
115-
135
125-
145
130-
150
140-
160
750-
900
800-
950
850/10
00
900/10
50
3-5
3-5
3-5
4-6
2-3
2-3
3-4
3-4
Уровень
высок
ий
5,6 и в
5,4
5,1
5,1
9,9 и н
9,1
8,8
8,6
низк
ий
7,6 и
в
7,3
7,0
6,6
11,7и
в
11,1
10,8
10,4
155 и
в
165
175
185
85 и
н
90
110
120
1100и
в
1150
1200
1250
500 и
н
550
600
650
+9 и в
+7,5
7,5
8,5
4 и в
4
5
5
2 и н
2
2
3
2 и н
3
3
4
низки
й
7,5 и в
7,1
6,8
6,6
11,2и
в
10,4
10,2
9,9
100 и
н
110
120
130
700 и
н
750
800
850
1 и н
1
1
2
1
1
1
1
девочки
средни
й
7,5-6,4
7,2-6,2
6,9-6,0
6,5-5,6
11,3/10
,6
10,7/10
,1
10,3/9,
7
10,4/9,
5
110-
130
125-
140
135-
150
140-
155
600-
800
650-
850
700-
900
750-
950
6-9
5-8
6-9
7-10
4-8
6-10
7-11
8-13
высок
ий
5,8 и н
5,6
5,3
5,2
10,2 и
н
9,7
9,3
9,1
150 и
в
155
160
170
900 и
в
950
1000
1050
12,5 и
в
11,5
13,0
14,0
12 и в
14
16
18
7
8
9
10
7
8
9
10
7
8
9
10
7
8
9
10
7
8
9
10
7
8
9
10низкой
перекладине
из
виса лежа
(девочки), (раз)
*и в – означает и выше; и н – означает и ниже.
Уровень физической подготовленности учащихся 11 -15 лет
№
п/
п
1.
2.
Физически
е
способност
и
Скоростны
е
Контрольное
Упражнение
(тест)
Воз
раст
(лет)
Бег на 30 м (с) 11
12
13
14
15
Координац
ии-
Оные
Челночный
бег
3*10 м (с)
Уровень
мальчики
средни
й
6,1-5,1
5,8-5,4
5,6-5,2
5,5-5,1
5,4,9
9,3-8,8
9,0-8,6
9,0-8,6
8,7-8,3
8,4-8,0
160-180
165-180
170-190
180-195
190-205
1000/11
00
1100/12
00
1150/12
50
высок
ий
5,0 и н
4,9
4,8
4,7
4,5
8,5 и н
8,3
8,3
8,0
7,7
195 и
в
200
205
210
220
1300и
в
1350
1400
1450
1500
низки
й
6,3 и в
6,0
5,9
5,8
5,5
9,7и в
9,3
9,3
9,0
8,6
140 и
н
145
150
160
175
900 и
н
950
1000
1050
1100
низк
ий
6,4 и
в
6,2
6,3
6,1
6,0
10,1и
в
10,0
10,0
9,9
9,7
130 и
н
135
140
145
155
700
ин
750
800
850
900
девочки
средни
й
6,3-5,7
6,0-5,4
6,2-5,5
5,9-5,4
5,8-5,3
9,7/9,3
9,6/9,1
9,5/9,0
9,4/9,0
9,3/8,8
150-175
155-175
160-180
160-180
165-185
850/100
0
900/105
0
950/110
0
высок
ий
5,1 и н
5,0
5,0
4,9
4,9
8,9 и н
8,8
8,7
8,6
8,5
185 и
в
190
200
200
205
1100 и
в
1150
1200
1250
1300
11
12
13
14
15
11
12
13
14
15
11
12
13
14
15
3.
Скоростно-
силовые
Прыжок
в длину
с места (см)
4.
Выносливо
сть
6-минутный
бег (м)5.
Гибкость
Наклон
вперед
Из положения
Сидя (см)
6.
Силовые
Подтягивание
на высокой
перекладине
из виса
(мальчики),
(раз), на
низкой
перекладине
из
виса лежа
(девочки),
(раз)
1200/13
00
1250/13
50
6-8
6-8
5-7
7-9
8-10
4-5
4-6
5-6
6-7
7-8
10 и в
10
9,0
11,0
12,0
6 и в
7
8
9
10
4 и н
5
6
7
7
4 и н
4
5
5
5
1100/11
50
1050/12
00
8-10
9-11
10-12
12-14
12-14
10-14
11-15
12-15
13-15
12-13
15,0 и
в
16,0
18,0
20,0
20,0
19 и в
20
19
17
16
11
12
13
14
15
11
12
13
14
15
2 и н
2
2
3
4
1
1
1
2
3
*и в – означает и выше; и н – означает и ниже.
Возьмите на заметку (только девушкам)
Девушкам при КД следует избегать любых переохлаждений; нельзя загорать, купаться,
отправляться в поход или далекую экскурсию, участвовать в утомительных играх,
заниматься с отягощением, совершать длительные прогулки на велосипеде. Однако
умеренная нагрузка не противопоказана.
Уровень физической подготовленности учащихся 16 -17 лет
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
Физически
е
способност
и
Контрольное
Упражнение
(тест)
Воз
раст
(лет)
Скоростны
е
Бег на 30 м (с) 16
17
Координац
ии-
Оные
Скоростно-
силовые
Выносливо
сть
Челночный
бег
3*10 м (с)
Прыжок
в длину
с места (см)
6-минутный
бег (м)
16
17
16
17
16
17
мальчики
средни
й
5,1-4,9
5,0-4,7
низки
й
5,2
5,1
8,2 и в
8,1
8,0-7,6
7,9-7,5
180 и
н
190
1100и
н
1100
195-210
205-220
1300/14
00
1300/14
00
Уровень
высок
ий
4,4
4,3
7,3 и н
7,2
230 и
в
240
1500 и
в
1500
низк
ий
6,1 и
в
6,1
9,7 и
в
9,6
160 и
н
160
900и
н
900
девочки
средни
й
5,9-5,3
5,9-5,3
9,3/8,7
9,3/8,7
179-190
170-190
1050/12
00
1050/12
00
высок
ий
4,8 и н
4,8
8,4 и н
8,4
210 и
в
210
1300и
в
13005.
Гибкость
6.
Силовые
16
17
16
17
5 и н
5
4 и н
5
9-12
9-12
8-9
9-10
15 и в
15
7 и н
7
12-14
12-14
11 и в
12
6 и н
6
13-15
13-15
20 и в
20
18 и в
18
Наклон
вперед
Из положения
Сидя (см)
Подтягивание
на высокой
перекладине
из виса
(мальчики),
(раз), на
низкой
перекладине
из
виса лежа
(девочки),
(раз)
*и в – означает и выше; и н – означает и ниже.