Мониторинг как средство повышения качества обучения при компетентностно-ориентированном подходе в образовании
Оценка 5

Мониторинг как средство повышения качества обучения при компетентностно-ориентированном подходе в образовании

Оценка 5
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
13.02.2017
Мониторинг как средство повышения качества обучения при компетентностно-ориентированном подходе в образовании
компет.подход в матем.docx
Выступление С.В.Поляковой педагога-психолога средней школы №53 г.Ульяновска Мониторинг как средство повышения качества обучения при компетентностно-ориентированном подходе в образовании Анализ литературы по проблемам компетентностного подхода к обучению позволил составить представление о содержании понятий “компетентность” и связанного с ним понятия “компетенция”. Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей: 1. Ценностно-смысловая. 2. Общекультурная 3. Учебно-познавательная 4. Информационная 5. Коммуникативная 6. Социально-трудовая 7. Личностная. Для реализации компетентностного подхода в обучении математики учителя на уроках применяют различные педагогические технологии: проектную деятельность; применение ИКТ; мозговой штурм; игровые технологии; модульное обучение; и т.д. Рассмотрим более детально третью компетенцию. Учебно-познавательная компетенция — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности и т.п. Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления. В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Анализ возникающих в повседневной жизни ситуаций, для разрешения которых требуются знания и умения, формируемые при обучении математике, показывает, что перечень необходимых для этого предметных умений невелик:     умение проводить вычисления, включая округление и оценку (прикидку) результатов действий использовать для подсчетов известные формулы; умение извлечь и проинтерпретировать информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков, схем и др.); умение применять знание элементов статистики и вероятности для характеристики несложных реальных явлений и процессов; умение вычислять длины, площади и объемы реальных объектов при решении практических задач. Уровни математической компетентности Принято три уровня математической компетентности: 1. Первый уровень (уровень воспроизведения) — это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений. 2. Второй уровень (уровень установления связей) строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач. 3. Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты. Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем “объективного знания”, которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, “развивающую среду”, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей. Современная школа предполагает также изменение требований к конечному результату образовательного процесса. Создание системы образовательного мониторинга позволяет получить объективную оценку о состоянии уровня обученности и качества знаний учащихся. Анализ итогов учебной деятельности даст возможность наметить пути преодоления слабых результатов и способы повышения качества обучения. Отправной точкой мониторинговой системы является Государственный образовательный стандарт. Единые требования к результатам обучения, обязательный минимум содержания по учебному предмету – основа учебного процесса. По этапам обучения используется мониторинг: 1. входной (отборочный); 2. учебный (промежуточный); 3. выходной (итоговый). Осуществлять такой вид мониторинга можно:  на всех этапах обучения с 5-го по 11-й классы;  в течение одного учебного года. Инструментарий:  диагностическая карта учащегося;  контроль, осуществляемый в различных формах. Рассмотрим подробно оба вида мониторинга: Мониторинг на всех этапах обучения (5-11-х классах) начинается в конце 3-го или в начале 5-го класса заполнением соответствующей графы единой диагностической карты – входной, далее идет заполнение карты по результатам каждого учебного года – промежуточный контроль. Выходной контроль можно получить по результатам выпускного экзамена. Мониторинг одного учебного года. По изучаемым темам учитель заполняет другую диагностическую карту, используя текущий, тематический, итоговый виды контроля с помощью зачётов, тестов и контрольных работ. Одним из видов мониторинга является предметный рейтинг, то есть рейтинг по определённому предмету(математика). Он позволяет наглядно видеть динамику качества знаний учащихся каждого класса и, при наличии резкого снижения даёт возможность вовремя проанализировать положении дел. Такая ежемесячная оценка долговременных стараний не оставляет детей равнодушными и становится дополнительным мотивационным фактором обучения. Настоящая методика позволяет получить: объективную динамику математического образования ученика за несколько лет; возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики; возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом; планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний для исследуемого класса. Проводить рейтинг можно по итогам месяца или по результатам рейтинговых контрольных работ. Педагогический мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Складывается система мониторинга из системы отслеживания результатов успеваемости по различным критериям. А так как мы работаем с индивидуальными личностями, то и виды мониторинга могут быть различными. Педагогический мониторинг и совместный анализ деятельности позволяют учителю контролировать свою объективность в выставлении отметок и корректировать стиль собственной деятельности. Мониторинг по МБОУСОШ № 53: Тематический / внутри одной темы/ (урок Н.В.Бетеевой ) индивидуальные Прогнозирующий /по диагностикам ЕГЭ; ГИА/ (выступление Е.В.Сидоровой) Перспективный /проекты/ (урок Е.Е.Чипчиной) групповые Контрольно-административный /административные срезы/

Мониторинг как средство повышения качества обучения при компетентностно-ориентированном подходе в образовании

Мониторинг как средство повышения качества обучения при компетентностно-ориентированном подходе в образовании

Мониторинг как средство повышения качества обучения при компетентностно-ориентированном подходе в образовании

Мониторинг как средство повышения качества обучения при компетентностно-ориентированном подходе в образовании

Мониторинг как средство повышения качества обучения при компетентностно-ориентированном подходе в образовании

Мониторинг как средство повышения качества обучения при компетентностно-ориентированном подходе в образовании

Мониторинг как средство повышения качества обучения при компетентностно-ориентированном подходе в образовании

Мониторинг как средство повышения качества обучения при компетентностно-ориентированном подходе в образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017