Современные тенденции в области образования влекут за собой изменения и в системе специального образования. Для того чтобы обучение было успешным, учителю необходимо строить его с учетом объективных сведений об учащихся. Самым важным результатом обучения детей с ОВЗ является введение его в социокультурную среду.
Для того чтобы обучение было успешным, учителю
Самым важным результатом обучения детей с ОВЗ -
Мониторинг образовательных достижений
обучающихся в специальной школе
Современные тенденции в области образования влекут
изменения и в системе специального образования. На фоне
создания и внедрения общероссийской системы мониторинга и
оценки качества образования данная проблема является особо
актуальной в системе специального образования, поскольку
оценка качества образования в данной системе в
содержательном плане значительно отличается от принятых в
системе массовых образовательных учреждений парадигм.
необходимо его строить на основе объективных сведений об
учащихся.
введение его в социокультурную среду. Развитие ребенка в
контексте культурных ценностей открывает ему возможности
осмысления собственного существования, задает ориентиры
для реализации личных устремлений, пробуждает стремление,
а во многих случаях и готовность, взять на себя посильную
ответственность за близких, занять активную жизненную
позицию в сообществе. Требования к образовательным
результатам следует рассматривать как описание
планируемых результатов образования, которые могут быть
реально достигнуты в учреждениях, реализующих основные
общеобразовательные программы, независимо от их вида.
(коррекционном) общеобразовательном учреждении для
умственно отсталых обучающихся требует несколько иных
подходов и принципов организации мониторинга. При
создании системы оценки и анализа качества коррекционно-
образовательной деятельности педагогов и образовательных
достижений учащихся необходимо учитывать ряд условий:
- возможности усвоения умственно отсталыми обучающимися
учебного материала определяются их индивидуальными
психофизиологическими различиями;
- в системе специального образования отсутствует
государственный образовательный стандарт для школьников с
умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (для
школьников с лёгкой умственной отсталостью имеется Проект
образовательного стандарта), т.е. отсутствует эталон для
сравнения результатов обучения конкретного школьника;
- ведущими принципами организации образовательного
процесса в специальной школе являются принципы единства
диагностики и коррекции, коррекционной направленности
Вопрос об измерении качества образования в специальномобучения, а основная цель специальной школы заключается в
создании условий для социальной адаптации воспитанников.
Качество коррекционного занятия или урока определяется
степенью соответствия уровня учебно-воспитательной
деятельности педагога, демонстрируемого на уроке,
применяемых им в процессе работы коррекционных
технологий, уровню познавательных способностей
обучающихся, который предстоит сформировать в зоне их
ближайшего развития.
Мониторинг качества образования в коррекционной школе
является механизмом контроля и оценки качества образования
и позволяет выявить тенденции в развитии конкретного
образовательного учреждения, а также позволяет получить
данные, характеризующие подготовку школьников на
промежуточных и завершающих этапах обязательного
школьного образования.
Методы сбора информации в системе мониторинга в
коррекционной школе разнообразны: наблюдения, анализ
документов, посещение уроков, контрольные срезы,
анкетирования, тестирование, анализ продуктов деятельности
обучающихся. Реализация мониторинга осуществляется на
двух уровнях.
Первый уровень мониторинга - индивидуальный,
персональный. Данный уровень реализуется учителем в рамках
педагогического взаимодействия «учитель - ученик» и
обеспечивает отслеживание образовательных достижений и
развития индивидуальных способностей каждого
обучающегося. На основе анализа результатов
индивидуального мониторинга учитель определяет зону его
актуального и ближайшего развития, подбирает адекватные
методы и приёмы коррекции и обучения, помогающие
воспитаннику найти своё поле деятельности и получить
возможность саморазвиваться, самореализовываться.
каждого учащегося, испытываемые им в учебной
деятельности, разрабатываются коррекционные планы. В
основу мониторинга положен уровневый подход, позволяющий
наиболее точно определить степень самостоятельности
обучающегося при выполнении учебных заданий и качество
усвоения воспитанником того или иного умения. В карту
усвоения учебной программы для удобства вносятся цветовые
обозначения того или иного уровня:
- 5 уровень. Обучающийся выполняет задание после первичной
инструкции учителя без помощи и без ошибок или с одной
В ходе мониторинга своевременно выявляются трудностинезначительной ошибкой, которую сам исправляет. В помощи
не нуждается.
- 4 уровень. Обучающийся выполняет задание после первичной
и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2
незначительными ошибками. Хорошо использует
незначительную помощь.
- 3 уровень. Обучающийся выполняет задание после первичной
и дополнительных фронтальной, групповой инструкций с 2 – 3
ошибками. Нуждается в помощи. Помощь использует, но с
ошибками.
- 2 уровень. Обучающийся выполняет задание после первичной
и дополнительных фронтальной, групповой и индивидуальной
инструкций. Нуждается в активной помощи учителя. Помощь
использует с трудом, с ошибками.
- 1 уровень. Обучающийся выполняет задание с большим
количеством ошибок или не выполняет после первичной,
фронтальной, групповой, индивидуальной инструкций. Не
может без помощи выполнить задание или не воспринимает
помощь.
Второй уровень мониторинга – внутришкольный. На
данном уровне отслеживается динамика развития уровня
обученности классов, параллелей и школы в целом по
определенным критериям или комплексно по нескольким
направлениям и во времени (по учебным четвертям,
полугодиям и годам обучения) на основе анализа результатов
персонального мониторинга, предоставленного учителями. Для
осуществления диагностики качества образования
администрацией школы ведется целенаправленный сбор
информации о состоянии учебного процесса и факторах,
оказывающих на него позитивное и негативное влияние.
выявить факторы, влияющие на качество образования, и
принять адекватные педагогические и управленческие
решения по коррекции процесса обучения и созданию условий
для совершенствования образовательной среды.
Таким образом, двухуровневый мониторинг позволяет