Мониторинг развития образовательных компетенций учащихся на уроках химии
Оценка 4.8
Документация
docx
химия
8 кл
02.06.2017
Анализ результатов мониторингового исследования сформированности ОУУН на уроках химии.Цель исследования: обеспечить эффективное слежение за уровнем владения учащимися ОУУН, аналитическое обобщение результатов деятельности, коррекцию деятельности учителя и учащихся на основе результатов мониторинга.Для мониторинга результативности процесса обучения в 8 классе выбраны следующие ОУУН:
умение делать выводы; умение наблюдать;владение самоорганизацией на уроке; умение оценивать свою учебную деятельность (давать самооценку); умение устанавливать причинно – следственные связи.Мониторинг развития образовательных компетенций учащихся на уроках химии
мониторинг разв ооун.docx
Баймухаметова Батила Тургинбаевна учитель химии первого продвинутого
уровня
КГУ «Карагайлинская средняя школа отдела образования
акимата Алтынсариснкого района»
Серия «Результаты диагностики»
Мониторинг развития образовательных
компетенций учащихся на уроках химии
Составитель:
Учитель химии
Баймухаметова Б.Т. Баймухаметова Батила Тургинбаевна учитель химии первого продвинутого
уровня
с. Шокай – 2016 год
Школьное образование в настоящее
время работает в новых условиях и
адаптируется к новой системе требований,
а «новые условия требуют новых путей решения»
Н.Рерих
Интеграция Казахстана в мировую систему экономики и мировой рынок труда неизбежно привела
к переоценке всех процессов в государстве. Мировая экономика, а значит, и системно связанное с
ней образование существуют в значениях ресурсных оценок, которые неизбежно поднимают вопрос
об эффективности.
Рутина цифр и отчетности, мало дает практического результата для администрации, учителя,
ребенка, если не пытаться эту информацию выстроить в логическую систему с практическим
выходом.
Сегодня мы часто слышим названия многих новых различных методов и приёмов в
педагогической практике. А такие слова и словосочетания как «мониторинг» и «мониторинговые
технологии» стали неотъемлемой частью нашего лексикона.
Понятие «Мониторинг» не имеет однозначного толкования. В общем, виде его можно
определить как постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью выявить его
соответствие желаемому результату или исходному положению. Под мониторингом в образовании
понимается система сбора, обработки, хранения и распространения информации об
образовательной системе или отдельных ее элементах, позволяющая судить о состоянии объекта в
любой момент времени и дающая прогноз его развития.
Цель мониторинга.
Целью мониторинга в ОУ является обеспечение эффективного слежения за состоянием
образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, корректировка
деятельности учителя и учащихся на основе мониторинга.
Задачи мониторинга:
сбор информации по уровню обученности, здоровья, воспитанности, развития;
создание базы данных;
анализ полученных данных, составление аналитических данных.
Принципы и этапы организации мониторинга в ОУ
Принципы
К мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать
в виде принципов.
Первый – объективность информации. Запрашиваемые данные должны быть максимально
формализованы и легко проверены.
Второй – сравнимость данных. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается
один и тот же объект на основе одинаковых эмпирических показателей.
Третий – прогностичность; имеется ввиду получение данных, позволяющих прогнозировать
будущее, возможные изменения в путях достижения поставленных целей.
Реализация обозначенных принципов осуществляется в ходе прохождения следующих обязательных
этапов мониторинга:
ЭТАПЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА
Подготовительный
Практический
Аналитический Баймухаметова Батила Тургинбаевна учитель химии первого продвинутого
уровня
Обеспечение должного качества образовательной системы достигается благодаря объективной
информации о функционировании и развитии всех ее элементов, получаемой в мониторинговом
режиме.
Проведение педагогического мониторинга начинается с осознания и формулировки целей его
проведения. Эти цели объединяют все последующие этапы обследования и во многом определяют
их содержание. Разработка этапов включает конструирование системы контрольных заданий и
средств сбора дополнительной информации, организацию объекта контроля и проведения тестовых
срезов, сбор данных о выполнении учащимися контрольных заданий, обработку полученных
данных, анализ и интерпретацию результатов обработки. Все это требует наличия у мониторинга
определенной динамической направленности, которая выражается в типах обследования или
контроля:
1. сравнительный характер мониторинга дает возможность сравнения обученности учащихся,
групп и классов.
2. пролонгированный характер предусматривает многократный сбор информации в течение
достаточно длительного периода с определенным контингентом учащихся.
3. конструирующий характер – обследование, направленное главным образом на выявление
знаний учащихся.
4. диагностирующий характер – обследование, направленное на установление причин
выявленного состояния знаний учащихся.
5. прогнозирующий характер – обследование, на основании которого можно осуществлять
прогнозирование успешности обучения учащихся в будущем исходя из возможностей на данный
момент.
Сформулируем основные значения и приоритеты школьного мониторинга как системы оценки
эффективности школы для основных «внешних» субъектов образования:
Для родителей: значительно повысить уровень информированности об образовательных
успехах своего ребёнка и об общем качестве образования в школе
Для государства: адекватно оценивать результативность действующих образовательных
программ
Для социума: контролировать обеспечение равенства в доступности образования
Общий алгоритм проведения мониторинга будет осуществляться по следующей схеме:
Проблема
Постановка целей и задач
Выбор тактики и обеспечения
Проведение
Обработка результатов Баймухаметова Батила Тургинбаевна учитель химии первого продвинутого
уровня
Анализ результатов
Рекомендации
Специфику мониторинга в школе можно проследить на схеме:
Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически
законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и
после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их
реализации.
Что такое ключевые компетентности, зачем проверять уровень сформированности
компетентностей, и чем обусловлен их выбор?
Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Компетенция в
переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен,
обладает познаниями и опытом. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с
модернизацией Казахстанского образования. В «Концепции развития образования Республики
Казахстан до 2015года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа
должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также
опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть
ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период
обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы
не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с
образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам
деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем,
которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов.
Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа должна обеспечить ребёнка не
знаниями она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник это не эрудит с широким
кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться,
жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него
ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные. Каждое из приведённых качеств Баймухаметова Батила Тургинбаевна учитель химии первого продвинутого
уровня
называется "компетентностью". Перед школой ставится задача эти компетентности формировать.
Но компетентности бывают разные: ключевые, межпредметные, предметные. Компетентности,
являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются "ключевыми".
За годы обучения в школе учащиеся приобретают базовые, ключевые и предметные компетенции
на основе изучения семи взаимосвязанных образовательных областей: язык и литература,
математика и информатика, естествознание, человек и общество, искусство, технология,
физическая культура.
Знания и умения, приобретенные в рамках этих образовательных областей, позволит
сформировать у учащихся коммуникативные, социальные, оценочные навыки, возможности учиться
и практически применять полученные знания в повседневной жизни.
В концепции 12летнего среднего образования РК определено , что «Основным ориентиром
определения ожидаемых результатов обучения учащихся на каждой ступени школы являются
базовые компетенции, сформулированные в ключе долгосрочных последствий и установленные
исходя из 6 сквозных компонентов содержания образования: умственного, нравственного,
эстетического, коммуникативного, трудового, физического».
Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга
знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного
направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов,
имеющих личностнодеятельностный характер.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностносмысловые компетенции.
2. Общекультурные компетенции.
3. Учебнопознавательные компетенции.
4. Информационные компетенции.
5. Коммуникативные компетенции.
6. Социальнотрудовые
7. Компетенции личностного самосовершенствования
Образовательные компетенции обусловлены личностнодеятельностным подходом к
образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также
проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса
действий.
Мониторинг развития образовательных компетенций, в том числе ЗУН и успеваемости
учащихся позволяет скорректировать дальнейшую работу, определить зоны актуального и
ближайшего развития ребенка. В дальнейшем система контроля и оценивания учебной работы не
ограничивается проверкой усвоения знаний и выработки умений по конкретному предмету, перед
собой ставлю социальную задачу: развить у школьника умение проверять и контролировать себя,
критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их решения. То
есть, формировать и развивать компетенции личностного самосовершенствования.
Особое внимание уделяю наблюдению за уровнем познавательных интересов и самостоятель
ностью обучающихся. Баймухаметова Батила Тургинбаевна учитель химии первого продвинутого
уровня
Образовательные компетенции предполагают усвоение учеником не отдельных друг от друга
знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного нап
равления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих
личностнодеятельностный характер.
Большое внимание уделяю формированию и развитию ценностносмысловой
общекультурной и коммуникативной компетенции (показателем для мониторинга является
подготовка рефератов для устного выступления, речевое оформление, итоги участия в
областных, всероссийских и международных конкурсах).
Количество детей, использующих дополнительную литературу при подготовке к урокам и
выполнении домашних заданий, увеличивается ежедневно. Это говорит о том, что у детей
возникает потребность в получении новых знаний. Они научились находить и обрабатывать
необходимую информацию. Причем некоторые используют и интернет источники (4 человек в
классе – 50,0 %).
В своей работе показателями качества обучения, я определила:
обученность школьников;
уровень сформированности ОУУН.
Для диагностирования выбраны следующие ОУУН:
o умение классифицировать материал;
o умение делать выводы;
o умение наблюдать;
o владение самоорганизацией на уроке;
o умение оценивать свою учебную деятельность (давать самооценку);
o умение устанавливать причинно – следственные связи.
Дважды в год измеряется уровень овладения учащимися мыслительными ОУУН. Для этого
составляются проверочные работы по содержанию пройденных тем. Вопросы и задания данных
работ помогают определить уровень овладения конкретным мыслительным навыком.
Перед проверочной работой каждому ученику предлагается карта самодиагностики уровня ОУУН.
Оценка в карте самодиагностики производится по системе «0 – 1 – 2»
2 – делаю легко, 1 испытываю затруднения, 0 – делаю много ошибок, навык или умение плохо
сформированы.
Коммуникативные и организационные ОУУН определяются путем наблюдения.
Результаты мониторингового исследования по сформированности ОУУН фиксируются в сводной
таблице (приложение 1). По окончании учебного года выстраиваются сравнительные диаграммы и
дается анализ сформированности ОУУН (приложение 2).
Для учителя эта информация является основой для проектирования индивидуальных домашних
заданий разного уровня (на развитие «западающих» ОУУН), для обеспечения адекватных форм
подачи нового материала.
Для учеников самоанализ является осознанной работой по преодолению учебных неудач, для
повышения учебного успеха.
Содержанием параметра обученности является не что иное, как уровень учебных достижений.
Согласно учению Л.C. Выготского о зоне ближайшего развития, обученность определяет объём
присвоенных знаний и границу между актуальным уровнем развития и тем пространством, в
котором, и происходит развитие, т.е. зона ближайшего развития.
Обученность – это уровень знаний, умений и навыков, приобретенных учеником для
самостоятельной деятельности. Для ученика обученность – это оценка его учебной деятельности,
для учителя оценка эффективности его работы и одновременно определение сложности заданий
для успешной и самостоятельной работы ученика. Баймухаметова Батила Тургинбаевна учитель химии первого продвинутого
уровня
Традиционно мерой обученности является, отметка по предмету. Её преимущества
традиционность, доступность пониманию и детей и родителей.
Чтобы оценить возможности учащегося необходимо замерить еще один параметробучаемость.
Понятие «Обучаемость» одно из наиболее интегрированных и сложных по смыслу. Обучаемость
это уровень учебных возможностей ученика в данное время для конкретного учебного предмета.
По Л. С. Выготскому, уровень обучаемости обуславливает ширину зоны ближайщего
развития, т.е., то пространство, в котором ученик успешно взаимодействует с учителем в учебной
работе.
Уровень обучаемости – не клеймо, а динамический, изменяющийся параметр, зависящий
как от наследственных задатков, так и от социальных условий. Отслеживание динамики
обучаемости помогает оценивать свои усилия в планировании и организации учебного
процесса с каждым учеником, правильно выбирая долю индивидуальной помощи.
Для определения уровня обучаемости мною используется следующая методика:
1. Выбирается небольшой по объёму новый материал на 78 мин.
2. Перед изучением нового материала повторяется ранее изученный материал, необходимый
для усвоения новых знаний.
3. Объясняется новый материал.
4. Показывается образец применения нового материала в аналогичной и измененной
ситуациях.
5. Организуется самостоятельная работа учащихся.
Задания для самостоятельной работы учащихся:
1. Напишите, что нового вы узнали.
2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
3. Выполните задания по образцу.
4. Выполните задания в измененной ситуации.
Если выполнены все задания, можно говорить о третьем, очень высоком уровне обучаемости
школьника.
Если он справился с четырьмя заданиями это второй. Также высокий уровень обучаемости
Если выполнено три и менее заданий первый уровень обучаемости.
Уровень обучаемости определяет дважды в году в сентябре (до 15го числа) и в феврале.
Обученность каждого ученика оценивается отметкой по предмету в течении учебного года
начиная с контрольного среза на определение уровня обученности, проводимого до 15 сентября и
определяющего актуальный уровень обученности (АК).
Следующие данные в мониторинге обученности это результаты итоговых тематических
контрольных работ, зачётов и т. д.
При изучении разделов химии диагностируются одни и те же ЗУН. Например, при изучении
органической химии диагностируются при переходе от темы к теме следующие элементы ЗУН:
изомерия;
номенклатура;
строение;
написание химических уравнений;
качественные реакции;
решение задач.
По окончании изучения темы дается сравнительный анализ усвоения учебного материала по
результатам промежуточного и итогового контроля (приложение 4).
В сводную таблицу, мониторинга результатов учебной деятельности каждого ученика
выставляются данные уровня обучаемости, актуального уровня (АК) контрольного среза
(сентябрь), оценки за четверть, год . Баймухаметова Батила Тургинбаевна учитель химии первого продвинутого
уровня
Результативность учебного процесса
Если не учитывать субъективность исследований, то на сегодня уровень обучаемости и уровень
обученности учащихся по классам практически полностью совпадают.
Проанализировав уровень обучаемости можно объяснить тот факт, что качество знаний
большинства учащихся не повышается, в лучшем случае остается стабильным.
Сохранить стабильные показатели уровня обученности и качества знаний помогает учет
усвоения учащимися учебного материала по основным блокам изучаемых тем. На основании
выделенных блоков, при изучении последующих тем, возможно увидеть состояние знаний и
умений учащихся. Усвоение каждого блока знаний оценивается неоднократно не только при
переходе от темы к теме, но и при изучении одной темы, что позволяет своевременно провести
коррекцию. Баймухаметова Батила Тургинбаевна учитель химии первого продвинутого уровня
Мониторинговое исследование формирования ОУУН
Учитель: Баймухаметова Б.Т.
Предмет: химия
Класс: 9
№
п/п
Ф.И.О. ученика
Антонцов Сергей
Балтоканова Казима
Литвинова Яна
Олейник Ольга
Приходько Анжела
Рамазанова Умуткен
Тисенко Андрей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Шайкомалова Алтынай
Установление
Умение делать
Умение наблюдать
Самоорганизация на
Самооценка
причинно – след.
связей
выводы
уроке
ОУУН
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
д
о
в
В
)
а
к
н
е
ц
о
о
м
а
с
(
1
2
2
1
0
2
2
1
а
к
н
е
ц
о
(
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
д
о
в
В
)
я
л
е
т
и
ч
у
0
1
2
1
0
2
1
1
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
ч
и
р
о
т
В
)
а
к
н
е
ц
о
о
м
а
с
(
1
2
2
2
0
2
2
2
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
ч
и
р
о
т
В
)
я
л
е
т
и
ч
у
а
к
н
е
ц
о
(
0
1
2
1
0
2
1
1
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
д
о
в
В
)
а
к
н
е
ц
о
о
м
а
с
(
1
1
2
1
1
2
1
2
а
к
н
е
ц
о
(
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
д
о
в
В
)
я
л
е
т
и
ч
у
0
1
2
1
1
2
1
1
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
ч
и
р
о
т
В
)
а
к
н
е
ц
о
о
м
а
с
(
1
2
2
1
1
2
2
2
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
ч
и
р
о
т
В
)
я
л
е
т
и
ч
у
а
к
н
е
ц
о
(
1
2
2
1
1
2
2
2
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
д
о
в
В
)
а
к
н
е
ц
о
о
м
а
с
(
1
1
2
2
1
2
2
2
а
к
н
е
ц
о
(
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
д
о
в
В
)
я
л
е
т
и
ч
у
1
1
2
1
1
2
1
1
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
ч
и
р
о
т
В
)
а
к
н
е
ц
о
о
м
а
с
(
1
1
2
2
1
2
2
2
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
ч
и
р
о
т
В
)
я
л
е
т
и
ч
у
а
к
н
е
ц
о
(
1
2
2
1
1
2
2
1
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
д
о
в
В
)
а
к
н
е
ц
о
о
м
а
с
(
1
1
2
2
1
2
2
2
а
к
н
е
ц
о
(
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
д
о
в
В
)
я
л
е
т
и
ч
у
0
2
2
1
0
2
1
2
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
ч
и
р
о
т
В
)
а
к
н
е
ц
о
о
м
а
с
(
1
2
2
2
1
2
2
2
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
ч
и
р
о
т
В
)
я
л
е
т
и
ч
у
а
к
н
е
ц
о
(
1
1
2
1
1
2
1
2
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
д
о
в
В
)
а
к
н
е
ц
о
о
м
а
с
(
1
2
2
1
1
2
1
2
а
к
н
е
ц
о
(
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
д
о
в
В
)
я
л
е
т
и
ч
у
1
1
2
1
1
2
1
1
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
ч
и
р
о
т
В
)
а
к
н
е
ц
о
о
м
а
с
(
1
2
2
2
1
2
2
1
ь
л
о
р
т
н
о
к
й
ы
н
ч
и
р
о
т
В
)
я
л
е
т
и
ч
у
а
к
н
е
ц
о
(
1
2
2
1
1
2
1
2 Баймухаметова Батила Тургинбаевна учитель химии первого продвинутого уровня
Итого средний балл
1,4
1,0
1,6
1,0
1,3
1,1
1,6
1,6
1,6
1,2
1,6
1,5
1,6
1,2
1,7
1,4
1,5
1,3
1,6
1,5
навык не сформирован
навык не достаточно сформирован
0
1
навык сформирован достаточно для учебной деятельности
2
Сравнительные диаграммы сформированности ОУУН
Установление причинно
Умение делать выводы
Умение наблюдать
Самоорганизация на
Самооценка
– след связей
На
начало
года
1,2
На конец
года
1,3
На
начало
года
1,2
На конец
года
1,6
На
начало
года
1,4
На конец
года
1,5
уроке
На
начало
года
1,3
На конец
года
1,5
На
начало
года
1,4
На конец
года
1,5 Баймухаметова Батила Тургинбаевна учитель химии первого продвинутого уровня
1.3
1.2
1.2
1.6
1.5
1.4
1.5
1.3
1.5
1
На начало года
На конец года
1.6
1.4
1.2
1
0.8
0.6
0.4
0.2
0
Установление причинно след связей
Умение делать выводыУмение наблюдатьСамоорганизация на уроке Самооценка
РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОУУН
АНАЛИЗ
НА УРОКАХ ХИМИИ
Цель исследования: обеспечить эффективное слежение за уровнем владения учащимися ОУУН, аналитическое обобщение результатов
деятельности, коррекцию деятельности учителя и учащихся на основе результатов мониторинга.
Для мониторинга результативности процесса обучения в 8 классе выбраны следующие ОУУН:
o Умение делать выводы;
o Умение наблюдать;
o Владение самоорганизацией на уроке;
o Умение оценивать свою учебную деятельность (давать самооценку);
o Умение устанавливать причинно – следственные связи.
Результаты мониторингового исследования
Установление
Умение делать
Умение наблюдать
Самоорганизация на
Самооценка Баймухаметова Батила Тургинбаевна учитель химии первого продвинутого уровня
причинно – след
связей
На
начало
года
1,2
На конец
года
1,3
выводы
уроке
На
начало
года
1,2
На конец
года
1,6
На
начало
года
1,4
На конец
года
1,5
На
начало
года
1,3
На конец
года
1,5
На
начало
года
1,4
На
конец
года
1,5
Выводы по мониторинговому исследованию ОУУН
Сформированность выделенных ОУУН оказывают большое влияние на качество обучения в старших классах и в дальнейшем в ТиПО,
ВУЗах. Из результатов первичного мониторингового исследования видно, что в восьмом классе слабо сформированы навыки
самоорганизации на уроке и умение оценивать свои возможности, уровень своей подготовки к уроку, этим объясняется недостаиочная
подготовка к домашним заданиям данного класса . На формирование этих навыков в процессе обучения необходимо обращать особое
внимание, начать работать над их формированием в девятом классе. Наиболее сложно идет формирование умения устанавливать
причинно – следственные связи, необходимо к окончанию учебного года выйти на показатель равный 1,5 (в 9 классе). По формированию
навыка наблюдать необходимо дать дополнительные пояснения относительно оформления записей своих наблюдений.
Мониторинг развития образовательных компетенций учащихся на уроках химии
Мониторинг развития образовательных компетенций учащихся на уроках химии
Мониторинг развития образовательных компетенций учащихся на уроках химии
Мониторинг развития образовательных компетенций учащихся на уроках химии
Мониторинг развития образовательных компетенций учащихся на уроках химии
Мониторинг развития образовательных компетенций учащихся на уроках химии
Мониторинг развития образовательных компетенций учащихся на уроках химии
Мониторинг развития образовательных компетенций учащихся на уроках химии
Мониторинг развития образовательных компетенций учащихся на уроках химии
Мониторинг развития образовательных компетенций учащихся на уроках химии
Мониторинг развития образовательных компетенций учащихся на уроках химии
Мониторинг развития образовательных компетенций учащихся на уроках химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.