Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке
Оценка 4.9

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
физическая культура
2 кл—4 кл
27.03.2018
Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке
Показатели мониторинга Данные мониторинга Уровень физической подготовленности учащихся Высокий уровень (учащихся в %) Средний уровень (учащихся в %) Тест на быстроту 27,9 37 Тест на выносливость 30,1 41,7 Тест на ловкость и быстроту 35,2 40,2 Тест на силу мал. / дев. 33,3 / 40,2 38,4 /47,9 Тест на скоростно-силовую подготовленность 28,8 37,6 Тест на гибкость 38,2 35,6 Оценка состояния здоровья школьников Данные мониторинга Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья, освобождениями на определенное количество времени, в следствии заболевания, травматизма (указывается % таких учащихся от общего количества учащихся образовательного учреждения). 0,7Показатели мониторинга Данные мониторинга Уровень физической подготовленности учащихся Высокий уровень (учащихся в %) Средний уровень (учащихся в %) Тест на быстроту 27,9 37 Тест на выносливость 30,1 41,7 Тест на ловкость и быстроту 35,2 40,2 Тест на силу мал. / дев. 33,3 / 40,2 38,4 /47,9 Тест на скоростно-силовую подготовленность 28,8 37,6 Тест на гибкость 38,2 35,6 Оценка состояния здоровья школьников Данные мониторинга Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья, освобождениями на определенное количество времени, в следствии заболевания, травматизма (указывается % таких учащихся от общего количества учащихся образовательного учреждения). 0,7
mordovskiy_respublikanskiy_institut_obrazovaniya_ritmika.doc
Мордовский республиканский институт образования Кафедра педагогики и психологии Авторская программа «Преподавание ритмики и танца  в 5­9 классах: методические и хореографические аспекты»  Выполнила: Дягилева Т.И.   учитель физической культуры   МБОУ « Инсарская средняя  общеобразовательная школа №1» Научный руководитель: заведующий  кафедрой педагогики и психологии  Литяйкина О.Г. 2009 г. Содержание Введение.  Глава I. История развития. 1. Ритмическая гимнастика. 2. Основные движения. 3. Танцевальные движения и танец. Глава II. Методика разучивания танцевальных элементов и танцев.  Глава III. Тематическое планирование уроков в 5 – 9 классах. Выводы  Список литературы Введение. Ритмика – музыкально­ педагогическая дисциплина, в основе которой лежат идеи  выдающегося швейцарского музыканта­ педагога, композитора, пианиста и дирижера,  профессора  Женевской консерватории  Эмиля Жака­Далькроза ( 1865­1950), получившее  широкое распространение в начале 20 века. Назначение своей системы Далькроз  сформулировал так: « Цель ритмики­ подвести её последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий – не столько « Я знаю», сколько « Я ощущаю», и, прежде  всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после  развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения».  Воспитывая ритмичность посредством музыки и движения, Далькроз заметил, что  его занятия положительно влияют на самочувствие, настроение учеников, исправляют  недостатки физического и психологического характера. Далькроз считает необходимым  раннее музыкальное развитие детей и их общее эстетическое воспитание. Он особенно  подчеркивал значение ритмики для детей, так как движение является биологической  потребностью их организма.  Таким образом, ритмика охватила людей разных возрастов  и различной степени  музыкальной и двигательной подготовки. К  ней относятся  с большим интересом  благодаря её общедоступности, силе эмоционального воздействия, возможности развития  музыкальных способностей через привлекательную и активную деятельность. К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с раннего возраста. Дети  подвижны, они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение, она  пробуждает  у них светлые и радостные чувства. Ребенок получает огромное удовольствие  от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, у него  повышается жизненный тонус. В комплексе учебных дисциплин, призванных сформировать учителя музыки и  пения общеобразовательной школы, значительное место отводится ритмике. Ритмика – специальный предмет, где система упражнений развивает музыкальный  слух и ритм. Цель курс «Ритмика» научить будущего учителя музыки путём собственных  переживаний и ощущений, передавать характер музыки, раскрывать её образное  содержание через пластику движений под музыку.  Наряду с этим, благодаря занятиям ритмической деятельностью, человек учится  красиво и правильно двигаться, развиваются его музыкальные способности, а также  приобретается комплекс навыков необходимых для нормальной жизнедеятельности  (быстрота реакции, эмоциональные переживания, внимание, подвижность, речь).  Таким образом, занятия ритмикой способствуют гармоничному развитию человека,  достижению духовного и физического совершенства. Задачи курса «Ритмика»: 1. 2. 3. Освоение методики преподавания ритмики в общеобразовательной школе. Развитие музыкально­ритмических способностей студентов. Закрепление полученных музыкально­ритмических знаний и навыков  выразительного движения. Занятия ритмикой обязательно проводятся под музыкальное сопровождение.  Качественный подбор музыкального материала, художественное исполнение музыки – это  требования, которые предъявляются к музыкальному руководителю. Допускается также использование технических средств обучения, так как грамзапись даёт возможность  почувствовать богатство красок музыкального языка в оркестровом исполнении. Пластика и танец – специальный предмет, основанный на системе упражнений  классической, народно­характерной и современной хореографии. Цель курса «Пластика и танец» научить студента путём физического и  эстетического воспитания, воспроизвести основы хореографии, передать характер музыки  через пластические движения. Наряду с этим, благодаря занятиям, человек учится красиво и правильно двигаться,  развиваются его музыкальные способности, а также приобретается комплекс навыков  необходимых для нормальной жизнедеятельности. Таким образом, занятия пластикой способствует знакомить человека с красотой  движения тела посредством хореографии и посредством хореографии и общечеловеческой  культуры, что является базой для дальнейшего развития творчества у студентов. Задачи курса «Пластика и танец»: 1. Основание методики преподавания основ классического,  народно­характерного и современного танца. 2. Научить определить различные черты танцевальных культур. 3. Отображать пластикой тела динамические оттенки  музыкальных произведений. Закрепление полученных знаний и навыков пластических движений. 4. Программа состоит из двух разделов: теоретического и практического, тесно  связанных между собой. Знания, полученные на теоретических лекциях закрепляются на  практике. На практических занятиях приобретаются навыки для дальнейшей  педагогической, исполнительской и творческой деятельности. Таким образом, на каждом занятии необходимо умелое сочетание тем. Упражнения  тренировочного раздела, разучивание элементов танца, создание пластических и  танцевальных этюдов, работа над постановкой целого танцевального номера. Все эти  разделы должны чередоваться не механически, а соединяются органично. В зависимости от специфических условий обучения и контингента студентов  преподаватель сам вырабатывает методику проведения занятий. Ритмическая гимнастика. Ритмическая гимнастика ­ одна из разновидностей оздоровительных видов гимнастики. Ее  содержанием являются разнообразные, простые по технике исполнения физические  упражнения (общеразвивающие, танцевальные и др.). Они выполняются поточным  способом под эмоционально­ритмическую музыку Занятия ритмопластикой предъявляют к занимающимся свои особые требования и  оказывают на них специфическое воздействие. Ритмические упражнения в совокупности со словом педагога, музыкой, условиями проведения занятий обладают огромным по  разносторонности влиянием на человека как на личность и как на субъект познавательной и практической деятельности в целом.  Ритмопластика в системе физического воспитания является доступным для  широких масс населения средством и методом разностороннего физического,  эстетического и нравственного воспитания. Поэтому ею занимаются в школах.  В старшем школьном возрасте существует высокая потребность в двигательной  активности. Дети стремятся поддерживать высокий уровень двигательной активности. Они компенсируют вынужденную гиподинамию при длительном сидении перед телевизором, на  занятиях. Движение биологическая потребность организма, самый естественный регулятор и  стимулятор жизнедеятельности. В процессе антропогенеза наш организм формировался  при постоянном движении. Однако, в современных условиях доля мышечных усилий в  режиме жизни человека уменьшается. Такое положение особенно опасно на фоне нервно ­  психических напряжений и возросшей умственной нагрузки, необходимой для переработки огромнейшего потока разнохарактерной информации, и нездоровой экологии больших  городов. Дефицит движений особенно опасен в период роста и формирования организма.  Это чрезвычайно важно иметь в виду, поскольку значительная часть современных  школьников имеют различные хронические заболевания, а физическое развитие их и  подготовленность часто не соответствуют возрастным нормам. В то же время регулярные  движения стимулируют рост, способствуют гармоничному развитию мышц, стимулируют  работу внутренних органов и нервной системы, предупреждают нарушения осанки и  плоскостопия, повышают работоспособность ребенка. Восполнить этот дефицит могут только регулярные занятия физическими  упражнениями, а именно занятия ритмопластикой, которая способствует привитию  навыков здорового образа жизни.  Ритмика ­ это синтез элементов физических упражнений, танца, музыки.  Музыкальное сопровождение упражнений ведет к более эффективному развитию и  закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости,  продолжительности, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию  нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с  функциями различных анализаторов организма ребенка.  Ритмика базируется на огромном арсенале движений. Упражнения её направлены на развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда,  танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребёнка желание,  заниматься физическими упражнениями.  Ритмика была создана как средство повышения физической работоспособности  взрослых людей. Однако постоянное совершенствование форм и методов преподавания  ритмики существенно расширило сферу ее применения. Ритмика стала видом физической  активности, которая впитывает в себя возможности разных направлений деятельности и  видов спорта. А музыкальное сопровождение занятий ритмикой делает их доступными для  людей разного возраста, в том числе и школьников.  Учитывая все вышесказанное, актуальным становится поиск и разработка методики  занятий ритмикой среди детей школьного возраста. Ритмика как средство физического  воспитания детей школьного возраста стала предметом данного исследования.  В настоящем исследовании предложены комплексы упражнений для детей  школьного возраста, которые отвечают принципу безопасной технологии, проверена их  эффективность по сравнению с общепринятыми методами физического воспитания.  Основные движения. ВИДЫ ХОДЬБЫ Бодрый шаг ­ обыкновенный шаг, но более устремленный и решительный. Взмахи  рук (вперед­назад) активные, сильные, их, движение идет от плеча. Корпус устремлен по  направлению движения, тяжесть тела падает на переднюю часть ступни, что способствует  удлинению шага. При выполнении бодрого шага необходимы хорошая осанка, поднятая  голова (взгляд выше идущего впереди товарища). Спортивно­торжественная ходьба выражает активность, жизнерадостность,  приподнятость физкультурных и праздничных маршей. Нога ступает с носка (а не с  подушечки, как в бодром шаге), маховые движения рук более энергичны, осанка прямая,  все мышцы работают сильно и четко. Спокойный шаг ­ неторопливый, непринужденный, прогулочный, шаги небольшие,  нога ставится на всю ступню, взмахи рук свободные. В спокойной ходьбе нет  устремленности, настроение уравновешенное, безмятежное благодаря спокойному  однообразному характеру музыкального сопровождения. Высокий шаг соответствует мужественной, решительной, четкой музыке; движение  активное ­ оно связывается с представлением о том, как идут солдаты, или с игровыми  образами шагающих петрушек, лошадок на манеже, образами кузнечиков, аистов и т .д.  При высоком шаге свободная нога, согнутая в колене, резко поднимается вперед, бедро  принимает горизонтальное положение, а голень образует с бедром прямой угол. Корпус  прямой, голова поднята, руки со сжатыми в кулак кистями помогают движению  энергичными махами ­ одной вперед, другой назад; когда поднимается правая нога, вперед  выносится левая рука и наоборот. Нога опускается на пол с притопом; шаг небольшой, но  настойчивый и решительный. Положение рук может меняться в зависимости от образов. Шаг на носках ­ нога ставится на полупальцы, пятка отделяется от пола. Колени при  этом втягиваются, шаги плавные, без толчков. Сохраняется хорошая непринужденная  осанка, руки кладутся на пояс или поднимаются в стороны. Тихая, осторожная ходьба ­ ноги ставятся мягко на всю ступню, беззвучно, тяжесть тела падает на переднюю часть ступни, корпус несколько наклоняется вперед, движение рук  снимается. Пружинистый шаг ­ на каждом шаге нога мягко опускается на всю ступню (начиная с  подушечки), слегка прогибается в колене и сразу выпрямляется, поднимаясь на  полупальцы. Движение вниз и вверх непрерывное, равномерное, спокойное. Каждый шаг  равен четверти. Пульсирующий ритм придает по ходке слегка танцевальный характер. ВИДЫ БЕГА Легкий бег ­ осанка ненапряженная, движение рук свободное. Ноги упруго  отталкиваются от пола и мягко приземляются. Форма и выразительность его зависит  от  характера и темпа музыки. Неторопливый, танцевальный или пружинистый бег, это, по существу, цепь легких пружинистых прыжков С одной ноги на другую. Величина их и устремленность бега  меняются в зависимости от музыки.  Стремительный бег обычно исполняется без музыки или под громкое, стреми­ тельное музыкальное заключение. Корпус сильно выносится вперед, руки согнуты в  локтях, ноги сильно и быстро отталкиваются от пола. Движения собранные, це­ ленаправленные, динамичные. Широкий бег ­ бег большими скачками (как будто перепрыгивая через воображаемые  препятствия). Корпус сильно выносится вперед, ноги энергично отталкиваются от пола,  руки выполняют сильные взмахи ­ одна вперед, другая назад.  Высокий бег ­ нога, согнутая в колене, поднимается вверх, корпус прямой и слегка  откинут назад. Ноги с силой отталкиваются от пола, носки оттянуты вниз.  ПРЫЖКОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ. Прыжки на двух ногах могут использоваться с большим и меньшим отскоком от пола в  зависимости от звучащей музыки. Приземление на переднюю часть ступни бесшумное, при  этом колени мягко сгибаются. Корпус всегда должен оставаться прямым. В легких  прыжках работают главным образом ступни, в сильных (с высокими отскоками) ­более  энергичные и сильные движения всей ноги, а иногда и при помощи взмахов рук. Прыжки на  двух ногах бывают на месте, с продвижением вперед, в кружении. Встречаются прыжки на  одной ноге, со сменной ног, прыжки ноги вместе ­ врозь или одна вперед ­ другая назад. ПОДСКОКИ С НОГИ НА НОГУ Легкие подскоки соответствуют легкой, подвижной, радостной музыке, чаще всего в  размере 6/8 или включающей пунктирный ритм (восьмая с точкой ­ шестнадцатая).  Движение легкого подскока ­ скользящее, полетное, почти без вертикального отскока от  пола. Нога лишь слегка выносится вперед. Сильные подскоки соответствуют энергичной, веселой, громкой музыке. Свободная  нога, согнутая в колене, поднимается вперед до горизонтального положения; руки  выполняют сильные маховые движения вперед­назад, что влечет за собой сильные отскок.  Энергичный толчок ногами придает движению вертикальность (продвижение вперед  небольшое). Начинать разучивание подскоков легче с сильных, чтобы учащиеся овладели техникой  движения. Легкие и сильные подскоки исполняются с продвижением вперед, на месте, при  кружении. Подготовительными упражнениями к подскокам являются пружинки,  пружинящий шаг и бег, высокий шаг и бег. Прямой галоп ­ движение <<лошадок» ­ исходное положение ­ третья позиция. Правая  нога быстро и резко поднимается вперед с согнутым коленом, затем сильно ударяет носком о пол; левая нога прыжком приставляется к правой, как бы выталкивая ее для следующего  шага, корпус и голова держатся прямо (всадник крепко и прямо сидит на коне).  «Лошадь»  скачет, высоко перепрыгивая, перескакивая через воображаемые препятствия (ручейки,  канавки, поваленные деревья, бревна). Многие движения изучаются на уроках ритмики не изолированно, а последовательно, в  определенном порядке, так как одни движения создают двигательную основу для других,  подготавливают к их быстрому освоению. Следовательно, при подборе не только  музыкального материала раздела, но и двигательного существует своя логика, четкая  последовательность, соблюдается принцип постепенного усложнения. Так, например, пружинки подготавливают двигательный аппарат к исполнению пружинящего шага.  Пружинящий шаг, затем высокий шаг и бег подготавливают к выполнению подскоков. При проведении педагогической практики часто наблюдается, что некоторые, учащиеся  не умеют отразить в своем исполнительстве характер того или иного ; произведения  детского репертуара, затрудняются в правильной передаче темпа, показ движений у них  неточный, маловыразительный. Подробная проработка музыкально­ритмического  материала на уроке, повторение и закрепление в самостоятельной работе дома, тщательная подготовка к педагогической практике по могут преодолеть недостатки. . ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРЕСТРОЕНИЯ. с самых первых уроках внимание учащихся привлекается к разнообразным построениям и  перестроениям.  Колонна. Учащиеся выстраиваются в стройный ряд, в затылок друг за другом, с равными  интервалами на расстоянии поднятых вперёд рук.  Колонна парами. Перестроение из колонны по одному ­ в пары и из пар ­ в общую  колонну. Для этого идущий в паре ближе к центру встает позади своего партнера. Шеренга. Стройный ряд стоящих плечом к плечу, лицом все в одну сторону. Круг. Стоя в кругу, повернуться к его центру либо лицом, либо спиной. По строиться боком к центру круга или лицом по его линии. Уметь сужать и расширять круг,  сохраняя равнение. Перестраиваться в два изолированных друг от друга круга, из  большого круга образовывать несколько маленьких кружков и наоборот (ведущие  назначаются заранее). Перестраиваться в два концентрических круга, в полукруг. Цепочки. Колонна участников, взявшихся за руки, стоящих в затылок друг за другом. Змейка. Ведущий идет поперек комнаты, дойдя до стены, поворачивает обратно и идет  противоходом снова поперек комнаты в противоположную сторону и т .д. Таким образом  он поворачивает то вправо, то влево, и все участники, следуя за ним, выполняют те же  повороты. Другая форма змейки ­ вольная, повороты выполняются не в определенных  местах, а по желанию ведущего. Учащиеся должны перестраиваться тройками, четверками, идти по диагонали, быстро  строиться в несколько колонн, врассыпную, в шахматном порядке в рядах, двигаться  свободной стайкой, перестраиваться из положения врассыпную вкруг, в колонну, в  положение в виде буквы П, в шеренги вдоль четырех стен комнат, в углы и т .д. ПОСТРОЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ. В ритмике взаимосвязь движений с музыкой более тонкая. Как уже не раз под­ черкивалось, отображаются малейшие оттенки, нюансы характера пьесы, динамические и  регистровые изменения, ладовая окраска и даже, по возможности, фрагменты ритмических  рисунков (например, в NQ 29,52). В данный раздел включены гимнастические комплексы,  созданные на про изведения одного композитора: на музыку Ф.Шуберта (NQ 26­32),  А.Гречанинова (NQ 33­39), А.Гедике (NQ 4955 с флажками). Нами создан комплекс на  современную музыку разных композиторов (отечественных и зарубежных), объединенных в единый сюжет (NQ 56­61). Прежде чем приступить к разучиванию того или иного комплекса, необходимо по­ знакомиться с композитором, названием пьес, подробно разобрать каждую из них, обратив внимание на наиболее ярко проявляющиеся средства музыкальной выразительности,  которые будут отображаться в данном упражнении через 'движения. Комплексы гимнастических упражнений включают в работу основные группы мышц:  мышцы верхнего плечевого пояса, брюшного пресса, косые мышцы, мышцы ног. Методика разучивания комплексов может быть самой разнообразной. В одних случаях  упражнение показывается педагогом под музыку целиком, а затем, по необходимости, и  отдельные его части. В других случаях, когда упражнения несложные, педагог может  ограничиться лишь предварительными словесными указаниями и выполнять упражнение  вместе с учениками. Некоторые более сложные элементы полезно отработать отдельно до  разучивания всего упражнения, предвидя возможные трудности. Упражнения повторяются некоторое время из урока в урок, что позволяет достичь хорошего уровня их исполнения. Если же возникают  погрешности в качестве того или иного элемента, можно поработать над ним более  детально, используя показ отдельных учеников, у которых это движение получается  точно, хорошо согласуется с музыкой. Полезным приемом оказывается исполнение ряда  упражнений подгруппами, когда имеется возможность наблюдать за товарищами, затем  включиться в анализ их исполнительства, отмечая положительные стороны и некоторые  ошибки. Гимнастические комплексы, как правило, разучиваются в первой части урока ритмики.  На одном занятии необязательно освоить весь комплекс целиком: все зависит от данных  определенной группы учащихся и от поставленных на уроке задач. В течение года можно  повторять тот или иной комплекс упражнений. Упражнения с предметами ­ мячами, скакалками, бубнами, лентами и др. ­ могут  проводиться В конце урока. Они придают особую эмоциональность заключительной части  занятия. Следует уделять внимание упражнениям и играм с мячом. Игры с мелкими мячами развивают мелкую мускулатуру рук, цепкость пальцев (мелкая  моторика положительно влияет на развитие психических процессов у детей). С помощью  больших мячей можно научиться выполнять точный бросок через круг, удары о пол,  перебрасывать мяч рядом стоящему товарищу. В играх с мячами учащиеся более  обостренно ощущают сильные и слабые доли в двух­ и трехдольных размерах.  Соответственно с этими долями производится бросок или ловля мяча. Надо точно  рассчитать свои движения, быть внимательным, ловким. В представленных в разделе  упражнениях и играх с мячами четко прослеживается взаимосвязь всех действий с  формой музыкальных произведений. В заключение хочется отметить, что анализ музыкальных произведений не должен  проходить формально, его надо связывать с динамикой развития музыкальных образов. Танцевальные элементы и танец. На уроках ритмики определенное место занимает изучение танцевальных элементов и несложных танцев, которые могут быть использованы в работе с детьми дошкольного и школьного возраста. Танцевальные движения могут включаться и в отдельные упражнения, игры и даже гимнастические комплексы (например, NQ 14, 24,46,31,37). . Удовлетворяя   естественную   потребность   в   двигательной   активности,   танцы способствуют гармоническому развитию личности. В изящных или задорных движениях танца   каждый   имеет   возможность   выразить   себя,   раскрыть   свою   индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить характер. Соприкасаясь   с   танцевальным   искусством   в   доступной   для   них   форме,   учащиеся постепенно   приобщаются   к   миру   прекрасного.   Через   танец   у   них   развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, совершенствуются музыкальные способности, прививается хороший эстетический вкус. Приобретая знания и навыки в области танца, ученики начинают понимать, что каждый танец   имеет   свои   содержание,   характер,   образ.   Чтобы   передать   выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движения и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие внимания и памяти), но и мо мобилизовать воображение, наблюдательность, творческие возможности. Танец   приучает   к   нормам   культурного   общения,   воспитывает   доброжелательность, приветливость,   скромность,   чувство   взаимопомощи.   Партнер   вежливо   приглашает партнершу на танец, подает ей руку, во время танца бережно к ней относится, провожает ее на место после совместного исполнительства. Все проникаются общим настроением, участие в коллективных действиях объединяет и сплачивает. Танец становится одним из средств не только эстетического, но и нравственного воспитания. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития, улучшается осанка,   устраняется   ряд   физических   недостатков,   укрепляются   мышцы   и   связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче   и   грациознее   двигаться,   становятся   раскованными,   приобретают   свободу, координированность, выразительность движений. Все это требует известных усилий, но и доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях. Обучение танцам расширяет кругозор. Ученики знакомятся с разными видами танцев, начинают различать их особенности. В народных танцах и хороводах выражен народный темперамент, смелый и вольный дух, широта натуры, гуманизм и оптимизм. Народные танцы помогают формировать чувство национальной гордости, приобщают к фольклору и художественным традициям разных народов. Историко­бытовые танцы отражают особенности отдельных исторических эпох.   Многие   из   них,   будучи   принадлежностью   какой­либо   народности   или   страны, распространялись по всей Европе и быстро становились международными. Так было с менуэтом, полонезом, вальсом, полькой, мазуркой. Особенности танцевальной культуры, характер и темперамент народа накладывали на исполнение свой отпечаток. Бальные   танцы,   как   один   из   разделов   массовой   танцевальной   культуры,   являются активной формой самовыражения, настоящей школой общения, приобретения изящных манер и красивых жестов. Современные   танцы   развивают   свободную   пластику,   эмоциональность,   живость, раскрепощенность   движений,   они   отличаются   импровизационным   характером,   ори­ гинальностью подбора разнообразных современных танцевальных ритмов и стилей. Важно   осознать   необходимость   танцевальной   подготовки,   научиться   любить   танец, понимать   красоту   правильных,   ловких,   гармоничных   движений.   Можно   знать   много танцев, но если они будут исполняться небрежно и неряшливо, они никому не доставят удовольствия.   Живое,   эмоциональное   отношение   к   занятиям   несомненно   дает положительный результат. Учащиеся получают основные и необходимые знания и навыки в области танца, чтобы гpaмотнo  строить  работу  с  детьми   дошкольного  и  школьного  возраста,  активизировать детскую   самодеятельность,   организовывать   танцевальные   кружки,   принимать   участие   в многогpанной внеклассной работе, различных выступлениях. Основными задачами данного раздела являются: ­ воспитание танцевально­исполнительской культуры на основе восприятия музыки; ­ совершенствование техники танцевального мастерства; ­ выразительное исполнение детских танцевальных комбинаций, танцев; ­ развитие художественно­творческих способностей, инициативы, самостоятельности  через разнообразные творческие задания по данной теме. Полученные умения в области танца будущие педагоги понесут на педагогическую  практику, прививая детям любовь к танцевальному искусству, формируя у них  художественный вкус. Предлагаем описание отдельных элементов танцевальных движений, которые могут быть разучены на уроках ритмики. ПОЗИЦИИ НОГ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА Первая позиция. Пятки сомкнуты, носки направлены в стороны по линии плеч, стопы  образуют прямую линию. Тяжесть корпуса равномерно распределяется на обе ступни. Условная первая позиция. Пятки вместе, носки врозь под углом 45. Вторая позиция. Ноги стоят на расстоянии стопы друг от друга по одной линии, носки развернуты в стороны. Третья   позиция.  Ноги   сомкнуты,   носки   развернуты   в   стороны.   Пятка   одной   ноги приставлена к середине стопы другой. Шестая позиция.. Пятки и носки плотно соприкасаются друг с другом. Четвертая и  пятая позиции не изучаются, так как являются сложными. При paзучивании позиций  необходимо следить за тем, чтобы ноги были предельно вытянуты в коленях, корпус  подтянут, а тяжесть тела распределялась на обе ноги. ПОЗИЦИИ РУК КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА Подготовительная позиция. Руки, закругленные в локтях и запястьях, опущены вниз и образуют эллипс. Пальцы ладоней не соприкасаются между собой и не должны касаться корпуса. Первая   позиция.  Руки,   закругленные   в   локтях   и   запястьях,   находятся   примерно   на высоте диафрагмы (как бы обнимают надутый шарик). Ладони обращены к корпусу, локти не провисают. Вторая позиция. Руки разведены в стороны (несколько ниже уровня плеч) и находятся немного   впереди   корпуса.   Локти   обращены   назад,   при   этом   следить,   чтобы   они   не провисали вниз. Ладони повернуты вперед. Третья   позиция.  Руки,   закругленные   в   локтях   и   запястьях,   подняты   вверх   таким образом, чтобы можно было видеть повернутые вниз ладони, не поднимая головы. Пальцы не соприкасаются, кисть является продолжением руки. Эти три позиции являются основными для изучения на уроках ритмики. ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНОГО ТАНЦА Русский хороводный шаг. Это плавный шаг с носка, который выполняется поочередно каждой ногой. от обычного шага он отличается большей плавностью и устремленностью. В зависимости от выразительности музыки этот шаг может приобретать и иной характер ­ более оживленный и задорный. Русский переменный шаг.  На «раз» ­ удлиненный шаг вперед правой ногой, на «и» ­ небольшой шаг вперед левой ногой, как бы обгоняя правую; на «два и» ­ небольшой шаг вперед правой ногой с носка. Затем движения повторяются с левой ноги. Переменный шаг исполняется с подчеркнутой устремленностью вперед. Дробный   шаг.  Исходное   положение:   ступни   параллельны,   колени   слегка   согнуты. Выполняется подвижно, ритмично, на месте, на всей ступне. Притопы быстро чередуются: правой, левой, правой, левой ногой и т .д. Движение ног активное, ступни поднимаются от пола невысоко. Корпус прямой. Дробный шаг может исполняться с продвижением вперед, при кружении на месте. Притопы. Эти движения  соответствуют веселой плясовой музыке, часто передают ее ритмический рисунок. Притопы выполняются одной ногой ИЛИ то одной, то другой ногой попеременно   с   приставлением   топнувшей   ноги   обратно   к   опорной.   На   «раз»   следует топнуть ногой впереди, на «два» ­ приставить ногу к ноге. Шаг с притопом на месте осуществляется следующим образом: на «раз» делается шаг правой ногой на месте, она ставится рядом с левой; на «два» ­ притоп левой ногой впереди правой, без переноса на нее тяжести тела. Акцент в этом движении падает на притоп ­ на счет «два». Затем движения исполняются, начиная с левой ноги. Шаг с притопом в сторону: шаг вправо правой ногой, левая нога подводится к правой и ставится на всю ступню, слегка пристукнув. Такое же движение выполняется влево с левой ноги. Полуприседание с выставлением ноги на пятку. Исходное положение: условная первая позиция.   На   счет   «раз   и»   ­   пружинящее   полуприседание,   на   «два   и»   ­   выпрямление, одновременно правая нога выставляется вперед на пятку, носок поднят вверх, левая нога остается прямой, корпус чуть откинут назад. На «раз» следующего такта одновременно с полуприседанием правая нога приставляется к левой, на «два» ­ выставляется вперед левая нога. Полуприседание с выставлением ноги на пятку можно выполнять на прыжке. Ковырялочка. Исходное положение: ноги в шестой позиции. На счет «раз и» небольшой подскок на левой ноге, одновременно правая нога отводится в' сторону, ставится на носок (как бы ударяется об пол), слегка согнутое колено правой ноги повернуто внутрь. На «два и» ­ подскок на левой ноге, правую перевернуть, поставив на пятку, колено повернуть наружу. Пятка и носок ставятся на одно и то же место. На следующий такт делается перетоп   обеими   ногами   поочередно   ­   правой,   левой,   правой.   Затем   все   движение выполняется с левой ноги. Веревочка. Исполняется на один такт музыки. Исходное положение:  третья позиция (правая нога впереди левой, под углом к ней), руки на поясе. На затакт подскоком на низких полупальцах левой ноги слегка проскользнуть на месте.  Правую ногу, отделив от пола, с согнутым коленом завести назад за левую ногу. Колено  должно быть направлено в сторону. На счет «раз» поставить правую ногу на низкие полупальцы позади левой ноги в третью позицию. На счет «и» подскоком на правой ноге слегка проскользнуть на месте. Левую ногу,   отделив   от   пола,   с   согнутым   коленом   завести   за   правую   ногу.   На   счет   «два» поставить левую ногу на низкие полупальцы позади правой в третью позицию. На счет «и» повторить движение, исполняемое на затакт. Затем движение исполнить сначала (со счета «раз»). Шаг с припаданием. Исходное положение: ноги в третьей позиции. Выполняется на счет «и раз, и два». На «и» правую ногу приподнять вправо; на «раз» сделать небольшой шаг с носка   на   всю   ступню,   слегка   сгибая   колено;   одновременно   приподнять   левую   ногу, согнутую в колене; на «и», выпрямляя ноги, встать на носок левой ноги (позади правой), правую отвести в сторону; на «два и» повторить движение. Во время движения корпус не поворачивается. Качалочка.  На «раз» поднять невысоко вперед правую ногу, упасть на нее, перенеся центр тяжести тела; левую ногу сзади приподнять. На «два» откачнуться назад на левую ногу, перенеся на нее центр тяжести. Все движение повторяется. Козлик.  Прыжки делаются на левой ноге, правая нога пристукивает об ПОЛ стопой. Руки   энергично   раскачиваются   к   себе,   от   себя.   Выполняются   на   счет   «раз»,   «два». Движения задорные, размашистые, энергичные, используются чаще в пляске мальчиков. Па­де­баск.  Исходное положение: условная первая позиция. Выполняется на счет «и раз, и два». На «и» ­ небольшой прыжок толчком левой ноги, правую вынести полукругом вперед ­ вправо (невысоко над полом); на <<раз» ­ приземлиться на правую ногу, левую согнуть, колено наружу; на «и» шаг левой ногой, слегка сгибая колено, правую поднять; на «два»­ шаг правой ногой, слегка сгибая колено, левую приподнять и слегка согнуть. Затем то же движение начинается с левой ноги. Выставление ноги вперед на пятку или на носок. Нога на пятку выставляется сильно согнутой в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх; корпус прямой. На носок ­ нога легко выставляется вперед, наискосок (по диагонали) или в сторону. Прыжки с поочередным выбрасыванием ног вперед. Одновременно с прыжком на левой ноге правая нога приподнимается и выносится вперед (колено выпрямляется, корпус чуть откинут назад). Затем вперед выносится левая нога и т.д. ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ БАЛЬНОГО ТАНЦА Танцевальный шаг.  Исходное положение: третья позиция ног, шаг с носка. Партнерша придерживает края юбки, у партнера руки за спиной. Боковой   галоп.  Разучивается   на   счет   «раз   и,   два   и».   Движения   легкие,   полетные, пружинящие. На счет «раз» делается небольшой шаг с подскоком правой ноги в сторону, на «и» скользящим движением подтягивается левая нога к правой в естественную позицию. Правая   нога   тотчас   же   отводится   в   сторону   (левая   нога   как   бы   выбивает   правую   в сторону). На   счет   «два   и»   следует   выполнить   то   же,   что   и   на   счет   «раз   и».   Затем   движение начинается   сначала.   Таким   образом   танцующий   продвигается   вправо.   Галоп   можно исполнять и влево. В этом случае движение начинается с левой ноги. Шаг   польки.   Исходное   положение:   ноги   в   третьей   позиции,   правая   нога   впереди. Движение выполняется на счет «и раз, и два». На «и» (затакт) сделать маленький скользящий подскок на левой ноге вперед, правую ногу слегка приподнять вперед с выпрямленным коленом и оттянутым носком. На «раз» выполнить шаг вперед правой ногой, ставя ее на низкие полупальцы. На счет «и» приставить левую ногу на низкие полупальцы позади правой в третью позицию. На счет «два» сделать шаг вперед правой ногой, ставя ее на низкие полупальцы. Левую ногу отделить от пола и, слегка согнув в колене, подвести к правой. Затем все перечисленные движения повторить, начиная с подскока на правой ноге. Шаг польки можно развивать под музыку любой польки, подобранной преподавателем. Это движение не является обязательным для прохождения в первом классе. Все зависит от двигательной подготовки детей. Па полонеза. Музыкальный размер 3/4. Исходное положение: первая позиция. Такт 1. На  «раз» шаг правой ногой. На «два» шаг левой ногой. На «три» шаг правой ногой на plie (приседании), одновременно левая нога проходит вперед по первой позиции, чтобы начать па полонеза. В начале шаги полонеза разучивают на месте. Надо следить, чтобы они делались плавно.  Plie должно быть мягким. Ноги во время шага почти не отрываются пола, но они не  должны и шаркать по полу. Когда шаги станут ритмичными, следует изучить их на низких полупальцах на месте, на третью четверть, опускаясь на всю ступню. Построив  учащихся  по  кругу,  дать  задание  исполнить  па  полонеза  с   продвижением вперед.   Необходимо   следить,   чтобы   после   plie   на  третью  четверть   шагающая  нога   не опаздывала про ходить вперед, то есть не задерживалась бы сзади, что часто бывает у учащихся в начале изучения полонеза. НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК В ТАНЦАХ Укажем наиболее распространенные из них. Руки на поясе (большой палец обращен назад). «Подбоченившись» (кисти сжаты в кулаки,. но без напряжения и поставлены на пояс). Девочки придерживают руками края юбочки (руки в локтях закруглены). Руки свободно опущены, ладони раскрыты навстречу движению. Руки скрещены перед грудью. Руки разведены в стороны. Одна рука на поясе, другая с платочком поднята в сторону ­ вверх и слегка согнута в  локте (только девочки). Руки убраны за спину МЕТОДИКА РАЗУЧИВАНИЯ  ТAНЦEВАЛЪНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ТAНЦА. На   уроке   ритмики   определенное   время   отводится   на   разучивание   того   или   иного танцевального элемента или на его повторение. Если это элементы русского народного танца, то подбираются разнообразные русские народные плясовые мелодии («Полянка», «Ай да береза», «Ах вы, сени», «Из­под дуба», «Возле речки, возле моста», «Перевоз Дуня   держала»,   «Выйду   ль   я   на   реченьку»   и   др.).   Народные   танцы   отличаются неповторимостью и своеобразием движений, так как каждый народ имеет в танце свою «поступь и осанку». Величайший русский писатель Н. В. Гоголь писал: «Даже в провинциях одного И того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как славянин южный, как поляк, как финн. У одного танец говорящий, у другого ­ бесчувственный, у одного бешеный, разгульный, у другого ­ легкий, воздушный». Чтобы   заинтересовать   учащихся   новым   танцем,   необходимо   дать   его   общую характеристику,   отметить   особенности.   Полезно   провести   беседу  об  особенностях фольклорного   творчества   данного   народа,   рассмотреть   иллюстрации   или   слайды, знакомящие с костюмами, по возможности познакомить с видеоматериалами. Необходимо ввести   учащихся   в   мир   тех   образов,   той   музыки,   под   которую   они   будут   танцевать. Плавность вальса, жизнерадостность и веселость польки и галопа, зажигательность и удаль многих   народных   плясовых   мелодий   отражаются   в   движениях   этих   танцев.   Музыка сообщает   движениям   определенный   характер   придает   им   соответствующую эмоциональную окраску. Большое значение придется слушанию и разбору музыки танца (ее характера,   настроения,   структурного     построения,   ритмических   особенностей). Музыкальное сопровождение к танцу должно быть ярким, эмоциональным, выразительным. Можно предложить ученикам отметить хлопком начало новой части, музыкальной фразы, выделить акценты, прохлопать ритмический рисунок отдельных небольших отрывков и т .д.   В   процессе   разучивания   танца   нужно   неоднократно   возвращаться   к   содержанию   и особенностям прослушанной музыки (исполненной концертмейстером или аудио записи), помогать учащимся находить оттенки движения, отражающие характер музыки.  Для   достижения   эффективности   обучения   необходима   серьезная   подготовительная работа.   Надо   предварительно   проработать   все   танцевальные   элементы,   составляющие основу данного танца. Разучивать движения следует сначала в медленном темпе, обращая внимание на отдельные технические трудности, исполнительские нюансы. Первостепенную роль играет правильный, отчетливый выразительный показ движений педагогом. Это вызовет у учеников желание так же красиво и свободно танцевать. Важно вникнуть   в   авторский   замысел   составителя   данного   танца,   уловив   все   особенности танцевальных   движений.   Полезным   оказывается   показ   учеников,   грамотно   и выразительно   танцующих.   Разучив   отдельные   танцевальные   элементы,   составляющие основу данного танца, можно соединить их вне большие танцевальные комбинации, а затем уж работать последовательно над фигурами ганца, которые войдут в дальнейшем в единую   танцевальную   композицию.   Такая   предварительная   работа   совершенно необходима. Если  танец сразу разучивается целиком, а не поэтапно, учащиеся будут чувствовать себя неуверенно, часто ошибаться и все это снизит интерес к танцу, процесс обучения   удлинится,   станет   малоэффективным.   Ученики   быстро   устают  от многократного повторения всего танца, танцуют вяло, неэмоционально. Без овладения техникой движения невозможно добиться его выразительности. Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у учащихся при  овладении тем или иным движением, находит точные слова для объяснения от. дельных  деталей, продумывает образные сравнения, четкие, краткие указания. Грамотный выразительный показ педагога, сопровождаемый словесными, пояснениями, указаниями, помогают сделать  процесс  обучения  более  сознательным,  осмысленным  и легким. При   разучивании   танцевальных   элементов   учащиеся   могут   стоять   в   свободном расположении (врассыпную), в шахматном порядке по линиям, в полукруге или в кругу (в этом случае педагог стоит не в центре круга, а рядом с танцорами по кругу). При этом все хорошо   видят   его   показ,   а   педагогу   легче   контролировать   качество   движений   своих учеников. Если танцоры стоят напротив педагога, его показ должен быть зеркальным. В практике бывают случаи, когда танец разучивается целиком и участники сразу ставятся в пары. Некоторые из них, не видя правильного показа (так как стоят спиной к педагогу), начинают   часто   ошибаться,   получают   много   замечаний.   Все   это   снижает   интерес   к занятиям, теряется эмоциональность педагогического процесса. Работая   со   всей   группой,   необходимо   держать   в   поле   зрения   каждого   ученика, осуществлять   индивидуальный   подход.   Педагог   наблюдает   за   учащимися   в   процессе занятия, отмечает их успехи, помогает преодолевать недостатки. С отстающими работает дополнительно, создает такую обстановку, чтобы у неуверенных в себе вызвать желание действовать. Наиболее способных чаще всего привлекает к показу, использует в сольных танцах.  Перечислим некоторые приемы, которые можно применять при индивидуальной работе с учащимися: ­ во время исполнения движения педагог встает рядом и своим показом помогает ученику; ­ тихонько отзывает ученика в сторону и предлагает посмотреть, как исполняют движения остальные; ­ дает подбадривающую оценку по ходу движения, отмечая малейшие успехи; ­ оказывает ученику помощь действием, например держит его за руки, раскачивает руки от плеча,   поправляет   кисти,   помогает   выше   приподнять   ногу,   оттянуть   носок,   повернуть корпус, ниже согнуться и т .д.; ­ ставит отстающего в пару с хорошо успевающим, более продвинутым. В   коллективе   могут   встретиться   и   излишне   самоуверенные,   хвастливые   ученики. Педагог должен воспитывать скромность, доброжелательность, внимательное отношение к   товарищам.   В   то   же   время   необходимо   всячески   поддерживать   инициативу,   не тормозить   развитие   более   способных,   бережно   относиться   к   проявлению индивидуальности. После освоения того или иного танца можно просматривать учеников индивидуально, по одной паре или несколько пар, анализировать исполнительство и затем оценивать его. Полезно привлекать учеников к анализу деятельности товарищей и к самоанализу. При этом внимание обращается не только на грамотность и качество исполнения движений, но и на выразительность, эмоциональность, согласованность с музыкой. Можно   предложить   ученикам   и   такие   задания:   перечислить   последовательность движений танца, хоровода, рассказать о деталях правильного исполнения того или иного танцевального движения, указать на типичные ошибки, которые могут встретиться при разучивании танца. Данный   раздел   является   наиболее   зрелищным.   Поэтому   отработанные   танцы   и танцевальные постановки с успехом могут демонстрироваться в различных выступлениях перед другими коллективами, на вечерах, праздниках, конкурсах. Воспитание активной творческой личности ­ одна из важнейших задач современной педагогики. Разнообразные творческие задания, связанные с танцами, внесение элементов импровизации совершенно необходимы и, как правило, даются в конце урока. Примерами могут служить   NQ  102 и  NQ  103,  включенные  в  репертуар раздела.   Подробнее  этот вопрос будет раскрыт в специальной теме VI «Самостоятельное музыкально­ритмическое творчество, импровизация». В   пособии   мы   предлагаем   ряд   танцевальных   упражнений   и   несложных   танцев   для дошкольного   и   школьного   отделений.   Такое   разграничение   носит   чисто   условный характер, так как и в подготовительных  классах  общеобразовательных  школ, дошко­ льных гимназиях будущим педагогам предстоит работать и с детьми 5­7 лет. Объем   пособия   не   дает   возможности   шире   представить   данный   раздел.   Поэтому   в танцевальный репертуар включены образцы тех танцев, которые прошли широкую проверку во многих детских коллективах и легко могут быть использованы как на педагогической практике, так и в дальнейшей работе будущих педагогов с детьми дошкольного возраста. Восполнить этот репертуар мы постарались за счет списка литературы, систематизировав его, отобрав наиболее интересный, представляющий наибольшую ценность. Преподаватель   ритмики   имеет   возможность   широкого   выбора   и   других   танцев   по своему вкусу, проявляя творческий подход. Необходимо лишь учитывать подготовку и возможности данного детского коллектива, его интереса к предмету. Известно,   что   эффективность   образования   детей   в   школе   во   многом   зависит   от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии,   быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии   когда   ребёнок   волей­неволей   становится   заложником, здоровья   подрастающего   поколения.   Современная   школа   стоит   перед   фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний   мир,   духовный   склад   детей   был   богатым,   глубоким,   а   это   по   настоящему возможно   лишь   тогда,   когда   “дух”   и   “тело”находятся   в   гармонии,   необходимы   меры целостно   развития,   укрепления   и   сохранения   здоровья   учащихся.   Определяющим фактором в системе  сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать валеологически обоснованный учебно­воспитательный процесс в школе. Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной  осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие ­ разболтаны и  суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги  при ходьбе (носки внутрь) и т.п. Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов  двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.  Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского  организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно  ~ творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор.  Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой  личности.  Исходя из опыта работы, мной был сделан вывод о том, что существующие программы по  ритмике для сельской общеобразовательной школы не совсем приемлемы для нашего  случая. Каждый ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право  валеологического сопровождения его индивидуального маршрута. Не учащиеся должны  адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения  должны приноравливаться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к  получению знаний и развитию собственного здоровья. При разработке своей программы я учитывала способности учащихся, их индивидуальные  и возрастные особенности. Моя программа предусматривает работу со всем классом. Цель программы: Создание валеологически обоснованных условий способствующих  совершенствованию индивидуального здоровья учащихся средствами двигательной  активности (ритмика, танец). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа по ритмике и танцу школьного возраста с 5 по 9 класс в  общеобразовательной школе, по одному часу в неделю со всем классом. Ритмикой и танцем могут заниматься все физически здоровые дети, начиная с 6 ­ 7 лет. Задачи:  1. Развитие и сохранение здоровья детей младшего школьного возраста; 2. Развития эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно­ творческой и танцевальной способности;  3. Воспитание организованной, гармонически развитой личности.  Программа состоит из следующих разделов  1. Ритмика;  2. Танцевальная азбука (элементы партерного экзерсиса на полу, экзерсис у станка,  классического, народного и бального танца);  3. Танцевальные движения;  4. Танцевальный репертуар.  Раздел 1. Ритмика включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные  задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное  музыкальное развитие детей на первом этапе обычно является основным тормозом в  развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела способствуют  развитию музыкальности: формируют музыкальное восприятие, представления о  выразительных средствах музыки, запас музыкальных впечатлений, используя их в разных  видах деятельности, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и  танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и особенно, умение  согласовывать музыку с движением. Раздел 2. Танцевальная азбука содержит элементы партерного экзерсиса, экзерсис у  станка, классического, народного и бального танца. Включенные в раздел упражнения  способствуют развитию и укреплению мышц, исправлению физических недостатков, в  осанке вырабатывают умения владеть своим телом, совершенствуют двигательные навыки,  благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Задачей педагога при работе с детьми на первом этапе является правильная постановка  корпуса, ног, рук, головы, развитие физических данных, выработка элементарной  координации движений. В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку детей, не допуская  перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений и танцев. Раздел 3. Танцевальные движения используются не только в танцах, но и во многих  упражнениях и играх. Очень важно обогатить детей запасом этих движений, научить их  двигаться технически грамотно, легко, естественно, выразительно. Овладев танцевальными элементами, дети смогут составлять комбинации, придумывать несложные танцы.  Раздел 4. Танцевальный репертуар включает народные и бальные танцы. При работе над  танцевальным репертуаром важным моментом является развитие танцевальной  выразительности. Однако необходимо отметить, что выразительность исполнения результат не  механического “натаскивания”, а систематической работы, когда педагог от более простых заданий, связанных с передачей характера музыки в ритмических упражнениях и  музыкальных играх, постепенно переходит к более сложным, связанным с передачей стиля, манеры, характера в народных и бальных танцах.. Все разделы должны чередоваться не механически, а соединяться осмысленно, быть  пронизаны единым педагогическим замыслом урока. Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе  учащихся, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс,  учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности учащихся. Педагог  может перенести изучение в следующий класс или вовсе исключить из программы те  движения, , прохождение которых окажется, недоступным данному классу в связи с  ограниченностью возможностей учащихся. С другой стороны, в зависимости от  необходимости, педагог может расширить тот или иной раздел программы. Возможно  также некоторое изменение в порядке прохождения материала. В конце каждой четверти  проводится контрольный, обобщающий или открытый урок, концерт, урок­концерт,  праздник и т.д. Форма контроля определяется на усмотрение учителя. Выводы. Организация уроков ритмики для учащихся 5­9 классов в общеобразовательной школе  ставит своей целью способствовать музыкально эстетическому развитию учащихся,  привить основные навыки, слушать музыку и передавать в движении ее образное  содержание.  Основными задачами уроков являются: приобщение детей к музыке, обучение их  воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального  «языка», как метроритм, динамика, темп.  Усваивать  несложные музыкальные ритмы,  развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, совершенствовать музыкально –  эстетические  чувства. Эти задачи решаются через овладение учащимися разнообразными  формами движения: выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, прыжков,  поскоков, гимнастических и танцевальных упражнений, которые в свою очередь  положительно влияют на физическое развитие детей и координацию движений Ученики в конце учебного года должны: Знать:  Правила техники безопасности.   Строение и характер музыки.   Точки зала.   Элементарные знания по анатомии человека.   Понятие об интервале.  Уметь:  Выполнять ритмические упражнения с заданием.   Выполнять перестроение в соответствие с заданием.   Исполнять разученные танцы.  Литература 1. Базарова Н. Мей В. Азбука классического танца. Л. Москва 1964 год.  2. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва 2000 год.  3. Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение. 4. Воганова А.Я. Основы классического танца. Л. Москва 1963 год.  5. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной  школы. Выпуск 1 издательство “музыка”. Москва 1972 год.  6. Конорова Е.В. Занятия по ритмике I и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2.  Москва 1973 год.  7. Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике, издательство Москва 1987  год.  8. Руднева С.Д. Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение Москва просвещение 1972  год.  9. Ткаченко Т.С Народные танцы Москва 1975.  10. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Москва 1989 год.

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке

Мониторинг результативности эксперимента по проведению занятий по общей физической подготовке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018