Мониторинг воспитательной работы
Оценка 4.8

Мониторинг воспитательной работы

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
классное руководство
8 кл
21.10.2017
Мониторинг воспитательной работы
Выступление на педагогическом совете, посвященному анализу воспитательной работы классных руководителей, определение целей воспитания учащихся класса на основе учета возрастных особенностей, существующей ситуации в классе, планирование работы с классом .Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса.
мониторинг воспитательной работы.doc
Мониторинг деятельности классных руководителей  Принцип первый – «Не навреди». Несмотря на увеличение оплаты труда за классное руководство, мониторинг не должен прибавить работы, привнести дополнительные   сложности,   увеличить   отчетность,   усложнить   ситуацию   в повседневной практике классного руководителя. Принцип второй –  определение профессиональной ответственности.  За результаты воспитания учащихся вверенного класса не может отвечать только один классный руководитель. Поэтому он не несет единолично всю полноту ответственности за процесс социализации, воспитания школьников. Другими словами, как успехи в воспитании, так и серьезные упущения в этом деле лишь отчасти   обусловлены   деятельностью   или   бездействием   классного руководителя. Принцип   третий   –  сочетание   инвариантной   и   вариативной   частей   в деятельности   классного   руководителя.   В   деятельности   классного руководителя имеется инвариантный компонент, т.е. определенный минимум государственных   требований   к   деятельности.   Специфические   социальные, социально­психологические, морально­нравственные и другие характеристики классного коллектива и учащихся, его образующих, формируют вариативную часть   работы   классного   руководителя.   Инвариантная   часть   может определяться   следующей   цитатой:   «Основными   задачами   воспитания являются   формирование   у   обучающихся   гражданской   ответственности   и правового   самосознания,   инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе   и   активной   адаптации   на   рынке   труда»   (из   Методических рекомендаций   об   осуществлении   функций   классного   руководителя педагогическими   работниками   государственных   общеобразовательных учреждений   субъектов   Российской   Федерации   и   муниципальных общеобразовательных учреждений).   духовности   и   культуры, Принцип четвертый –  оценка целесообразности, адекватности процесса деятельности.   Особенности   воспитания   как   явления   (дополнительность, отсроченность   результатов   и   т.п.)   обусловливают   крайнюю   сложность   при проведении мониторинга. Диагностика деятельности классного руководителя может   опираться   в  первую   очередь   на  процессуальные   характеристики   его работы. Принцип   пятый   –  несравнимость   результатов  воспитательной   работы разных   педагогов.   Каждый   ученический   класс   по­своему   уникален, деятельность   классного   руководителя   приходится   на   различные   периоды   в социально­психологическом   развитии   группы.   Отсюда   сравнивать   успехи классного руководителя лицейского класса элитной школы и класса социально неблагополучного микрорайона достаточно проблематично, так как и цели, и темпы   реализации   воспитательных   задач   будут   существенно   отличаться. Объектом сравнения могут быть только адекватность целей воспитательной работы ситуации, сложившейся в классе, соответствие планов целям и т.п. Принцип шестой – «Не проверять, а помогать». Предлагаемый комплекс мер  по   мониторингу   деятельности   классного   руководителя   ориентирован   в первую   очередь   не   на   контроль   за   его   деятельностью,   а   на   содействие классному   руководителю   в   решении   возникающих   проблем   в   сфере профессиональной   деятельности.   Исходя   из   сложности   и   затратности получения   достоверной   информации   о   качестве   работы   классного руководителя,   целесообразно   рекомендовать   осуществление   предлагаемого мониторинга администрации школ. Принцип   седьмой   –  «Вооружить   новым   инструментом».   Мониторинг должен быть нацелен на нормирование деятельности классного руководителя путем выработки конкретных критериев и ориентиров в воспитании учащихся. Принцип восьмой – «Просто, быстро, эффективно». Мониторинг должен предлагать   чрезвычайно   простые,   формальные   процедуры   диагностики деятельности   классного   руководителя,   которые   могут   быть   проведены   за короткое   время   и   в   то   же   время   дадут   исчерпывающую   информацию   о качестве работы педагога. Принцип   девятый   –  «Проведение   общественно­административной экспертизы».  Мониторинг   эффективности   работы   классного   руководителя может   стать   деятельностью,   объединяющей   администрацию   школы, родительскую   общественность,   представителей   различных   служб   (медика, психолога, социального педагога и т.п.). Принцип   десятый   –  «Постепенное   совершенствование   методики мониторинга»  –   исходит   из   убеждения   о   невозможности   создать   сразу достаточно   качественный   организационно­диагностический   инструментарий, поэтому предполагается  поэтапное  внедрение  данного средства  в практику деятельности общеобразовательных учреждений, при этом оптимален будет опытно­экспериментальный режим работы. Определившись   с   подходом   к   мониторингу,   остановимся   теперь   на вопросе,   поражающем   своей   наивностью:   что   должен   делать   классный руководитель в школе? Наш   ответ   такой:   деятельность   классного   руководителя   представляет собой   управление   ресурсами   общеобразовательного   учреждения   и окружающей   среды   для   реализации   задач   воспитания   учащихся   вверенного ему класса. Инвариантный компонент деятельности классного руководителя – то, что должны делать все и примерно в одинаковом объеме: 1) обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса; контроль причин пропусков; информированность о состоянии здоровья учащихся класса; ведение документации о заболеваемости учащихся; работа с листком здоровья в классном журнале; совместно с врачом и родителями реализация комплекса мер по охране и укреплению здоровья каждого   школьника;   вовлечение   учащихся   в   занятия   физкультурной   и спортивной   деятельностью;   организация   обеспечения   учащихся   горячим питанием;   проведение   инструктажей   и   ведение   документации   по   технике безопасности); 2) обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между   учащимися   и   учителями   (информированность   о   межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между учащимися класса   и   ведущими   в   классе   учителями,   проведение   диагностики межличностных   отношений,   оперативное   регулирование   возникающих противоречий, определение задач оптимизации  психологического климата в классе,   выявление   учащихся,   имеющих   проблемы   в   сфере   межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого­педагогической службы); 3)   содействие   освоению   школьниками   образовательных   программ (информированность   об   особенностях   содержания   образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной   программы   в   учебном   классе,   координация   деятельности учителей­предметников   и   родителей,   прогнозирование   и   мониторинг успеваемости,   содействие   в   разработке   и   реализации   индивидуальных траекторий образования, планирование и реализация работы с одаренными и неуспевающими учащимися; 4)   осуществление   патриотического,   гражданско­правового   воспитания, формирование   социальной   компетентности   учащихся   (разработка   годового цикла   мероприятий,   содействующих   воспитанию   патриотизма   и гражданственности,   расширяющих   правовую   и   социальную   компетенцию учащихся;   содействие   в   формировании   опыта   гражданского   поведения   в процессе   ученического   самоуправления,   поддержка   в   ученическом самоуправлении   высоких   эталонов;   планомерное   развитие   ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе; осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся). Вариативный компонент деятельности классного руководителя: 5)   определение   целей   воспитания   учащихся   класса   на   основе   учета возрастных   особенностей,   существующей   ситуации   в   классе,   планирование работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса; качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом;   ведение   отчетной   документации;   осуществление   мониторинга эффективности собственной деятельности; организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и всероссийского уровня в соответствии с профильной – системообразующей деятельностью класса); 6)   определение   зон   риска   для   учащихся   класса,   планирование профилактической   деятельности   (определение   учащихся,   вызывающих наибольшее   опасение   как   потенциальных   нарушителей   дисциплины, разработка   и   согласование   с   социальным   педагогом,   психологом, администрацией   школы,   родительским   комитетом   и   реализация   комплекса профилактических мер, к которым привлекается широкий круг участников, использование возможностей различных организаций). В   качестве   ресурсов,   обеспечивающих   воспитание   учащихся,   могут рассматриваться: –   деятельность   педагогов,   педагогических   коллективов,   воспитательных организаций; –   программы   воспитания,   воспитательные   технологии,   методическое обеспечение воспитательной деятельности; – сотрудничество с родителями учащихся, семьями школьников; – СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры; – социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация. Оценка эффективности деятельности классного руководителя  № Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 1 Обеспечение жизни и здоровья учащихся 1.1. Kлассный руководитель подробно  осведомлен о посещении школы учащимися класса, причинах пропусков (по  уважительной и неуважительной  причинам). Kлассный руководитель имеет не  совсем точные сведения о посещении  школы учащимися класса. Kлассный руководитель имеет  недостаточные сведения о  посещении школы учащимися  класса (пропусках, опозданиях). 1.2. 1.3. Kлассный руководитель хорошо  информирован о состоянии здоровья  учащихся класса (заболевания, ограничения по здоровью), обладает официальными  документами, полученными от родителей и  подтверждающими заболевание учащихся.  Kлассный руководитель систематически  работает с листком здоровья в классном  журнале. Kлассный руководитель  недостаточно информирован о  состоянии здоровья учащимися  класса, не в полной мере обладает  официальными документами,  полученными от родителей и  подтверждающими заболевание  учащихся. Kлассный руководитель  работает с листком здоровья в  классном журнале. Разработан и реализуется согласованный с  врачом и родителями комплекс мер по  охране и укреплению здоровья, вовлечению учащихся в занятия физкультурной и  спортивной деятельностью. Kомплекс мер  предполагает дифференциацию работы по  состоянию здоровья учащихся, привлечение родителей в качестве организаторов  мероприятий. Разработан и реализуется комплекс  мер по охране и укреплению  здоровья, вовлечению учащихся в  занятия физкультурной и спортивной деятельностью. Kомплекс мер  предполагает привлечение родителей в качестве организаторов  мероприятий. 1.4 Доля учащихся, охваченных горячим  питанием, составляет свыше 80% от общей  численности учащихся в классе. Доля учащихся, охваченных горячим  питанием, составляет 60% от общей  численности учащихся в классе. 1.5. Систематически проводятся инструктажи  по технике безопасности (вводный,  целевые, повторные), ведется классный  журнал по ТБ класса. Kлассный  руководитель своевременно оформляет  документацию по ТБ при организации  экскурсий, походов, своевременно  информирует администрацию школы о  своей деятельности. Инструктажи по технике  безопасности проводятся  периодически; в журнале имеются  замечания по ведению документации. Имеются претензии по  своевременности инструктажа и  информирования. Kлассный руководитель не  имеет точных сведений о  посещении школы учащимися  класса (пропусках, опозданиях),  слабо информирован о  состоянии здоровья учащихся. Нерегулярно проводятся  мероприятия по охране и  укреплению здоровья,  вовлечению учащихся в занятия  физкультурной и спортивной  деятельностью. Доля учащихся, охваченных  горячим питанием, составляет  менее 50% от общей  численности учащихся в классе. Инструктажи по технике  безопасности проводятся  стихийно, у администрации  имеются существенные  претензии к классному  руководителю по инструктажу  учащихся по ТБ и  информированию администрации по принимаемым мерам. 2 Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями 2.1. Kлассный руководитель хорошо  информирован о межличностных  взаимоотношениях в классе (лидеры,  аутсайдеры, предпочитаемые, микро­ группы), строит свою работу на основе  диагностики межличностных отношений. Kлассный руководитель  информирован о межличностных  взаимоотношениях в классе  достаточно поверхностно. Kлассный руководитель не  имеет достаточных сведений о  социально­психологической  структуре класса. 2.2. Kлассный руководитель хорошо  информирован о характере  взаимоотношений между учащимися класса и ведущими в классе учителями. Kлассный  руководитель осуществляет периодически  Kлассный руководитель  информирован о взаимоотношениях  между учащимися класса и ведущими в классе учителями, однако не  вмешивается в состояние дел. Kлассный руководитель слабо  информирован о характере  взаимоотношений между  учащимися класса и ведущими в  классе учителями. сбор информации о характере  взаимоотношений и регулирует их в случае  возникновения проблем. Определены точные цели оптимизации  психологического климата в классе.  Выявлены учащиеся, имеющие проблемы в  сфере межличностных отношений.  Kлассный руководитель тесно  сотрудничает с психолого­педагогической  службой школы (социальными педагогами,  психологами) по выявлению и решению  проблем учащихся. 2.3. Цели оптимизации психологического  климата в воспитательной работе с  классом сформулированы нечетко.  Сотрудничество со службами не  носит системного характера. Цели по оптимизации  психологического климата в  воспитательной работе с классом не определены. Учащиеся,  имеющие проблемы в сфере  межличностных отношений, не  выявлены. 3 Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования 3.1. Kлассный руководитель детально  представляет особенности содержания  образовательных программ,  предусмотренных учебным планом, имеет  подробные сведения о проблемах и  перспективах реализации образовательных  программ в учебном классе. Разработан и  реализуется комплекс мер по координации  деятельности учителей­предметников,  работающих в классе, и родителей. Составлен прогноз успеваемости учащихся. 3.2. Разработан и реализуется комплекс мер по  мониторингу успеваемости учащихся  класса, согласованный с администрацией,  родительским комитетом класса. Kлассный руководитель имеет общие представления о содержании  образовательных программ, владеет  информацией о проблемах в их  реализации. Проводит мероприятия  по координации деятельности  учителей­предметников, работающих в классе, и родителей учащихся. Проблемы и перспективы  реализации образовательных  программ в учебном классе не  выявлены, деятельность  учителей­предметников  координируется слабо. Регулярно проводятся мероприятия  по мониторингу успеваемости  учащихся класса. Мероприятия по мониторингу  успеваемости учащихся класса  проводятся нерегулярно. 3.3. Kлассный руководитель содействует в  разработке и реализации индивидуальных  траекторий образования учащихся. Спланирована и осуществляется  работа с одаренными, с  неуспевающими учащимися. Работа с одаренными,  неуспевающими учащимися  осуществляется непланомерно. 3.4. Разработан и реализуется комплекс  мероприятий по формированию у учащихся общеучебных умений, культуры  умственного труда, обучению научной  организации труда, в работу включены  учителя­предметники и родители. Мероприятия по обучению  школьников научной организации  труда проводятся периодически. Мероприятия по обучению  школьников научной  организации труда проводятся  стихийно. 4 Осуществление патриотического, гражданско­правового воспитания, формирование социальной компетентности  учащихся 4.1. Разработан годовой цикл мероприятий,  содействующих воспитанию патриотизма и  гражданственности, социальной и правовой  компетентности учащихся. В плане классного руководителя  имеются классные часы и  мероприятия, нацеленные на  воспитание патриотизма и  гражданственности, социальной и  правовой компетентности учащихся. 4.2. Разработка и осуществление комплекса  социальных практик и общественно  полезной деятельности по воспитанию  патриотизма и гражданственности,  социальной и правовой компетентности  учащихся. Осуществление в классе отдельных  социальных практик и общественно  полезной деятельности по  воспитанию патриотизма и  гражданственности, социальной и  правовой компетентности учащихся. Kлассные часы и мероприятия  предусматривают воспитание  патриотизма и  гражданственности в  незначительном объеме.  Мероприятия, направленные на  расширение правовой  компетенции учащихся, не  проводятся. Осуществление в классе  социальных практик и  общественно полезной  деятельности достаточно редко. 4.3. Организация самоуправления обеспечивает  формирование опыта гражданского  поведения (ответственного, социально  активного, законопослушного поведения  учащихся). Самоуправление выстроено на  основе принципов демократии, гласности,  Самоуправление выполняет функцию самоорганизации, частично  воспитательные и социозащитные  функции. Самоуправление выстроено на основе принципов демократии, гласности,  Самоуправление в классе  существует лишь формально, не  выполняя своей воспитательной  роли, не обеспечивая  самоорганизации деятельности  учащихся, защиты их интересов. плюрализма. Самоуправление строится на  основе периодически уточняемого  договора между учащимися и педагогом.  Определен возможный уровень  общественной самоорганизации, разработан и реализуется поэтапный план развития  самоуправления. плюрализма. Работа в сфере развития  самоуправления учащихся ведется не системно. Работа в сфере развития  самоуправления учащихся  ведется эпизодически. 5 Определение целей и разработка плана работы с классом 5.1. Имеется характеристика класса,  позволяющая определить перспективы  воспитания учащихся, их основные  проблемы. Характеристика класса не позволяет  в полной мере определить  перспективы воспитания учащихся. Характеристика класса,  позволяющая определить  перспективы воспитания  учащихся, отсутствует. 5.2. 5.3. 5.4. Цели воспитания учащихся класса  поставлены четко и диагностично,  адекватны возрастным особенностям,  социальной специфике контингента,  согласованы с планом воспитательной  работы школы. Разработана и реализуется программа  работы с классом (цели,  системообразующая деятельность,  направления, этапы, мероприятия),  согласована с родительским комитетом,  администрацией школы. Kлассный руководитель регулярно ведет  наблюдения и отчетную документацию,  отмечает наиболее существенные события в жизни класса, проведенные мероприятия.  Анализ осуществляется самостоятельно и  регулярно. Цели воспитания учащихся класса  поставлены четко, но недостаточно  обоснованы. Цели воспитания учащихся  класса поставлены нечетко,  диагностика их реализации  затруднена. Разработан и реализуется годовой  план работы с учащимися класса,  определена системообразующая  деятельность, мероприятия избраны в соответствии с целями. Реализуемый план работы с  классом недостаточно  целенаправленный,  систематичный. Отчетность и наблюдения ведутся  нерегулярно. Анализ осуществляется  по требованию администрации  школы. Отчетная документация  оформляется только в период  отчетности, когда проводится  ежегодный анализ работы. 5.5. Kлассным руководителем разработан и  реализуется мониторинг эффективности  собственной деятельности. Kлассным руководителем  периодически проводится  диагностика эффективности  собственной деятельности. 5.6. В соответствии с профильной –  системообразующей деятельностью класса  организуется участие учащихся в  конкурсах и соревнованиях городского,  областного и всероссийского уровня. В соответствии с планом работы с  классом организуется участие  учащихся в конкурсах и  соревнованиях городского уровня. Отслеживание эффективности  работы с классом не  осуществляется. Участие учащихся в конкурсах и соревнованиях организуется  стихийно. 6 Определение зон риска для учащихся класса. Планирование профилактической деятельности 6.1. Определен список учащихся, вызывающих  наибольшее опасение как потенциальных  нарушителей дисциплины. Разработан и согласован с социальным  педагогом, психологом, администрацией  школы, родительским комитетом комплекс  профилактических мер. 6.2. K профилактическим мероприятиям  привлечен широкий круг участников,  используются возможности различных  организаций. Учащиеся, вызывающие опасение как  потенциальные нарушители  дисциплины, выявлены, работа с  ними ведется эпизодически. Kлассный руководитель имеет  слабое представление об  учащихся, являющихся  потенциальными нарушителями  дисциплины. Профилактические мероприятия  осуществляет классный  руководитель в одиночку. Профилактические мероприятия не осуществляются.

Мониторинг воспитательной работы

Мониторинг воспитательной работы

Мониторинг воспитательной работы

Мониторинг воспитательной работы

Мониторинг воспитательной работы

Мониторинг воспитательной работы

Мониторинг воспитательной работы

Мониторинг воспитательной работы

Мониторинг воспитательной работы

Мониторинг воспитательной работы

Мониторинг воспитательной работы

Мониторинг воспитательной работы

Мониторинг воспитательной работы

Мониторинг воспитательной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2017