Мониторинговые исследования краткосрочных курсов – важнейший инструмент повышения качества и эффективности курсовой подготовки
Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
библиотека
Взрослым
19.01.2017
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией мониторинговых исследований эффективности курсовой подготовки в системе повышения квалификации. Общество как заказчик предъявляет новые требования к компетенции педагога. Отличительная особенность мониторинга в системе повышения квалификации заключается в том, что содержание измерительных материалов и периодичность опроса во многом
зависят от предметных областей. Ключевой фигурой, определяющей состояние образования, является личность учителя. Система обучения в этих условиях должна предоставить человеку возможность переобучения, изменения своего образовательного уровня в зависимости от интересов и жизненных обстоятельств, современного обновления своих знаний.
Габдрахманова Б.Д..docx
Габдрахманова Б.Д.
Главный специалист отдела мониторинга и анализа
филиала АО «Национальный центр повышения квалификации» «Өрлеу»
Институт повышения квалификации педагогических работников
по ЗападноКазахстанской области
Мониторинговые исследования краткосрочных курсов – важнейший
инструмент повышения качества и эффективности курсовой подготовки
Современное общество постоянно развивается, и это влечёт за собой
потребность в высококвалифицированных специалистах, готовых к быстрым,
стремительным переменам, принимающих чёткие и обоснованные решения,
являющихся инициативными и творческими личностями. Анализ ситуации,
сложившейся в системе повышения квалификации работников образования,
показывает, что для эффективного управления данной системой нужна
объективная и всесторонняя информация, которую во многих случаях можно
получить только путём организации мониторинга.
Зачем мы организуем мониторинг?
для изучения качественного уровня и образовательных запросов
слушателей;
для выработки стратегии эффективной организации образовательного
процесса;
для изучения прогресса слушателей.
Под мониторингом мы понимаем такую систему организации сбора,
хранения, обработки информации о деятельности учреждения повышения
квалификации, которая обеспечивает не только непрерывное слежение за её
состоянием, но и прогнозирование, разработку автономного инструментария
образовательных программ. Сущность диагностического подхода относительно
профессионального развития учителя заключается в исследовании и выявлении
как сильных сторон, так и затруднений в профессиональной деятельности
учителя и разработке рекомендаций для дальнейшей деятельности.
Диагностическая работа в рамках мониторинга краткосрочных курсов
проводится с помощью разработанного и утвержденного АО «НЦПК «Өрлеу»
единого диагностического инструментария. Мониторинговые исследования
дают информацию о степени удовлетворенности содержанием, качеством
преподавания и результатами повышения квалификации педагогов области.
Кроме того можно выяснить готовность педагогических работников к
саморазвитию и внедрению новых подходов в собственную образовательную
практику, а также выявить позитивные изменения в обученности школьников.
Под качеством курсовой подготовки в системе повышения квалификации
следует понимать соответствие образовательных результатов потребностям
1 процесса,
входное и выходное тестирование;
участников педагогического
социума и государства.
Отслеживание качества краткосрочных курсов проводится по результатам
внутреннего и внешнего мониторинга.
Внутренний мониторинг включает в себя: входное и выходное
анкетирование;
критериальное
(накопительное) оценивание продуктов деятельности обучающихся по каждому
модулю (выполнение практических заданий); оценка самостоятельной работы
слушателей с использованием мультимедийных технологий в ходе тренинга,
семинарских занятий; итоговое оценивание (защита курсовых проектов).
По итогам 9и месяцев 2016 года была дана оценка эффективности
организации краткосрочных курсов в филиале АО «НЦПК» «Өрлеу»
ЗКОИПКПР. В соответствии с планом курсовых мероприятий на 2016 год в
филиале с января по сентябрь текущего года прошли 9 краткосрочных курсов,
где были охвачены 206 педагогов области. Отделом мониторинга и анализа были
определены образовательные потребности педагогов на основе входной
диагностики:
32 слушателя или 15,5% респондентов прошли курсы повышения
квалификации по распоряжению руководства;
110 (53,4%) педагогов – для повышения квалификационной категории;
потребность в непрерывном повышении квалификации отметили
92 (44,7%) слушателя;
стремление овладеть современными технологиями, методами обучения и
воспитания – 166 (80,6%) педагогических работников;
76 (36,9%) респондентов прошли краткосрочные курсы повышения
квалификации для получения сертификата.
Почти все слушатели 99,8% источником получения информации об
инновационных подходах к образованию называют институт повышения
квалификации и интернетресурсы, а также научнометодические изданий РК.
Наиболее продуктивными формами обучения для повышения уровня
профессиональных компетентностей слушатели курсов считают тренинги,
практическую работу, проектную деятельность, круглые столы и дискуссии.
Педагогам области еще мало знаком кейс–метод обучения, его особо не
выделяют как продуктивную форму обучения.
На сегодня педагоги испытывают затруднения в реализации научно
методической, исследовательской и мониторинговой деятельности – 63,6%.
Консультации по интересующим проблемам педагогов, участие в работе
творческих мастерских под руководством специалистов ИПК, участие в
межкурсовых мероприятиях, издательская деятельность (публикации в
журналах и газетах, издаваемые ИПК) являются наиболее актуальными
формами поддержки связи с институтом после окончания курсов повышения
квалификации.
2 Качество курсовой подготовки и удовлетворенности педагогов были
определены на основе диагностики на выходе (тесты, анкеты). Так, анализ
выходных анкет слушателей краткосрочных курсов за 9 месяцев 2016 года
показал, что большинство педагогов – 110 (53,4%) при завершении курсов
испытывают творческий подъем, 96 (46,6%) – ощущение удовлетворенности. На
вопрос «Как Вы оцениваете свой профессиональный рост к концу обучения
на курсах?» 139 (67,5%) учителей ответили, что повысился, а 63 (30,6%) –
заметно повысился. 194 (94,2%) опрошенных отметили, что цель курсов
достигнута полностью, а 206 (100%) педагогов подчеркнули, что изменился их
взгляд на современную организацию процесса обучения в общеобразовательной
школе после данных курсов. Многие педагоги отметили, что курсы стали более
информативными,
основные
направления современного процесса образования; используются инновационные
технологии и современные стратегии обучения; много практических занятий,
семинаров, круглых столов.
современными;
охватывают
интересными,
Анализ анкет группового обсуждения (фокусгрупп) выявил наиболее часто
встречающиеся предложения:
увеличение относительной доли часов на организацию практических
работ (посещение инновационных школ и уроков лучших педагогов);
организация авторских курсов с приглашением лучших педагогов
области, республики, зарубежья;
развитие дистанционной формы обучения.
С целью изучения динамики качества образовательных услуг и
прогнозирования основных тенденций в развитии системы повышения
квалификации проводится мониторинг работы преподавателей.
Качество
курсовой подготовки определяется по 10балльной шкале на основе единых
процедур оценивания, разработанных отделом аналитики и мониторинга АО
«НЦПК «Өрлеу». Оценка качества и эффективности работы преподавателей
проводится по критериям «содержание материала», «качество преподавания»,
«организация работы».
Рейтинг ППС филиала складывается на основе результатов фактических
знаний слушателей и показателей выходного анкетирования. По итогам 9и
месяцев текущего года рейтинг профессорскопреподавательского состава –
9,96 баллов, что на 0,21 баллов выше показателя 9и месяцев 2015 года.
Результаты мониторинга качества курсовых мероприятий рассматриваются на
заседании кафедр, проводится коррекционная работа.
Качество ресурсного обеспечения в целом по всем курсам оценено на 9,96
баллов.
Внешний мониторинг исследует позитивную динамику уровня
эффективности деятельности педагогов, прошедших курсы повышения
квалификации:
3 Анализ статистических данных отчетов отделов образования по 9
критериям;
результаты учебных достижений учащихся (рост количества
хорошистов и отличников, победителей олимпиад, научных проектов);
педагогический процесс (внедрение инновационных технологий,
реализация образовательных проектов);
профессиональный рост (повышение категории, публикации по итогам
конференций разного уровня,
монографии,
методические пособия, творческие мастерские, мастерклассы, обобщение
передового опыта).
программы,
УМК,
Периодичность сбора информации 1 год по завершении курсовой подготовки.
Таким образом, мониторинг − не только процесс выявления отклонений от
стандартов и норм, но и оценка для их пересмотра, т. е. механизм
корректировки целей и путей их достижения. К тому же мониторинг является
основой для осуществления профессионального развития учителя.
4
Мониторинговые исследования краткосрочных курсов – важнейший инструмент повышения качества и эффективности курсовой подготовки
Мониторинговые исследования краткосрочных курсов – важнейший инструмент повышения качества и эффективности курсовой подготовки
Мониторинговые исследования краткосрочных курсов – важнейший инструмент повышения качества и эффективности курсовой подготовки
Мониторинговые исследования краткосрочных курсов – важнейший инструмент повышения качества и эффективности курсовой подготовки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.