Морфологические нормы русского языка.
Оценка 4.8

Морфологические нормы русского языка.

Оценка 4.8
Разработки уроков
pptx
русский язык
11 кл
25.03.2017
Морфологические нормы русского языка.
НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Нормы произношения Орфоэпические нормы Нормы ударения - акцентологические Лексические нормы Стилистические нормы Нормы словообразования Морфологические нормы Грамматические нормы Синтаксические нормы Морфологические нормы правила использования грамматических форм разных частей речи 1. Понятие о морфологических нормах. 2. Морфологические нормы имен существительных. 3. Морфологические нормы имен прилагательных. 4. Морфологические нормы наречий. 5. Морфологические нормы имен числительных. 6. Морфологические нормы местоимений. 7. Морфологические нормы глаголов и глагольных форм Трудные случаи образования форм имён существительных. Именительный падеж множественного числа. - ы, -и бухгалтер –бухгАлтеры возраст - вОзрасты приговор – приговОры грифель – грИфели принтер – прИнтеры грунт – грУнтыпрезентация
Морфологические.pptx

Морфологические нормы русского языка

Морфологические нормы русского языка

Морфологические нормы русского языка

Подготовка к ЕГЭ

Норма литературного языка- единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка

Норма литературного языка- единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка

Норма литературного языка-

единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка

НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО

НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО

НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Лексические
нормы

Орфоэпические
нормы

Стилистические
нормы

Грамматические
нормы

Синтаксические нормы

Морфологические нормы

Нормы словообразования

Нормы
произношения

Нормы ударения - акцентологические

Морфологические нормы правила использования грамматических форм разных частей речи 1

Морфологические нормы правила использования грамматических форм разных частей речи 1

Морфологические нормы правила использования грамматических форм разных частей речи

1. Понятие о морфологических нормах.
2. Морфологические нормы имен существительных.
3. Морфологические нормы имен прилагательных.
4. Морфологические нормы наречий.
5. Морфологические нормы имен числительных.
6. Морфологические нормы местоимений.
7. Морфологические нормы глаголов и глагольных форм

Трудные случаи образования форм имён существительных

Трудные случаи образования форм имён существительных

Трудные случаи образования форм имён существительных.      Именительный падеж множественного числа.


- ы, -и

бухгалтер –бухгАлтеры
возраст - вОзрасты
грифель – грИфели
грунт – грУнты
диспетчер – диспЕтчеры
 договор – договОры
драйвер – дрАйверы
инженер – инженЕры
конструктор – констрУкторы
лектор – лЕкторы
лифт – лИфты
плейер – плЕйеры
порт – пОрты

приговор – приговОры
принтер – прИнтеры
прожектор – прожЕкторы
редактор – редАкторы
ректор – рЕкторы
свитер – свИтеры
сектор – сЕкторы
склад – склАды
слесарь – слЕсари
торт – тОрты
тренер – трЕнеры
штаб – штАбЫ
штурман - штУрманы

Трудные случаи образования форм имён существительных

Трудные случаи образования форм имён существительных

Трудные случаи образования форм имён существительных.       Именительный падеж множественного числа.


а, - я

борт - борта
вексель - векселя
вензель – вензеля
ворох – вороха
директор – директора
инспектор – инспектора
катер – катера
китель – кителя
кузов – кузова
купол – купола
окорок – окорока
округ – округа

ордер – ордера
паспорт – паспорта
погреб – погреба
профессор – профессора
сторож –сторожа
тенор – тенора
фельдшер – фельдшера
флюгер – флюгера
хутор - хутора
штабель – штабеля
штемпель – штемпеля
шулер - шулера

Трудные случаи образования форм имён существительных

Трудные случаи образования форм имён существительных

Трудные случаи образования форм имён существительных.      Именительный падеж множественного числа.

а, - я

- ы, -и

адресА (новосёлов)
векА (средние)
годА (мои)
колЕна (трубы)
корпусА (заводские)
кренделЯ (выводить ногами)
мехА (соболиные)
мужьЯ ( и жёны)
образА (святых)
орденА ( и медали)
пропускА (временные)

Адресы (поздравительные)
вЕки (вечные)
гОды (войны)
колЕни (больные)
кОрпусы (часов)
крЕндели (вкусные)
мехИ (кузнечные)
мужИ (учёные)
Образы (литературные)
Ордены (монашеские)
прОпуски (занятий)

В некоторых случаях окончания существительного в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения.

Трудные случаи образования форм имён существительных

Трудные случаи образования форм имён существительных

Трудные случаи образования форм имён существительных. Родительный падеж множественного числа.

-ов, -ев

нулевое

Названия национальностей:

бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов

армян, башкир, болгар, бурят, грузин

Названия отдельных лиц:
(пять) гардемаринов, гренадеров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов

Названия воинских соединений: (эскадрон)
гусар, (отряд) гардемарин, гренадер, драгун, кирасир, улан

Растительный мир:

абрикосов, ананасов, апельсинов,
баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов

яблок

Единицы измерения:

байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров

ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген

Парные предметы:

боков, бронхов, джинсов, гольфов,
клипсов, носков, рельсов

ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт

Названия предметов и явлений:

браслетов, брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов

погонь, мест, окон, стёкол

Сущ. ср.р. на -це:

болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев

блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец

Трудные случаи образования форм имён существительных

Трудные случаи образования форм имён существительных

Трудные случаи образования форм имён существительных. Родительный падеж множественного числа.

-ей

нулевое

Сущ. ж.р. и общ. р. :

ведомостЕй, лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей

вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн, серЁг, сирОт

Сущ. ж.р. на -ия, ья:

армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий. ПолынЕй (полынья), статей, судей

Сущ. ср.р. на -ье:

гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений, снАдобий, солений, ущелий

Сущ. ср.р. на -ьё :

ружей, питЕй, НО копий

Сущ. ж.р. на –ня:

Богинь, погонь, тихонь, яблонь;
басен, башен, боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен, тамОжен, черешен;
барышень, боярышень, деревень, кухонь

Родительный падеж множественного числа сущ

Родительный падеж множественного числа сущ

3. Родительный падеж множественного числа сущ., употребляющихся 
преимущественно во множественном числе

-ов

-ей

нулевое

вЫборов, дебАтов,джИнсов,
зАморозков, кулуАров, манЁвров, мУскулов, нАрдов, очИстков, сОтов,
чИпсов

бУдней, дрОвней, кОзней, пельмЕней, Яслей

зраз, жабр, канИкул, лосИн, макарОн, невзгОд, окОв, сардИн, уз, шорт, шпрот

Для некоторых существительных образование форм множественного числа затруднительно; это слова мечта, мольба, башка. Слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы множественного числа родительного падежа.

Трудные случаи образования форм имён прилагательных

Трудные случаи образования форм имён прилагательных

Трудные случаи образования форм имён прилагательных. Образование степеней сравнения

Разряд прилагательных

Сравнительная степень

простая

составная

качественные

-ее (-ей): сильнее
-ше : раньше
-е : реже

более…:
более сильный
менее…:
менее сильный

относительные

Не образуется

притяжательные

Образование степеней сравнения

Образование степеней сравнения

Образование степеней сравнения

Разряды прилагательных

Превосходная степень

простая

составная

качественные

-айш (ий):
строжайший
-ейш (ий):
сильнейший

простая сравнит. степень +
всего (всех):
глубже всех
наиболее (наименее) …:
наиболее качественный
самый :
самый глубокий

относительные

Не образуются

притяжательные

Нельзя!!! смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

Нельзя!!! самый тончайший, более худшее, наименее красивее.

Степени сравнения наречия . Наречия на -о (-е) , образованные от качественных имён прилагательных простая составная

Степени сравнения наречия . Наречия на -о (-е) , образованные от качественных имён прилагательных простая составная

Степени сравнения наречия.

Наречия на -о (-е), образованные от качественных имён прилагательных

простая

составная

Сравнительная

-ее (-ей) больно - больней (-ее),
стало легко - легче,
-ше тонко - тоньше.

более + исходная форма наречия:
отрезал более тонко
относился более внимательно

превосходная

в архаичных словосочетаниях типа покорнейше прошу, нижайше кланяюсь

Сравнительная степень наречия + местоимения всех (всего):
сделал лучше всех.

Числительное часть речи, обозначающая число, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечающая на вопросы : сколько? который при счете?

Числительное часть речи, обозначающая число, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечающая на вопросы : сколько? который при счете?

Числительное часть речи, обозначающая число, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечающая на вопросы : сколько? который при счете?

Количественные обозначают количество предметов:
пять тысяч, шестьдесят два

Порядковые обозначают порядок при счете:
первый, десятый сто сорок пятый

1. Целые (десять, сто, двадцать пять)

2.Дробные (две третьих, пять четвертых, пять целых семь сотых)

3.Собирательные (двое, пятеро, оба, обе)

Образование форм числительных

Образование форм числительных

Образование форм числительных.

Числительные

Примеры ошибок

Правило

Правильный вариант

Сложные

Нет семьсот рублей
О трехсот воинах

При склонении у сложных числительных изменяются оба слова, но пишутся они слитно.

Нет семисот рублей
О трехстах воинах

Составные

Двумя тысячами шестьсот восемьдесят шестью

При склонении составных числительных изменяются все слова

Двумя тысячами шестьюстами восьмьюдесятью шестью

Дробные

При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе.

Двух (каких?) четвертых
Тремя (какими?) девятыми

Полтора
Полтораста

Полторами мешками
Полутарастам клиентам

Две формы:
И.п., В.п. – полтора, полуторы (ж.р.), полтораста,
Р.п., Д.п., Т.п., П.п – полутора, полутораста.

Полутора мешками
Полутораста клиентам

Сорок, девяносто, сто

Девяностам участникам
О сороках машинам
О стах подарках

Две формы:
И.п., В.п. – сорок, девяносто, сто,
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – сорока, девяноста, ста

Девяноста участникам
О сорока машинах
О ста подарках

Морфологические нормы русского языка.

Морфологические нормы русского языка.

Склонение порядковых имен числительных (который при счете?)

Склонение порядковых имен числительных (который при счете?)

Склонение порядковых имен числительных (который при счете?)

Падеж

Порядковое числительное

И.м.

тысяча девятьсот семьдесят четвертый год

Р.п.

тысяча девятьсот семьдесят четвертого года

Д.п.

тысяча девятьсот семьдесят четвертому году

В.п.

тысяча девятьсот семьдесят четвертый год

Т.п.

тысяча девятьсот семьдесят четвертым годом

П.п.

о тысяча девятьсот семьдесят четвертом годе

Запомнить!!! При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в форме родительного падежа :
к пятому января, перед первым сентября

Склонение простых числительных

Склонение простых числительных

Склонение простых числительных.

Падеж

количественные

порядковые

дробные

собирательные

И.п.

двадцать дней

двадцатый день

Две третьих группы

двое котят

Р.п.

двадцати дней

двадцатого дня

Двух третьих группы

двоих котят

Д.п.

двадцатому дню

Двум третьим
группы

двоим котятам

В.п.

двадцать дней

двадцатый день

Две третьих группы

двоих котят

Т.п.

двадцатью днями

двадцатым днем

Двумя третьими группы

двоими котятами


П.п.


О двадцати днях


О двадцатом дне


О двух третьих группы


О двоих котят

От 5 – 20, 30
как
степь (3 скл.)

Порядковое числительное
как
прилагательное

Числитель
как
целое число
Знаменатель
как
прилагательное в форме мн.ч.

Собирательное числительное
как
прилагательное в форме мн.ч.

Склонение сложных числительных

Склонение сложных числительных

Склонение сложных числительных

Падеж

От 50 до 80

От 500 до 900

Двести, триста, четыреста

И.п.

пятьдесят

пятьсот

двести

Р.д.

пятидесяти

пятисот

двухсот

Д.п

пятистам

двумстам

В.п.

пятьдесят

пятьсот

двести

Т.п

пятьюдесятью

пятьюстами

двумястами

П.п.

о пятидесяти

о пятистах

о двухстах

Числительные 40 (сорок), 90 (девяносто), 100 (сто)

И.п., В.п.

сорок

девяносто

сто

Р.п., Д.п., Т.п., П.п.

сорока

девяноста

ста

Склонение имен числительных полтора, полторы (ж.р.), полтораста

И.п., В.п.

полтора

полторы

полтораста

Р.п., Д.п., Т.п., П.п.

полутора

полуторы

полутораста

Трудные случаи образования форм местоимений

Трудные случаи образования форм местоимений

Трудные случаи образования форм местоимений.

а) к личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они)прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без Него, с Ней или после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др., управляющих родительным падежом:
вокруг Них, сзади Него;

б) после наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др. начальное Н не прибавляется: 
вопреки ему, навстречу ей;

в) после формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального Н:
старше его, лучше ее.

Обратите внимание! Притяжательное местоимение их имеет только эту форму! ИХНИЙ — это ошибка!

Нельзя!!! Посреди его, внутри них,ближе нее, ихняя судьба.

Правильно!!! Посреди него, внутри их, ближе ее, их судьба.

Будьте внимательны . при образовании форм повелительного: наклонения глаголов бежать, хотеть, лечь, ехать, печь: беги; поезжай пеки, ляг, заляг

Будьте внимательны . при образовании форм повелительного: наклонения глаголов бежать, хотеть, лечь, ехать, печь: беги; поезжай пеки, ляг, заляг

. Будьте внимательны . при образовании форм повелительного: наклонения глаголов бежать, хотеть, лечь, ехать, печь: беги;
поезжай пеки, ляг, заляг

Ошибки в образовании форм ГЛАГОЛА

* Помни)..:
Класть (что делать?) - кладу, кладёшь
Положить (что сделать?)- изложишь, сложишь, отложишь Ложиться (что делать?) - ляг, лягте
Лечь (что сделать?) - ложись, ложитесь

Образование глагольных форм прошедшего времени (сох .иди: сохнул, промокший или промокнувший?)

Нормой является выпадение- суффикса -НУ во всех формах прошедшего времени :
ПРИСТАВОЧНЫХ глаголов:

!!! Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные. !!! Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ глаголы в формах прошедшего времени имеют суффикс-НУ: мокнуть -
:мокнул, мокнувший :'
НО! Без суффикса -НУ образуют форму прошедшего времени со связанной основой: ввергнуть - вверг:

Трудные случаи образования форм глаголов

Трудные случаи образования форм глаголов

Трудные случаи образования форм глаголов. Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов.

Инфинитив

Ед.ч.

Мн.ч.

Глядеть

гляди

глядите

ехать

поезжай

поезжайте

лазать

лазай

лазайте

лезть

полезай, лезь

полезайте, лезьте

лечь

ляг

лягте

трогать

трогай

трогайте

бежать

беги

бегите

положить

положи

положите

класть

клади

кладите

ездить

езди

ездите

махать

помаши

помашите

покупать

покупай, купи

покупайте, купите

разъехаться

разъезжайся

разъезжайтесь

!!! Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи,  ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие)

Трудные случаи образования форм глаголов

Трудные случаи образования форм глаголов

Трудные случаи образования форм глаголов. Запомнить!!!

В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс – сь: умываться – умывайся, умывайтесь. 
!!!Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие). !!!Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка)
Глагол класть (всегда без приставки)
Глаголы положить, выложить, уложить, сложить (всегда с приставкой)
У глаголов  победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить, ощутить, затмить, дерзить  нет формы 1л. ед.ч.
!!! Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду. !!! Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч. 
!!! Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие). !!! Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

Трудные случаи образования форм причастий и деепричастий

Трудные случаи образования форм причастий и деепричастий

Трудные случаи образования форм причастий и деепричастий.

причастия

деепричастия

Смешение возвратных и невозвратных
 причастий ведёт к ошибке: 
Федеральные войска, сражающие (вместо правильной формы: сражающиеся) на улицах Грозного, отбили здание комендатуры.

Запомните:
литературными являются формы деепричастий на -В (не на -ВШИ!): встретив, купив, подумав, сняв (не встретивши, купивши, подумавши, снявши);

Смешение действительных и страдательных причастий ведёт к ошибке:
Девочка, воспитывающаяся (вместо правильной формы: воспитываемая)бабушкой, учится хорошо.
Примечание: 
действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета, и имеют суффиксы -УЩ- (-ЮЩ-), -АЩ- (-ЯЩ-), - ВШ-, -Ш-;
страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета, и имеют суффиксы -ЕМ- (-ОМ-), -ИМ-, -НН-, -ЕНН- (-ЁНН-), -Т-.

из вариантов: высунув - высуня, положив - положа, разинув -разиня, скрепив - скрепя, сломив - сломя - литературными являются первые формы; вторые формы устарели и сохраняются лишь во фразеологических сочетаниях (скрепя сердце, сломя голову, положа руку на сердце и т.д.)

!!! Запомните:

отсутствуют формы причастий на -ЩИЙ от глаголов совершенного вида, а также причастий с частицей БЫ (нельзя употреблять:сделающий, вздумающий; вызвавшее бы возражение);
литературными являются формы причастий: забредший, приобретший, приплётший, вышибленный, заклеймённый, изрешечённый, обезопасенный, пронзённый, спелёнатый и спелёнутый;
бесприставочные глаголы с суффиксом -НУ- сохраняют его и в причастиях (глохнувший, липнувший), а приставочные - теряют(оглохший, прилипший).

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017