Морфологические нормы правила использования грамматических форм разных частей речи
1. Понятие о морфологических нормах.
2. Морфологические нормы имен существительных.
3. Морфологические нормы имен прилагательных.
4. Морфологические нормы наречий.
5. Морфологические нормы имен числительных.
6. Морфологические нормы местоимений.
7. Морфологические нормы глаголов и глагольных форм
Трудные случаи образования форм имён существительных. Именительный падеж множественного числа.
| |
бухгалтер –бухгАлтеры | приговор – приговОры |
Трудные случаи образования форм имён существительных. Именительный падеж множественного числа.
| |
борт - борта | ордер – ордера |
Трудные случаи образования форм имён существительных. Именительный падеж множественного числа.
- а, - я | - ы, -и |
адресА (новосёлов) | Адресы (поздравительные) |
В некоторых случаях окончания существительного в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения. |
Трудные случаи образования форм имён существительных. Родительный падеж множественного числа.
-ов, -ев | нулевое |
Названия национальностей: | |
бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов | армян, башкир, болгар, бурят, грузин |
Названия отдельных лиц: | Названия воинских соединений: (эскадрон) |
Растительный мир: | |
абрикосов, ананасов, апельсинов, | яблок |
Единицы измерения: | |
байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров | ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген |
Парные предметы: | |
боков, бронхов, джинсов, гольфов, | ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт |
Названия предметов и явлений: | |
браслетов, брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов | погонь, мест, окон, стёкол |
Сущ. ср.р. на -це: | |
болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев | блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец |
Трудные случаи образования форм имён существительных. Родительный падеж множественного числа.
-ей | нулевое |
Сущ. ж.р. и общ. р. : | |
ведомостЕй, лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей | вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн, серЁг, сирОт |
Сущ. ж.р. на -ия, ья: | |
армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий. ПолынЕй (полынья), статей, судей | |
Сущ. ср.р. на -ье: | |
гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений, снАдобий, солений, ущелий | |
Сущ. ср.р. на -ьё : | |
ружей, питЕй, НО копий | |
Сущ. ж.р. на –ня: | |
Богинь, погонь, тихонь, яблонь; |
3. Родительный падеж множественного числа сущ., употребляющихся
преимущественно во множественном числе
-ов | -ей | нулевое |
вЫборов, дебАтов,джИнсов, | бУдней, дрОвней, кОзней, пельмЕней, Яслей | зраз, жабр, канИкул, лосИн, макарОн, невзгОд, окОв, сардИн, уз, шорт, шпрот |
Для некоторых существительных образование форм множественного числа затруднительно; это слова мечта, мольба, башка. Слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы множественного числа родительного падежа.
Трудные случаи образования форм имён прилагательных. Образование степеней сравнения
Разряд прилагательных | Сравнительная степень | |
простая | составная | |
качественные | -ее (-ей): сильнее | более…: |
относительные | Не образуется | |
притяжательные |
Образование степеней сравнения
Разряды прилагательных | Превосходная степень | |
простая | составная | |
качественные | -айш (ий): | простая сравнит. степень + |
относительные | Не образуются | |
притяжательные | ||
Нельзя!!! смешивать простую и составную формы степеней сравнения. | ||
Нельзя!!! самый тончайший, более худшее, наименее красивее. |
Степени сравнения наречия.
Наречия на -о (-е), образованные от качественных имён прилагательных | ||
простая | составная | |
Сравнительная | -ее (-ей) больно - больней (-ее), | более + исходная форма наречия: |
превосходная | в архаичных словосочетаниях типа покорнейше прошу, нижайше кланяюсь | Сравнительная степень наречия + местоимения всех (всего): |
Числительное часть речи, обозначающая число, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечающая на вопросы : сколько? который при счете?
Количественные обозначают количество предметов: | Порядковые обозначают порядок при счете: |
1. Целые (десять, сто, двадцать пять) | |
2.Дробные (две третьих, пять четвертых, пять целых семь сотых) | |
3.Собирательные (двое, пятеро, оба, обе) | |
Образование форм числительных.
Числительные | Примеры ошибок | Правило | Правильный вариант |
Сложные | Нет семьсот рублей | При склонении у сложных числительных изменяются оба слова, но пишутся они слитно. | Нет семисот рублей |
Составные | Двумя тысячами шестьсот восемьдесят шестью | При склонении составных числительных изменяются все слова | Двумя тысячами шестьюстами восьмьюдесятью шестью |
Дробные | При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе. | Двух (каких?) четвертых | |
Полтора | Полторами мешками | Две формы: | Полутора мешками |
Сорок, девяносто, сто | Девяностам участникам | Две формы: | Девяноста участникам |
Склонение порядковых имен числительных (который при счете?)
Падеж | Порядковое числительное |
И.м. | тысяча девятьсот семьдесят четвертый год |
Р.п. | тысяча девятьсот семьдесят четвертого года |
Д.п. | тысяча девятьсот семьдесят четвертому году |
В.п. | тысяча девятьсот семьдесят четвертый год |
Т.п. | тысяча девятьсот семьдесят четвертым годом |
П.п. | о тысяча девятьсот семьдесят четвертом годе |
Запомнить!!! При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в форме родительного падежа : |
Склонение простых числительных.
Падеж | количественные | порядковые | дробные | собирательные |
И.п. | двадцать дней | двадцатый день | Две третьих группы | двое котят |
Р.п. | двадцати дней | двадцатого дня | Двух третьих группы | двоих котят |
Д.п. | двадцатому дню | Двум третьим | двоим котятам | |
В.п. | двадцать дней | двадцатый день | Две третьих группы | двоих котят |
Т.п. | двадцатью днями | двадцатым днем | Двумя третьими группы | двоими котятами |
|
|
|
|
|
От 5 – 20, 30 | Порядковое числительное | Числитель | Собирательное числительное |
Склонение сложных числительных
Падеж | От 50 до 80 | От 500 до 900 | Двести, триста, четыреста |
И.п. | пятьдесят | пятьсот | двести |
Р.д. | пятидесяти | пятисот | двухсот |
Д.п | пятистам | двумстам | |
В.п. | пятьдесят | пятьсот | двести |
Т.п | пятьюдесятью | пятьюстами | двумястами |
П.п. | о пятидесяти | о пятистах | о двухстах |
Числительные 40 (сорок), 90 (девяносто), 100 (сто) | |||
И.п., В.п. | сорок | девяносто | сто |
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. | сорока | девяноста | ста |
Склонение имен числительных полтора, полторы (ж.р.), полтораста | |||
И.п., В.п. | полтора | полторы | полтораста |
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. | полутора | полуторы | полутораста |
Трудные случаи образования форм местоимений.
а) к личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они)прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без Него, с Ней или после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др., управляющих родительным падежом: |
б) после наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др. начальное Н не прибавляется: |
в) после формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального Н: |
Обратите внимание! Притяжательное местоимение их имеет только эту форму! ИХНИЙ — это ошибка! |
Нельзя!!! Посреди его, внутри них,ближе нее, ихняя судьба. |
Правильно!!! Посреди него, внутри их, ближе ее, их судьба. |
. Будьте внимательны .при образовании формповелительного:наклонения глаголовбежать, хотеть, лечь,ехать, печь: беги;
поезжай пеки, ляг,заляг
Ошибки в образованииформ ГЛАГОЛА
* Помни)..:
Класть (что делать?) - кладу,кладёшь
Положить (что сделать?)-изложишь, сложишь, отложишьЛожиться (что делать?) - ляг,лягте
Лечь (что сделать?) - ложись,ложитесь
Образование глагольных формпрошедшего времени (сох .иди:сохнул, промокший илипромокнувший?)
Нормой является выпадение-суффикса -НУ во всех формахпрошедшего времени :
ПРИСТАВОЧНЫХ глаголов:
!!! Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.!!! Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.
БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ глаголы в формах прошедшего времениимеют суффикс-НУ: мокнуть -
:мокнул, мокнувший :'
НО! Без суффикса -НУ образуютформу прошедшего времени сосвязанной основой: ввергнуть -вверг:
Трудные случаи образования форм глаголов. Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов.
Инфинитив | Ед.ч. | Мн.ч. |
Глядеть | гляди | глядите |
ехать | поезжай | поезжайте |
лазать | лазай | лазайте |
лезть | полезай, лезь | полезайте, лезьте |
лечь | ляг | лягте |
трогать | трогай | трогайте |
бежать | беги | бегите |
положить | положи | положите |
класть | клади | кладите |
ездить | езди | ездите |
махать | помаши | помашите |
покупать | покупай, купи | покупайте, купите |
разъехаться | разъезжайся | разъезжайтесь |
!!! Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие) |
Трудные случаи образования форм глаголов.Запомнить!!!
В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс – сь: умываться – умывайся, умывайтесь.
!!!Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).!!!Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка)
Глагол класть (всегда без приставки)
Глаголы положить, выложить, уложить, сложить (всегда с приставкой)
У глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить, ощутить, затмить, дерзить нет формы 1л. ед.ч.
!!! Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.!!! Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.
!!! Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).!!! Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.
Трудные случаи образования форм причастий и деепричастий.
причастия | деепричастия |
Смешение возвратных и невозвратных | Запомните: |
Смешение действительных и страдательных причастий ведёт к ошибке: | из вариантов: высунув - высуня, положив - положа, разинув -разиня, скрепив - скрепя, сломив - сломя - литературными являются первые формы; вторые формы устарели и сохраняются лишь во фразеологических сочетаниях (скрепя сердце, сломя голову, положа руку на сердце и т.д.) |
!!! Запомните: | |
отсутствуют формы причастий на -ЩИЙ от глаголов совершенного вида, а также причастий с частицей БЫ (нельзя употреблять:сделающий, вздумающий; вызвавшее бы возражение); |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.