«Морфологический ящик как прием поиска решения выявленных проблем»
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Школа вынуждена уделять все большее внимание проблемам формирования творческого стиля мышления в процессе обучения и воспитания учащихся.
Стандартами задается следующий результат образования на выходе из начальной школы:
– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций:
· самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при
· решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, сочинения,
· графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации;
– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, в Интернете;
– определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»);
- определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;
– учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Поставленные задачи предполагают поиск новых форм и методов обучения, которые:
- формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные,
самооценочные;
- формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализуют принцип связи обучения с жизнью.
При традиционном обучении и воспитании на материале, лишенном образности и эмоций, возникает опасность потери способности детей открывать, творить, создавать, изменять окружающий мир.
Формы общения и взаимодействия педагога и ребенка в традиционной педагогической модели вошли в противоречие с интересами развития личности ребенка, несовместимыми с гуманистическим воззрением, ставящим в центр своего внимания веру в творческие силы ребенка.
Личность ребенка, его неповторимость и уникальность, его интеллектуальные и
творческие возможности - вот те основные ценности, которые необходимо учитывать в работе с детьми. Ребенок с раннего детства должен находиться в среде развивающего обучения: наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т.е. быть включенным в деятельность поиска и творчества.
В УМК «Школа России» не предусмотрено в полной мере развитие способностей детей к творчеству, поэтому в своей работе я применяю ТРИЗ-технологии (теории решения изобретательских задач).
Технология возникла в СССР в конце 40-х годов. Авторы ТРИЗ — бакинский изобретатель, писатель-фантаст Г.С.Альтшуллер (Альтов) и его научная школа.
Первоначально ТРИЗ был создан для применения в инженерно деятельности, но те закономерности, на которых он основан, позволяют использовать его и в других областях, в том числе и в педагогике. Использование ТРИЗ в общеобразовательной школе началось в 1989г. Продолжателем и разработчиком ТРИЗ – педагогики является А. Гин.
Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ-технология, позволяющая, сохраняя основную форму урока, придать ему оригинальность, нестандартность, креативность, повышая этим интерес учащихся к процессу обучения, одним из приёмов которой является «Морфологический ящик»
Цели и задачи:
· целенаправленное развитие навыков системного мышления и творческого воображения;
· обучение способам решения творческих задач;
· обучение способам коллективной познавательной деятельности;
· формирование познавательной активности и интереса;
· воспитание терпимости при соприкосновении с отличающейся точкой зрения;
· воспитание позитивного и конструктивного отношения к окружающей действительности.
И я решаю эти задачи, используя классно-урочную форму и внеклассную формы работы, ведь систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника.
Актуальность методической разработки заключается в том, что применение приемов ТРИЗ способствует формированию универсальных учебных действий:
· регулятивных УУД: прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;
· познавательных УУД: анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации;
· коммуникативных УУД: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли;
· личностных УУД: самоопределение, смыслообразование.
Воспитательный потенциал предполагает анализ любой ситуации, учѐт противоречий, поиск оптимального решения.
Ребята, умеющие применять приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности. ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества. Она помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.
Это положение определяет инновационность методического решения в области активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.
Люди издавна мечтали о методе, который охватывал бы исчерпывающее количество вариантов решения задач. Определенным приближением к этому методу является морфологический анализ. Термин морфологический (греч. morphe – форма) означает внешний вид.
В наше время морфологическим анализом пользуются инженеры и ученые (например, многие дидактические конструкторы по сути представляют собой морфологические ящики).
Сейчас метод морфоанализа и прием создания морфоящика используется на многих уроках. И даже на занятиях в дошкольных учреждениях.
1. На уроке литературного чтения для составления загадок и новых сказок
На что похоже? |
Чем отличается? |
забор |
нельзя перелезть |
пила |
не пилит |
трава |
не растёт |
Зубная щетка |
не чистит зубы |
герой |
злодей |
желания |
волшебные предметы |
превращения |
волшебное место |
Аленушка |
Баба Яга |
Вернуть домой |
Шапка -невидимка |
В комара, муху, шмеля, |
Страна Лжецов |
Гулливер |
Кощей Бессмертный |
Достать живую воду |
Волшебная палочка |
Во льва, мышк |
Королевство Кривых Зеркал |
Айболит |
Бармалей |
Найти волшебные предметы |
Цветик-семицветик |
В карлика |
Лилипутия |
Красная шапочка |
Мачеха |
Вылечить друга |
Скатерть-самобранка |
Козлёночек |
Изумрудный город |
Золушка |
Леший |
Спасти |
Огниво |
|
Страна Чудес |
2. На уроках русского языка при словообразовании и создании паспорта правила
|
Морфема |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А |
приставка |
за |
при |
над |
с |
вы |
Б |
корень |
сух |
вяз |
лед |
мир |
рез |
В |
суффикс |
к |
ник |
н |
ов |
ян |
Г |
окончание |
а |
ой |
|
ут |
ый |
Метод применяется и на других уроках: окружающего мира, технологии.
Морфологический анализ на уроках математики используется, когда нужно систематизировать и инвентаризировать проблему.
1. Использование приема «Морфологический ящик» при решении логических задач.
Встретились три одноклассника: Белов, Рыжов и Чернов. Черноволосый сказал, что ни у одного из них цвет не соответствует фамилии. Правильно! - ответил Белов. Напиши, какого цвета волосы у каждого из мальчиков.
Составим таблицу, которая поможет в анализе задачи.
Друзья |
Цвет волос |
|||
белые |
рыжие |
черные |
||
Белов |
|
+ |
+ |
|
Рыжов |
+ |
|
+ |
|
Чернов |
+ |
+ |
|
|
Анализируя задачу и таблицу, находим ответ: Чернов – блондин, Рыжов – брюнет, Белов – рыжий.
2. Создание морфоящика при закреплении геометрического материала
Тема: Классификация треугольников
Используя знания, построили классификацию треугольников по видам углов и сторон. С ее помощью можно ввести понятия равнобедренного, разностороннего, равностороннего треугольников (одна классификация), а также остроугольного, прямоугольного, тупоугольного (вторая классификация).
1 |
2 |
3 |
|
Стороны |
Все разной длины |
Две равной длины |
Все равной длины |
Углы |
Все острые |
Один тупой, два острых |
Один прямой, два острых |
Такую же таблицу можно создать по теме «Многоугольники».
3. Создание морфологических ящиков при решении творческих задач.
При закреплении и обобщении геометрического материала возможны такие задания творческого характера, основанные на анализе свойств объектов:
«Сконструируй робота», «Нарисуй человечка», «Создай волшебный дом», «Построй ракету» и др.
При работе с морфологическими таблицами у детей формируются и развиваются основы анализа, синтеза, классификации, комбинаторики, обобщения
Использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.
Методов и приемов в ТРИЗ - педагогике очень много. Перечисленный и многие другие приемы успешно применяю на уроках в начальной школе. Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.