Морис Равель. Жизнь в искусстве

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен материал для проведения урока музыки в общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК на тему Бетховен. Морис Равель. Жизнь в искусстве В материале описание известных музыкальных произведений композитора- Хореографическая симфония в трёх частях «Дафнис и Хлоя» «Красавица и чудовище» из сюиты «Моя матушка-гусыня» Музыка к фильмамВ разработке представлены известные произведения композитора
Иконка файла материала музыка.doc
Материал для проведения  урока      музыки в общеобразовательной и  музыкальной школах   по любому УМК  На   тему  Морис Равель. Жизнь в искусстве Используя новейший музыкальный язык,    Равель в то же время питал глубочайшее почтение    к традиционным формам и оставался верен им в своих произведениях... «Великая музыка, я убеждён в этом, всегда идёт от сердца…» Морис Равель  В автобиографии, увидевшей свет в 1928 году, Морис Равель так описывал  свои первые шаги в жизни и музыке: «Я родился 7 марта 1875 года в Сибуре  (Нижние Пиренеи), близ Сен­Жан­де­Люза. Мой отец, родом из Версуа, на  берегу озера Леман, был гражданским инженером. Мать принадлежала к  старинной баскской семье. Мои родители переселились в Париж, когда мне  было три месяца. С тех пор я жил там постоянно. Ещё маленьким ребёнком я  был восприимчив к музыке ­ ко всякой музыке. Мой отец, более сведущий в  этом искусстве, чем большинство любителей, стал с ранних лет развивать у  меня эти наклонности и поощрять моё усердие. В возрасте шести лет, минуя  сольфеджио, которое я так никогда и не проходил, я начал обучаться игре на  рояле. Моими учителями был и Анри Гиз, затем М. Шарль­Рене, с которыми я впервые стал заниматься гармонией, контрапунктом и композицией. В 1889  году я поступил в Парижскую консерваторию, в подготовительный класс  рояля к Антиому, а через два года перешёл в класс Шарля Берио». Сразу же отметим, что баскское происхождение матери композитора придало  особое своеобразие его творчеству (сильнейшим образом это своеобразие  проявилось, конечно же, во всемирно известном «Болеро»). Сравнительно с  другими композиторам и, многие из которых начинали писать музыку, едва  выйдя из пелёнок, Равель приступил к «сочинительству» довольно поздно. Его первые вещи ­ Серенада «Гротеск» и «Баллада о королеве, умершей от  любви» ­ относятся к 1893 году. В это время он занимался в классе гармонии  Пессара. В 1895 году он создал «Старинный менуэт» и «Хабанеру» для рояля. Значительными произведениями эти вещь назвать нельзя, однако сам Равель  считал, что «В них уже есть такие черты, которые впоследствии стали  преобладающими в моих сочинениях».Большое влияние на молодого композитора оказала русская музыка. Он  восхищался произведениями Римского­Корсакова, Бородина, Мусоргского  (впоследствии он даже оркестровал его «Картинки с выставки»). Впрочем,  нужно отметить, что под очарованием русской музыки в то время находился  весь Париж. К началу ХХ века Равель был уже довольно известен в  авангардистских кругах как великолепный пианист и автор «очаровательно­ странных» пьес. Однако этого «полуподпольного» признания оказалось недостаточно для  получения высшей композиторской награды ­ Римской Премии. В первый раз  Равель принял участие в конкурсе на Римскую Премию в 1901 году и получил  вторую большую премию. В 1902 и 1903 годах комиссия отвергала его  произведения. Последний раз Равель «попытал счастья» в 1905 году, но тогда  комиссия отказала ему в участии в конкурсе, поскольку он уже «не проходил  по возрасту». В своей автобиографии композитор уделяет этому отказу всего две сухие  строки: «В 1905 году я, по решению жюри, не был допущен к  заключительному туру конкурса». Он не упоминает о той буре, что  разразилась после этого «решения жюри». Музыкальная общественность  негодовала. Ромен Роллан обратился к комиссии с пламенным протестом:  «Чувство справедливости вынуждает меня признать, что Равель не только  многообещающий ученик, но уже одна из самых ярких индивидуальностей  нашей школы, в которой их не так много. Я не сомневаюсь, что вы, господа  судьи, имели благородные намерения, но своим отказом вы обрекли его на  вечные муки… Равель подходит к Римской Премии не как ученик, а как  композитор, у которого дебют за плечами. Я удивляюсь композиторам,  которые осмелились его оценить. Кто оценит их, когда придёт их час?» Любопытно, но скандал с жюри вызвал у парижского бомонда приступ  удвоенной (если не удесятерённой) любви к Равелю. Все наперебой старались  «развлечь» его, выказать ему своё участие и поддержку. Так, чета Эдвардс  (Альфред Эдвардс был главным редактором газеты «Matin», а его жена,  приятельница Малларме, Ренуара и Боннара, славилась в парижском  артистическом мире как одна из самых щедрых меценаток) пригласила его в  путешествие к берегам Голландии на борту своей роскошной яхты. В последующие годы, вплоть до начала Первой мировой войны, слава Равеля  росла, подпитываемая успехом его следующих произведений. В эти годыпоявились «Отражения», «Естественные истории», «Моя матушка­гусыня»,  «Ночной Гаспар» (по мотивам «Гаспара из тьмы» Алоизиуса Бертрана),  «Благородные и сентиментальные вальсы», «Испанская рапсодия», опера  «Испанский час» и хореографическая симфония «Дафнис и Хлоя»,  написанная для балетной труппы Сергея Дягилева. Когда началась Первая мировая война, Равель не захотел оставаться в  стороне. Он всеми силами пытался попасть в воздушные войска, однако  «поступить в лётчики» ему так и не позволили. Единственное, чего ему  удалось добиться после многочисленных просьб, это стать водителем  санитарного грузовика. С ноября 1915 по март 1917 года он находился в  действующей армии. Конец его «военной карьере» положила дизентерия, ­  после операции и длительного пребывания в госпитале композитор был  демобилизован. Демобилизовавшись, он поселился в Лион­ла­Форе и возвратился к  творчеству. Это возвращение давалось трудно. Равеля мучили бессонница,  нервные расстройства, воспоминания о погибших друзьях. Им, навсегда  оставшимся на полях сражений, он посвятил свою «Гробницу Куперена»,  начатую ещё в 1914 году. Только к началу 1920­х годов композитор смог вернуться к довоенному  «рабочему ритму». В 1921 году он купил дом в Монфор­л' Амори, местечке в  пятидесяти километрах от Парижа. Здесь, в тишине и уединении, он отдыхал  душой и создавал новые произведения. Одно из самых прелестных его сочинений 1920­х годов ­ опера­балет «Дитя и  волшебство» (1925). Поставленная сразу же после написания в Монте­Карло,  эта чарующая музыкальная сказка снискала самую горячую любовь публики. Вплоть до конца 1920­х годов Равель вёл самую активную жизнь. Он много  писал и ездил с выступлениями. К важнейшим его турне этих лет относятся  гастрольные поездки по Англии (здесь его почтили степенью доктора  Оксфордского университета), Канаде и Скандинавии. Блестящий приём  ожидал композитора и в США. В 1928 году Равель по просьбе известной танцовщицы Иды Рубинштейн  написал своё самое знаменитое произведение ­ «Болеро». Не менее замечательно и другое «заказное» произведение Равеля ­  Фортепианный концерт для левой руки. С просьбой о написании концерта кнему обратился Пауль Витгенштейн, немецкий пианист, потерявший на  фронте правую руку. В 1933 году композитор попал в автокатастрофу, результатом которой  явилась тяжёлая опухоль мозга. Болезнь прогрессировала, и в 1937 году  врачи, почти не рассчитывая на успех, решились на оперативное  вмешательство. Положительных результатов операция не принесла, и 28  октября Морис Равель скончался. Звуки музыки Благородные и сентиментальные вальсы Равель так говорил об этом цикле из восьми вальсов: «Название «Благородные и сентиментальные вальсы» само говорит о моём намерении создать цикл  вальсов вроде шубертовского. Виртуозность ­ основа «Ночного Гаспара»  сменяется здесь прозрачным письмом, подчёркивающим гармонию и  выявляющим мелодический рисунок. «Благородные и сентиментальные вальсы» были впервые исполнены под  громкий свист и неодобрительные возгласы публики в одном из концертов ­  викторин. Слушатели путём голосования определяли автора каждого  исполнявшегося произведения. Незначительным большинством публика  признала меня автором «Вальсов». Цикл «Благородные и сентиментальные  вальсы» был написан в 1911 году для фортепиано. Однако вскоре Равель  оркестровал его (так он поступал с большинством своих фортепианных  произведений). Но и в оркестровой версии «Вальсы» не получили должного признания при  жизни их автора. Даже седьмой вальс, который Равель считал самым  характерным во всём цикле, не снискал одобрения критики и слушателей.  Надо отметить, что и теперь этот цикл исполняется реже, чем другие  произведения Равеля, хотя является одним из изящнейших его произведений. Дафнис и Хлоя Хореографическую симфонию в трёх частях «Дафнис и Хлоя» Равель написал в 1911 году по просьбе Сергея Дягилева. Премьера «Дафниса и Хлои» в  исполнении дягилевской труппы состоялась 8 июня 1912 года. Партию  Дафниса исполнял прославленный танцор Вацлав Нижинский, Хлою ­ не  менее знаменитая балерина Тамара Карсавина.Над хореографией работал Михаил Фокин, костюмы и декорации создал Лев  Бакст. Одним словом, премьера была просто «обречена на успех». Либретто балета уводит нас из предвоенной Европы в Золотой век. Дафнис и  Хлоя ­ подлинные дети счастливой Аркадии. Они любят друг друга светлой и  невинной любовью. Им не ведомы муки ревности и заботы о хлебе насущном.  Но однажды Хлою похищают пираты. Дафнис сражён горем. Видя его  отчаяние, нимфы просят Пана помочь спасти девушку. Пан посылает ей на  выручку сатиров, и вскоре уже влюблённые воссоединяются. Они клянутся в  вечной любви у алтаря нимф. Несмотря на некоторую наивность либретто, как сценическое действо  «Дафнис и Хлоя» производят неизгладимое впечатление. Во многом оно  обусловливается, конечно же, прекрасной музыкой Равеля. Заслуживает  внимания, между прочим, тот факт, что почти все самые известные  фрагменты балета ­ те, во время которых на сцене не танцуют. Написанная для Дягилева партитура балета «Дафнис и Хлоя» ­ одна из  вершин творчества композитора. Среди её лучших страниц – картина восхода  солнца. Из музыки балета составлены две симфонические сюиты. «Красавица и чудовище» из сюиты «Моя матушка­гусыня» Сюжет «Моей матушки­гусыни» навеян историями Шаря Перро и других  сказочников. Сначала, в 1908 – 1910 годах, Равель написал маленькую сюиту  из пяти пьес для фортепианного дуэта. Затем он её оркестровал для балета.  «Красавица и чудовище» вдохновлена популярнейшей сказкой, которая  многим знакома под названиями «Земира и Азор» или «Аленький цветочек».  Медленная вальсовая тема рисует портрет красавицы. Тему чудовища вначале играет низкий и грубый контрафагот, но, когда монстр превращается в  прекрасного принца, тема его тоже магически преображается.  Болеро «Только одним способом можно представить настоящий характер «Болеро» ­  увидев его в хореографической интерпретации Иды Рубинштейн. Её  исполнение всегда будет оставаться недостижимым идеалом, образцом для  будущих исполнителей произведения Равеля». Так встретила премьеру  «Болеро» в хореографической постановке Иды Рубинштейн одна из  парижских газет.Главную роль в «Болеро» играет даже не столько завораживающая мелодия,  повторяющаяся на протяжении всего произведения (главная тема,  продолжительностью всего в восемнадцать тактов, ни на секунду не уступает  «поля боя» другой теме), а ритм. Мелодия постоянно сопровождается  однообразным ритмическим аккомпанементом, поддерживаемым барабаном.  При этом заметьте, она не кажется однообразной, механичной. Не менее важна, чем ритм, в этом произведении оркестровка. В первых тактах «участвуют» лишь четыре инструмента. По мере же нарастания оркестрового  крещендо, на сцену выступают всё новые и новые инструменты. К финалу их  становится уже двадцать шесть. Интересные факты По происхождению Равель был отчасти швейцарцем, отчасти баском, что не  могло не наложить отпечатка на его музыку. Он учился в Парижской  консерватории, пять раз неудачно учувствовал в конкурсе на Римскую  премию, но стал ведущим французским композитором. Музыка к фильмам В 1934 году грандиозный успех «Болеро» подал Митчеллу Лейзену идею  снять одноименный фильм с Кэрол Ломбард и Джорджем Рафтом. С тех пор  музыка Равеля стала очень популярной в кино. Два относительно недавних  примера – «Американский оборотень в Париже» (1997) с Томом Эвереттом  Скоттом и Жюли Дельпи, где звучит музыка из «Дафниса и Хлои», и  «Семейка Тоненбаумов» (2001) с Джином Хэкманом и Анжеликой Хьюстон,  где использованы фрагменты Квартета Фа мажор. . Источник   http://music­fantasy.ru/materials/moris­ravel­zhizn­v­iskusstve