Представлен материал для проведения урока музыки в общеобразовательной и музыкальной школах по любому УМК на тему Бетховен. Морис Равель. Жизнь в искусстве
В материале описание известных музыкальных произведений композитора-
Хореографическая симфония в трёх частях «Дафнис и Хлоя»
«Красавица и чудовище» из сюиты «Моя матушка-гусыня»
Музыка к фильмамВ разработке представлены известные произведения композитора
Материал для проведения урока музыки в общеобразовательной и
музыкальной школах по любому УМК
На тему Морис Равель. Жизнь в искусстве
Используя новейший музыкальный язык,
Равель в то же время питал глубочайшее почтение
к традиционным формам и оставался верен им в своих произведениях...
«Великая музыка, я убеждён в этом, всегда идёт от сердца…»
Морис Равель
В автобиографии, увидевшей свет в 1928 году, Морис Равель так описывал
свои первые шаги в жизни и музыке: «Я родился 7 марта 1875 года в Сибуре
(Нижние Пиренеи), близ СенЖандеЛюза. Мой отец, родом из Версуа, на
берегу озера Леман, был гражданским инженером. Мать принадлежала к
старинной баскской семье. Мои родители переселились в Париж, когда мне
было три месяца. С тех пор я жил там постоянно. Ещё маленьким ребёнком я
был восприимчив к музыке ко всякой музыке. Мой отец, более сведущий в
этом искусстве, чем большинство любителей, стал с ранних лет развивать у
меня эти наклонности и поощрять моё усердие. В возрасте шести лет, минуя
сольфеджио, которое я так никогда и не проходил, я начал обучаться игре на
рояле. Моими учителями был и Анри Гиз, затем М. ШарльРене, с которыми я
впервые стал заниматься гармонией, контрапунктом и композицией. В 1889
году я поступил в Парижскую консерваторию, в подготовительный класс
рояля к Антиому, а через два года перешёл в класс Шарля Берио».
Сразу же отметим, что баскское происхождение матери композитора придало
особое своеобразие его творчеству (сильнейшим образом это своеобразие
проявилось, конечно же, во всемирно известном «Болеро»). Сравнительно с
другими композиторам и, многие из которых начинали писать музыку, едва
выйдя из пелёнок, Равель приступил к «сочинительству» довольно поздно. Его
первые вещи Серенада «Гротеск» и «Баллада о королеве, умершей от
любви» относятся к 1893 году. В это время он занимался в классе гармонии
Пессара. В 1895 году он создал «Старинный менуэт» и «Хабанеру» для рояля.
Значительными произведениями эти вещь назвать нельзя, однако сам Равель
считал, что «В них уже есть такие черты, которые впоследствии стали
преобладающими в моих сочинениях».Большое влияние на молодого композитора оказала русская музыка. Он
восхищался произведениями РимскогоКорсакова, Бородина, Мусоргского
(впоследствии он даже оркестровал его «Картинки с выставки»). Впрочем,
нужно отметить, что под очарованием русской музыки в то время находился
весь Париж. К началу ХХ века Равель был уже довольно известен в
авангардистских кругах как великолепный пианист и автор «очаровательно
странных» пьес.
Однако этого «полуподпольного» признания оказалось недостаточно для
получения высшей композиторской награды Римской Премии. В первый раз
Равель принял участие в конкурсе на Римскую Премию в 1901 году и получил
вторую большую премию. В 1902 и 1903 годах комиссия отвергала его
произведения. Последний раз Равель «попытал счастья» в 1905 году, но тогда
комиссия отказала ему в участии в конкурсе, поскольку он уже «не проходил
по возрасту».
В своей автобиографии композитор уделяет этому отказу всего две сухие
строки: «В 1905 году я, по решению жюри, не был допущен к
заключительному туру конкурса». Он не упоминает о той буре, что
разразилась после этого «решения жюри». Музыкальная общественность
негодовала. Ромен Роллан обратился к комиссии с пламенным протестом:
«Чувство справедливости вынуждает меня признать, что Равель не только
многообещающий ученик, но уже одна из самых ярких индивидуальностей
нашей школы, в которой их не так много. Я не сомневаюсь, что вы, господа
судьи, имели благородные намерения, но своим отказом вы обрекли его на
вечные муки… Равель подходит к Римской Премии не как ученик, а как
композитор, у которого дебют за плечами. Я удивляюсь композиторам,
которые осмелились его оценить. Кто оценит их, когда придёт их час?»
Любопытно, но скандал с жюри вызвал у парижского бомонда приступ
удвоенной (если не удесятерённой) любви к Равелю. Все наперебой старались
«развлечь» его, выказать ему своё участие и поддержку. Так, чета Эдвардс
(Альфред Эдвардс был главным редактором газеты «Matin», а его жена,
приятельница Малларме, Ренуара и Боннара, славилась в парижском
артистическом мире как одна из самых щедрых меценаток) пригласила его в
путешествие к берегам Голландии на борту своей роскошной яхты.
В последующие годы, вплоть до начала Первой мировой войны, слава Равеля
росла, подпитываемая успехом его следующих произведений. В эти годыпоявились «Отражения», «Естественные истории», «Моя матушкагусыня»,
«Ночной Гаспар» (по мотивам «Гаспара из тьмы» Алоизиуса Бертрана),
«Благородные и сентиментальные вальсы», «Испанская рапсодия», опера
«Испанский час» и хореографическая симфония «Дафнис и Хлоя»,
написанная для балетной труппы Сергея Дягилева.
Когда началась Первая мировая война, Равель не захотел оставаться в
стороне. Он всеми силами пытался попасть в воздушные войска, однако
«поступить в лётчики» ему так и не позволили. Единственное, чего ему
удалось добиться после многочисленных просьб, это стать водителем
санитарного грузовика. С ноября 1915 по март 1917 года он находился в
действующей армии. Конец его «военной карьере» положила дизентерия,
после операции и длительного пребывания в госпитале композитор был
демобилизован.
Демобилизовавшись, он поселился в ЛионлаФоре и возвратился к
творчеству. Это возвращение давалось трудно. Равеля мучили бессонница,
нервные расстройства, воспоминания о погибших друзьях. Им, навсегда
оставшимся на полях сражений, он посвятил свою «Гробницу Куперена»,
начатую ещё в 1914 году.
Только к началу 1920х годов композитор смог вернуться к довоенному
«рабочему ритму». В 1921 году он купил дом в Монфорл' Амори, местечке в
пятидесяти километрах от Парижа. Здесь, в тишине и уединении, он отдыхал
душой и создавал новые произведения.
Одно из самых прелестных его сочинений 1920х годов операбалет «Дитя и
волшебство» (1925). Поставленная сразу же после написания в МонтеКарло,
эта чарующая музыкальная сказка снискала самую горячую любовь публики.
Вплоть до конца 1920х годов Равель вёл самую активную жизнь. Он много
писал и ездил с выступлениями. К важнейшим его турне этих лет относятся
гастрольные поездки по Англии (здесь его почтили степенью доктора
Оксфордского университета), Канаде и Скандинавии. Блестящий приём
ожидал композитора и в США.
В 1928 году Равель по просьбе известной танцовщицы Иды Рубинштейн
написал своё самое знаменитое произведение «Болеро».
Не менее замечательно и другое «заказное» произведение Равеля
Фортепианный концерт для левой руки. С просьбой о написании концерта кнему обратился Пауль Витгенштейн, немецкий пианист, потерявший на
фронте правую руку.
В 1933 году композитор попал в автокатастрофу, результатом которой
явилась тяжёлая опухоль мозга. Болезнь прогрессировала, и в 1937 году
врачи, почти не рассчитывая на успех, решились на оперативное
вмешательство. Положительных результатов операция не принесла, и 28
октября Морис Равель скончался.
Звуки музыки
Благородные и сентиментальные вальсы
Равель так говорил об этом цикле из восьми вальсов: «Название «Благородные
и сентиментальные вальсы» само говорит о моём намерении создать цикл
вальсов вроде шубертовского. Виртуозность основа «Ночного Гаспара»
сменяется здесь прозрачным письмом, подчёркивающим гармонию и
выявляющим мелодический рисунок.
«Благородные и сентиментальные вальсы» были впервые исполнены под
громкий свист и неодобрительные возгласы публики в одном из концертов
викторин. Слушатели путём голосования определяли автора каждого
исполнявшегося произведения. Незначительным большинством публика
признала меня автором «Вальсов». Цикл «Благородные и сентиментальные
вальсы» был написан в 1911 году для фортепиано. Однако вскоре Равель
оркестровал его (так он поступал с большинством своих фортепианных
произведений).
Но и в оркестровой версии «Вальсы» не получили должного признания при
жизни их автора. Даже седьмой вальс, который Равель считал самым
характерным во всём цикле, не снискал одобрения критики и слушателей.
Надо отметить, что и теперь этот цикл исполняется реже, чем другие
произведения Равеля, хотя является одним из изящнейших его произведений.
Дафнис и Хлоя
Хореографическую симфонию в трёх частях «Дафнис и Хлоя» Равель написал
в 1911 году по просьбе Сергея Дягилева. Премьера «Дафниса и Хлои» в
исполнении дягилевской труппы состоялась 8 июня 1912 года. Партию
Дафниса исполнял прославленный танцор Вацлав Нижинский, Хлою не
менее знаменитая балерина Тамара Карсавина.Над хореографией работал Михаил Фокин, костюмы и декорации создал Лев
Бакст. Одним словом, премьера была просто «обречена на успех».
Либретто балета уводит нас из предвоенной Европы в Золотой век. Дафнис и
Хлоя подлинные дети счастливой Аркадии. Они любят друг друга светлой и
невинной любовью. Им не ведомы муки ревности и заботы о хлебе насущном.
Но однажды Хлою похищают пираты. Дафнис сражён горем. Видя его
отчаяние, нимфы просят Пана помочь спасти девушку. Пан посылает ей на
выручку сатиров, и вскоре уже влюблённые воссоединяются. Они клянутся в
вечной любви у алтаря нимф.
Несмотря на некоторую наивность либретто, как сценическое действо
«Дафнис и Хлоя» производят неизгладимое впечатление. Во многом оно
обусловливается, конечно же, прекрасной музыкой Равеля. Заслуживает
внимания, между прочим, тот факт, что почти все самые известные
фрагменты балета те, во время которых на сцене не танцуют.
Написанная для Дягилева партитура балета «Дафнис и Хлоя» одна из
вершин творчества композитора. Среди её лучших страниц – картина восхода
солнца. Из музыки балета составлены две симфонические сюиты.
«Красавица и чудовище» из сюиты «Моя матушкагусыня»
Сюжет «Моей матушкигусыни» навеян историями Шаря Перро и других
сказочников. Сначала, в 1908 – 1910 годах, Равель написал маленькую сюиту
из пяти пьес для фортепианного дуэта. Затем он её оркестровал для балета.
«Красавица и чудовище» вдохновлена популярнейшей сказкой, которая
многим знакома под названиями «Земира и Азор» или «Аленький цветочек».
Медленная вальсовая тема рисует портрет красавицы. Тему чудовища вначале
играет низкий и грубый контрафагот, но, когда монстр превращается в
прекрасного принца, тема его тоже магически преображается.
Болеро
«Только одним способом можно представить настоящий характер «Болеро»
увидев его в хореографической интерпретации Иды Рубинштейн. Её
исполнение всегда будет оставаться недостижимым идеалом, образцом для
будущих исполнителей произведения Равеля». Так встретила премьеру
«Болеро» в хореографической постановке Иды Рубинштейн одна из
парижских газет.Главную роль в «Болеро» играет даже не столько завораживающая мелодия,
повторяющаяся на протяжении всего произведения (главная тема,
продолжительностью всего в восемнадцать тактов, ни на секунду не уступает
«поля боя» другой теме), а ритм. Мелодия постоянно сопровождается
однообразным ритмическим аккомпанементом, поддерживаемым барабаном.
При этом заметьте, она не кажется однообразной, механичной.
Не менее важна, чем ритм, в этом произведении оркестровка. В первых тактах
«участвуют» лишь четыре инструмента. По мере же нарастания оркестрового
крещендо, на сцену выступают всё новые и новые инструменты. К финалу их
становится уже двадцать шесть.
Интересные факты
По происхождению Равель был отчасти швейцарцем, отчасти баском, что не
могло не наложить отпечатка на его музыку. Он учился в Парижской
консерватории, пять раз неудачно учувствовал в конкурсе на Римскую
премию, но стал ведущим французским композитором.
Музыка к фильмам
В 1934 году грандиозный успех «Болеро» подал Митчеллу Лейзену идею
снять одноименный фильм с Кэрол Ломбард и Джорджем Рафтом. С тех пор
музыка Равеля стала очень популярной в кино. Два относительно недавних
примера – «Американский оборотень в Париже» (1997) с Томом Эвереттом
Скоттом и Жюли Дельпи, где звучит музыка из «Дафниса и Хлои», и
«Семейка Тоненбаумов» (2001) с Джином Хэкманом и Анжеликой Хьюстон,
где использованы фрагменты Квартета Фа мажор.
.
Источник http://musicfantasy.ru/materials/morisravelzhiznviskusstve