Мотивация — это система психических и психофизиологических процессов, отвечающих за побуждение, направленность деятельности, настойчивость и способность концентрироваться на предмете деятельности.
С другой стороны, можно рассматривать мотивацию как объяснительный конструкт, который помогает описать и понять конкретные причины поведения, то есть мотивы. В основе любой деятельности, даже самой простой, могут лежать разнообразные мотивы. Например, вы смотрите этот курс, потому что хотите разобраться в теме, повысить свою квалификацию, решить проблему с конкретным ребёнком, узнать методические приёмы по работе с мотивацией, получить удостоверение.
Может казаться, что ребёнком в учёбе может двигать только интерес к конкретному предмету или каким-то явлениям, а если такого интереса нет, то ребёнок не захочет учиться. Это не совсем так. Учебная деятельность базируется на разных мотивах, причём у каждого ребёнка совокупность причин, которые побуждают его учиться, будет своя. Такой индивидуальный набор мотивов мы называем картой мотивов ребёнка.
Собрав карту мотивов конкретного ребёнка, можно понять, как его заинтересовать. Чтобы собрать такую карту, нужно внимательно наблюдать за ребёнком, отмечать, что для него важно.
Карта мотивов помогает:
Какие виды мотивов бывают?
Мотивация — это система психических и психофизиологических процессов, отвечающих за побуждение, направленность деятельности, настойчивость и способность концентрироваться на предмете деятельности.
С другой стороны, можно рассматривать мотивацию как объяснительный конструкт, который помогает описать и понять конкретные причины поведения, то есть мотивы. В основе любой деятельности, даже самой простой, могут лежать разнообразные мотивы. Например, вы смотрите этот курс, потому что хотите разобраться в теме, повысить свою квалификацию, решить проблему с конкретным ребёнком, узнать методические приёмы по работе с мотивацией, получить удостоверение.
Может казаться, что ребёнком в учёбе может двигать только интерес к конкретному предмету или каким-то явлениям, а если такого интереса нет, то ребёнок не захочет учиться. Это не совсем так. Учебная деятельность базируется на разных мотивах, причём у каждого ребёнка совокупность причин, которые побуждают его учиться, будет своя. Такой индивидуальный набор мотивов мы называем картой мотивов ребёнка.
Собрав карту мотивов конкретного ребёнка, можно понять, как его заинтересовать. Чтобы собрать такую карту, нужно внимательно наблюдать за ребёнком, отмечать, что для него важно.
Карта мотивов помогает:
Из каких мотивов может состоять учебная мотивация, или говоря другими словами — каких целей ребёнок пытается достичь, когда учится в школе?
Можно описывать мотивы максимально конкретно, как потребности конкретного ребёнка в каждый момент времени. Например, школьники могут учиться по следующим причинам:
Важно сказать: не существует единой универсальной научной классификации мотивов, которая бы целостно и непротиворечиво описывала внутренние установки ребёнка в процессе обучения. Но мы попробуем объединить конкретные разнородные мотивы в кластеры, чтобы с ними было удобнее работать.
Разберём на конкретном примере
Часто, чтобы понять мотивы конкретного ребёнка, нужно анализировать его жизненную ситуацию целиком, поискать за пределами учёбы. Например, по описанию Лёши видно, что ему важно общение. Кажется, Лёша умеет ладить со сверстниками, он всегда в центре внимания и наслаждается этим, а ещё у него явно есть лидерские задатки. Всё это говорит нам о выраженных социальных мотивах.
Социальные мотивы направлены на построение межличностных отношений, в основе этих мотивов лежат потребности в принятии, понимании и любви.
Они могут выглядеть и звучать по-разному, например: «Я хочу быть хорошей дочерью», «Я стараюсь учиться, чтобы поступить в хороший ВУЗ».
Можно выделить разные виды социальных мотивов:
Какие ещё мотивы бывают?
Стремление к достижениям — базовая психологическая потребность. Учебная и профессиональная деятельность строятся вокруг достижений и результатов.
Что отличает детей и подростков с высокими достижениями:
(см.: Ландау, 2002; Савенков, 2000; Ушаков, 2000; Хеллер, 1997; и др.)
Маслоу описывал познавательную потребность как поиск смысла, желание понимать, систематизировать, организовывать, анализировать, искать связи и смыслы, строить систему ценностей. Обычно мы наблюдаем познавательную мотивацию у высокомотивированных детей и звучит она примерно так: «Мне интересно понимать, как устроены разные вещи», «Мне нравится находить решение задач по математике», «Я люблю читать книги, мне интересно анализировать литературных героев». Для учителя это понятная и приятная картина.
Бывает и так, как у Лёши — настоящий живой интерес, но за пределами школьной программы. И нам может казаться, что это не так важно, что это побочное и бесполезное увлечение ради веселья. Но если задуматься, процессы и особенности обучения в случае с футболом и литературой/биологией/математикой идентичны, только объект (интерес) разный. Про ребёнка с таким интенсивным интересом точно нельзя сказать, что ему ничего не интересно и не нужно в этой жизни.
Стремление к познанию — базовая и естественная потребность человека. Через желание узнавать мир, в частности, проявляется потребность в самоактуализации, саморазвитии. При этом исследовательская активность может проявиться только когда у человека закрыты все базовые потребности, когда ему спокойно и комфортно.
Помните: интересоваться чем-то нормально. И если вы видите, что ребёнка действительно ничего не интересует, это не потому что он плохой или ленивый. Скорее всего, в прошлом или настоящем он столкнулся с событиями, в которых не удовлетворялись его базовые потребности. В этом случае заблокированы потребности более высокого уровня, и ребёнку точно не до познания. Об этом мы поговорим уже в следующем уроке.
Мотивация достижения успеха
Можно выделить 2 полярные стратегии, и первая из них — мотивация достижения успеха. Такая стратегия подразумевает стремление достичь желаемого, прийти к цели. Важно, что при этом сохраняется настойчивость: если на пути к цели возникают препятствия, если что-то не получается, человек с такой стратегией попробует снова. Он ощущает контроль над ситуацией, оказывается способным повлиять на неё.
Школьники, мотивированные на достижение успеха:
Ученики, у которых преобладает стремление к успеху, обычно понимают связь между приложенными усилиями и достижениями: если у них получается достигнуть желаемого, они объясняют это себе тем, что хорошо постарались.
Дети, нацеленные на достижение успеха, обычно выпадают из поля зрения учителя, потому что чаще всего активно включены в работу и не вызывают проблем. При этом такие дети тоже могут потерять мотивацию, например, если цель, к которой они стремятся, не понятна для них, кажется недостижимой или, наоборот, слишком простой.
Основная задача учителя в работе с учениками со стратегией достижения успеха — помочь им реализовать их потенциал и сохранить мотивационный запал.
Как этого можно добиться:
Надежда Александровна
Никак не могу понять, почему если Лёше свойственна мотивация достижения, этого всего не видно на уроках? Что ему мешает стремиться к достижениям и здесь?
Важно различать мотивацию достижения, о которой мы говорили на прошлом уроке, и стратегию достижения успеха, хотя во многом они пересекаются. В первом случае речь идёт о стремлении добиться максимального результата, часто о том, чтобы «обогнать» в чём-то других. Стратегия достижения успеха подразумевает, что человеку в целом важно достичь цели, дойти до конца, преодолевая препятствия. Такая стратегия в некотором смысле больше, чем отдельный мотив; это, скорее, установка, отношение к происходящему: «Я знаю, чего я хочу, и могу этого добиться».
Лёше действительно важно достигать успеха, он в полной мере реализует своё стремление на поле, а вот в рамках учёбы ему пока не хватает заинтересованности, чтобы прикладывать усилия, которые бы привели к достижениям. Как изменить эту ситуацию, мы обязательно обсудим в следующих уроках, а пока вспомним, что Лёша нередко прибегает к хитростям, списыванию и прогулам. И в этом можно увидеть проявление другой полярной стратегии — избегания неудач.
Расскажите больше про избегание неудач
Мотивация достижения успеха
Можно выделить 2 полярные стратегии, и первая из них — мотивация достижения успеха. Такая стратегия подразумевает стремление достичь желаемого, прийти к цели. Важно, что при этом сохраняется настойчивость: если на пути к цели возникают препятствия, если что-то не получается, человек с такой стратегией попробует снова. Он ощущает контроль над ситуацией, оказывается способным повлиять на неё.
Школьники, мотивированные на достижение успеха:
Ученики, у которых преобладает стремление к успеху, обычно понимают связь между приложенными усилиями и достижениями: если у них получается достигнуть желаемого, они объясняют это себе тем, что хорошо постарались.
Дети, нацеленные на достижение успеха, обычно выпадают из поля зрения учителя, потому что чаще всего активно включены в работу и не вызывают проблем. При этом такие дети тоже могут потерять мотивацию, например, если цель, к которой они стремятся, не понятна для них, кажется недостижимой или, наоборот, слишком простой.
Основная задача учителя в работе с учениками со стратегией достижения успеха — помочь им реализовать их потенциал и сохранить мотивационный запал.
Как этого можно добиться:
Надежда Александровна
Никак не могу понять, почему если Лёше свойственна мотивация достижения, этого всего не видно на уроках? Что ему мешает стремиться к достижениям и здесь?
Важно различать мотивацию достижения, о которой мы говорили на прошлом уроке, и стратегию достижения успеха, хотя во многом они пересекаются. В первом случае речь идёт о стремлении добиться максимального результата, часто о том, чтобы «обогнать» в чём-то других. Стратегия достижения успеха подразумевает, что человеку в целом важно достичь цели, дойти до конца, преодолевая препятствия. Такая стратегия в некотором смысле больше, чем отдельный мотив; это, скорее, установка, отношение к происходящему: «Я знаю, чего я хочу, и могу этого добиться».
Лёше действительно важно достигать успеха, он в полной мере реализует своё стремление на поле, а вот в рамках учёбы ему пока не хватает заинтересованности, чтобы прикладывать усилия, которые бы привели к достижениям. Как изменить эту ситуацию, мы обязательно обсудим в следующих уроках, а пока вспомним, что Лёша нередко прибегает к хитростям, списыванию и прогулам. И в этом можно увидеть проявление другой полярной стратегии — избегания неудач.
Расскажите больше про избегание неудач
Стратегию избегания неудач легко понять на контрасте. Если человек ориентирован на достижение успеха, он может сказать: «Я хочу достичь желаемого». Если же человек больше склонен избегать неудач, он, скорее, скажет: «Лишь бы не провалиться» или «Только бы не случилось ничего плохого». Если бы 2 этих человека бежали марафон, первый бы хотел прибежать первым, а второй — хотя бы не последним.
Стратегия избегания неудач у школьников может звучать так: «Только бы меня не спросили», «Главное не получить плохую отметку», «Хоть бы родители не наругали».
Дети, сфокусированные на избегании неудач:
Часто у ребят с этой стратегией нет ощущения, что их усилия связаны с результатом: неудачи они объясняют отсутствием способностей, а успехи — везением и лёгкостью задания. Стратегия избегания неудач часто встречается у детей с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, страхом критики.
Надежда Александровна
Но это совсем не похоже на Лёшу. Ну кто скажет, что у него низкая самооценка? Критики он точно не боится, наоборот, ты ему слово, он тебе 20…
Важно понимать, что мы описали полярные стратегии, но они образуют континуум. Лёше очень важны достижения, поэтому он всё равно будет ближе к полюсу стратегии достижения успеха, но в некоторых сферах жизни, например, в учёбе он использует точечные приёмы вроде списывания. Там, где ему не хватает мотивации достичь успеха, он предпочитает сделать всё, чтобы не потерпеть неудачу.
Есть дети, которым важно добиваться целей везде,во всех сферах, и это, скорее, уже жизненная стратегия, которая распространяется на учебную ситуацию. И наоборот, если не помочь ребёнку со стратегией избегания неудач, у него будет накапливаться негативный опыт трудностей и провалов, и стратегия будет становиться всё мощнее, захватывая другие предметы и сферы жизни.
В самом крайнем случае у ребёнка может развиться состояние выученной беспомощности, когда он не стремится достичь каких-либо целей и уже даже не пытается избежать последствий и неудач.
Выученная беспомощность влияет на мотивацию, когнитивные и эмоциональные процессы и сильно связана с ощущением, что происходящее неподвластно контролю и влиянию.
Механизм развития выученной беспомощности строится вокруг накопленного негативного опыта и безуспешных попыток что-то изменить. Представим ситуацию, когда ребёнок долго болел, пропустил сразу несколько тем, и теперь не может решить определённый тип заданий. Предположим, что учитель не смог это вовремя заметить, а родители не нашли возможности помочь ребёнку.
Постепенно на этот неудачный опыт наслаиваются новые темы, с которыми ребёнок всё ещё не может справиться самостоятельно — так он получает опыт, что усилия не ведут к результату, а его способностей недостаточно. В этот момент неуспешность ребёнка становится достаточно заметна, и он рискует получить ещё и обратную связь от окружающих: «неуч», «у него ничего не получается», «ты ни на что не способен». В какой-то момент даже задачи, с которыми ребёнок справляется, могут начать вызывать опасения: «А вдруг на этот раз у меня не получится?».
Со временем сходят на нет попытки вникнуть и в новые темы — накопленный опыт оказывается сильнее. Такие дети часто даже не пытаются решить контрольную работу, сдают пустые листы, а если их спросить, вызвать к доске, могут и вовсе молчать.
Надежда Александровна
Это описание очень напоминает мне мою ученицу Аню из пятого класса. Это такая тихая, очень пассивная девочка, сидит на последней парте, и даже не всегда можно вспомнить, была она на уроке или нет. Талантами она не блещет, да ещё и очень медлительная, всё по 100 раз нужно повторить. На уроке картина всегда печальная: домашней работы нет, даже тетради часто нет, сдаёт проверочные работы на каких-то клочках бумаги, да и те пустые, только заголовок. Учится на тройки с большим трудом, иногда приходится дотягивать, да и то, потому что иногда приносит задания, ну явно мама или папа делали. Я вообще не представляю, чем она интересуется. Телефон только из рук не выпускает, и есть у неё 2 подружки, вот они втроём на перемене в телефонах, больше она ни с кем не общается, после школы сразу домой. А какие вообще причины у такого состояния?
Помимо накопленного негативного опыта, о котором мы уже говорили раньше, есть и другие источники состояния выученной беспомощности (по Селигману):
Надежда Александровна
Интересно. Я не знаю, что происходило с Аней раньше, мы познакомились только в этом году. А что ещё можно сделать? Пока ситуация кажется мне по-настоящему безвыходной.
К такой работе полезно подключить школьного психолога, если он есть в вашей школе, или порекомендовать родителям обратиться к внешнему специалисту. Работать с выученной беспомощностью сложно, вы не обязаны справляться в одиночку. Но можно идти небольшими шагами и действовать по силам.
Что можно предпринять, если в классе есть ребёнок со стратегией избегания неудач или выученной беспомощностью?
Надежда Александровна
Что-то из этого я делала... Но помогает это слабо. Я старалась давать очень простые задания, чтобы у Ани получилось хоть что-то. Ну и хвалить стараюсь. Но это если и работает, то на один раз. Как-то я весь урок какие-то интересные задания старалась подбирать, обращать на Аню внимание. Но усилий много, а выхлопа ноль. С родителями, правда, не общалась.
Я Учитель
Вернуть такому ребёнку интерес — это долгий и сложный процесс, он требует терпения и усилий, а ещё последовательности. Ребёнку с выученной беспомощностью сложно поверить, что он справится, поэтому даже простые задания не кажутся ему такими. Именно поэтому стоит начать с предметной диагностики: после неё ребёнок сможет увидеть свои ограничения и возможности, а ещё она даёт понять, что дело здесь не в способностях, а в знаниях, которые можно наверстать. К тому же, судя по описанию, Аня – медлительный ребёнок, и если этому раньше не уделяли внимания, скорее всего, это вносит свой вклад в её выученную беспомощность, так как без поддержки копится большой опыт неуспешности. Дети видят, что не соответствуют стандартным требованиям и, более того, просто не могут им соответствовать. Мы разберём, как работать с медлительными детьми в модуле «Как учителю повлиять на учебную мотивацию».
Надежда Александровна
Никогда не задумывалась про медлительность, что это тоже может влиять... Интересно! Но ещё я поняла, что не знаю, какие у Ани могут быть мотивы. Вот мотивы Лёши мы выяснили, а что, у Ани их нет?
Я Учитель
У рёбенка с выученной беспомощностью действительно сложно выделить мотивы, ведь само состояние предполагает, что он бездействует, не предпринимает попыток добиться желаемого. Это, правда, не значит, что у ребёнка нет потребностей и желаний, но эта сфера как бы заблокирована. Такой ребёнок часто и сам не знает, что для него важно, у него может совсем не быть опыта встречи со своим интересом. Как искать интерес и что может нам в этом помочь, мы обсудим в модуле «Как учителю влиять на учебную мотивацию».
Конкретизируем рекомендации на примере
Как работать с выученной беспомощностью Ани
1. Прежде всего сфокусируйтесь на предметной диагностике и постановке целей. Нужно понять список западающих тем (можно для начала только по основным предметам), поставить конкретные цели, по которым можно отслеживать динамику. Так наращиваем ощущение успешности.
2. Учитывайте медлительность Ани. Ей требуется больше времени на то, чтобы понять материал, больше повторений и времени на выполнение заданий, медленная речь. Дайте Ане работать в своём темпе, можно просить приходить чуть заранее.
3. Ищите интерес Ани, пробуйте новые темы и задания, чтобы смотреть, что откликается. Помните, что поиск может занять долго время, а положительного результата можно достичь случайно.
4. Обсудите стратегию работы с родителями. Обратите внимание на медлительность, обсудите, что требования к Ане необходимо снижать. Если родители критикуют за низкие результаты, объясните необходимость сделать таймаут, например, на месяц, когда вся критика строго под запретом.
Как работать с выученной беспомощностью Ани
1. Прежде всего сфокусируйтесь на предметной диагностике и постановке целей. Нужно понять список западающих тем (можно для начала только по основным предметам), поставить конкретные цели, по которым можно отслеживать динамику. Так наращиваем ощущение успешности.
2. Учитывайте медлительность Ани. Ей требуется больше времени на то, чтобы понять материал, больше повторений и времени на выполнение заданий, медленная речь. Дайте Ане работать в своём темпе, можно просить приходить чуть заранее.
3. Ищите интерес Ани, пробуйте новые темы и задания, чтобы смотреть, что откликается. Помните, что поиск может занять долго время, а положительного результата можно достичь случайно.
4. Обсудите стратегию работы с родителями. Обратите внимание на медлительность, обсудите, что требования к Ане необходимо снижать. Если родители критикуют за низкие результаты, объясните необходимость сделать таймаут, например, на месяц, когда вся критика строго под запретом.
5. Психологи Эдвард Деси и Ричард Райан выделили два ключевых вида мотивации — внутреннюю и внешнюю.
6. Отличить их просто: если человеком движут мотивы, связанные непосредственно с самой деятельностью, то их можно назвать внутренними. Например, ребёнок может заниматься математикой, потому что ему нравится решать новые задачи. Решение задач непосредственно относится к обучению математике, поэтому такую мотивацию мы можем назвать внутренней. Или ребёнок может делать домашнее задание, потому что иначе его лишат возможности погулять с друзьями. Нежелание лишиться чего-то приятного, которое и заставляет ребёнка заниматься, не относится к самой учёбе, и такую мотивацию мы назовём внешней. Поговорим об этом подробнее.
7. Внешняя мотивация
8. Внешняя контролирующая мотивация не связана с самой деятельностью, она задаётся отношениями с ближайшим окружением. Например: «Будешь так дальше себя вести — получишь двойку» или «Хорошо напишешь контрольную работу — куплю новую игру» На этих примерах хорошо видно, что взрослые, учитель и родитель, хотят регулировать поведение ребёнка через неприятные последствия или, наоборот, поощрения. Получается, что взрослые ставят цели ребёнку и контролируют процесс обучения.
9. Надежда Александровна
10. Да, я часто так и делаю. Если у ребёнка нет своей цели, желания, мне приходится задавать ему свои, подгонять дополнительно.
11. Это логичное и в какой-то степени понятное решение. Но важно хорошо понимать ограничения внешней контролирующей мотивации:
12. 1. Она работает, пока мы продолжаем контролировать ребёнка и его деятельность.
13. Например, не очень успешного ученика можно оставить после уроков, и в присутствии учителя он даже сделает всё быстро и правильно, но стоит эту практику прекратить, всё возвращается — не сделанное домашнее задание, множество ошибок в классной работе. Или наверняка вы замечали, что после родительского собрания некоторые дети больше включаются в работу, ведь дома случился серьёзный разговор. Но проходит время, эмоции родителей утихают, контроль снижается, и ребёнок начинает вести себя так же, как и раньше.
14. 2. Внешняя контролирующая мотивация эффективна для рутинных и простых задач, а вот для долгосрочных, комплексных или творческих заданий работает слабо.
15. Ребёнок наверняка справится с домашним заданием, которое не очень-то хочется делать, чтобы посидеть вечером в социальных сетях, он даже может подготовиться к контрольной работе, если пообещать ему заплатить за это, как иногда делают родители. Но если мотивировать таким образом на сложные и долгосрочные проекты, мы рискуем получить очень формальные и посредственные результаты, если ребёнок вообще дойдёт до конца. При столкновении с трудностями он, скорее, бросит задачу, чем попробует снова.
16. 3. Чем больше мы контролируем ребёнка, мотивируем его поощрениями и негативными последствиями, тем сложнее ему осознать собственные цели и интересы, найти свой смысл в учёбе.
17. Ведь взрослые настаивают, что надо учиться, контролируют процесс целиком и берут на себя практически всю ответственность, тогда как у ребёнка почти не остаётся пространства для собственных осознанных решений. В каком-то смысле учёба становится для ребёнка вынужденной, ведь это способ что-то получить или чего-то избежать, а ценность самой деятельности постепенно стирается.
18. 4. Внешняя контролирующая мотивация часто негативно отражается на эмоциональном состоянии, поведении ребёнка, а также на отношениях со взрослыми.
19. Как будет реагировать человек, если он вынужден постоянно делать то, чего он не хочет и не понимает? Зависит от его личностных особенностей. Какие-то дети могут активно бороться против контроля и требований, бунтовать и ругаться. Другие предпочитают тихий саботаж вроде списываний и пассивную агрессию. Кто-то может уйти в избегание учебных ситуаций, об этом мы говорили на прошлом уроке. Наконец, есть и дети, которым проще подчиниться и подавить собственные желания. Учёба в таком случае может вызывать большой спектр эмоций от чувства вины, апатии и стыда до разочарования, обиды и гнева.
20. Надежда Александровна
21. Неужели если я пару раз пригрозила двойкой, это всё, конец света?
22. Я Учитель
23. Нет, конечно, всё не так драматично. Важно отслеживать, чтобы поощрения и угрозы негативных последствий не становились основным источником мотивации для ребёнка. Внешняя контролирующая мотивация негативно отражается на ребёнке, если она долгое время преобладает в его жизни, не уравновешивается другими мотивами.
24. Какие могут быть последствия?
Если долгое время преобладает внешняя контролирующая мотивация:
· Внутренняя мотивация
· Давайте рассмотрим противоположный вариант — внутреннюю мотивацию. Напомним, что она непосредственно связана с учёбой и может звучать так: «Мне интересно решить эту задачу», «Я хочу знать, откуда берётся ветер», «Мне хочется понять, что движет этим литературным героем».
· Ребёнку с внутренней мотивацией интересно открывать что-то новое, ему нравится чувствовать, что теперь он умеет то, чего раньше не умел. Он принимает учёбу саму по себе как важную деятельность. Яркое проявление внутренней мотивации можно увидеть у первоклассников, которые чаще всего идут в школу с горящими глазами и с большим удовольствием познают этот мир. Обычно у учителя не возникает вопросов, что делать с таким ребёнком. Он с интересом учится, активно включается в работу, делает задания с желанием.
· Важно понимать, что ребёнок не может остаться в таком состоянии навсегда: он растёт и меняется, перед ним встают новые возрастные задачи, о которых мы поговорим уже в следующем модуле. Нормально, что однажды его приоритеты изменятся, жажда знаний поутихнет, а какие-то предметы вообще перестанут быть интересными. Но важная задача взрослых — поддержать любопытство ребёнка и помочь оформиться его интересам, когда придёт время.
· Давайте подумаем, часто ли вообще внутренняя мотивация встречается в жизни? Вспомните ваше любимое занятие, хобби. Что-то такое, что вы готовы делать долго, даже если в этом нет никакой необходимости. Так проявляется внутренняя мотивация, она может лежать в основе любой деятельности, но всегда делает её эффективной и устойчивой, а ещё даёт ощущение радости, потока.
· Здорово, когда дело, к которому лежит душа, совпадает с работой, которой мы должны заниматься. У детей это учёба, и хорошо, если им правда интересны именно те предметы, которые есть в школе. Но даже далеко не всем взрослым везёт заниматься тем, что по-настоящему радует. А если повезло, внутри любой деятельности найдётся что-то, что мы, скорее, должны делать, чем хотим.
· Внутренняя мотивация в чистом виде на самом деле встречается не так уж часто. Скорее, она может относиться к отдельным задачам («Люблю писать сочинения»), типам работы («Мне нравится работать в команде»), предметам («Хочу, чтобы история была чаще»).
· На самом деле внутренняя и внешняя контролирующая мотивация образуют широкий континуум. Мотивация конкретного ребёнка — это чаще всего сочетание разных видов мотивации в какой-то пропорции.
· Дети с низкой учебной мотивацией находятся ближе к полюсу внешней контролирующей мотивации: обычно на их отказ заниматься учёбой взрослые наращивают контроль, и ситуация усугубляется.
· Но мы всегда можем начать движение в сторону внутренней мотивации. Где-то в середине этого континуума мы встретим ещё одну стратегию — внешнюю автономную мотивацию, которая и ответит на вопрос, как же заинтересовать детей учёбой.
Внешняя автономная мотивация
Любая деятельность более эффективна и комфортна для человека, если в её основе лежат не только внешние мотивы, но и те, что продиктованы его ценностями.
Ребёнок с внешней автономной мотивацией находит личный смысл в учёбе, хотя и не интересуется предметом напрямую: «Мне важно хорошо учиться, чтобы родители были рады», «Я буду учиться, чтобы меня хвалили, так я чувствую себя успешным», «Хорошо учиться — это престижно, меня уважают в классе».
Получается, ребёнок хоть сам и не выбирал учебную деятельность, но принимает её, поскольку в ней реализуются его важные потребности. При такой мотивации есть ощущение автономности, учёба значима для ребёнка и для поддержания его отношений с другими людьми.
В основе внешней автономной мотивации могут оказаться любые мотивы, которые мы обсуждали в первом уроке, например:
Если в рамках урока ребёнок может реализовать свои важные ценности, интересы, стремления, он будет больше включаться в учёбу. Выстраивание занятий с учётом потребностей детей — ключ к тому, чтобы повышать их мотивацию.
В этом нам поможет карта мотивов, о которой мы уже говорили раньше.
Разберём на примере Лёши. У него в карте мотивов:
Как эти мотивы можно задействовать на уроке?
Играть в командные игры, где Лёша может лидировать? Организовать день футбола? Больше включать упражнений на общение? Создавать для Лёши ситуации успеха, а потом хвалить перед всем классом? Как видите, если множество вариантов, как мы можем подключить ребёнка к учебной деятельности, заходя со стороны его ценностей, интересов.
Задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.