Мотивация учеников к обучению.

  • Документация
  • docx
  • 15.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мотивация учеников к обучению.
Иконка файла материала 3.2.-мотивация.docx

Мотивация учеников к обучению.

Древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.

 «Психологический закон» гласит: прежде чем  призвать ребенка к какой-либо деятельнос­ти, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», -писал Л.С. Выготский.

Цель: Повысить качество обучения учащихся к предмету, развить познавательную активность на уроках теоретического и практического обучения, повысить интерес к учебной деятельности, подготовить ребенка знающего предмет и умеющего оказать практическую помощь своему  товарищу.

 

Мотивы и мотивация.

• Мотив - это источник деятельности лю­бого человека. Он выступает как бы «энергетиче­ской батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека.

Нет внутреннего мотива - внутрен­ней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) - это то, что побуждает человека к дея­тельности, ради чего она совершается.

   Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов учебной деятельно­сти называется мотивацией учебной деятельности

 

Причины спада мотивации.

1.          Отношение ученика к учителю.

2.          Отношение учителя к ученику.

3.          Личная значимость предмета.

4.          Умственное развитие ученика.

5.          Продуктивность учебной деятельности.

6.          Непонимание цели учения.

7.          Страх перед школой.

Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира?

А.Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать».

Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности.

Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути. Познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. Познавательный интерес является связывающим звеном для решения традиционной задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или только с эмоциональной сферой личности: это их сложное сплетение. 

 

Стимулирование познавательной активности учащихся:

·             Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).

·             Наглядность.

·             Творческие работы по разным предметам.

·             Участие в предметных олимпиадах.

·             Научно – исследовательская деятельность.

·             Проектная деятельность учащихся.

·             Внеклассные мероприятия по предметам.

·             Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).

·             Дифференциация (разноуровневые задания).

·             Использование различных педагогических технологий: 
-игровые,

-личностно - ориентированные,
-развивающие,
-проблемное обучение, 
-компьютерные.

·             Интегрированные уроки.

·             Карточки, перфокарты для индивидуальной работы.

· Ситуация успеха

Мотивация обучения и стимулирование деятельности учащихся – это одна из основных задач.

Учитывая особенности детей с речевой патологией, мною была сделана корректировка  программ и планирующей документации с учетом факторов, влияющих на формирование положительной мотивации. Учебные программы откорректированы с учетом диагноза учащихся. Содержание календарно -тематического плана по предмету пересмотрено, совершенствования дидактического материала, разнообразных средств обучения, повышающих эффективность обучения. Отбор содержания учебного материала для уроков произвожу также с учетом того, что информация должна быть для учащихся интересной, доступной для понимания. Задания подбираю с учетом психофизиологических особенностей учеников. В структуре урока предусматриваю своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес учащихся к изучаемому материалу. Для наглядности на занятиях использую различный дидактический материал. Применяю дидактические игры, творческие работы по предметам (в рамках предметных недель: пример «Великие математики»; «Великие физики»; «Великие Информатики)», участие в предметных олимпиадах, проектная деятельность учащихся (создание презентаций и докладов по предмету; внеклассные мероприятия по предметам; индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).дифференциация (разноуровневые задания); карточки, перфокарты для индивидуальной работы.

На уроке применяю информационно-компьютерные технологии:     

1.Печатные материалы (тестирование, дидактический материал)

2.Презентации урока с использованием мультимедиа.

3.Личностной (самоанализ, самооценка, самоутверждение)                                             

 

В плане обучения и отношения с учащимися важную роль играют:

1.  Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возмож­ностям учащихся.

2. Проявление личного отношения преподавателя  к уче­нику, группе, высказывание собственного мнения.

3.  Проявление преподавателем  собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, от­ношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и по­буждение учащихся к подобным проявлениям.

4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

На уроках выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения. Дети должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы. Нужно внушить ученикам что, работая  в группе, общаясь с товарищами, оказывая помощь, умение прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.

Научить какому либо предмету всех детей практически невозможно, но научить не бояться определенного предмета, научить любить его - это цель, которую можно реализовать.

В работе учителя главное осторожно пользоваться таким тонким инструментарием, как оценка. Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности. Оценка практически всегда носит субъективный характер, следовательно, очень важны профессиональные умения учителя, при этом необходимо при наличии отрицательных результатов находить успехи в чем-то и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе.

Все виды оценочного воздействия будут наиболее эффективными только при соблюдении ряда условий:

• эмоциональная уравновешенность учителя - в гневе учитель часто бывает несправедлив;

• доброжелательный тон в момент оглашения оценки любого уровня (положительной или отрицательной);

• перевес положительной оценки над отрицательной;

• понимание душевного состояния ребенка;

• не наказание оценкой, а побуждение к действию;

• хорошие знания своего предмета и требований к оценке знаний по данному предмету.

Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел про­граммы, какова основная учебная задача данной работы.

Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной дея­тельности.  Условно можно выделить 4 блока основ­ных методов мотивации : эмоциональные, позновательные, волевые и социальные.

 

I. Эмоциональные

1 - поощрение,

2 - порицание,

3 - учебно-познавательная игра,

4 - создание ярких наглядно-образных представ­лений,

5 - создание ситуаций успеха,

6 - стимулирующее оценивание,

7 - свободный выбор задания,

8 - удовлетворение желания быть значимой лич­ностью.

II. Познавательные

1 - опора на жизненный опыт,

2 - познавательный интерес,

3 - создание проблемной ситуации,

4 - побуждение к поиску альтернативных реше­ний,

5 - выполнение творческих заданий,

6 - «мозговая атака»,

7 - развивающая кооперация (парная и группо­вая работа, проектный метод).

III. Волевые

1 - предъявление учебных требований,

2 - информирование об обязательных результа­тах обучения,

3 - формирование ответственного отношения к учению,

4 - познавательные затруднения,

5 - самооценка деятельности и коррекции,

6 - рефлексия поведения,

7 - прогнозирование будущей деятельности.

 IV. Социальные

1  - развитие желания быть полезным обществу,

2 - побуждение подражать сильной личности,

3 - создание ситуации взаимопомощи,

4 - поиск контактов и сотрудничества,

5 - заинтересованность в результатах коллектив­ной работы,

6 - взаимопроверка,

7 – рецензирование

 

Каждый метод мотивации необходимо применяю согласно ситуации. Для этого я сделал следующее:

1.    Скорректировал учебно-планирующую документацию, внес в нее изменения. Внес изменения в содержание.

2.    Выработал такой стиль общения, чтобы дети видели свои достижения и недостатки, знали, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, могли высказать свое мнение, с удовольствием работали в группе, общались с товарищами, умели прислушиваться к их мнению и оказывали помощь, что очень важно для учащегося.

3.    Организую учебную деятельность таким образом, чтобы сформировать положительные мотивы учения.

4.    Применяю различные виды стимулирования познавательной активности.

 

Можно выделить следующие виды стимулирования познавательной активности учащихся:

·             Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.) – ученики хорошо включаются в данный вид деятельности и с интересом выполняют задания (кодирование и передача информации: один ученик при помощи жестов должен передать информацию классу, первый кто догадается, должен поднять руку и только после этого сказать ответ. Необходимо строго выполнять правила)

·             Наглядность – также является эффективным методом.

·             Участие в предметных олимпиадах – предоставить информацию по олимпиадам таким образом, чтобы дети сами выявили желание участвовать в олимпиадах.

·             Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов. Дети любят задания, которые предоставляются специально, направленно для определенного ученика).

·             Дифференциация (разноуровневые задания. Учитывая, что классе есть как «сильные» ученики, так и «слабые»).

·             Использование различных педагогических технологий: 
-игровые,
-личностно- ориентированные,
-развивающие,
-проблемное обучение, 
-компьютерные.

·             Интегрированные уроки

·             Карточки, перфокарты для индивидуальной работы.

·             Создание ситуации успеха:

«Сбывшаяся радость» (типично для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью, болезненно переживающих неудачи.;

«Неожиданная радость». Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата;

"Мнимый успех": удовлетворенность учащихся невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи;

·  Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

·  Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”.

Возможные варианты (способы) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!»:

·             Продолжай также хорошо работать.

·             Я ценю то, что ты сделал!

·             Это великолепно!

·             Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!

·             Вы меня порадовали!

·             Уже намного лучше!

·             Вы превзошли мои ожидания!

·             У вас сегодня всё получилось!

·             Я поражен вашими знаниями!

·             Вот видишь, ты сам сделал, а говорил, что боишься и не знаешь.

 

Анкета.                                Ф. И. О. _________________________________________________

 

Уважаемые коллеги! Просим Вас ответить на анкету.

1.Закончите предложение.

Начиная урок, я произношу слова: __________________________________________________________________________________

Ученик не работает на уроке. Я ему говорю: __________________________________________________________________________________

Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю: __________________________________________________________________________________

По моему мнению, на эффективность урока влияет:____________________________________________________________________________

2.Каким образом поощряете учеников:_________________________________________________ __________________________________________________________________________________

3.Ваши рекомендации по повышению мотивации к обучению в классе:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Анкета.                                Ф. И. О. _________________________________________________

 

Уважаемые коллеги! Просим Вас ответить на анкету.

1.Закончите предложение.

Начиная урок, я произношу слова: __________________________________________________________________________________

Ученик не работает на уроке. Я ему говорю: __________________________________________________________________________________

Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю: __________________________________________________________________________________

По моему мнению, на эффективность урока влияет:____________________________________________________________________________

2.Каким образом поощряете учеников:_________________________________________________ __________________________________________________________________________________

3.Ваши рекомендации по повышению мотивации к обучению в классе:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________